Звучит песня: «Купчик» (с. Плёхово, Суджанского р-она, Курской обл.)



Третья стилевая зона представлена

Белгородско-Оскольским регионом

Ведущий 7 (Марина) Следующий регион, с которым мы хотим Вас познакомить Белгородско-Оскольский.

Костюм Белгородско-Оскольского региона

В Белгородско-Оскольском регионе распространен женский комплекс одежды с юбкой. (Костюм представляет Переверзева Алина).В состав комплекса входили широкие однотонные юбки красного, зеленого, темно-синего цвета. Длинная рубаха «голошейка», украшенная понизу мелким орнаментом, выбивкой. Широкий рукав был вышит по предплечью растительным орнаментом красно-черного, зелёного цвета. Разрез на груди (пазуху) и манжеты украшала вышивка поскромнее. Неотъемлемой частью комплекса с юбкой является фартук. Он украшен кружевами, лентами, выбивкой. Важной деталью фартука был карман. Основной головной убор-платок. Платки самые разные: шерстяные, кашемировые, «рыпцевые», шали, полушалки, подшальники. Везде в регионе женщины носили жилеты, которые отличались своим покроем в зависимости от традиционных особенностей местности Белгородско-Оскольского региона.

Манера пения Белгородско-Оскольского региона

Уникален песенный фольклор Белгородско-Оскольского региона. Свои особые сезонные песни имеются здесь для каждого времени года: святочные, масленичные, семицкие, покосные, жатвенные, величальные «полевые» песни, исполняемые при прополке, трудовые «корительные», частушки («страдания», «тройками», «Семеновна», «барыня»), скоморошные, плясовые, хороводные, колыбельные.

Чрезвычайно богат местный свадебный песенный репертуар, представленный обрядовыми, величальными, лирическими, гостевыми, застольными, шуточными величаниями, ритуальными с неизменным припевом «душель мой», «ладо, ладо».

Узкий звуковой объем последних, внутрислоговые распевы на «е» и «о», огласовки согласных, богатство ритмического рисунка, неразвитость мелодии, преобладание гетерофонного соотношения голосов, унисонные звучания, многообразие поэтических образов свидетельствуют о довольно раннем происхождении жанра.

В селах Белгородско-Оскольского региона можно услышать типичные для Юга России лирические песни, звучащие на «беседах», посиделках, во время уличных гуляний.

Также этот регион представлен уникальным явлением в русской народной исполнительской практике - фощеватовскимдвуххорным пением каноном свадебных песен. Перед тем как начать «игру» такой песни, певцы договариваются между собой: «Мы будем приказывать, а вы лелёкать», т.е. один хор ведет песню - рассказывает текст, а второй хор, вступая вслед, «лелёкает» припевные слова.

Трудно представить, что это уникальное певческое искусство, ведущее свою родословную от культуры «служилых людей» южнорусского пограничья, развивалось во многом самостоятельно, как бы изнутри и, достигнув такого совершенства, приобрело особую замкнутость и обособленность от других исполнительских традиций региона.

Звучит песня «Во горенке, во новой»(с.Фощеватово, Волоконовского р-на, Белгородской обл.)

Народно-бытовая хореография

Белгородско-Оскольского региона

Ведущий 1 (Светлана) В данном регионе традиции вождения танков нет. Основой карагодов являются движение по кругу и импровизационные построения участников. Движение происходит на основе нескольких бытовых хороводных шагов, свободно избираемых исполнителями. Следует заметить то, что на манер движения хороводным шагом наложила свой отпечаток обувь. Здесь издревле носили вязаные из шерсти очень легкие тапочки. Поэтому в движении женщины легко и мягко ступают ногами на полупальцы, делают повороты.

1.Переменный шаг.Движение переменным шагом у исполнителей этого региона отличается по манере от аналогичного движения, бытующего в соседних регионах. Если в этих регионах исполнители ступают твердо на всю ступню, то здесь ступают мягко на подушечку ноги, делая при этом повороты в стороны, вокруг себя.

Движение шаркающим шагом.

Женские движения рук и корпуса в карагодах:

- круговые движения руками впереди корпуса;

- ладони обеих рук поставлены на шею, на уровне ушей. Локти подняты вверх, разведены в стороны. Движение чаще исполняется на месте одновременно с притопами;

- удары обеими ладонями об пол и хлопки. Во время песенной игры или пляски участники все вместе или индивидуально приседают и выполняют не сложные ритмы, делая хлопки ладонями и ударяя ими об пол.

- движение с платком на плечах;

(Движения иллюстрирует Посохова Мария).

Движения ног мужчин в хороводах и плясках:

-удары ногой и ногу в прыжке («голубцы»);

-хлопки руками по коленям, пяткам и другим местам тела.

(Движения иллюстрирует Лифинский Олег).

Финал

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!