Роль блика при восприятии блеска

Практическая работа № 2

Параметры БЛЕСКА МАТЕРИАЛОВ

Цель работы: Изучить виды блеска и параметры, определяющие блеск поверхности разных материалов

 

В художественном конструировании изделий важно учитывать эстетические свойства используемых материалов, особенно в том случае, если в изделиях соединяются различные материалы.

Одним из важных эстетических свойств является блеск. Блеск – способность материала отражать свет в определенном направлении Блеск обусловлен зеркальным (в одном направлении) отражением света от поверхности, которое происходит одновременно с диффузным (в разных направлениях) отражением от поверхности и из глубин материала. Глаз человека воспринимает направленное отражение света на фоне диффузного, и количественная оценка блеска определяется соотношением между интенсивностями зеркально и диффузно отраженного света [1, 2].

Блеск материала влияет на восприятие формы и цвета изделия, его фактуры. В настоящее время блеск характеризуют либо применительно к отдельным видам материалов, но при этом отсутствует четкая общепринятая терминология, либо рассматривают в общем плане как явление отражения света.

Для характеристики блеска материалов выделим два параметра – интенсивность и тип блеска. Под интенсивностью блеска подразумевается воспринимаемая наблюдателем интенсивность света, отраженного от поверхности материала направленно. Под типом – общепринятый (или часто используемый) термин (название), описывающий особенности блеска поверхности материала, иными словами характер и равномерность светоотражения поверхности.

Факторы, влияющие на интенсивность блеска, а также характерные для ряда материалов типы блеска.

Ряд факторов, определяющих интенсивность, устанавливает и тип блеска материала их взаимосвязь с типами блеска, его интенсивностью отражена в круговой схеме (рисунок 2).

Факторы, влияющие на интенсивность блеска и (или) определяющие его тип, скомпонованы в центральной части схемы. Все факторы разделены на две группы: свойства материалов – зависят от природных особенностей (структуры материала, природной окраски и т. д.) и характера обработки поверхности материала; условия наблюдения – зависят от характера источника освещения и взаимного положения в пространстве наблюдателя и рассматриваемой поверхности материала.

Условия наблюдения влияют только на интенсивность блеска, к ним относятся: тип освещения (направленное или рассеянное), его интенсивность и угол, расстояние до рассматриваемой поверхности от источника света и от наблюдателя, угол наблюдения, направление взгляда относительно неровностей поверхности. Первые три фактора определяют количество света, падающего на поверхность, отраженного ею и попавшего в глаз наблюдателя [2]. Направление взгляда относительно поверхностных неровностей имеет значение, если неровности имеют значительные размеры и определенное преобладающее направление. Так, например, волокна древесины некоторых пород имеют большие размеры и на радиальном и тангенциальном срезе сонаправлены. Например, блеск на поверхности среза древесины сосны вдоль волокон больше, чем поперек.

 

 

Рисунок 1 - Классификация блеска материалов

 

Свойства материала могут влиять на оба параметра, характеризующих блеск материала, либо на один из них. К факторам, влияющим как на интенсивность, так и на тип блеска отнесем: коэффициент преломления света, прозрачность, характер неровностей поверхности материала. Интенсивность блеска материала находится в прямой зависимости от его коэффициента преломления [9]. Прозрачность влияет на количество света, отражаемого поверхностью при его падении под разными углами: интенсивность блеска прозрачных материалов прямо пропорционально зависит от угла падения света, для непрозрачных – интенсивность блеска с углом падения света не меняется [2].

Под характером неровностей подразумевается их размер, форма и особенности расположения. В случае, если размер неровностей превышает половину длины световой волны, неровности поверхности тела схематически представляют в виде слоя из микроскопических правильных зеркалец, при этом, в зависимости от того как наклонены эти зеркальца по отношению к поверхности получается отражение того или иного типа [2].

В отдельную группу выделен цвет, поскольку данный фактор влияет на тип блеска древесины.

На интенсивность блеска помимо перечисленных влияют присущие отдельным материалам свойства, включенные в группу прочих.

В схему включены пять групп материалов, часто используемые при изготовлении художественных изделий по отдельности или комплексно, – металлы, драгоценные и поделочные камни, стекло, горные породы, древесина. Группы материалов расположены от центра к периферии, по мере увеличения возможной средней интенсивности их блеска. Приведенная последовательность составлена в зависимости от средних коэффициентов преломления света. Коэффициенты включенных в схему групп материалов приведены в таблице. Значения коэффициентов горных пород не определены в связи с многокомпонентным составом данного материала, поэтому их место в круговой схеме условно.

 

Таблица 1 – Коэффициенты преломления света материалов

Материалы Коэффициент преломления света n, %
Металлы (приλ = 5,0 мкм) 2,4 – 8,5 [4]
Драгоценные и поделочные камни 1,37 – 3,22 [7, 9, 11]
Стекло 1,4 – 2,2 [12, 13]
Древесина 1,52 – 1,565 [15]

 

Для каждого из материалов приведены типы блеска, скомпонованные в три группы (во внешнем полукруге схемы). Связь с определяющими их факторами обозначена прямыми пунктирными линиями. Первая группа включает типы блеска, определяемые прозрачностью и коэффициентами преломления света материалов, вторая – характером поверхностных неровностей, третья – цветом. Типы блеска, определяемые цветом, выявлены только для древесины, для прочих материалов зависимости блеска от цвета не установлено, либо известно, что блеск не зависит от колориметрических характеристик материала (например, для драгоценных и поделочных камней [6]).

 

Роль блика при восприятии блеска

 

В восприятии блеска поверхности значительную роль играет наличие на ней блика или бликов (рисунок 51) [19,20,21].

а                                                      б

Рисунок 2 – Блики на поверхности: а – звеньев золотой цепочки; б – капота и фары автомобиля

 

Термин «блик» встречается в различных областях. В справочной литературе блик – светлое пятно, точка на темном фоне [22]. В живописи блик – яркая точка или небольшое светлое пятно на картине, передающее отражение света, падающего на что-либо [23]. В косметологии под «бликами» понимаетсяэффект появления смежных контрастных областей света и тени [24]. В фотографии блик – элемент светотени – световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, возникающий вследствие зеркального или зеркально-диффузного отражения на предмете яркого источника света [20]. В полиграфии блик – направленное отражение, отблеск света, светлое пятно на поверхности предмета, являющееся местом отражения источника света [25].

Наличие блика на ровной гладкой поверхности обусловлено равенством углов освещения и наблюдения при расположении источника освещения и наблюдателя по разные стороны от нормали к поверхности (рисунок 52). В этом случае весь свет, направленно отраженный поверхностью, попадает в глаза наблюдателя.

Блики свойственны глянцевым и зеркальным поверхностям. На матовых фактурах, вследствие преобладания рассеянного отражения над направленным блики не образуются. Наличие блика на поверхности, его месторасположение и очертания связаны с формой поверхности.

Рисунок 52 – Схема образования блика на ровной гладкой поверхности

 

Наиболее выражен блик на поверхностях с перепадами формы (например, на ребрах призмообразных предметов, во впадинах (углублениях), или на выступах предметов), телах вращения, шарообразных объектах. Плоская поверхность при отсутствии направленного сконцентрированного освещения или несовпадении углов освещения-наблюдения не имеет видимого блика. Теоретиками дизайна [26, 27] затронут вопрос о влиянии бликов на формообразование объектов с ровными гладкими поверхностями, но характеристика самих бликов не приводится, а информация о бликах фактур с иной рельефностью весьма ограничена и содержится в основном в литературе по художественной фотографии [20]. При этом, блики поверхностей с разной фактурой значительно отличаются по своим характеристикам.

Обобщив приведенные определения, а также условия появления (видимости) бликов на поверхности для использования в дизайнерской среде можно составить следующую формулировку: блик – световое пятно значительной яркости, возникающее (видимое) на поверхности, освещенной ярким источником света, при равенстве углов наблюдения и освещения, связанное с восприятием блеска.

Качественная характеристика блика

С целью упрощения анализа рассмотрим блики плоских поверхностей. Для описания структуры блика введем понятия макро- и микроэлементов [28, 21, 29]. На рельефной гладкой глянцевой фактуре плоской поверхности при освещении с небольшого (относительно размеров поверхности) расстояния образуется сконцентрированная область с блестящими зонами на макронеровностях и затененными зонами между ними. Форма и блестящих и затененных зон при этом хорошо заметна. Данную область назовем бликом фактуры, а сконцентрированные в ее пределах зоны – макроэлементами блика фактуры[1] (Рисунок 3). Бликующие зоны обусловлены направленным отражением света от неровностей при совпадении углов освещения и наблюдения по разные стороны от нормали к неровности. Совокупность макроэлементов, в зависимости от рисунка фактуры, может иметь хаотичный характер (образовывать пятно) (Рисунок 3, а) или упорядоченный характер (образовывать узор) (Рисунок 3, б).

а

 

б

Рисунок 3Макроэлементы блика: а – рельефной гладкой поверхности с хаотичным рисунком; б – рельефной гладкой поверхности с упорядоченным рисунком

 

В ряде случаев поверхности, не являющиеся рельефными, также могут иметь крупные элементы в блике. Например, в структуре блика ровной гладкой поверхности с резным метрическим узором небольшой глубины (Рисунок 4) не следует выделять макроэлементы, поскольку узор в данном случае не является фактурой.

На ровной шероховатой глянцевой поверхности образуется блик с микроэлементами. Микроэлементами назовем блики на микронеровностях фактуры – яркие точки (искры) или штрихи, перемежающиеся затененными участками, форма которых слабо различима или неразличима (Рисунок 5).

а                                   б

Рисунок 4Блики поверхности с резным узором: а – на металлическом корпусе ручки;             б – на металлическом ободке настольной лампы

а

б

Рисунок 5 – Микроэлементы блика ровных шероховатых фактур: а – с хаотичным рисунком; б – с упорядоченным рисунком

 

Скопления микроэлементов, в случае хаотичного рисунка фактуры, образуют пятно (рисунок 5, а), а при упорядоченном рисунке – узор (рисунок 5, б). Микроэлементы можно наблюдать и на рельефных шероховатых поверхностях, у последних они являются составной частью макроэлементов (рисунок 6).

Наличие элементов в блике свойственно не всем фактурам. Ровные гладкие фактуры не имеют элементов в блике, форма их блика, вследствие зеркального отражения соответствует форме источника света (рисунок 7).

 

Рисунок 6Макро и микроэлементы блика рельефных шероховатых фактур с упорядоченным рисунком

Рисунок 7Блик на ровной гладкой фактуре

 

Количественная характеристика блика

 

Фактуры с одинаковым типом блеска и рисунком неровностей, но разной рельефностью имеют не только разную величину элементов блика, но и различную величину самого блика (Рисунок 8). В связи с этим количественная оценка блика фактур с одинаковой интенсивностью блеска может заключаться в оценке размеров как самого блика, так и его элементов.

а                                        б                                       в

Рисунок 8 – Размеры блика фактур с различной рельефностью: а – ровной гладкой;     б – ровной шероховатой; в – рельефной гладкой

 

Задание.

Сделайте вывод о факторах определяющих блеск материала и показателях, характеризующих блеск. Значение блеска как фактора декоративности поверхности.

 

Контрольные вопросы

1. Понятие «блеск»?

2. Понятие «блик»?

3. Понятие «интенсивностью блеска»?

4. Понятие «тип блеска»?

5. Понятие «Коэффициенты преломления света»?

6. От чего зависит интенсивность преломления?

7. Как определить коэффициент преломления света, от чего он зависит?

8. Чем отличается коэффициент преломления света у разных материалов?

9. Перечислите качественные характеристики блика?

10. Элементы блика, виды элементов блика?

11. Как влияет упорядоченная и хаотичная фактура на распределение элементов блика?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. С. Топорец. Блеск // Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1975. Т 3.

2. Шаронов В. В. Свет и цвет. М., Физматгиз, 1961.

3. Черных М.М., Сергеева В.В. Эстетика неровностей поверхности изделий в художественном материаловедении // Дизайн. Материалы. Технология – 2008, №1.

4. Г. П. Мотулевич. Металлооптика // Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1974. Т. 16.

5. Металлы в дизайне. Соколова М. Л. Научн. Изд. – М.: МИСИС – 2003.

6. Флеров. А. В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов: Учебник. – М.: Высш. Школа, 1981.

7. Белицкая Э. И. Художественная обработка цветного камня: Учебник для средн. Проф.-техн. Училищ. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.

8. Поленов Ю. А., Огородников В. Н. Художественная обработка камнесамоцветного сырья. Часть II Требования промышленности к камнесамоцветному сырью: Учебно-методич. пособ. – Екатеринбург: Изд. УГГГА, 1996.

9. Дронова. Н. Д. Оценка ювелирных камней: Справочник. – М.: Металлургия, 1996.

10. Смит. Г. Драгоценные камни / Перевод с англ. А. С. Арсанова, Б. А. Борисова; - М.: Мир, 1980.

11. В мире самоцветов. Пер. с нем. Т. Б. Здорик, И. И. Пастушенко, Л. Г. Фельдмана. М., «Мир», 1978.

12. Сергеев Ю. П. Выполнение художественных изделий из стекла: Учеб. для худож. вузов и уч-щ. – М.: Высш. шк., 1984.

13. Гулоян Ю. А. Декоративная обработка стекла и стеклоизделий: Учеб. для сред. проф.-техн. училищ. – М.: Высш. шк., 1984.

14. Айрапетов Д. П. Архитектурное материаловедение [Учеб. для архит. спец. вузов]. – М.: Стройиздат, 1983.

15. Рыбин Б. М. Технология и оборудование защитно-декоративных покрытий древесины и древесных материалов: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005.

16. Тимофеев В. А. Краснодеревные работы. Учеб. пособие для худож. ремесл. училищ. М., Трудрезервиздат, 1959.

17. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для вузов / С. А. Васин, А. Ю. Талащук, В. Г. Бандорин, Ю. А. Грабовенко, Л. А. Морозова, В. А. Редько; Под ред. С. А. Васина, А. Ю. Талащука. – М.: Машиностороение – 1, 2004

18. Шпара П. Е., Шпара И. П. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. – 3-е изд., перераб. и доп. – К.: Выща шк. Головное изд-во, 1989.

19. Васин, С. А. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для вузов / С. А. Васин, А. Ю. Талащук, В. Г. Бандорин, Ю. А. Грабовенко, Л. А. Морозова, В. А. Редько; Под ред. С. А. Васина, А. Ю. Талащука. – М.: Машиностороение – 1, 2004 – 692 с., ил.

20. Яштолд-Говорко, В. А. Фотосъёмка и обработка. Съёмка, формулы, термины, рецепты. Изд. 4-е, сокр. М.: «Искусство», 1977.

21.  Останина, П. А. Блеск и фактура материалов // Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции по специальности 261001 «Технология художественной обработки материалов». – Ростов-н/Д: Издательство Ростовского государственного строительного университета, 2009. – С. 45 – 47.

22. Большой толковый словарь русского языка : около 60 000 слов / под ред. Д. Н. Ушакова; [сост.: В. В. Виноградов и др.]. – М.: АСТ : Астрель, 2004.

23.  Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. : ок. 160 000 слов / Т.В. Ефремова. - М. : АСТ : Астрель, 2006

24. Блеск волос: сопоставление технических и визуальных методов оценки действия силиконов [Электронный ресурс] http://www.krasota.ru/

25.  Стефанов, С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника [Электронный ресурс] http://advert.sci-lib.com/

26.  Степанов А. В. Объемно-пространственная композиция : учеб. пособие для вузов / Степанов А. В., Мальгин В. И., Иванова Г. И. и др. ; Ред. Степанов А. Ф. - М. : Стройиздат, 1993. - 254 с. : ил. ; 24 см. - (Специальность "Архитектура"). - Библиогр.: с.255 (41 назв.).- Предм. указ.: с.254.

27. Ковальчук, Н. А. Композиция : художеств. средства / Н. А. Ковальчук ; [худож. М. И. Недкова]. - М. : Плакат, 1990. - 32 с. : ил. - (Школа художника-оформителя ; n 1 / 90)

28. Останина, П. А. Эстетическое восприятие блеска / П. А. Останина, М. М. Черных. // Дизайн. Материалы. Технология. – 2009. – №3(10) – с. 62 – 65.

29. Останина, П. А. Классификация фактурных поверхностей / П. А. Останина, М. М. Черных. // Дизайн. Материалы. Технология. – 2010. – №3(14) – с. 69-74.


[1]При освещении со значительного расстояния рельефной гладкой или ровной шероховатой глянцевой фактуры на ее неровностях также образуются блестящие и затененные зоны, но они не сконцентрированы и не образуют блика фактуры  


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 958; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!