Глава 2 Основные исторические этапы развития психологии

Психология как наука

Несмотря на то что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика. За сто лет с того момента, как психология была названа самостоятельной наукой, она оказала значительное влияние на понимание природы человека, особенностей его психики. Популярность психологии объясняется просто – она изучает все, что связано с человеком. Вполне естественно, что большинство из нас хотят понимать, почему люди ведут себя так или иначе в разных ситуациях, уметь предугадывать реакцию своих собеседников, оказывать влияние на мысли и поступки других. Эти и многие другие вопросы являются областью исследования науки психологии.

Психология– это наука, изучающая законы, закономерности развития и функционирования психики. Термин «психология» образован из двух слов: «психе» (греч. ψυχή\' — душа) и «логос» (греч. λο\'γος — слово, знание, мысль). Таким образом, психология является наукой о душе человека.

Предметом изучения психологии на разных этапах развития научного знания считались различные явления.

Например, уже с древних времен в качестве предмета психологии рассматривалась душа. Древнегреческие философы выдвигали идею о душе, находящейся в единстве с телом человека. Считалось, что душа обусловливает все телесные процессы, контролирует мысли и чувства человека.

Позже предметом психологии стало считаться сознание. Сознание – способность субъекта соотносить себя с миром, противопоставлять себя ему. Таким образом, в качестве предмета науки стало рассматриваться активное взаимодействие человека с внешней средой.

В рамках первой психологической школы, созданной Вильгельмом Вундтом, предметом психологии стал считаться опыт человека. Вундт использовал для исследования метод интроспекции – наблюдения за собственными психическими процессами (самонаблюдения). Психология как наука должна была изучать не только отдельные особенности ощущения или восприятия, но и суждения, эмоциональные оценки.

В дальнейшем в качестве предмета науки стали рассматривать деятельность и поведение человека, исходя из того, что узнать человека проще всего по его поступкам.

Согласно противоположной точке зрения предметом психологии являются бессознательные мотивы и потребности человека; считается, что человеком движут инстинкты и вытесненные из сознания побуждения.

В самом общем виде предметом психологии можно считать закономерности формирования, развития и становления психики человека, связи человека с природой и обществом .

Психика– это способность отражать объективный мир с его связями и отношениями, совокупность душевных процессов.

Можно выделить две основные стадии развития психики – элементарную сенсорную и перцептивную .

Для каждой стадии можно выделить несколько уровней развития:

– низший уровень элементарной сенсорной психики присущ простейшим существам, многоклеточным организмам. Он характеризуется слаборазвитой чувствительностью, реакцией только на значимые свойства среды путем изменения скорости и направления движения. Движения на данном этапе не имеют целенаправленного характера;

– высшим уровнем элементарной сенсорной психики обладают черви, моллюски и ряд беспозвоночных. Данный уровень характеризуется наличием ощущений, реакций как на непосредственно воздействующие, так и на нейтральные раздражители, способностью избегать неблагоприятных условий;

– низший уровень перцептивной психики присущ рыбам, низшим позвоночным существам, насекомым. Данный уровень характеризуется разнообразием и сложностью движений, поиском положительных раздражителей и избеганием негативных факторов внешней среды;

– высшим уровнем перцептивной психики обладают высшие позвоночные животные – птицы и ряд млекопитающих. На данном этапе у животных проявляется стойкая способность к научению, они поддаются дрессуре;

– наивысший уровень перцептивной психики характерен для приматов, собак, дельфинов. Данный уровень означает возможность как действовать по уже известному шаблону, так и искать новые способы решения проблемы, а также возможность использования различного рода орудий.

Человеческая психика является высшей точкой эволюции психики живых существ в силу наличия сознания, речи, культурных особенностей.

Психика человека является достаточно сложным образованием. Выделяют три основные группы психических явлений:

– психические процессы;

– психические состояния;

– психические свойства.

Психические процессы– отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы могут вызываться извне или быть результатом действия внутренних раздражителей.

Все психические процессы, в свою очередь, можно разделить на три группы:

а) познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение;

б) эмоциональные процессы – эмоции, чувства, переживания;

в) волевые процессы – воля, принятие решений и т.д.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивают получение информации о внешнем мире и формируют деятельность человека.

Помимо индивидуальных существуют межличностные психические процессы (общение, межличностные отношения) и групповые процессы (формирование групповых норм и морально-психологического климата, конфликты, сплоченность).

Психическое состояние– устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека. Психическое состояние проявляется в снижении или повышении активности личности. Например, психическими состояниями можно назвать состояния бодрости или усталости; различные эмоциональные состояния – грусть, печаль, жизнерадостное настроение. Такого рода состояния возникают в результате воздействия на человека целого рода факторов – особенностей общения с другими людьми, степени и характера удовлетворения потребностей, получения того или иного результата и т.д.

Психические свойства– устойчивые образования, обеспечивающие типичный для человека стиль деятельности и особенности его поведения.

Среди психических свойств человека можно выделить:

а) жизненную позицию – систему потребностей, убеждений, интересов, влияющую на жизнь человека;

б) темперамент – систему природных свойств личности, таких как подвижность и уравновешенность нервной системы, влияющих на восприятие человеком внешнего мира и его взаимоотношения с другими людьми;

в) способности – систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;

г) характер – систему психических свойств личности, определяющую особенности поведения личности и взаимоотношений с другими людьми.

 

 

Глава 2 Основные исторические этапы развития психологии

В истории развития психологии как науки можно выделить два основных этапа. На первом этапе (VI в. до н.э. – XIX в. н.э.) психологические знания развивались в рамках таких наук, как философия и естествознание. Как самостоятельная наука психология начала свое развитие на втором этапе (с начала XIX в.).

12. Этапы развития донаучной психологии

Первые представления о психических явлениях возникли в период античности. Пифагор, Платон, Аристотель считали, что душа ("псюхе") бессмертна и может существовать вне тела (анимизм), странствуя по телам животных и растений. Платон разделял душевные явления на разум - в голове, мужество (воля) - в груди и вожделения (мотивация) - в брюшной полости. Аристотель определяет функции памяти (хранение и воспроизведение ощущений, чувственных восприятий) и мышления (составление суждений и умозаключений). Он признавал существование божественного разума ("нуса").

Развитие науки способствует развитию учения о всеобщей одушевленности природы - гилозоизма - пришедшего с Востока. По Гераклиту, природа материальна и духовна одновременно. Космос - "вечно живой огонь", душа - его искра. По Демокриту, душа состоит из атомов и является источником энергии для тела.

На Востоке Ибн Сина изучает возрастные особенности психических процессов, процесс зрительного восприятия и его осмысление. Душа по его мнению смертна и умирает вместе с телом.

В средние века в Европе под влиянием церкви наблюдается обожествление души. Изучение психических процессов разрешается только богословам. Развивается учение Фомы Аквинского (1225-1274) - томизм - теологическая интерпретация учения Аристотеля. Теологическая психология включает в работу души акт познания (ощущение и восприятие) объекта или явления, осознание и познание самое себя.

В эпоху Возрождения идет возвращение к учению Аристотеля о душе как движущей силы поведения.

XVII в. - новая эпоха в развитии психологического знания с общефилософских, умозрительных позиций. Р. Декарт (1596-1650) закладывает основы детерминистской концепции поведения, разделяет понятия души и тела, вводит понятие рефлекса как двигательного ответа на раздражение. Идеи по Декарту имеют врожденный характер.

Б. Спиноза (1632-1677) объединяет душу и тело. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Человек целостное телесно-духовное существо.

Г. Лейбниц (1646-1716) вводит понятие о бессознательной части психики. Мир состоит из бес численного множества монад (от греч. "монос" - единое). Каждая из них "психична" и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной.

Гоббс (1588-1679) считал, что и психические явления подчиняются законам механики. Воздействие материальных вещей на организм, вызывает ощущения, из которых по закону инерции возникают представления (следы ощущений), образующие цепи мыслей, что позднее Дж. Локком (1632-1704) будет названо ассоциацией. Дж. Локк считал, что знания происходят из опыта, т. е. психика формируется в процессе жизни, а идеи имеют приобретенный характер.

ВXVIII в. X. Вольфом вводится понятие "эмпирической психологии" как направления в психологической науке, основанном на наблюдении и опыте. Душа, по Вольфу, чистая доска, которая под воздействием чувственных впечатлений наполняется простыми идеями, а те в процессе мышления образуют сложные идеи.

Основоположником ассоциативной психологии и теории рефлекса является Д. Гартли (1705-1757). По Гартли структура психики состоит из большого круга (от органов чувств через мозг к мышцам - рефлекторная дуга) и малого, расположенного в белом веществе мозга и являющегося основой психической жизни, процессов познания и обучения. Ассоциация возникает при внешнем воздействии, вызывающем вибрацию органов чувств и мозга, а тот в свою очередь, стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокращения и движения тела. Вибрация, исчезая в большом круге, оставляет следы в малом. Так происходит запоминание.

13. Становление психологии как науки

В началеXIX в. наблюдается расцвет физиологической психологии. Подтверждается рефлекторная схема Декарта, доказывается зависимость поведения организма во внешней среде от телесного субстрата, а не от сознания (или души), как особой бестелесной сущности, идет изучение органов чувств.

Иоганнес Мюллер (1801-1858) показывает причинную зависимость ощущений от внешнего раздражителя и свойств нервного субстрата.

П. Флуранс (1794-1867) доказывает, что основные психические процессы (восприятие, интеллект, воля) являются продуктом головного мозга как целостного органа. Он определяет функции мозжечка (координация движений), четверохолмия (участвует в процессе зрительного восприятия), спинного мозга (проведение возбуждения по нервам).

Идеи ассоцианизма получают продолжение в работах Дж. Милля (1773-1836). Он считает сознание психической машиной, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Опыт получается через ощущения, образующих сначала простые, а потом сложные идеи. Его сын Д. С. Милль (1806-1873) основал направление, которое получило название психологизма. Все науки, по его мнению, подчиняются действию психологических законов. Ассоциация - ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам.

А. Бэн выдвигает теорию проб и ошибок, по которой между "чисто" рефлекторным и "чисто" про извольным имеется обширный спектр действий, благодаря которому, постепенно, шаг за шагом, иногда дорогой ценой, достигается искомая цель. Эта концепция касается как движения, так и психических процессов.

Получает начало эволюционная психология. Г. Спенсер (1820-1903) считает, что психика - механизм адаптации к среде в процессе эволюции. К частным формам приспособления он относит: рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в поведении, и ощущения, память, волю, разум, существующие в сознании.

И.Ф. Гербарт (1776-1841) сторонник ассоциативной психологии, основанной на опыте. Предмет психологии - факты и явления сознания.

Методы: самонаблюдение, наблюдение, анализ продуктов деятельности, математические методы.

Элементом душевной жизни Гербарт считал представление, т. е. сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют качественные и количественные характеристики. К количественным характеристикам относ ится сила представления, показателем которого является его ясность. Психология Гербарта состояла из "статики духа" (данные измерения представлений в период покоя) и "динамики духа" (условия движения представлений в сознании). Говоря об ассоциации представлений, Гербарт приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.

В серединеXIX в. психология выделяется в самостоятельную науку. Создаются специальные научно-исследовательские учреждения: психологические лаборатории и институты, кафедры, появляется экспериментальная психология.

В. Вундта (1832-1920), создает первую психологическую лабораторию. Он полагает, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Эббингауз занимается экспериментальным изучением мнемонических процессов, более сложных, ч ем сенсорные. Он впервые посредством экспериментов и количественного анализа открыл собственно психологические закономерности, действующие независимо от сознания, объективно, что поставило под сомнение равенство психики и сознания, принимавшееся до этих пор за аксиому.

14. История развития отечественной психологии

Формирование отечественной психологии началось в серединеXIX в. Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905). Он придерживался физиологической трактовки психологических процессов. Как и рефлексы, они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Однако, сознание, по его мнению, не является рефлекторным и потому лишено той причинности, которая присуща телесному миру. Сеченов недооценивал специфику психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учиты вал роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

В концеXIX в. идет развитие психологии личности в концепции К.Д. Кавелина. На первый план выдвигается идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества.

А.А. Потебня изучает психологию народов, анализируя эволюцию умственных структур. Он создает культурно-историческую психологию, черпающую информацию об интеллектуальном строе личности в объективных данных о прогрессе национального языка как органа, образующего мысль.

Под руководством Г.И. Челпанова в 1912 г. в России открывается первый институт психологии. Развиваются первые университетские психологические школы.

М.М. Троицкий развивает идеи ассоциативной психологии, доказывая, что все психические процессы формируются благодаря различным законам ассоциаций: смежности, сходства, контраста. Он стремился разграничить области знания и веры.

Н.Н. Л анге разрабатывает естественнонаучное направление психологии, изучает объективные методы исследования сознания, акт внимания, создает моторную теорию внимания. Изучая рефлексы, он заменяет понятие "дуга" на - "кольцо", выделяет ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой.

Успешно развивается экспериментальное направление. В Университетах Москвы и Новороссийска открываются первые лаборатории экспериментальной психологии.

И.П. Павлов создает учения об условно-рефлекторной деятельности, по которому для порождения условного рефлекса нужен не только раздражитель, воспринимаемый органами чувств (в виде звука, запаха и т. д.), но и подкрепление правильности реакции на него. Условный рефлекс возникает на основе безусловного. рефекса. Выработка условных рефлексов - основа обучения, приобретения опыта. Зная набор условий, от которых зависит создание условного рефлекса, можно предписать программу поведения.

В .М. Бехтерев разрабатывает психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики. Он разрабатывает рефлексологические методы изучения младенцев и изучает закономерности психического развития детей раннего возраста.

А.А. Ухтомскийразрабатывает понятие о доминанте, как господствующем очаге возбуждения, который подавляет активность других центров. Это понятие позволило трактовать поведение организма в единстве его физиологических и психологических проявлений.

В 20-е - 50-е гг. К.Н.Корнилов развивает учение о реакциях организма - реактологию. Он считает реакцию основным элементом психики.

В эти же годы развивается психология социального бытия, разрабатываемая Г.Г. Шпетом. Он анализирует социально-исторические причины развития психики человека, в том числе его мышление и речь, его индивидуальные и национальные психические особенности.

Л.С. Выгодскийизучает развитие детей, и меющих аномалии и становится основоположником дефектологии.

 

 

2.1. Развитие психологических знаний в античной философии

Ранние представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anima — дух, душа) – взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Первой философской школой принято считать Милетскую школу.

С эпохой Возрождения связано появление вопросов о свободе человеческой личности, о месте человека в обществе. В этот период было совершено множество значительных открытий в области анатомии, техники, архитектуры. Научный прогресс перевел изучение психики человека из области теоретических измышлений в практическое русло.

Одним из наиболее ярких представителей эпохи Возрождения по праву считается Леонардо да Винчи(1452–1519) – итальянский ученый, представитель типа «универсального человека» (homo universalis), или, как его еще называют, «Человек эпохи Возрождения». Термин «универсальный человек» применяют к людям, чьи знания и успехи не ограничены какой-либо одной областью. Понятие было введено в Италии эпохи Возрождения, когда многими людьми начал признаваться факт, что человек может быть успешен в различных областях, если сам этого захочет. Наиболее известными «универсальными людьми», помимо да Винчи, можно назвать Аристотеля, Коперника, Галилея, Ломоносова.

Ему принадлежит классификация основных эмоциональных состояний (аффектов), которые может испытывать человек: радость, горе, гнев. Леонардо наблюдал и фиксировал влияние возраста и эмоций на физическое состояние человека. В частности, он отмечал, что состояние ярости негативно сказывается на здоровье человека.

Да Винчи знаменит и тем, что внес значительный вклад в медицину и психологию, занимаясь проблемами анатомического строения человеческого тела. Будучи талантливым художником, да Винчи смог точно отображать строение тела, создав теоретическую работу по анатомии, содержащую более 200 иллюстраций.

Таким образом, в течение многих веков душа является предметом исследования – сначала античных философов, потом богословов эпохи Средневековья и Возрождения, – а значит, можно говорить о понимании души (в контексте этих эпох) как предмета психологического знания.

2.3. Развитие психологии в Новое время

В эпоху Нового времени душевный мир человека осмыслялся с общефилософских, умозрительных позиций.

Направление исследования, считающее ощущения человека основой для получения им знаний, было названо сенсуализмом. Противоположная точка зрения была представлена рационализмом, признающим мышление главенствующим явлением в познании мира человеком.

Фрэнсис Бэкон(1561–1626) – английский философ, основоположник эмпиризма. Бэкон предложил отказаться от умозрительного способа решения вопросов, характерного для ранних этапов развития науки, и перейти к эмпирическому изучению закономерностей развития человека.

Бэкон предложил выделять рациональную и нерациональную душу. Рациональная душа божественна и принадлежит только людям, нерациональная, телесная душа принадлежит и животным тоже. Рациональная душа обладает памятью, рассудком, воображением и волей, нерациональная – способностью к ощущениям. Рациональная душа с помощью метода индукции обрабатывает получаемую нерациональной душой информацию.

Метод индукции (т.е. движение от частного к общему) предлагался Бэконом как главное средство практического исследования. Индукция стала считаться основным методом сенсуалистов в противовес дедуктивному методу рационалистов.

Индукция, по Бэкону, может быть полной и неполной. Полная индукция предполагает повторяемость какого-либо события или свойства предмета – человек делает вывод о том, как будет выглядеть происходящее в схожей ситуации. В основе неполной индукции лежит исследование лишь некоторых свойств предметов или явлений; заключения такого рода носят вероятный характер.

На пути к правильному познанию сути предметов или явлений лежат некоторые препятствия, названные Бэконом «идолами», или «призраками». Среди них есть как заблуждения человека, так и ложное восприятие им реальности.

Бэкон выделил несколько видов таких ошибок:

– призраки рода, в соответствии с которыми человек судит об окружающем мире по аналогии с жизнью человечества;

– призраки пещеры – индивидуальные заблуждения отдельного человека;

– призраки рынка или площади, в соответствии с которыми человек судит о мире, руководствуясь расхожими мнениями;

– призраки театра, за счет которых человек слепо верит в авторитеты, не признавая реальных фактов.

Ошибки такого рода могут быть побеждены с помощью познания человеком окружающего мира и развития средств такого познания.

Рене Декарт(1596–1650) – французский математик, физиолог и философ.

Декарт говорил о сознании как о способности человека осознавать свои психические состояния, что означает возможность изучить собственный внутренний мир с помощью самонаблюдения. Данный метод был впоследствии назван интроспекцией.

Для объяснения реакций животных и человека на внешние раздражители Декартом было введено понятие рефлекторных действий. Рефлексы проявляются в том, что внешние раздражители приводят к напряжению мышц. Рефлексы, по мнению Декарта, являются обязательным компонентом поведения. При этом рефлекс рассматривался им как чисто механический процесс, что означало отказ от идеи о душе как о движущей силе организма. Декарт начал высказывать идеи о том, что психологические процессы человека, такие как восприятие, память, стремления, возникают автоматически и производятся телом, а не душой. Декарт называл телесное устройство «машиной тела», которое не имеет отношения к сознанию. При этом, несмотря на то что сознание не участвует в рефлекторных процессах, оно тем не менее может влиять на рефлексы человека.

Декарт создал первую теорию рефлексов, объясняющую поведение человека. Согласно этой теории различные внешние импульсы приводят в движение «животные духи», частицы, содержащиеся в организме человека. Информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к головному мозгу. По мнению Декарта, душа в теле связана с мозговым органом – шишковидной железой. Из мозга по двигательным нервам передаются сигналы в мышцы, которые заставляют органы тела совершать те или иные действия. Таким образом, Декарт выдвинул идею о том, что не только душа воздействует на тело, но и тело, в свою очередь, влияет на душевные состояния.

Декарт также известен своей приверженностью к дедуктивному методу. В качестве основного правила метода дедукции он установил, что во всяком вопросе должно содержаться нечто неизвестное. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. Таким образом, в процессе мышления человек приходит от общего к частным выводам.

Бенедикт Спиноза(рожд. Барух Спиноза) (1632–1677) – нидерландский философ.

Спиноза высказал идею о единой субстанции. Субстанция – это то, что «существует само по себе и представляется само через себя» (Спиноза Б. Избранные произведения, т. I. М., 1957, с. 361). Субстанция неделима. Атрибутами ее являются мышление и протяженность. Душа и тело человека, по мнению Спинозы, не воздействуют друг на друга, а соответствуют друг другу. Философ высказал идею, согласно которой тело и душа могут изменяться как в результате воздействия некоторых внешних факторов, так и внутренних причин. При этом душа и тело взаимосвязаны. Например, человек ощущает боль при травме своего тела.

Спиноза создал теорию аффектов. Любой вторичный аффект образуется из трех первичных аффектов: удовольствия, неудовольствия и желания. По мнению Спинозы, чтобы достичь счастья, человек должен избавиться от своих чувств и побуждений и таким образом получить свободу, представление о том, что подлежит его волевым решениям. В качестве основных типов побудительных сил человека Спиноза выделял влечения, чувства радости и печали. Чувство радости, по мнению ученого, усиливает способность человека к действию, тогда как чувство печали действует негативно.

Джон Локк(1632–1704) – британский педагог и философ.

Локк считал, что всякое знание человек получает из опыта. Если бы идеи были врожденными, то они были бы известны как ребенку, так и взрослому. Сознание ребенка он считал «чистой доской» (tabula rasa), где благодаря опыту формируется сознание человека. По мнению ученого, в уме нет ничего, чего бы не было в ощущениях.

Источниками опыта Локк считал ощущения и рефлексию. Внешний опыт (ощущения) мы получаем из внешнего мира, под воздействием извне на наши органы чувств; внутренний опыт (рефлексия) – это самонаблюдение, размышления, опыт, полученный с помощью собственного мышления.

Ощущения Локк считал «простыми идеями». Человек получает простые идеи с помощью органов чувств, наблюдая определенные факты. Далее человек начинает мыслить, обрабатывая эти простые идеи и преобразуя их в сложные идеи. Механизмами переработки простых идей в сложные Локк считал обобщение, соединение, сопоставление и сравнение предметов и явлений. За счет получения опыта, преобразования простых идей в сложные происходит развитие психики человека.

При этом Локк вводит понятие рефлексии. Рефлексия – это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» (Дж. Локк. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М., 1960, с. 129), это направленность внимания человека на деятельность собственной души.

Локк ввел также понятие ассоциации – неверного соединения идей, которые в сознании некоторых людей начинают работать как единое целое. Примером работы механизма ассоциации является симпатия или антипатия, вызываемая одними людьми у других.

Ученый также различал первичные (протяженность, вес, форма) и вторичные (цвет, запах, вкус) качества предметов.

Развитие науки привело к широкому использованию математических методов в изучении психики человека. Одним из направлений психологии является психофизика , изучающая влияние различных физических ситуаций на поведение человека.

Густав Теодор Фехнер(1801–1887) – немецкий физик, философ, один из первых экспериментальных психологов, основатель психофизики.

Фехнер начал использовать математические методы для нужд психологии, что позволило науке перейти на качественно новый уровень – психология стала основываться не на домыслах и рассуждениях, а на точных данных, практических исследованиях. Фехнер первым продемонстрировал, что психика поддается измерениям и может быть исследована с помощью математических методов.

Фехнер также ввел в обиход понятие порога ощущений. Он разработал систему методов для измерения ощущений и порогов ощущений и вывел основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя.

Тема ощущений и вклад Фехнера в их изучение будут подробно рассмотрены в начале первой главы части 2.

Голландский врач Франциск (Франс) Корнелий Дондерс(1818–1889) известен своими экспериментами, посвященными скорости протекания психических процессов. Он был первым, кто использовал скорость реакции человека для изучения различий в познавательных процессах человека. Эксперименты Дондерса показали, что психические процессы человека подлежат измерению.

Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц(1821–1894) – немецкий физик, физиолог и психолог. Гельмгольц изучал физиологию зрения и слуха, изобрел приборы для изучения глазного дна (офтальмоскоп) и определения радиуса кривизны глазной роговицы (офтальмометр). Проведенные Гельмгольцем исследования зрения позволили признать трехкомпонентную теорию цветоощущения Томаса Юнга как верную. Данная теория, равно как и вклад Гельмгольца в развитие психологии, будут рассмотрены в следующих главах.

2.4. Развитие психологии как самостоятельной науки

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. К этому моменту начали создаваться объективные методы исследования, научно обоснованные и достаточно простые. В течение этого периода появилось множество научных институтов, профессиональных сообществ. Психология начала контактировать с рядом развивающихся дисциплин и использоваться для практических нужд.

Вильгельм Вундт(1832–1920) – немецкий психолог, физиолог и философ.

Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а спустя два года – институт психологии. С этими двумя событиями и связано начало психологии как самостоятельной науки.

В лаборатории Вундта проходили обучение более 150 человек из нескольких стран мира, в том числе знаменитые отечественные ученые В.М. Бехтерев и Н.Н. Ланге.

Вундт определил психологию как науку о непосредственном опыте человека. В качестве основного метода психологии, предназначенного для изучения опыта человека, им был предложен метод самонаблюдения, названный интроспекцией. Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными методиками, сделав самонаблюдение основным методом исследования психических состояний человека.

Задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания человека на отдельные элементы (как можно более мелкие) – ощущения, представления – с помощью самонаблюдения.

Вундт выделил в психологии два основных направления:

– психологию индивидуального сознания, объектом изучения которой являются простейшие элементы сознания;

– психологию народов, объектом изучения которой являются особенности психического развития народов.

Метод интроспекции развил в своих экспериментах ученик Вундта Э. Титченер.

Эдвард Брэдфорд Титченер(1867–1927) – американский психолог, один из создателей структурной психологии.

Предметом структурной психологии является структура сознания как совокупности некоторых элементов. При этом целью психологического исследования Титченер назвал анализ конкретного душевного состояния, которое раскладывается на простейшие составные части:

– ощущения – элементы восприятия, обладающие такими характеристиками, как интенсивность, отчетливость и длительность;

– образы – элементы памяти и воображения;

– чувства – элементы эмоций, душевных переживаний, обладающие определенной интенсивностью.

При наблюдении в процессе интроспекции за данными элементами необходимо соблюдать несколько рекомендаций: исключить различные влияния на человека, мешающие его наблюдению; выражать наблюдаемые явления сознания словами, что позволяет вести протокол исследования.

Титченер пытался разложить психику на целый ряд составных элементов, число которых доходило до тридцати тысяч. По мнению ученого, психика в целом была сопоставима с таблицей химических элементов.

Франц Брентано(1838–1917) – австрийский философ, создатель «психологии акта».

Брентано выступал против теорий Вундта и Титченера, так как считал невозможным выразить качества психических процессов путем их измерения. Брентано критиковал метод интроспекции как рассматривающий только отдельные, изолированные процессы. Предметом критики служило также то, что интроспекция предполагает значительную роль субъективизма, так как проводится самим экспериментатором и не может быть подвержена проверке. Помимо этого проведение интроспекции исключительно для себя снижает ценность этого метода, не позволяя работать с другими людьми. Кроме того, развитие психиатрии и исследования таких ученых, как Шарко или Фрейд, к тому моменту продемонстрировали, что помимо сознания психика обладает и значительным пластом бессознательного, которое не может быть учтено с помощью самонаблюдения.

В качестве главенствующего качества сознания Брентано выделил интенциональность, активность. Сознание человека раскрывается не через простой набор его ощущений, а через активность, с которой оно взаимодействует с объектами внешнего мира.

Брентано предложил следующую классификацию актов.

– Акты-представления: восприятие, воображение и др. Представлению принадлежит ведущая роль среди всех психических актов.

– Акты-чувства, передающие отношения к предмету: желание, интерес и др. С помощью чувств производится оценка объекта или предмета.

– Акты-суждения, с помощью которых человек воспринимает объект как истинный или ложный.

Уильям Джеймс(неверное, но достаточно распространенное прочтение фамилии – Джемс) (1842–1910) – американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма.

Джеймс, совместно с Гуго Мюнстербергом(1863–1916), создал в 1892 г. первую в США лабораторию прикладной психологии при Гарвардском университете.

По мнению ученого, роль сознания состоит в предоставлении человеку возможности приспособиться к возникающим ситуациям. Для этого у сознания есть ряд инструментов – от копирования уже выработанных реакций, или форм поведения, до поиска новых решений, отработки новых действий.

В качестве метода изучения функций сознания Джеймс предлагал использовать интроспекцию. При этом он считал необходимым изучать не отдельные элементы сознания, а изменяемые состояния сознания (поскольку сознание является процессом динамичным). Им был предложен термин «поток сознания», обозначающий непрерывное изменение состояний сознания. По Джеймсу, состояния сознания можно разделить на две группы: произвольные, сознательно управляемые человеком, и непроизвольные, происходящие без участия его воли и сознания.

Джеймс известен также как создатель одной из исторически первых теорий личности. В соответствии с его классификацией в личности выделяются следующие стороны:

– материальная, или физическая, сторона, которая представляет физическое тело человека и его базовые потребности (в питании, жилье, признании и т.д.);

– социальная личность, отражающая общественную структуру личности – собственные социальные роли человека и особенности его взаимоотношений с другими людьми;

– духовная личность – единство духовных и психологических состояний личности – мышления, эмоций, потребностей.

В рамках теории эмоций Джеймс высказал идею о том, что эмоция рождается из соответствующего ей физиологического процесса (например, эмоция грусти – из плача).

Одним из первых научных направлений в психологии принято считать бихевиоризм. Бихевиоризм(от англ. behavior — поведение) – направление в психологии, занимающееся изучением поведения живых существ, понимаемого как совокупность реакций организма на некоторые стимулы окружающей среды. Основателем данного направления является Дж.Б. Уотсон.

Джон Бродес Уотсон(1878–1958) – американский психолог, основатель бихевиоризма. Началом развития данного направления принято считать статью Уотсона «Психология глазами бихевиориста» (или «Психология, каковой ее видит бихевиорист») («Psychology as the Behaviorist Views It»), вышедшая в 1913 г.

По мнению Уотсона, сознание не может быть объективно изучено, поэтому психические явления необходимо исследовать через изучение поведения человека, которое проявляется в виде отдельных реакций (R) организма на те или иные внешние стимулы (S). Бихевиористы выражали это явление формулой S R. При этом задача психологии состоит в том, чтобы выявить воздействующий стимул и определить соответствующую ему реакцию.

Согласно представлениям бихевиористов реакции подразделяются на два вида – условные и безусловные рефлексы. Безусловные рефлексы являются наследственными, присущими всем особям данного вида. Условные рефлексы являются приобретенными и могут формироваться посредством сознательной тренировки или вырабатываться неосознанно; они возникают в ходе индивидуального развития, часто являясь результатом обучения.

Для изучения поведенческих реакций Уотсон предлагал метод наблюдения, считая его более надежным, чем интроспекцию. При этом значительная часть опытов проводилась на животных, особенности формирования рефлексов которых затем проецировались на психику человека.

Беррес Фредерик Скиннер(1904–1990) – американский психолог. Скиннер выдвинул теорию «оперантного» научения, в соответствии с которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что подкрепляет их (подкрепление является следствием того действия, которое выполняет человек или животное). При должном подкреплении реакция на тот или иной стимул закрепляется гораздо быстрее и легче. Таким образом, в схему Скиннер добавил возможность подкрепляющего воздействия.

Закрепляемое поведение усиливается при положительном подкреплении и ослабляется при отрицательном.

Еще одно важное предложение Скиннера – перенести практические результаты исследований с животных на человека. При этом предлагалось воспринимаемый человеком материал делить на части и в случае успешного изучения, выполнения или запоминания каждой части давать положительное подкрепление, а в случае неудачи – отрицательное.

Скиннер известен также как создатель «Коробки Скиннера» – лабораторного аппарата, предназначенного для изучения поведения животных в ограниченном пространстве. Аппарат представляет собой короб, в который помещается объект изучения (как правило, в исследованиях использовались крысы или голуби). Зачастую короб конструируется таким образом, чтобы быть звуконепроницаемым и не пропускать света, чтобы не допустить замены используемого стимула. Задача исследователя – получить от животного новую реакцию на предъявляемый стимул. Данный аппарат был сконструирован Скиннером еще в бытность его студентом Гарвардского университета.

Значительное влияние идеи Скиннера оказали и на развитие педагогики. Связав возможности обучения с мотивационными факторами, ученый провозгласил превосходство положительного подкрепления над наказаниями. По мнению Скиннера, единственное, чему можно научиться будучи наказанным, – как избегать этого наказания.

В обучении он выделил несколько основных проблем:

• люди испытывают страх совершить неудачу;

у учащихся нет выбора направлений обучения;

применительно к ученикам не применяют положительное подкрепление;

задания не разбиваются на отдельные части.

По его мнению, существенно облегчить обучение и повысить учебную успеваемость можно с помощью нескольких простых шагов:

решать проблемы по частям;

идти от простых заданий к сложным;

повторять изучаемый материал как можно чаще;

получать положительное подкрепление для сохранения мотивации.

В 1972 г. Американская психологическая ассоциация назвала самых выдающихся психологов ХХ столетия, поставив Б.Ф. Скиннера на первое место.

Еще одним направлением психологии является гештальт-психология.

Гештальт-психология(от нем. gestalt — целостная форма, структура) – течение, возникшее в Германии в начале XX в., базирующееся на принципе целостности элементов психической жизни, не сводимой к сумме ее составляющих.

К числу основателей гештальт-психологии принадлежат немецкие психологи Вольфганг Келер (1887–1967), Макс Вертгеймер (1880–1943), Курт Коффка (1886–1941).

Вольфганг Келер(1887–1967) – немецко-американский психолог .

В гештальт-психологии было установлено, что животные способны находить выход из проблемной ситуации, мгновенно улавливая отношения между вещами. Внезапное и не связанное с прошлым опытом понимание существенных элементов ситуации, посредством которого достигается решение проблемы, было названо инсайтом. Инсайт возможен в случае построения нового гештальта. Сознание представляет собой некоторое поле, единицей которого и является гештальт. Ведущим видом восприятия данного поля является зрение.

На одном из этапов своей биографии Келер был назначен директором исследовательской станции по изучению антропоидов Прусской академии наук на острове Тенерифе. В ходе своей деятельности он проводил исследования, связанные с определением способности шимпанзе решать те или иные задачи. Наблюдение за применением обезьянами подручных средств для получения бананов привело Келера к идее о том, что такое поведение вызвано не обучением «методом проб и ошибок», который американский ученый Эдвард Торндайк считал основой всякого научения животных, а скорее инсайтом. В своих экспериментах Келер показал, что мышление основано на мысленном представлении хода решения задачи. При этом в основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного некоторой целостной структуры (гештальта).

Основные законы гештальт-психологии будут рассмотрены во второй главе части II в рамках темы «Восприятие».

Третьим из основных направлений психологии стал психоанализ.

Зигмунд Фрейд(1856–1939) – австрийский психиатр, основатель психоаналитической школы.

Начало своей карьеры Фрейд посвятил лечению людей, больных неврозами и различными психическими расстройствами. Основание психоаналитического направления связано с идеей Фрейда о том, что определяющую роль в жизни человека играют бессознательные желания, стремления и влечения, а не сознание или разум, как полагалось ранее. Основой мотивации человека, по Фрейду, является сексуальная энергия, названная «либидо».

В психике человека Фрейд выделял три сферы: сознание, предсознание и бессознательное.

– Сознание состоит из осознаваемых в данный момент ощущений, мыслей, переживаний и чувств.

– Предсознание – скрытая, латентная часть психики человека. Предсознание содержит в себе знания, которые не осознаются на данный момент, но при волевом усилии могут быть возвращены в сознание человека.

– Бессознательное содержит в себе инстинкты, чувства, эмоции и воспоминания, которые не осознаются человеком в силу того, что были подавлены или вытеснены из сознания.

Желания или потребности, которые человек не в состоянии удовлетворить, а также неприемлемые с точки зрения общества или с точки зрения внутреннего контроля личности, вытесняются из его сознания в область бессознательного. Тем не менее эти желания и потребности сохраняются в бессознательно�

В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет три компонента личности: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго).

Оно (Ид) – источник энергии личности, включающий в себя различные врожденные инстинкты. Ид содержит неосознанные или подавленные чувства или эмоции, которые тем не менее оказывают влияние на поведение человека. Фрейд особо выделяет два типа инстинктов – инстинкт жизни (эрос) и инстинкт смерти (танатос).

Я (Эго) – сознательная часть личности, ответственная за принятие решений. Эго подчиняется принципу реальности, что означает возможность оценки выполняемого действия. Эго служит для контроля влечений и инстинктов человека.

Сверх-Я (Суперэго) – источник моральных ограничений, система норм и запретов, внутренний цензор поступков и мыслей человека.

Данные компоненты находятся во взаимном противостоянии, что приводит к развитию внутриличностных конфликтов, а также к возникновению различного рода защитных механизмов.

Выделяют несколько видов психологической защиты:

– вытеснение – устранение из сознания каких-либо неприемлемых влечений или мыслей;

– регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

– идентификация – уподобление угрожающему объекту;

– рационализация – стремление объяснить основанные на влечениях или потребностях действия рационально;

– сублимация – преобразование сексуальной энергии в разрешенные внутренним цензором формы активности;

– проекция – приписывание другим людям собственных мыслей, мотивов, черт характера;

– изоляция – блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональными переживаниями и их источником.

Карл Густав Юнг(1875–1961) – швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии. В основе аналитической психологии лежит понятие бессознательного.

Юнг выделил три составные части в структуре личности.

1. Эго – сознание человека, его мысли и чувства.

2. Личное бессознательное – сформированный за счет индивидуального опыта слой психики, к которому относятся забытые воспоминания, вытесненные потребности и желания. Личное бессознательное может проявляться в снах человека и в целом доступно сознанию.

3. Коллективное бессознательное – воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого. Коллективное бессознательное – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллективном бессознательном содержатся архетипы. Архетипы – универсальные врожденные психические структуры, передающиеся от поколения к поколению.

Существует несколько видов архетипов.

– Персона (Persona) – общественная маска человека, та роль, которую он играет в обществе. Персона предлагается человеку обществом и зачастую значительно отличается от истинной сущности человека.

– Анима (Anima) и Анимус (Animus) – архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую идентичность. Анима – проявление женских черт у мужчин, Анимус – мужских черт у женщин.

– Тень (der Schatten) – темная сторона личности, те животные инстинкты, которые сохранились в бессознательном с ранних этапов развития человечества. Тень служит источником появления различных социально неодобряемых мыслей.

– Самость (der Selbst) – центр личности. Самость объединяет все архетипы в единое целое, обеспечивая целостность личности.

Юнг также выделил два типа людей – экстравертов и интровертов. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в третьей главе части III.

Альфред Адлер(1870–1937) – австрийский психолог, создатель «индивидуальной психологии».

Адлер вводит в объяснение причин поведения человека социальный фактор. По мнению ученого, человек формируется за счет компенсации имеющегося у него «комплекса неполноценности». В отличие от Фрейда, Адлер считает именно чувство неполноценности, а не инстинкты основным фактором развития личности, потому что человек пытается устранить свои недостатки. Все виды комплексов неполноценности, как правило, делят на две большие группы: органические, вызванные каким-либо физическим недостатком, и психологические, вызванные проблемами в психической сфере.

Стремление избавиться от комплекса неполноценности зачастую приводит к гиперкомпенсации, когда стремление преодолеть какой-либо недостаток может переходить в разряд навязчивых состояний, формируя стремление всегда и во всем быть лучшим.

С понятием «комплекс неполноценности» связано понятие «творческое Я», представляющее собой некоторую энергию, помогающую человеку ставить перед собой цели.

Адлер был первым психологом, кто исследовал и описал комплекс неполноценности. Для иллюстрации данного эффекта он использовал «комплекс Наполеона», названный в честь знаменитого французского императора. Принято считать, что Наполеон пытался компенсировать недостаток роста тем, что жаждал власти и стремился покорить мир. Тем не менее Наполеон был низкого роста по современным стандартам, тогда как в свое время он вполне мог считаться человеком среднего роста. Более того, проведенное в 2007 г. исследование Университета Ланкашира показало, что «комплекс Наполеона» может быть лишь мифом. Теория о том, что низкие люди стремятся доминировать над более высокими, была опровергнута в ходе эксперимента. Устроенные экспериментаторами дуэли показали, что высокие люди более склонны терять голову и проявлять агрессию по отношению к сопернику.

С развитием научного прогресса связано появление такого направления психологии, как когнитивная психология.

Когнитивная психология(от англ. cognition – знание) – одно из научных направлений в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. Когнитивная психология позволяет определить особенности получения человеком информации и хранения ее в памяти.

Основными объектами изучения в рамках когнитивной психологии являются познавательные процессы: память, речь, восприятие, внимание, мышление. В данном направлении было сформировано понятие когнитивной схемы – возникающей у человека последовательности сбора информации, получаемой с помощью органов чувств. Все психические процессы человека протекают с помощью когнитивных схем, которые могут быть как врожденными, так и сформированными в социальной среде.

Гуманистическая психологияпровозгласила в качестве предмета психологии творческую личность человека. Впервые термин «гуманистическая психология» был использован американским психологом Гордоном Олпортом. Гуманистическая психология сформировалась в работах Абрахама Маслоу, Карла Роджерса.

По мнению гуманистов, личность невозможно разложить на отдельные элементы. Они считали, что личность характеризуется свободой принятия решений. Целью психологии должно быть изучение не познавательных особенностей человека, а его человеческих качеств.

Карл Рэнсом Роджерс(1902–1987) – американский психолог. Центральной идеей теории личности Роджерса является идея ценности и уникальности человека.

Роджерс выделяет понятие «самоактуализация» (реализация собственного «Я») и именно стремление к самоактуализации считает источником развития личности. Позитивная или негативная актуализация своего «Я» влияет на самооценку человека. Роджерс описал ряд характеристик, присущих реализовавшему себя человеку:

открытость к новому опыту;

стремление прожить каждую минуту с пользой для себя;

умение принимать собственные решения, доверять собственным знаниям и опыту;

креативность, наличие творческого потенциала.

Абрахам Гарольд Маслоу(1908–1970) – американский психолог. Маслоу – создатель теории «пирамиды потребностей» человека. Согласно данной теории человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями, при этом удовлетворение потребности более высокого уровня невозможно без удовлетворения потребностей более низких уровней.

Маслоу выделил следующие виды потребностей (начиная с основания пирамиды):

– физиологические потребности,

– потребность в безопасности,

– потребность в любви и принадлежности,

– потребность в уважении,

– потребность в самоактуализации.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов.

Иван Михайлович Сеченов(1829–1905) – выдающийся русский физиолог. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психические процессы рассмотрены через призму физиологии, что позволило установить возможность изучения психики с помощью объективных методов.

Деятельность человека может быть объяснена с помощью рефлекторной схемы. Схема психических процессов человека в целом соответствует схеме рефлекса, но имеет форму рефлекторного кольца с четырьмя этапами.

Первый этап. Организм получает от органов чувств информацию о той среде, в которой ему предстоит функционировать. Нервные окончания распознают особенности среды и действующего стимула.

Второй этап. Центральная нервная система человека посылает информацию о необходимой реакции в ответ на внешнее воздействие.

Третий этап. Происходит непосредственная реакция того или иного органа, выраженная в движении, речи, действии и т.п.

Четвертый этап. После совершения того или иного действия происходит передача мозгу обратного сигнала о совершенном действии, на основании которого мозг производит анализ и формирует новый образ внешней среды.

Значительным вкладом в развитие науки является открытие Сеченовым центрального торможения. Помимо уже известного процесса возбуждения была установлена возможность головного мозга задерживать реакции на предъявляемые стимулы.

Сеченов проверил свою гипотезу о влиянии головного мозга на двигательную активность в экспериментах, установивших задержку реакции на стимулы из внешней среды. Мозговой центр торможения рефлекторной реакции был назван «сеченовским центром». Процесс торможения рассматривался как механизм воли и мышления человека, позволяющий противостоять некоторым стимулам.

В своей работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) Сеченов писал, что научная психология является наукой о происхождении психической деятельности.

Иван Петрович Павлов(1849–1936) – физиолог, создатель теории высшей нервной деятельности, продолжатель учения Сеченова о рефлексах.

Павлов является первым отечественным лауреатом Нобелевской премии, которую он получил в 1904 г. за достижения в области медицины и физиологии (в частности, в изучении пищеварения и функций пищеварительных желез).

Павлов ввел в научный обиход термин «условный рефлекс». Павлов установил, что схема рефлексов может меняться под воздействием внешних или внутренних условий. В доказательство своей теории Павлов приводил знаменитые опыты с собаками, вырабатывавшими слюну как реакцию не на пищу, а на предшествующие подаче еды звуковые сигналы. Для того чтобы сформировать условный рефлекс, Павлов использовал подкрепление, в случае верной реакции – положительное, в случае неверной – отрицательное.

По мнению Павлова, рефлекс может потерять свою силу, если не будет происходить постоянное планомерное подкрепление, так как связь, установленная между сигналом и реакцией на него организма, постепенно нарушается.

Лев Семенович Выготский(1896–1934) – советский психолог, основатель культурно-исторической концепции психического развития человека и соответственно культурно-исторической школы в психологии.

Выготский ввел понятие «высшие психические функции человека». Под высшими психическими функциями Выготский понимал речь, правила, нормы, образцы поведения, т.е. те способы, с помощью которых человек себя строит. Данные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности и лишь со временем становятся внутренними процессами. Высшие психические функции развиваются в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого. Выготским было введено также понятие «зона ближайшего развития», предполагающее такое обучение, которое опережает уровень развития человека.

Выготский различал «низшие» и «высшие» психические функции. Примерами «низших» функций могут служить непроизвольные память или внимание ребенка. В процессе воспитания и развития ребенка «низшие» психические функции перерабатываются в «высшие». Орудиями такой переработки являются знаки, носящие культурный характер.

Знак – это то «психологическое орудие», с помощью которого развивается и формируется сознание. Знаки – это промежуточные звенья между стимулом и реакцией, позволяющие перевести чисто биологические процессы человека в разряд культурных, социальных. Система таких знаков определяет поведение человека. Знаки происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы языком.

Сергей Леонидович Рубинштейн(1889–1960) – российский психолог и философ. В работах Рубинштейна был сформулирован принцип «единства сознания и деятельности». Психика и сознание формируются в деятельности. По мнению Рубинштейна, поведение человека не является простой совокупностью реакций на внешние раздражители, а осознанно регулируется сознанием. При этом любое действие человека исходит из его мотивов и направляется на обозначенную им цель.

Сознание человека может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.

Действие – это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становится поступком, по мере того как его отношение к действующему субъекту и объектам, на которое оно направлено, становится сознательным. Таким образом, действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание.

Алексей Николаевич Леонтьев(1903–1979) – выдающийся отечественный психолог, занимавшийся проблемой сознания и деятельности. Можно различать виды деятельности в зависимости от направленности: на объект внешнего мира, на другого человека, на самого себя, а также в зависимости от предмета: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность.

Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе: элементарная сенсорная психика; перцептивная психика (формирование образа); стадия интеллекта (обеспечение ориентирования и адаптации организма в среде).

По мнению Леонтьева, поведение человека можно рассматривать на трех основных уровнях. Высший уровень – мотивы, которые определяют общую активность и отдельные поступки человека. К среднему уровню относятся действия, из которых складывается поведение. Низший уровень содержит операции, служащие для достижения основных целей человека.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!