Политическая элита: факторы возникновения, функции, структура.
Билет № 7.
Семья как важнейший социальный институт.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.
Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
|
|
1. вступление в брак - образование семьи;
2. начало деторождения - рождение первого ребенка;
3. окончание деторождения - рождение последнего ребенка;
4. "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5. прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредство которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
|
|
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка; старший, младший) и т. д.
|
|
Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.
Формы брака
Согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи являетсябрак - исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называетсянеполной семьей.
Если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называютэкзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. В ряде обществ запрещено выбирать партнера внутри своего клана, деревни, племени.Эндогамия — это ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союзс партнером другой расы или из низших слоев общества).
|
|
Современное западное общество знает один основной вид цивилизованной формы супружества -моногамию, т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуетсяполигамия — форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии:групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях;полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака являетсяполигиния, илимногоженство. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины.
Развод стал настолько распространенным в нашей жизни, что половина россиян, впервые вступающих в брак, «обречены» на развод (социологи впервые обратили внимание на существование данной проблемы еще в 1970-х гг.). Объяснение этого явления пытаются искать в многообразныхмакрострук- турныхизменениях и природе интимных отношений.
В некоторых исследованиях отмечается, что в период экономических спадов число разводов уменьшается, а в период экономического подъема, наоборот, возрастает. Может быть, причина этого в том, что развитое индустриальное общество открывает человеку атьтернативные источники финансовой стабильности, служебного благополучия, нравственной и личной удовлетворенности.
Политическая элита: факторы возникновения, функции, структура.
Термин «элита» происходит от французского «elite» - лучшее, отборное, избранное. С XVI в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», к высшей знати. В научный оборот он был введен на рубеже XIX-XX вв. Равнозначными понятиями являются: правящий слой, правящая верхушка, правящие круги. Как целостная система взглядов теория элит сформировалась благодаря трудам Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.
Правящая элита - это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество.
Классики теорий элит заложили основу для исследования проблемы. Исходной точкой анализа являлось признание существующих в обществе естественных и социальных различий между людьми, их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические процессы. При любой форме власти организованное меньшинство осуществляет руководство большинством общества, т. е. существование элиты признается неизбежным.
Если элитарность общества - это реальность, то уместно поставить вопрос: кто составляет элиту? В теориях элит сформировалось два подхода:
Ценностный объясняет существование элиты неким превосходством. (Г. Моска: элита создается на основе ума, способностей, богатства; Л. Боден: элиту составляют люди с моральным и интеллектуальным превосходством). В элиту входят люди с наивысшим чувством ответственности, т. е. элита рассматривается как модель достоинств (в ней - самые мудрые, порядочные, компетентные люди). Но в реальной жизни политическая элита - это часто циничные, коррумпированные люди. Таким образом, ценностный подход уязвим.
Структурно-функциональный подход базируется на особой важности функции управления в обществе, отсюда проистекает исключительная роль людей (т. е. элиты), эти функции выполняющих. Но и этот подход уязвим, здесь очевидная тавтология. На вопрос «кто обладает властью?» ответ дается: те, кто возглавляют институты власти. Кроме того, абсолютизируются формальные механизмы власти.
Любая элита осуществляет власть. А осуществление власти зависит во многом от способа воспроизводства правящего класса. Г. Моска выделял три способа: наследование, выборы, кооптацию. Любая элита стремится к сохранению и воспроизводству власти путем наследования (это - аристократическая тенденция). Но в обществе всегда есть политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов (демократическая тенденция). Если верх берет аристократическая тенденция, то происходит «закрытая кристаллизация» элиты, которая ведет к закрытости, окостенелости, вырождению. Если верх берет демократическая тенденция, то элита пополняется наиболее способными людьми из других социальных слоев и тогда ей присущи динамизм, энергия, жизнеспособность.
В теориях элит уделяется большое внимание исследованию проблемы высокой степени автономии элиты в обществе. Р. Михельс акцентировал внимание на том, что так как прямая демократия невозможна, то для принятия и реализации решений необходимы особые организации - партии, профсоюзы. А развитие любой организации идет по своим внутренним законам: формируется особый управленческий слой, формируется иерархия. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, заботится в первую очередь о сохранении своего положения. Эту тенденцию Р. Михельс назвал «железным законом олигархии».
Дискуссионным вопросом в теориях элит является проблема характера правящей элиты с точки зрения ее сплоченности. Часть элитистов (вслед за Р. Миллсом) считают, что элита - это единая сплоченная группа, монополизирующая сферу господства. Экономическая, политическая и военная элиты составляют единую властвующую группу. Другая часть - сторонники плюралистической теории элит - считают, что элита - это не единая сплоченная группа. В обществе существует несколько элит, каждая из них осуществляет господство в своей сфере и не способна доминировать во всех областях общественной жизни.
Еще одной проблемой, рассматриваемой в теориях элит, является определение места элиты в классовом обществе. С точки зрения последователей марксизма элита - это верхушка экономически господствующего класса, которая осуществляет руководство обществом для поддержания той системы, которая дает ему привилегированное положение. С точки зрения либеральной концепции (К. Манхейм) политика является равноправной сферой жизни общества, поэтому элита стоит над системой классов, выполняя необходимые для общества функции.
Таким образом: элита рассматривается исследователями как особая группа, которая имеет способности и возможности влиять на общество, она занимает господствующее положение, достаточно автономна от общества, обладает механизмами о воспроизводства и легитимации своей власти.
Структура элиты. Так как любая элита - это группа людей, причем достаточно многочисленная, она не может быть абсолютно однородной. При выделении структурных элементов элиты можно руководствоваться разными критериями. Например:
По объему властных функций элита делится на три группы:
1) высшая. К ней относятся ведущие политические руководители, люди, занимающие высшие посты во всех ветвях власти. К этой группе относятся президент и его окружение, руководители правительства, главы высших судебных органов, лидеры влиятельных партий, спикер парламента, главы крупных парламентских фракций;
2) средняя. К ней относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти: депутаты, сенаторы, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и движений (не самых влиятельных);
3) административная. К ней относятся члены правительства, высший слой государственных служащих.
По территориальному признаку элита делится на центральную и региональную.
По стилю руководства элита делится на «львов» и «лис» (Н. Макиавелли, В. Парето). Под термином «львы» понимаются руководители, для которых характерен консерватизм, грубые силовые методы руководства. Под термином «лисы» - мастера политических комбинаций, демагогии. Кроме того, пестроту структуры элиты усиливает еще ряд явлений - так называемые неформальные измерения. Среди них:
Политические кланы - устойчивые неформальные объединения в правящем слое, ведущие борьбу за власть (или охраняющее ее). Этот структурный элемент сочетает, как правило, черты патриархального семейного (кровнородственного) или земляческого коллектива и современных политических организаций. Политические кланы особо сильны в обществах, где интегратором общественных функций является не столько национальный рынок, сколько государственная власть. Взаимодействие политических кланов может развиваться и мирно и в форме острых конфликтов.
Элементы, формально к элите не относящиеся, но оказывающие закулисное влияние на принятие решений. Это могут быть члены семей видных политиков, друзья, соученики. Наличие в элите такого структурного элемента порождает явление фаворитизма, как правило осуждаемого обществом (если фаворитизм становится слишком влиятельной силой).
Таким образом, сложность структуры вызывает конкурентную борьбу внутри элиты, но тем не менее она остается относительно сплоченной группой. Сплоченность элиты диктуется общей заинтересованностью ее состава в сохранении сложившейся общественно-политической системы, в рамках которой элита осуществляет власть, близостью социального статуса, образовательного уровня, задачей удержания власти.
Политическая элита выполняет следующие социально необходимые функции:
а) во многом определяет политическую волю социальных групп и разрабатывают механизмы реализации этой воли;
б) формирует политические цели своей социальной группы, программные документы;
в) регулирует деятельность по политическому представительству какой-либо социальной группы.
г) является основным резервом руководящих кадров.
Но как достичь создания эффективной для общества политической элиты с учетом ее стремления к обособленности, закрепления своей власти и возможностей удовлетворения узких групповых интересов? Где способы формирования наиболее квалифицированной, результативной элиты; механизмов ее своевременного и качественного обновления; предотвращения (или хотя бы смягчения) тенденции отчуждения элиты от общества и превращения ее в замкнутую господствующую привилегированную касту?
В поисках ответа на эти вопросы исследователи сформулировали принципы формирования элиты, которыми должны руководствоваться избиратели: Наиболее важные из них:
а) обеспечение социальной представительности элиты. Необходимо стремиться к тому, чтобы в состав правящей элиты входили люди из разных социальных слоев общества, что является некоторой гарантией смягчения социальной замкнутости;
б) обеспечение организационной представительности элиты. Если члены элиты делегируются туда от организации (партии, профсоюза, общественного движения), под контролем «материнской группы» их деятельность будет более эффективна;
в) должен существовать плюрализм элит, который обеспечивает конкуренцию элит. В этом случае в условиях демократических выборов элита вынуждена нести гораздо большую ответственность за свои действия перед обществом, так как больше от него зависима и при стремлении сохранить власть вынуждена считаться с его интересами.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!