В помощь учащимся предлагаются словари, выдержки из статей литературоведов.

Первый урок по творчеству О.Э.Мандельштама

                                   

Слово учителя.

В японском городе Киото, в монастыре Рёандзи, есть сад камней, созданный монахами-буддистами. Прогуливаясь по длинной веранде, монахи с благоговением смотрели на  посыпанную белым гравием прямоугольную площадку и на ней застывшие каменные глыбы, обрамленные мхом. Каждому из монахов было хорошо известно, что камней в этом саду – 15,  но сколько бы не бродили они по веранде, в какой бы точке не останавливались, их глаза могли сосчитать только 14 . Казалось бы, чего проще: мох, гравий и камни…. Но высокое искусство создателей сада сделало его тайной, которую не дано разгадать простыть смертным.

Эта японская быль-легенда и связанные с ней раздумья невольно возникают в памяти, когда берешь в руки сборник стихов О.Мандельштама. Казалось бы, все уже известно, каждая строка знакома, каждое стихотворение знаешь почти наизусть… Но вдруг ловишь себя на мысли, что тебе это только кажется: тайна притягательности мандельштамовских строк подобна тайне японского сада камней - она рождает вереницы мыслей, помогает познавать мир природы и мир человеческих чувств, но сама продолжает оставаться тайной.

Чтение стихотворения

Отравлен хлеб, и воздух выпит:

Как трудно раны врачевать!

Иосиф, проданный в Египет,

НЕ мог сильнее тосковать.

Под звездным небом бедуины,

Закрыв глаза и на коне,

Слагают вольные былины

О смутно пережитом дне.

Немного нужно для наитий:

Кто потерял в песке колчан,

Кто выменял коня, - событий

Рассеивается туман.

И, если подлинно поется

И полной грудью, наконец,

Все исчезает – остается

Пространство, звезды и певец!

Это один из шедевров сборника «Камень», в котором, как в зеркале, отразились и «космическая» философия поэта (его мечта установить связь между затерянными в пространстве Вселенной мирами и миром человеческой души), и стремление заглянуть в глубь веков и оживить в памяти ушедшие в небытие народы и цивилизации (реставрировать их культуру и верования, чтобы восстановить генезис современного искусства), и, наконец, подлинно общечеловеческие представления Мандельштама о нравственности и красоте, которых ныне так не хватает.

Исследователи творчества поэта давно заметили его восторженное отношение к античности, увлечение культурой Средневековья и наследием Ренессанса, но оставляли без внимания глубокий интерес Мандельштама к библейской теме.

В стихотворении «Отравлен воздух…»  библейские мотивы приобретают реальные формы. Легенда о мытарствах Иосифа, проданного родными братьями в рабство, нитями ассоциаций вплетаются в канву лирического сюжета.

Чтение подготовленным учеником текста из Библии:

Но обратимся к первоисточнику: «И сели они есть хлеб, и взглянувши увидели, вот идет караван Измаильтян с товарами в Египет. И сказал Иуда братьям своим: «Что пользы, если мы убьем брата нашего и смоем кровь его? пойдем, продадим его измаильтянам. Братья послушались его и, когда проходили купцы, вытащили Иосифа изо рва и продали его за 20 серебреников, а они отвезли Иосифа в Египет». О страданиях Иосифа в Библии сказано немного. Благодаря своему уму и предприимчивости он стал наместником фараона, женился на дочери придворного жреца, которая родила ему сыновей , и Иосиф забыл  «все несчастья и дом отца своего».  У библейской легенды счастливый конец: благородный Иосиф простил своих братьев, облаготельствовал их и прожил до 110 лет.

Беседа по тексту стихотворения.

  Мандельштам в основу лирического сюжета берет начало легенды, когда страсти человеческие накалены до предела, когда торжествует сатанинская зависть, толкнувшая на преступление сынов Иакова, и обливается кровью сердце проданного в рабство Иосифа:

Отравлен хлеб, и воздух выпит:

Как трудно раны врачевать!

Иосиф, проданный в Египет,

НЕ мог сильнее тосковать.

Библейский образ нужен поэту для того, чтобы подчеркнуть глубину страданий лирического героя. Во второй и третьей строфах легенда приобретает зримые формы: словно в театре теней проплывают перед нами силуэты всадников, охраняющих караван и увозящих Иосифа в Египет.

В мире происходит величайшая из несправедливостей: братья погубили единокровного брата, лишили его свободы. Почему же не разверзлось небо, не испепелило молниями преступников? Почему молчат звезды? Поют, а не плачут бедуины? Отравлена атмосфера жизни: ненависть, злоба, зависть вытеснили из человеческой души доброту и сострадание. И звездное небо не в силах помочь, ибо мир природы, хотя и включает в себя мир людей, давно уже не управляет им…

Но вернемся к лирическому герою. Тоска переполняла его сердце, предчувствие вселенского горя изранило его душу. «Как трудно раны врачевать! – это ли свидетельство пророческого дара Мандельштама, который подобно Велимиру Хлебникову и другим поэтам серебряного века уже в 1913 году слышал приближающиеся шаги братоубийственного времени.

Кто же он, лирический герой? Безусловно, поэт ( «певец» в последней строке). Понятны его страдания. Кто, как не поэт, способен вобрать в себя всю мировую тоску и отлить её в слово.

Последняя строфа – идея спасения мира красотой (вспомним Достоевского).

Мандельштам не случайно обращается в этом стихотворении легенде об Иосифе. Всеобщее примирение – залог процветания человечества. Такова философская мысль, пронизывающая её содержание. Такова и мысль поэта, который ввел легенду в ассоциативный круг стихотворения. Актуальность её в наши дни, когда мир захлестывают волны насилия, распрей, очевидна.

В сборник «Камень» входит и стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи —

На головах царей божественная пена —

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Фронтальная работа.

1. Чем привлекло это стихотворение, какие чувства вызывало? Какие образы создаются? Какие строчки отражают главную мысль?

2. Какова история создания этого стихотворения?

3. Что происходит с лирическим героем? Как в стихотворении передано ощущение бессонницы?

В помощь учащимся предлагаются словари, выдержки из статей литературоведов.

Вопросы для анализа стихотворения в группах.

Образ кораблей.

1. Почему образ кораблей мы лучше всего видим?

2. Какие корабли: движущиеся или неподвижные? Обратите внимание на глаголы, типы предложений, размер стиха.

Корабли движутся очень быстро, по ветру: тугие паруса.Быстроту движения подчёркивает сравнение с журавлями: корабли летят, метафора над Элладою когда-то поднялся усиливает образ движения-полёта. Кажется, что корабли движутся не по морю, а над землёй.

Попробуем ещё раз перечитать строчки, в которых создаётся образ кораблей. Обычно движение передаётся с помощью быстрой смены глаголов, энергичных слов, большого количества согласных, в которых преобладает голос (сонорных, звонких, требующих сильной артикуляции), энергичного ритма. У Мандельштама в движении кораблей нет стремительности. Напротив, создаётся ощущение замедленности, длительности. Глаголов очень мало, большинство предложений назывные или неполные. Да и имеющиеся глаголы в результате инверсии теряют свою силу: поставлены в конец предложения.

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Это самая длинная из употребительных в русском стихосложении ямбических строк — александрийский стих. Благодаря интонации раздумья, созерцанья этот размер издавна употребляется в философской и медитативной лирике, а также в таком жанре, как элегия. Подобный непринужденный, лишенный поэтической сглаженности ритм создает ощущение свободного прозаического разговора - спокойного размышления вслух. Для передачи движения потребовался бы более энергичный размер: "маршевая" одическая строфа и связанный с нею четырёхстопный ямб. Противоречие между звучанием и видением налицо.

3. Обратите внимание на время глаголов в первых двух строфах, на наречие, связанное с понятием времени. Что вы заметили?

Образы ахейцев и Елены.

4. Какая роль отводится слову журавлиный? С какими ассоциациями связано это слово у вас?

Осень. Косяк журавлей. Длинные, изящные, вытянутые очертания. Плавный размах вытянутых крыльев. Светлая грусть. Курлыканье, надрывающее душу. Крик журавлей ассоциируется с плачем (отсюда многочисленные легенды и предания, в том числе и в античной мифологии, связывающие журавлей с плакальщиками на похоронах, душами умерших).

Постепенно и плавно мысли поэта со списка кораблей, переходят на цели, ахейцев. И это приводит к мысли, что причина, движущая огромное войско - любовь: "Когда бы не Елена, // Что Троя вам одна, ахейские мужи?"

Это очень напоминает воздействие перечня кораблей у Гомера на слушателей: список кораблей подводит их к философским размышлениям о жизни; у Мандельштама тоже.

 

5. Образ Елены — средоточие всех нитей стихотворения. Что нам известно об этом образе?

Елена — двойственный образ. О ней можно было бы сказать словами Блока: красота страшна. Она приносит и радость, и горе всем, кто её видит.

Происхождение её божественно: отец Елены — сам Зевс, мать — богиня возмездия Немезида. Елена появляется из яйца, Леда её находит и воспитывает. Самим рождением Елена предназначена быть карой судьбы. Прекраснейшая из женщин, она вызывает зависть Афродиты, богини красоты, одновременно являясь сильнейшим её оружием. Сам слух о красоте Елены способен вызвать распри: все эллинские вожди и герои сватаются к ней. Чтобы предотвратить столкновение, они дают клятву защищать честь того, кто станет супругом Елены.

Елена принесёт боль и бесчестье своему мужу Менелаю, смерть Парису, с которым она сбежит, не в силах противиться страсти, внушённой Афродитой. Город, приютивший беглянку — Троя, - будет разрушен до основания. Большинство женихов Елены, отправившиеся к стенам Трои, погибнут.

Ахейское войско, готовое побить царицу камнями, остановится перед её красотой, и она будет возвращена домой, в Спарту, с почётом и торжеством.

Елена — значит факел, светоч.

Это имя-средоточие всех линий стихотворения. Цель движения, порождающая и останавливающая его. Начало жизни и гибель, что проявляется в сочетаниях длинный выводок — поезд журавлиный. Обратимся к словарю Даля. Поезд — несколько совместных повозок, едущих по одному пути; торжественная, обрядовая езда или процессия. В словаре даются два примера наиболее употребительных сочетаний слова во втором значении: свадебный поезд — похоронный поезд. И все смыслы являются реализованными у Мандельштама. Вот откуда сравнение у Мандельштама кораблей именно с журавлями.

 

6. Почему в стихотворении слово Елена рифмуется с сочетанием на головах царей божественная пена? Как вы понимаете эту строчку?

Божественная пена и Елена срифмованы не случайно.

Обратимся к словарю Даля. Божественный — свойственный Богу, исходящий от Него; Ему подобный, высокий, превосходный, прекрасный, несравнимый, недостижимый. Выходит, что пена — божественно — прекрасна, она, лёгкая и тающая, прекраснее земного венца настолько, насколько путь к Елене значительнее пути к богатствам Илиона.

 

Образы моря и Гомера.

7. Какие ассоциации у вас возникают в связи с парой слов: и море и Гомер, объединённых союзом и и словом всё (море+Гомер=всё)?

8. Как вы полагаете, в каком значении употреблено поэтом слово слушать?

9. Какой образ моря создаётся в стихотворении? Какой общий эмоциональный тон эпитетов? Как подчёркивает поэт судьбоносность выбора лирического героя с помощью звукописи?

Домашнее задание:

Чтение стихотворения «NOTRE DАМЕ»

Где римский судия судил чужой народ
Стоит базилика, и – радостный и первый­
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dаmе,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

(1912 г)

Ответить на вопрос: Кому уподобляется собор в первой строфе?

Инд задание:

В XII веке в северной Франции зародился новый стиль средневекового искусства. Современники именовали его «французской манерой», а потом стали называть готикой (от названия древнегерманского племени готов). Готика не изменила назначение собора, который по-прежнему остался местом молитв и богослужений. Почти все элементы романского искусства остались, но изменились. Вместо мощных столбов – пучки тонких изящных колонн. Их линии, закруглялись и продолжаясь на своде, причудливо переплетались и «заставляли» тяжелый каменный свод словно теряться в вышине. Многочисленные арки, прежде полукруглые, вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто «сломались» - такие арки называют стрельчатыми. Внутреннее пространство собора оказалось наполнено светом. В таком храме человек чувствовал себя иначе. Хотя он казался маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Напротив, стрельчатые арки, башни и башенки с остроконечными шпилями, сотни, а иногда и тысячи статуй на фасадах и внутри здания – все это влекло взор и мысли человека вверх, к Богу.

Зодчие научились распределять тяжесть сводов, перенося её со стен на опорные столбы. Кроме того, значительная часть тяжести свода с помощью специальных полуарок (аркбутанов) передавалась на мощные столбы – контрфорсы, вынесенные из внутреннего пространства здания наружу.

Готический собор был настоящим чудом средневекового искусства, в котором гармонично сочетались архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство предметов священного культа (в котором тоже утвердился готический стиль), роскошные одежды священнослужителей и торжественное звучание органа. Эта неземная красота создавалась долгим трудом часто неизвестных нам гениальных мастеров.

Собор Парижской Богоматери расположен на острове посреди реки Сены и находится в самом древнем квартале города. Собор Парижской Богоматери начали строить в 1160 году под руководством епископа Морис де Сюлли и закончили только в 1345 году. Это была самая долгая стройка, продолжавшаяся 185 лет.

 

Примеры ответов С3

С3. С какими образами стихотворения "Бессонница. Гомер. Тугие паруса..." связано представление лирического героя о жизни?

Примерный ответ: В стихотворении Мандельштама перед нами проходит ряд образов: лирический герой, Гомер, море. Лирический герой мучается бессонницей, перед ним стоит трудный жизненный выбор. Он размышляет о жизни и поэтому читает поэму Гомера "Илиаду", её вторую главу, где содержится перечень кораблей ахейцев (более тысячи имён и названий), стремящихся в Трою, чтобы выполнить своё обещание и возвратить Елену, похищенную Парисом, её законному супругу Менелаю. Ахейцы, выполнившие свой долг, осмелившиеся противиться судьбе, богам, проявившие мужество, отстоявшие своё человеческое достоинство ценою жизни, венчаны "божественной" пеной на вечность. "Илиада" и её творец Гомер бессмертны, благодаря искусству, по мнению Мандельштама, осуществляется связь поколений. Лирический герой воздаёт должное ахейским мужам и горюет об их трагической судьбе: "сей длинный выводок, сей поезд журавлиный" (в мифологии журавли-плакальщики на похоронах или души умерших, что нашло отражение и в стихотворении Гамзатова "Журавли").

Строчка "И море, и Гомер — всё движется любовью" противопоставляет и одновременно объединяет образы Гомера и моря. И если Гомер здесь — олицетворение искусства, античной культуры, подвига прошлых поколений, то море — природа, составляющей которой является и человек, реальная жизнь лирического героя. "Гомер молчит". Теперь перед лирическим героем стоит выбор: как ему поступать. И сделать его не просто: "И море чёрное, витийствуя, шумит // И с тяжким грохотом подходит к изголовью".

С3. В каких образах стихотворения "Notre Dame" воплощено представление лирического героя о соборе?

Бог создал Адама, а человек - творец создал Notre Dame во славу Парижской Божьей Матери. Собор подобен человеку: "радостный" (рад жизни), "играет мышцами". Он столь же сложен и загадочен, как творение Божие. Он — единство противоположностей: мощного и тончайшего ("египетская мощь и христианства робость, с тростинкой рядом - дуб"), рационального и непостижимого ("стихийный лабиринт, непостижимый лес, души готической рассудочная пропасть"). Это произведение искусства — результат труда человеческого разума, воплощение "тайного плана". Собор выполнен с абсолютной конструктивной точностью, выверен, технически рассчитан: "и всюду царь-отвес".

Как Бог создал мир - Вселенную, так человек на протяжении веков обустраивает свой мир — Землю, "из тяжести недоброй" создаёт прекрасное на радость себе и будущим поколениям. На собор поэт смотрит глазами мастера, прославляет организацию материала трудами строителя. Звучит мотив творчества. Вид Notre Dama вдохновляет лирического героя на создание из необработанного слова прекрасного произведения искусства — поэтического.

С4В каких произведениях русских поэтов поднимается тема "прекрасного" и что их сближает со стихотворением О.Мандельштама "Notre Dame"?

Прекрасное способно вдохновлять. Как Мандельштам пишет о Notre Dame, так А.С.Пушкин пишет о Медном всаднике в одноимённой поэме. Он восторгается гордостью и силой правителя, увековеченного в памятнике:

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

......................................

О мощный властелин судьбы!

Для Пушкина памятник — символ величия Петербурга, выстроенного Петром I:

Из тьмы болот, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво.

Петербург - жемчужина России - вдохновляет на создание прекрасного уже не одно поколение людей.

Пушкин также пишет, что прекрасным, источником жизненных сил может быть и человек. В стихотворении "Я помню чудное мгновение" он говорит о том, что именно "гений чистой красоты", "мимолётное виденье" может возродить, исцелить душу, страдающую в заточении:

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Человек живёт, пока созерцает, переживает прекрасное, творит его; в этом счастье человека.

Заметим, что, говоря о стихах Мандельштама 30-х годов, мы нередко отождествляем лирического героя его стихов с самим поэтом. И это не случайно. В стихах этого периода мы не найдем той метафоричности, той усложненности образов, которые были присущи раннему творчеству поэта. Мандельштам стремится с предельной ясностью высказать свою позицию, он бросает вызов бесчеловечной власти.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 691; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!