Вопросы развития речи и речевого общения у детей раннего и младшего дошкольного возраста в современной литературе.



Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

Задачи ознакомления детей с ХЛ:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним; определять жанр; улавливать наиболее яркие примеры образности языка.

Критерии отбора ХЛ:

1. идейная направленность детской книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Методы работы с книгой:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя.

3. Инсценирование.

4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Методики художественного чтения и рассказывания на занятиях:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В конце занятия возможны повторное чтение произведения и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

17.Общение(разговор) с детьми в повседневной жизни , во время разных видов деятельности как метод формирования диалогической речи. Принцип интеграции видов деятельности и речи. Усложнение руководства общением с детьми в разных возрастных группах.
Одним из условий развития диалогической речи явля ется организация речевой среды, взаимодействия взрос лых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспита теля с детьми (неподготовленный диалог).
Общение воспитателя с детьми должно строиться с уче том изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно орга низовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интере сов, уровня речевого развития.
Например, девочка принесла в группу своего зайчика. Она застенчива и молчалива. Воспитательница подошла к ней и спросила: «Ты дома своего зайчика накормила?» — «Да». — «А что ты ему давала?» — «Чайку». — «Чай он пил. А что ел?» — «Булку». — «А сейчас что твой зайчик делает?» — «Спит». — «Вот ты и белого зайчика покорми и уложи их вместе спать».
В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа.
Например, однажды дети нарвали одуванчиков и поставили в вазу. Вечером, уходя домой, Юра подошел к букету, посмотрел на него, очень удивился и позвал других детей: «Смотрите, смотрите, цветы закрылись!» «Это они спать хотят», — сказала Люся. «Нет, они завяли», — сказала другая девочка. Так возник непреднамеренный разговор. Далее воспита тель поддержал его и объяснил, почему одуванчики закрылись. Утром, когда дети увидели вновь распустившиеся цветки, разговор продол жился.
Самое лучшее время для коллективных разговоров — прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подхо дят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, инте ресным и доступным.
Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планиру ются воспитателем заранее. Непреднамеренные разговоры воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.
Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выход ной день с папой и мамой? что видел интересного?).
Тематика и содержание разговоров определяются зада чами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают: с игрушками, транспортом, улицей, семьей.
Не следует злоупотреблять ласкательными, уменьшитель ными суффиксами, особенно если речь по содержанию не соответствует форме («Юрочка, ты себя плохо ведешь, я тобой недовольна»). Ребенок должен понять содержание речи и по ее тону. Воспитатель не должен допускать неточностей и небрежностей в своей речи. Она должна быть эмоцио нальной, образной, культурной. Следует к месту использо вать произведения устного народного творчества: послови цы, поговорки, потешки, загадки.
В первые дни пребывания детей в детском саду в млад шей группе преобладают индивидуальные разговоры. Очень важно расположить ребенка к себе, заинтересовать его. Сле дует использовать привлекательные игрушки, яркие кар тинки, животных из уголка природы. Воспитатель вовлека ет малышей в коллектив, приучает слушать взрослых и друг друга и постепенно переходит к разговорам с подгруппами детей. В процессе общения недопустимы молчаливое рас сматривание предметов, молчаливое выполнение просьб молчаливых детей.
Иногда при нежелательных вопросах о вуль гарных словах целесообразно, кратко объяснив, что это слово нехорошее, переключить внимание детей на что-нибудь дру гое. Бывают такие вопросы, на которые воспитатель не зна ет ответа. В подобных случаях следует говорить, что он почи тает об этом и расскажет в следующий раз.
Нужно обращать внимание на правильность построения детьми вопросов.
Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений (попросить у помощника вос питателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в сосед нюю группу за книгой и т. п.). Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к та ким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и менее активных.
Для развития диалогической речи в старшем дошколь ном возрасте большое значение имеет совместная деятель ность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавли вается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонима ние, стимулируется активность. При этом главными усло виями для развития диалогической речи являются иници ативность и активность самого ребенка, которые должны всемерно побуждаться и поощряться. Установлено, что вли яние совместной деятельности детей на диалогическую речь значительно повышается, если им показать, что ее успех зависит от умения общаться, договариваться. Совместная деятельность способствует осознанию детьми необходимо сти владения диалогическими умениями, а следовательно, и развивает их.
Подлинной социальной практикой ребенка является игра (А. В. Запорожец). Известно, что в игре развиваются два типа отношений: а) реальные детские взаимоотношения и б) игровые отношения. Оба типа отношений включают диалогическое общение, причем уже в средней группе в играх наблюдаются диалоги с монологическими вставками.
Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В младших группах особенно полезны игры с образными игрушками. Воспитатель разыг рывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям ху дожественных произведений.
В методике разработано много дидактических игр, на правленных на комплексное развитие речи. Задачи обуче ния диалогической речи решаются во взаимосвязи с зада чами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.
Полезно использовать подвижные игры, которые содер жат диалоги («Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Фанты», «Краски», «Коршун» и др.). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, форму лировать вопрос правильно.
Целенаправленное обучение диалогической речи про исходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, вы сказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Подготовленная беседа как метод обучения диалогической речи детей среднего и старшего дошкольного возраста. Значение бесед, их тематика, содержание, классификация, задачи, структура и методика проведения. Требования, предъявляемые к системе вопросов, к интеграции видов деятельности и методов и приемов обучения.

Организация метода беседы как способа развития диалогической речи.

Беседа как способ развития речи опирается на ознакомление детей с окружающим миром (экскурсии,целевые прогулки). При этом беседа требует определенных знаний и опыта.

Классификация бесед:

Е. А Флёрина разработала 3 типа беседы: вводная беседа,беседа сопутствующая деятельности и наблюдениям детей,заключительная беседа.

М.М Конина охарактеризовала 2 типа бесед: беседа по картине и юеседа по прочитанной книге.

В современной педагогике с точки зрения содержания все беседы делятся на познавательные и этические.

Структура беседы:

Начало.

Должно быть образным, запоминающимся, эмоциональным.

Для старших дошкольников оно ставит задачу и активизирует уже имеющийся детский опыт, восстанавливает образы тех предметов, о которых идет речь в беседе. Начало мобилизует детей, активирует их внимание и интерес. Начало может быть разным , начинаться с воспоминаний, с рассматривания новой игрушки, предмета, картинки, в качестве наглядного средства можно использовать загадку, стихи, фото, поделки, имеющие отношение к теме.

Основная часть.

Содержит анализ основной темы, перед детьми ставятся вопросы, обеспечивающие этот анализ и активизирует их речемыслительную деятельность. Педагог при этом дает пояснения,подтверждает детские ответы, обобщает,цель этих приемов – уточнить знания, подчеркнуть нужные факты,пробудить у детей новую мысль. Успех беседы зависит от живости и эмоциональности ее проведения,с этой целью используются загадки,стихи,пословицы,народные предметы. Следует добиваться активности всех детей.

Заключительная часть.

Связана с выводами и обобщения по всей беседе. Если беседа познавательная, то целесообразно обобщить полученные выводы в заключительном рассказе.Этическая беседа заканчивается формулировкой правил поведения, для последующих наблюдений детям можно давать домашнее задание.

Беседа сложный метод развития речи детей и основным приемом метода является вопрос, от него зависит эффективность беседы. Классификация вопросов для бесед:

Репродуктивные,констатирующие(что это,кто это,какой предмет)

Проблемно- поисковые вопросы( направлены на раскрытие доступных детям отношений и связей между явлениями и предметами)

Вопросы обобщающего хаарктера, побуждают делать выводы.

Дополнительные приемы привлекающиеся в процессе беседы: указания,подсказка,оценка,уточнение,дополнение, сочинение загадок детьми.

В младшем дошкольном возрасте беседа проводится как разговор с детьми на заданную тему. В среднем дошкольном возрасте проводятся беседы которые сопутствуют наблюдениям,экскурсиям,прогулкам. В старшем дошкольном возрасте реализуются все типы бесед.

Обучение рассказыванию как средство формирования монологической речи детей. Овладение разными видами монологического высказывания (повествованием, описанием, речью-рассуждением, речью-доказательством). Условия овладения рассказыванием, последовательность введения разных типов текстов (анализ любой программы)

          Монологическая речь - это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. Одной из задач, которую выдвигает программа дошкольников, является обучение монологической речи.
Обучение детей рассказыванию является одним из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Занятия по обучению рассказыванию влияют на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Обучение рассказыванию играет важную роль в развитии монологической формы речи. Основными методами в процессе обучения детей рассказыванию являются обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению. При проведении занятий по обучению рассказыванию перед воспитателем - логопедом стоят следующие основные задачи:
·Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
·Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
·Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
·Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения.
В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы сточки зрения их содержания, структуры, связанности. У них формируется элементарное сознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.

Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов:
- Описание (мир в статике) – это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета. При описании объект речи раскрывается, то есть уточняется состав, структура, свойства, назначение (объекта).
Назначение описания – запечатлеть какой-нибудь момент действительности, дать образ предмета, а не просто назвать его.
- Рассуждение – это установление причинно-следственных связей, модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода.
- Повествование (события в движении и во времени) – это особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Основой повествования является сюжет, развёртывающийся во времени и на первый план выдвигается порядок протекания действий.
При помощи повествования передаётся развитие действия или состояние предмета.
Можно выделить различные формы повествования.
По утверждению Т.А. Ладыженской, разновидностью повествования является рассказ, в котором различаются: завязка, кульминация, развязка. Схему повествования Т.А. Ладыженская представляет следующим образом:
1) Начало события
2) Развитие события
3) Конец события
М.П. Брандес выделяет повествования: о событии, о переживании, о состоянии и настроении, краткое сообщение о фактах.
Устная монологическая речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно прочны и оказывать определенное влияние на протекании всего высказывания. Оно обычно состоит из нескольких смысловых групп, связанных в целостную структуру.

Методика обучения пересказу художественных произведений, цель и задачи обучения, выбор текстов для пересказа, требования к пересказу детей, виды пересказа, структура занятия по пересказу. Использование схематических моделей в обучении пересказу художественных тексов.

Пересказ - это осмысленное воспроизведение ребенком знакомого литературного текста. Это достаточно сложная деятельность, в которой участвуют воображение, мышление, память, речь.

Умения необходимые для пересказа:

1. Внимательное прослушивание произведения.

2. Понимание его основного содержания.

3. Запоминание последовательности сюжета.

4. Восприятие речевых оборотов авторского текста.

5. Умение осмысленно и связно передавать текст.

Роль пересказа высоко оценивается в педагогике. Необходимые произведения для пересказа детей дошкольного возраста. В детском саду не могут быть использованы любые произведения, отбираются лишь те тексты, которые дети способны пересказать самостоятельно.

Художественные произведения (ХП):

а) Должны иметь воспитательную ценность.

б) Быть доступными по содержанию и форме.

в) Должны отражать знакомых героев и персонажей

г) ХП должно иметь четкую композицию с выраженной последовательностью действий; особое значение имеет динамичность сюжета.

д) Произведение должно быть написано образцовым литературным языком без сложных грамматических форм и предложений; содержать эпитеты, определения, сравнения и т.д. Желательно использование прямой речи героев (диалоги).

е) Произведения должны быть доступны по объёму и соответствовать возрасту.

Этими требованиями соответствуют многие русские народные сказки короткие рассказы.

Виды пересказа для детского сада:

- Подробный или близкий к тексту

- Краткий или сжатый

- Полный или выборочный

- Пересказ с перестройкой текста

- Пересказ с творческими дополнениями

При пересказе с творческими заданиями допридумывают отдельные эпизоды, новых персонажей, другую концовку произведения.

Требования к детским пересказам:

1. Осмысленность - полное понимание текста.

2. Полнота передачи произведения - отсутствие повторов и пропусков.

3. Последовательность и связность пересказа.

4. Использование словаря и оборотов авторского текста, при этом удачная замена некоторых слов синонимами и перестройка структуры предложения.

5. Плавность пересказа - отсутствие длительных пауз.

6. Культура поведения во время пересказа, выразительность и эмоциональность пересказа и фонетическая правильность речи.

Структура занятия по пересказу.

1. Вводная часть:

- Вызвать интерес;

- Подготовить детей к восприятию ХП;

- Провести краткую вступительную беседу об авторе;

- Показ картинки или иллюстрации о героях;

- Напоминание о наблюдениях.

2. Основная часть:

- Первичное чтение произведения, детям предлагают прослушать произведение, сообщают название произведения и автора;

- Новый текст читается детям без предупреждения о пересказе;

- Организация беседы по содержанию произведения, которая направлена на анализ и запоминание текста;

- Повторное исполнение с установкой на последующий пересказ;

- Пересказы детей или образцовый пересказ педагога.

3. Заключительная часть.

Можно провести драматизацию произведения с помощью театра игрушек.

Данная структура характерна для пересказов не сложных, коротких или для знакомых произведений.

В старшем дошкольном возрасте длинные и сложные произведения читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказывания. Поэтому структура занятия сокращается, на следующем занятии детям сразу сообщают текст, проводят беседу по содержанию произведения, а далее следуют пересказу детей.

Во всех группах детского сада решают разные задачи по обучению пересказу и используют разные методические приемы. Они делятся на:

а) Выделяют приемы, направленные на осмысленное восприятие и понимание произведения.

б) Приемы направлены на руководство самим процессом пересказа.

в) Приемы направлены на анализ и оценку речевой активности каждого ребенка.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 583; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!