ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ РИСУНКА ДЕРЕВА



Nbsp; В своей основе интерпретация рисунка дерева Карла Коха ;; -опирается на графическую схему Макса Пульвера, который . .'сравнивает рисунок с крестом и выделяет 4 зоны, обладающие символическим значением. Верх представляет собой интеллек­туальную и духовную зону, развитие, контакт с окружающей средой. Центр репрезентирует «Я»: пробужденную сознатель-; ную жизнь, чувства. Низ представляет собой бессознательное, зону материальную, эротико-сексуальную, инстинкты, коллек­тивные символы/ Левая, сторона — связи с самим собой, с прошлым, интроверсия, инфантильная фиксация.. Правая сторона — связи с другими людьми, с будущим, экстраверсия, а также авторитаризм. Диагонали также имеют свои обозна-. чения (рис. 1), Динамика прямоугольника, его отдельных-частей и линий были экспериментально изучены Мишелем Грюнвальдом, ко- ' торый на основании проведенной .работы обосновал некоторые принципы конкретной .и абстрактной живописи. Эта динамика представлена в следующей, более развитой^схеме (рис, 2). Рис. 1 Зоны графического поля по Максу Пульверу • Символика, приведенная в схемах, применяется, с одной стороны, к интерпретации всего листа бумаги, содержащего рисунок, и, с другой стороны, .к более узким границам, кото: рые охватывают дерево от основания ствола до верха кроны, за исключением возможных корней. Средняя горизонтальная линия расположена в месте соединения ствола и кроны. Сим­волическое значение различных зон рисунка трактуется непо-' средственно. Материя Неосознанное-Бессознательное Коллективное Бессознательное - ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСУНКА ДЕРЕВА Оценивается прежде, всего] размер рисунка, величина изо­бражения дерева, по. отношению к размеру листа. Большие ри-сунмупо мнению Маспоуег.'выражаютэкспансивностьи агрес­сивность, маленькие — чувство неполноценности." М. G. Ferdiere считает возможным в связи с этим введение в методику проведения теста свободного выбора формата бу­ маги: психастеники,; тревожные и неуверенные в себе люди, возможно, в болышей степени склонны пользоваться листами маленького формата, в то-время как страдающие избыточным самомнением, переоценкой собственной личности будут захва­ чены большими размерами,      • •                               .' Лист, бумаги, согласно инструкции, предлагается в длину, но оппозиционеры и своевольные Испытуемые часто изменяют положение листа, усиливая таким образом частоту признака» «переполнение листа бумаги рисунком»^_Переворачивание ли­ ста в ширину интерпретируется' также как признак интеллек­ та, независимости суждений!}            г •, Если изображение дерева на листе .бумаги" символизирует образ человека, репрезентирует личность рисующего, ^.прост­ранство белого листа — его жизненное пространство.[Размер рисунка по отношению к размеру листа позволяет судить о том, насколько большое значение приписывается собствен­ной личности, насколько большое внимание ей уделяется на фоне 'внешних обстоятельств реальной жизненной ситуации, либо о том, насколько интенсивно переживаются собственные эмоции по сравнению с текущими внешними событиями. Положение рисунка на листе. Изображение рисунка дере­ ва в крайней левой части листа показывае£/амбивалентну.о [связь с прошлым, с матерью, с тем, что переживается в вооб­ ражении.     . Положение рисунка дерева слева на листе бумаги с тенден­ цией к дентру указывает на желание независимости в преде­ лах покровительствующего окружения. Центральное положе­ ние рисунка означает желание найти согласие, равновесие между собой и другими.1'При интерпретации положения дереза на листе 'бумаги необходимо учитывать нюансы перемещений вправо или влево в соответствии с приведенной выше симво- ликой^Движение слева направо интерпретируется как движе­ ние к внешнему миру, к будущему. Отчетливо выраженное центральное положение говорит о повышенной потребности в систематизации о, некоторое жесткостью и, даже, возможно, ригидностью, о тенденции • находить опору в привычных сте­ реотипах, поведения. Положение справа — потребность опи­ раться на авторитет, также может быть признаком ощущения опасности.  -■■.-..                                         • • • Изображение дерева целиком в верхней четверти листа показывает депрессивные переживания, которые компенсиру­ются возбуждением и "могут поэтому в поведении отчетливо не проявляться^трансформируясь в хаотичность, беспорядочность эмоциональных р'еакций.Шанное, положение рисункам/наряду с приведенной интерпретацией, [может также указывать на. чрезмерные амбиции, желание импонировать окружающим. Дерево; целиком расположенное в нижней половине лис­та — ощущение покинутости,,депрессия, самобвинение, i ощу­щение собственной ненужности, бесполезности. • Размеры рисунка дерева Высота'дерева, примерно равная четверти высоты листа бумаги, показывает такие свойства, как зависимость, ребячли­вость, недостаток доверия к себе, и, "также, возможно, мечты о компенсаторном могуществе. • 8.   Высота дерева,.равная половине высоты листа, — завнсн-' мость и застенчивость, менее выраженные, чем в предыдущем случае. Высота дерева, приблизительно равная трем четвер­тям высоты листа — призна.к_хорошей адаптации к среде. Вы-■ сота дерева, равная высоте яистгц — стремление быть замечен-ным,]утвердиться среди окружающих. Высота листвы дерева находится в прямой зависимости ог интеллектуального развития и интересов в сфере идей. Когда листва занимает весь или почти весь лист, это может означать ■ уход/ в мечты и фантазииЗЧтобы дать интерпретацию в этом плане, необходимо рассмотреть отношение листвы к стволу и другие особенности рисунка.                     . ^Высота листвы, примерно равная пяти восьмым высоты лис^а бумаги, показывает интенсивную интеллектуальную жиз:и>, трем восьмым — хороший контроль и рефлексию. Вы­сота листвы, равная одной восьмой высоты листа — недоста­ток рефлексии и контроляТ/признак, нормальный только в ри­сунке четырехлетнего ребёнка, р^сли размер ствола больше высоты листвы (кроны) дерева. то преобладает интерес к конкретным вещам, жизнь в настоя-щем^ моменте, потребность в движении и возбуждении. Ствол, величина которого больше величины кроны-в два или в три раза, указывает на зависимость от окружения, агрессивное противостояние окружающему1 . возбудимость, импульсность с недостаточным контролем над эмоциями. Ствол', равный вы­соту кронц (листвы) дерева, показывает поиск согласия с тре-. бованиями окружающих, равновесия со средой. • . Крона, большая по размеру величины ствола, говорит о т<|М, что рефлексия помогает в сохранении равнсвгсия и са­ моконтроля, обеспечивая автономность и способность к за­ держке реакций. Если величина кроны намного больше высоты ств«ла, то это служит признаком художественных интересов и высокого интеллектуально/о уровня? Иногда, в совокупности <с другими признаками, этот признак может означать бегство в воображаемый магический мир.</ Сририна кроны дерева, равная четверти ширины листа бу- . мащ, показывает неуверенность в собственных силах, в своих интеллектуальных Способностях, признак оборонительной по- зиши в состоянии напряжения и раздраженности.'             . (Цирина кроны, равная половине ширины листа, показывает некоторую неуверенность в собственной ценности. Ширина кро-ньфавная трем четвертым ширины листа бумаги, служит при­знаком высокого интеллекта. Ширина кроны, равная ширине лпста, говорит о том, что испытуемый любит поговорить, при­влекает к себе внимание, стремится быть замеченным. Листва, выступающая влево в рисунке дерева, служит при­знаком амбивалентных чувств по отношению к матери: одно­временная привязанность и агрессивная оппозиция в отноше­ниях к.ней. Листва, выступающая вправо в рисунке дерева, показы­вает желание воздействовать на окружающих, стремление уп­равлять ситуацией, а также затруднения в контактах, сложно­сти в общении, сопровождающиеся нападающей или оборони­тельной позицией. Листва, переполняющая вверх лиси бумаги,, интерпретиру­ется как компенсация чувства неполноценности стремлением к власти.'- Ствол дерева, выступающий за низ,листа, говорит о поис­ках безопасности, о потребности в стабильном окружении, в эмоциональном контакте, в нежности. Маленькое дерево, вы­ступающее за верх листа, показывает одновременно чувство подавленности и показной поиск компенсации."^

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ РИСУНКА ДЕРЕВА

Психологическое содержание отдельных признаков рисун­ка дерева было определено в работе Ренё.Стора «Рисунок де­рева» на основании наблюдения 820 испытуемых: 212 детей в возрасте от 4 до 14-лет, 608 подростков и взрослых обоих полов от 15 до 60 лет. Статистический анализ позволил вы­явить достаточно значимые постоянные.

Интерпретация отдельных элементов рисунка дерева вклю­чает" стабильное ядро, скелет (корни, ствол, ветви) и элементы украшения (листва, плоды,-пейзаж).

{ Ствол представляет собой стабильное «Я» индивида, зону идеи!} Ствол одной (одинарной) линией рисуют маленькие дети и имбецилы: это признак дефицита или регрессиис[Изображе-ние ствола однрйушнией встречается также в рисунках людей, необремененных самонаблюдением и самоанализом] Антуанет­та Мюэль придает этому признаку следующее психологическое содержание^~отказ видеть реальную действительность и счи­таться с нейГ"

Контуры ствола освещают способ контакта с внешним ми­ром: например, волнистая линия может выражать поведение избегания, а также жест человека, рыпрямляющегося перед

10


лицом трудностей. Ствол, расширяющийся к основанию, ука­зывает на поиски надежного, обеспеченного положения в езо-ей среде; сужающийся к основанию ствол' говорит об отсутст­вии чувства безопасности среди окружающих, которые не дают желаемой опоры. Изображение стзола дерева в виде перевер­нутой буквы «У» — оппозиция, вытекающая из желания пока­зать свою силу. Разнообразные отметки, рубцы, шрамы к;. стволе указывают на осознание пережитых трудностей, про­махов, ошибок.'"]Если рассматривать изображение ствола де­рева в генетическом плане, как завершенный к моменту рисо­вания фрагмент жизненного пути, то эти отметки можно оце­нивать как признак конфликта, пережитого в раннем детстве. если отметки встречаются у самого основания ствола, пережи­того в недавнем прошлом, если они встречаются у вершины деревами т. д., соотнося указание на наличие переживания с определенным периодом жизни испытуемого.

Ветви выражают тот способ, которым инвивид сумел реа­лизовать свои возможности, степень дифференциации, которок он достиг, формы его нападения» или защиты по отношению к внешнему миру, который его окружает. Ветви, изображен-' ные одной линией, указывают на избегание неприятной, реаль­ности, ее приукрашивание или трансформацию. .

Отдельные ветви'на стволе слева показывают желание быть похожим на мать или поступать как она, отдельные ветви на" правой стороне ствола — желание быть похожим на отца, об­ладать его силой.

Ствол, отделенный линией от кроны дерева, — ощущение воспитательных ограничений, стеснений, принуждений. Откры­тый ствол, изображенный двумя линиями и органично входя­щий в крону — хороший интеллект, нормальное развитие-Ствол, входящий в закрытую, отгороженную линиями крону дерева — беспокойство, связанное с сексуальным партнером. Ствол дерева, отделенный линией от земли, указывает на ощу­щение изолированности."!

Рисунок дерева в состоянии гипноза под внушением опре­деленного переживания довольно характерен: при выражении ярости крона состоит из круговых арок, прй"выражении не­искренности, лживости — из спутанных линий, при невротиче­ских состояниях — из нескольких голых горизонтальных ве­ток, в состоянии садизма — из скопления точек. Центробеж­ное или центростремительное направление ветвей указывает на интроверсивные или экстраверсивцые тенденции человека. ^Отрезанные или отпиленные ветви в рисунке дерева связа-

11


:-:ы с чувством неполноценности"; Мы находим ветви с обрезан­
ными или.отпиленными окончаниями в рисунках больных хи­
рургической клиники. >     _у

ГУкре'пленные в земле корни возвращают к тому, что.есть са-могсгпримитивного в личности, и, может быть, к тому, что на-пменеё"нндивиду5льно. Часто встречающиеся у детей, в рисун­ках взрослых корни могут обозначать -поиск опоры, проявление импульсивной жизни или интерес к тому, что скрыто. Длин­ные корни указывают на непомерное любопытство.

2~«Листва_Для дерева то же, что легкие для человека», — счи­тает Жорж Фромон. Она'символизирует обмен с внешним ми­ром, взаимосвязи с окружающей средой. Способы контакта с внешним миром богатые, если листва развертывается широ­ким веером, и бедные, если листва тонкая и скудная. Кох описывает рисунок дерева пятнадцатилетнего подростка с пе­реполняющейся вверх листвой как растущее проявление амби­ций: «Мир мечты охватывает его, желания множатся, так ска­зать, до неба». Широкое движение листвы этого дерева вправо интерпретируется как благоприятный признак в плане реали­зации желания. Правая сторона — направление к экстравер­сии, к усилению к эффективности. Следовательно, переполне­ние кроны вверху в сочетании с ее движением вправо явля­ется признаком того, что испытуемый способен реализовать свои планы.

[Листья и особенно цветы связаны с желанием производить впечатление^]с потребностью в видимости. .Фрукты в некоторых случаях являются отражением прагматической установки.

Листва в форме маленьких букетов или пучков, образую­щих круг, равный трети высоты ствола, означает сентимен­тальность, мягкую эффективность;'в форме маленьких пучков или букетов, не образующих круга — фрустрйрованную неж­ность.

■Опадающие или опавшие листья — чувство покинутости или разочарования, опускающаяся вниз листва — недостаток сил, несмелость. Истонченная листва с линией, похожей на спутанную нить — поведение избегания перед лицом проблем. Пустая закрытая листва (пустой круг) — не проявляющая себя агрессивность. ,

Детали листвы, не, связанные с ее целостным изображе­нием, маленькие изолированные формы, не связанные между собой и не-заключенные в круг — признак инфантильности, вы­деляющей малозначимую деталь из целостного контекста.

Монотонные повторяющиеся детали в листве — черты на-

12


вязчивости. Разнообразие деталей листвы — разнообразие знаний, хорошая память, способность к дискриминации.

Изображение листвы дерева линией в виде гирлянды пока­зывает склонность не обострять отношений, оставаться вежли­вым в обороне. Листва изогнутой линией без множественных щелей — осторожность и сдержанность, привычка быть насто­роже. Листва с цветами на дереве—мягкость, сентименталь­ность, нежность.

Линия земли чаще всего показызает наличие поддержки в'
привычном кругу общения. Множественная линия земли, изоб­
раженная несколькими линиями, серией линий, касающейся
краев листа, указывает на импульсивность поведения, каприз­
ность, спонтанность и непредсказуемость эмоциональных реак­
ций. Линия земли, поднимающаяся-к правой части листа —
активность, энтузиазм. Линия земли, опускающаяся к правой
части листа — подавленность, либо упадок сил, отсутствие
стремлений.                                             ,

ДРУГИЕ ПРИЗНАКИ РИСУНКА

Изображение креста, различные крестообразные формы всегда указывают на наличие страдания или' конфликта; при интерпретации учитывается местоположение крестообразных форм в рисунке, а также индивидуальный способ их исполне­ния.

: Р1нтенсивная штриховка, зачернение-в изображении лист-вы.'ствола или корней — признак тревоги^интерпретируется в зависимости от местоположения.

Перечеркнутое повторяющееся судорожное зачернение акцентирует этот признак, выражает напряжение с возможны­ми вспышками гнева, раздражения, возмущения. ЛТовторное интенсивное зачернение ствола показывает вызывающие тре-Rory отношения с родителями, накопившееся раздражение про­тив них, а также страх быть покинутыми ими.

Однородная, не слишком интенсивная штриховка выявляет повышенную чувствительность, тенденцию к мечтательности и 'фантазированию, утешающую при потерях и утратах.

Штриховка типа'лассо показывает инфантильную' зависи­мость, покорность, которая оборачивается трусостью." Прямо­линейная штриховка — стремление все предвидеть, постоян­ное планирование. Круговые штриховки —неудовлетворен-• ность эффективных потребностей, часто проблемы питания, переедания. '

13


•"  {контрастность рисунка выявляет некоторую ригидность . установки, довольно стеничные эмоции с постоянным стремле­нием их контролировать.

". Симметричность в изображении различных частей рисунка, . ■ чаще всего ветвей и кроны, также имеет свое значение. Ветви, . образующие прямой угол со стволом и расположенные по обе-- им сторонам ствола напротив друг, друга, показывают тенден-

1

дию сдерживаться, чтобы казаться в согласии со своим окру-
- жением. Ветви, образующие со стволом более или менее ост­
рый угол, расположённые напротив друг друга по обеим сторо­
нам ствола, говорят о напряженном усилии обуздать свою
агрессивность, Ветви, образующие со стволом прямой угол и
f   расположенные поочередно справа и слева от ствола друг за
• " , 'другом, указывают на амбивалентность, имеющую источником
. внутренний конфликт, колебания в выборе установки по отно-
• шению к аффектам.'Ветви, образующие со стволом'более или %
менее острый угол и расположенные поочередно справа и сле-
■ ва от ствола друг за другом — сдерживаемые эмоции' с воз- •
можными вспышками агрессивности, а также наряду с этим;
. переживания морально-этического плана.
Характер линии                             ^

Изображение массивных линий наподобие булавы в изоб­ражении листвы дерева — признак агрессивности, имеющей тенденцию брутально разряжаться больше на словах, чем на '.деле. Линии наподобие булавы при изображении ствола или земли — также признак агрессивности, явной или скрытой.

Заостренные линии в листве означают агрессивную критич­ность, ироничность, склонность к оппозиции, а также, возмож­но, ощущение виновности. Заостренные линии при изображе­нии ствола дли земли показывают разочарование в повседнев­ной жизни и критические установки по отношению к реаль­ности, склонность обвинять себя или окружающих. Любые за­острения оцениваются как агрессивность, скрываемая или про­являемая в поведении. Помещенные в изображение листвы, , эти заострения говорят о том, что агрессивность больше осоз­нается, чем проявляется в реальной-жизниТ/ •-'" При интерпретации линий рассматривается также их ин­тенсивность, напряженность, густота, либо, напротив, тон­кость, хрупкость, слабость.

" /Густые ланий при изображении ствола дерева показывают за'висимость от окружающего, отсутствие сопротивления при. контакте с внешними факторами.' Слабые линии при изображе-нииствола — страх перёд самоутверждением, избежание дейст-

14


.   {

вовать самостоятельно. Слабые линии при изображении лист­вы говорят о развитой чувствительности, впечатлительности, подверженности влиянию.

Четкая и прямая линия по контуру ствола — решитель­ность, активность, эффективность. Неровная и быстрая линия по контуру ствола — горячность, поспешность, расторопность. Неровная и медленная линия по контуру ствола •=— активность, заторможенная тревогой и впечатлением, что препятствия не­преодолимы. Вермишелеобразные линии — тенденция скры­вать свои чувства.

Небрежная, плохо выполненная обработка ствола'—демон­
страция собственных ошибок с целью наказать самого себя,
различные амбивалентные склонности, неблагоприятные суж­
дения о себе самом. Хорошая, тщательн"ая обработка ствола —
поиск совершенства, желание скрыть все неблагополучное, не­
приглядное для повышения своей ценности в глазах окружаю­
щих.       •            •                    *.

Дробные, расщепленные линии по контуру ствола показы­вают реактивный страх перед реальными травмирующими си­туациями. Разнообразные линии по контуру ствола, отсутствие единообразия в рисунке ствола дерева —вариабельность пове­дения, связанная с внутренними конфликтующими установ­ками.

Линии с нажимом по контуру' ствола показывают актив­ность и самоутверждение, прямые и четкие линии ствола — ре­шительность, активность? Геометрические линии в изображе­нии ствола или листвы — тенденция к систематизацдш мышле­ния или деятельности.

Имеют, значение и другие признаки, встречающиеся в ри-сунках.^Стремление обвести (окружить) дерево частично или целиком интерпретируется как символическая защита против внешней или внутренней угрозы.

- Появление в рисунке дерева тени, отбрасываемой на землю, служит признаком давления каких-либо, неудовлетворенных или фрустрированных потребностей. Отсутствие ветвей дерева говорит о наличии трудностей в установлении контактов, о том; что испытуемый склонен занимать розицию отказа или оборо­ны.

Разнообразие содержания рисунка, наличие многочислен­ных различных предметов, добавленных к изображению дере­ва — показатель воображения, тенденции следовать за своими эмоциями. Окружающий дерево пейзаж говорит о сентимен­тальности.


Рисунок пальмы — признак потерянности в новой непривыч­ной обстановке. Плакучая ива — отсутствие активности, упа­док сил! Изображение на листе бумаги двух или нескольких деревьев показывает акцентирование отношений с другими i людьми, может служить признаком проблем в общении.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСУНКА

Целостная интерпретация изображения дерева дается на* основании всех выявленных признаков рисунка; при этом одни признаки нюансируются", смягчаются, меняют свое значение в соответствии с контекстом, другие заостряются, взаимно уси­ливают друг друга, акцентируя те или иные свойства личности или состояния испытуемого. Интерпретация дается, таким об­разом, не на основании суммирования отдельных признаков, а на основании их обобщенных итоговых значении. Поэтому вна­чале проводится тщательное изучение всех черт, составляющих анализируемый рисунок дерева, затем группировка тех, кото­рые имеют один и тот же смысл в противоположность тем, ко-• торые несут противоположное психологическое значение.

Таким образом, мы получаем динамическую картину лич­ности, позволяющую'выявить взаимодействие одних сил с про-' тивоборствующими им контрсилами и индивидуальный способ существования этих внутренних оппозиций. Этим путем опре­деляется то, что Рене Стора называет «индивидуальными кон­стелляциями». Индивидуальные констелляции формируют ди­намический образ личности.

Пример.

Предположим, что дерево, нарисовано в центральном поло­жении в самом центре листа. Мы знаем,' что это положение часто встречается у испытуемых, склонных, опираться на сис­тематические привычки. Если это дерево занимает в высоту од­ну восьмую часть листа, мы можем предположить, чт;о сфор­мированные привычки служатч цели укрепления испытуемого против его сомнений.в собственной ценности, поскольку подоб­ная высота* дерева свидетельствует о недостатке доверия к са-. мому себе у этого испытуемого, который стремится к компен­сации, получаемой с помощью стабилизирующих и системати­зирующих привычек,

Если, с другой стороны, размер листвы (кроны дерева) го­раздо больше размера ствола, то, вероятнее всего, именно в мечтах испытуемый находит эту компенсацию. Если же, напро­тив, ствол гораздо больше листвы, то доверие к себе ожпдает-

16


ся от выполнения систематизированных, повторяющихся и, возможно, навязчивых действий.

Если линии заострены, то у испытуемого может существо­вать более или менее'скрываемая склонность к агрессивной критике. Если линии изображаются наподобие булавы, мы мо­жем предположить расположенность к внезапному гневу: на- ,-правление заострений или булавы укажет нам, к какому объекту будет направлена агрессивность: к самому себе, если линии направлены вниз; в этом.случае можно говорить о'само­обвинении и мазохистских тенденциях. . ' Существует бесконечное количество возможностей в приме­нении этого,теста, который способен*до тонкостей описать все особенности личности рисующего:

РАЗВИТИЕ РИСУНКА ДЕРЕВА У ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ                  •

Карл Кох уделял значительное внимание изучению этапов рисования деревьев в зависимости от возраста. После стадии «примитивной мазни» он выделяет появление в период от 3 до 7 лет первичных форм. «Первичные формы» деревьев кеуклю-. жие, неумелые, имеющие тенденцию к исчезновению после 7 лет под сопряженным влиянием школы и «естественного созре­вания».

Место действия и пейзажи»появляются на пороге шестого года, появление линии земли относится к периоду между 5 и 5 . годами. Рисунок, расположенный в высоту в левой части лис­та, характерен, по-видимому, для детей 16 лет, особенно для мальчиков. Девочки 12—13 лет часто рисуют хрупкие истон­ченные формы. Дети от 13 до 15 лет дают больше изображе- , ний, «переполняющих» лист, чем более молодые испытуемые в возрасте от '10 до 12 лет. Кроме того, в группе старших, в отли­чие от группы более молодых испытуемых, наблюдается рису­нок листвы, размеры которой.превышают размеры ствола де- . рева.

Франсуаза Минковска рассматривает рисунки детей в ти­пологическом плане. Она считает, что любой детский рису­нок — человечек, дом, дерево — соответствует одному из двух типов: шизоидному (или рациональному) типу или эпилепто-и-дному (или аффективному,. чувственному), типу: в рисун­ках'одних мы находим симметрию, .дифференцированные ма- . ленькие детали, точность и ригидность, которая кладет каж­дую вещь на ее определенное место; в рисунках других — кон--

2 Зак." 142 (1018)                                                                                             17


* - хретные и живые большие детали, живой мир, который затра-

;'■."' гивает нас-и в котором все вещи и все существа соединены и

,^    взаимосвязаны друг с другом,

" « .■ S, Cotte и G. Roux изучают эволюцию' рисунка дереза в сравнении с различными стадиями развития рисунка челове--кагв их работах описываются стадия примитивной мазни, ри­сунок дерева, подстриженного шапкой наподобие головастика,

' соответствующее такому же изображению человека; появление к 4 годам настоящего изображения дерева, имеющего ствол, изображённый одной линией, соответствующего начальным ' (первичным) формам человека по данным Goodenough, когда части тела изображаются одной линией; возникновение двой­кой линии со Стволом, открытым книзу, затем «ствола-трубы», . вслед за которым появляется, уже более дифференцированный ствол.

Авторы настаивают, в частности, на определенном значе­нии-признака «ствол с пупком»: ребенок рисует ямку в центре дерева или ставит точку. Этот признак встречается у единст-

, венных в семье детей, воспитываемых в условиях гиперпротек­ции, а также'у детей, имеющих' преблемы соперничества с братьями или сестрами. Признак «ствол с пупком», очевидно, отмечает нарцистическую обиду (нарцистическая рана с чув­ством ущемленности-).

Тени, корни, детали коры — признаки, интерпретируемые

I преимущественно" в. плане скрытности или патологических
особенностей. S. Cotte и G. \Roux отмечают также, что для
. всех мальчиков, за исключением шестилетних, больше, чем
для девочек, характерна, тенденция переполнять рисункам
лист. В исследований также подчеркивается частое наличие
теней в изображении кроны и ствола в момент пубертатного,
'криза.                                                                  ■

ИЗУЧЕНИЕ'ВАЛИДНОСТИ ТЕСТА

Изучалась проблема валидности метода. S. Landisberg' сравнивал тест Роршаха с тестом дерева. Эта работа, правда, не была .основана на статистическом анализе/она просто пред^ ложила некоторые аналогии. В работе показано, в частности, существование тесных связей между .рисунком ствола дерева и ответами, «хорошей формы» F-J- в тесте- Роршаха, ответа- ' ми, которые соответствуют точности" мышления. Испытуемые, • дающие кинестетические ответы (образы, связанные с движе­нием) в тесте Роршаха, часто оказываются неспособными вы-

полнить рисунки деревьев. Те из испытуемых, которые рису­ют мертвые деревья, обычно дают по Роршаху ответы с« (те­ни) . Отсутствие или незначительное количество цветовых и кинестетических ответов соответствует на уровне рисунка ри­гидности и однообразию черт.

КЛИНИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕТЕСТА ДЕРЕВА

В разных странах проводилось изучение различных групп
психически больных с использованием в психодиагностичес­
ких целях теста дерева. Основной целью подобных работ, вы­
полненных во Франции, Италии, Испании, Бразилии, Бель­
гии, Швейцарии и в Германии, было выявление признаков, на
основании которых рисунок дерева нормального человека
можно дифференцировать от рисунков психически больных.
Очевидно, что один какой-либо признак или линия не дает
оснований для заключения, и что необходимо множество де­
терминированных черт или, по выражению Стора, «констел­
ляций черт» для выявления ориентации к той или иной пси­
хологической диагностике. '                          '•

В работах разных авторов были получены наборы черт или признаков, отличающих рисунки пациентов с задержка­ми умственного развития, рисунки больных психозами/невро­зами, дементных больных, а также лиц с психической не­устойчивостью.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Работа, проведенная Кохом по .данной теме, основана на статистических различиях в рисунках деревьев между груп­пами здоровых детей, трудных детей и дебилов. Карл Кох убедительно показал,'что наличие или отсутствие того или иного признака в рисунке дерева может служить, в' зависи­мости от возраста испытуемого, критерием «нормальности» или «ненормальности».

Ренэ Стора, работа которой также основана на статисти­ческой обработке данных, предложила понятие «шкалы аф­фективной зрелости», которую можно использовать, при изу­чении констелляций признаков в рисунках деревьев у детей.

"В исследовании Bour дано характерное- описание рисун­ков деревьев взрослых дебилов: «Ствол одной простой ли­нией (в терминологии Коха: плотно упаянный ствол) или, на-' против, ствол короткий и толстый, крона слишком маленькая

2*                                                                                         19


по размеру пли крона иррадипрующая, центрифугированная простой линией (центробежная крона); нижние ветви дерева расположены ниже кроны, выступают за ее пределы».

Mathieu, в свою .очередь, указывает две шкалы призна­ков, совместное появление которых свидетельствует, по-види­мому, в пользу дебильности. Первая шкала признаков Опи­сывается Mathieu- следующим Образом: «Дерево величиной в четверть или более высоты листа бумаги и строл дерева, на­клоненный влево»—как достоверно более часто встречаю­щийся у дебилов признак, а также: «ствол, размещенный на половияу своей величины по центру листа; дерево упирается в верхний край листа («переполняет лист»); основание ство­ла расширено влево; поверхность ствола облуплена, покры­та пятнами и трещинами; ствол раскрывается вверх к кроне; Зачерненная линия границ ствола; ветви дерева изображены двойными линиями; крона «шарообразная» — как менее зна­чимые признаки.

Вторая )шкала признаков включает в себя следующие
черты: «ствол расположен слева на ли*сте бумаги; изображе­
ние дерева" размером в четверть или более высоты листа бу­
маги, тесно спаянный плотный ствол, ствол пихты; основные
ветви в рисунке дерева обозначены одной (одинарной) ли­
нией; опущенные ветви в кроне» как достоверно более часто
встречающиеся у дебилов признаки, и такие особенности ри­
сунка: «расположенный по центру листа бумаги ствол; дере­
во, «переполняющееся в высоту» (выступающее за верхний
край листа), крона, размер которой превышает по меньшей
мере половину высоты ствола; основание ствола расширено
влево, поверхность ствола облуплена, покрыта пятнами, в
трещинах, ствол раскрывается вверх к кроне» как менее зна­
чимые признаки.                                    '

ПСИХОЗЫ

Многие авторы, среди которых большинство составляют итальянцы, занимались изучением р'исунков деревьев боль­ных маниакально-депрессивным психозом. Впрочем, следует добавить, что изучение ограничивалось преимущественно со­стоянием возбуждения и состоянием депрессии (меланхолии).

• ' . мдп

Из французских работ наиболее известны исследования 20    '


N. Jacquin-Porretaz и А. -М. Cuerq.'M. Jacquin-Porretaz при­водит в качестве типичных признаков меланхолического со­стояния следующие: «похожие на вермишель корни, редко длинные, обычно колеблющиеся, колышащнеся, изображен­ные одной линией, со слабым нажимом карандаша; значи­тельный отрыв ствола или его исчезновение, или явно отде­ленные друг от друга или от ствола ветви; взорванное или выдернутое с корнем дерево; обезглавленный ствол; дерево производит впечатление двух рядом стоящих деревьев; ела-' бая линия, дрожащая, неуверенная, повторяющаяся, контур рисунка испачкан графитом; опущенные, вялые, ослабленные ' зетвн дерева и т. д.».

Другой французский исследователь, доктор Cuerq, на ос­новании изучения рисунков деревьев'28-и больных меланхо­лией (среди них 18 женщин* а 10 мужчин) выделяет как наи­более типичные для состояния меланхолии признаки «малая величина дерева; малая величина кроны; значительная шири­на кроны по отношению к высоте; изображение ствола одной (одинарной) линией^ отсутствие наклона ствола вправо; изо­билие, ветвей, нарисованных одной линией и т. д.»

Маникальное состояние, по Cuerq, определяется следугог щими признаками: «значительная высота дерева, крона очень развита в высоту, дерево повсюду переполняет собою лист бумаги; дерево украшено цветами, облаками или птицами, в некоторых случаях рисуется ствол одной линией, ствол ели, . ствол открыт в пространство, нарисована линия земли, ветвн изображены одной линией и т. д.»

Итальянские исследователи Rubino и Barbiero, Marzi и Biagiotti, Scapitta, Di Naro и Escalar объединили свои уси­лия по изучению МДП при исследовании.тестом дерева раз­личных групп цсихически . больных. Работа Rubino и Barbiero, следует отметить, — первая работа по.психически больным в Италии.

Рисунки деревьев депрессивных больных, очень сходные с
рисунками шизофреников, имеющих депрессивные тенденции,
по мнению' итальянских авторов, отличаются следующими
признаками: «очень маленькие размеры дерева, без линии
земли, часто изображение ствола одной линией, с резко
выраженными зачернениям'и и с признаками вялости, зна­
чительной бедностью деталями. или сплющенной кроной и
осыпающимися листьями». •                                           _

Рисунки маниакальных больных, по мнению авторов, име­ют следующие отличительные особенности; «рисунок'без ли-


■нни 'земли, иногда без ствола, с изобилием листьев, цветов и фруктов».

Marzi и Biagiolti отмечают в качестве значимых призна­ков рисунков деревьев больных МДП по сравнелю с други­ми'нозологическими группами высокую вероятность появле-. ння корней в рисунках больных меланхолией, а также ве­роятность изображения -ствола дерева двойной линией в ри­сунках маниакальных больных! -

ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ

"Первым применил тест дерева в психиатрии при изучении больных шизофренией Gomez del Cerro. Arruda и Franchi, обратив внимание на высокую вероятность появления дерева в рисунках и картинах шизофреников, а также на факт «ант­ропоморфизма» при изображении деревьев, который отме­чается довольно часто, провели исследование с тестом дерева 116-ти больных в Бразилии. Авторы обнаружили некоторые черты, названные ими «патологическими», которые были ти­пичны для рисунков данных больных. Был. предложен пере­чень признаков, свидетельствующих в пользу диагностики шизофрении:

1. чрезмерно длинный ствол или ветка 14,2% случаев;

2. извилистый и кривой ствол                 18,5

3. повреждения или уродства на стволе 45,7

4. дисгармонии и деформации в рисунке 58,6

5. 'малоорганизованная линия земли      14,2 '6+. непомерно длинные корни 5,7

 

7. вермишелеобразные-корни                20,0

8. колеблющиеся ветви                           12,8

9. чрезмерно, длинные ветви                 65,7

 

10. ветви извилистые или искривленные 25,7

11. деформированные ветви (слишком толстые, или толстые и истонченные одновременно} •  ■ 64,3

12+. вермишелеобразные большие и ма­
ленькие ветви               .             12,8

13+. угловатые ветви ,                             нет данных

14. повреждения, уродства, отрывание

ветвей .                                              84,3

15+. ветви в завершенном виде длинные

и заостренные                                  24,2

■16. слишком много ветвей'                    21,4

17. отсутствие кроны                               15,7

• ■

•22                             |


18+. маленькие разветвления на концах

толстых ветвей                              15,7

19. дерево с'ветвями различной величи­
ны и формы                                             17,0
20+. истонченные и заостренные ветви 5,7
21. заостренные листья с прожилками

или без них                    ,              25,7

22+. наличие одного или нескольких

фруктов несоразмерной величины 3,0
23+. большие изолированные листья ря­
дом с совсем маленькими лнсточ-
, камн                                                      7,0

24. отсутствие гармоничности дерева   45,0

25. причудливость перспективы или изо­бражения 48,7 '

26+. несоответствие закону тяготения 17,0
27. отсутствие связи, непоследователь-   '
ность в рисунке                                      38,5

28+. отсутствие схемы дерева               14,2

29+. инверсированное дерево                  3,0

30+. антропоморфизм, цефалоподобное'

дерево или дерево, имеющее фор-                    '

му животного                                 12,8   ч-

31. изобилие символических .аксессуаров 20,0

32. просвечивающее (прозрачное) дере­во (рентгеновский снимок)  14,2

33. амебовидные,' псевдопоидные формы

/ (ложноножка)                                     5,7

34+. наличие преград и прерывов* в ри-

• сунке                                   ,7,1

35+. ирреальный и фантастический ха­
рактер рисунка                                       35,7
36. последовательные разделения (дроб­
ления) ветвей ,                                     60,0
37+. стратификация (слоистость)         6,5% случаев

Авторы считают, нто наличия одних только признаков, от­меченных в приведенном перечне крестиком, уже достаточно для диагностики заболевания.

Исследования французских авторов Bour, Mathieu и Cuerq, представленные на Втором интернациональном кон­грессе психиатров в Цюрихе в 1957 г., предлагают резуль­таты, аналогичные результатам, полученным бразильскими авторами.

23


Среди итальянских авторов выделяются работы Rubino я v Barbiero, Gaffuri н др. Gaffuri в качестве характерных для шизофрении представляет следующие особенности рисунков деревьев: отсутствие линии земли; дерево странным образом расположено на листе бумаги; отсутствие четкого структури­рования рисунка; стереотипии в рисунке, особенно часто при изображении ветвей; полное отсутствие пейзажа; антропо-морфнзацня дерева; сплюснутая и округленная крона; разъе­динение элементов дерева.

Можно отметить, что за исключением признака «сплющен­
ная и округленная форма кроны» противоречий между спис­
ком признаков, прёдложенныл! Gaffuri и перечнем Arruda и
Franchi, нет;                                        .        ,

В 1952 г. Rubino и Barbiero при изучении группы взрос-, лых психически больных с помощью теста дерева проанали­зировали особенности рисунков 30 больных гебефренней и 44 больных параноидным психозом. Rubino и Barbiero при­шли, к заключению,• что • рисунки деревьев гебефреническпх болбных легко узнаваемы по следующим признакам: «сверх­изобилие стереотипии, иррациональность формы, отсутствие координации в рисунке, недостаток гармонии и рудиментар-ность изображения дерева». Авторы считают,'что рисунки па­раноиков и гебефреническпх больных похожи между собой.

В то время как кататонические больные выполняют рису-1 нок дерева маленьким или очень ,маленьким, со стереотн-пиями, помещая изображение в нижнюю правую часть листа, паранойяльные больные имеют тенденцию делать рисунок большим или очень большим, помещая его в правой верхней части листа, и также со множеством стереотипии.

Gaffuri в 1970 г. установил различия между группами по времени выполнения рисунка:

паранойяльные больные        •      12 сек — 12 мин

кататонические больные .               1 мин 25 сек — 9 мин

гебефреннческне больные                 1 мин 15 сек — 15 мин

В отличие от приведенного выше описания доктор Cuerq указывает на следующие признаки рисунка, характеризующие дерево паранойяльного больного: «психическая ригидность на уровне кроны (левая половина кроны абсолютно идентична правой); ствол с полосками (разлинованный); линия земли восходящая и вправо и влево; формы креста в различных частях рисунка; спаянные плотные ветви; ветви заканчивают­ся в форме листьев; часто ствол ели или изображение ствола одной линией».


ХРОНИЧЕСКИЕ ДЕЛИРИИ

Результаты, полученные доктором Bour при анализе осо­бенностей рисунков деревьев больных делириямп, несколько не соответствуют аналогичным данным доктора Cuerq. Воз­можно, что.речь идет о больных, имеющих различную пато­логическую структуру. :

Bour описывает рисунок дерева больного делирием сле­дующим образом: «экспансивная тенденция ствола." иногда фонтанирующего как взлетающая ракета от корней до вер­хушки, пли распространяющегося наподобие электрической искры. Дерево со стволом свободно раскрытым, с ограничен­ным размахом, иногда затушевано черным-. Тенденция выхо­дить за пределы верхнего края листа», i

Описание Cuerq отличается от приведенного выше: «дере­во средних размеров, с уменьшенной левой частью кроны (крона расположена в основном справа), дерево очень, часто обнаженное, иногда ствол изображен одной (одинарной) ли­нией, ствол открыт в высоту, очень часто'Заостренные ветви».


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!