Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

Рекомендации

Теории в школьном курсе литературы не так много, поэтому запомнить термины, которые повторяются из теста в тест – не такая уж сложная задача. Практически в каждом вопросе существуют ключевые слова, которые прямо говорят нам, какой это термин.

Рассмотрим несколько примеров.

1. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)? (Деталь).

2. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)? (Портрет).

3. Запись от 11 мая в дневнике Печорина открывается описанием вида из окна его квартиры. Назовите сюжетно-композиционный элемент художественного произведения, представляющий собой описание природы. (Пейзаж).

4. Как называется образное определение, придающее предмету или явлению особую точность и выразительность (например, «серебряная цепь вершин», «воздух свеж и чист», «солнце ярко», «небо синё»)? (Эпитет).

5. Укажите термин, который обозначает резкое столкновение характеров, изображённых в данном эпизоде. (Конфликт).

Здесь не надо запоминать полностью всю формулировку вопроса, выделенные словосочетания – это своего рода триггеры, ассоциативные подсказки. Ключевые слова в той или иной падежной форме используются в вопросах. Поэтому если вы видите выделенное словосочетание, то без труда вспомните ответ. Но иногда встречаются разные формулировки одних и тех же терминов, поэтому читайте задания внимательно.

Каждый день решайте по одному тесту. В принципе, если вы решите тестов 30, то теория у вас откристаллизуется. Решили тест – сразу поработайте над ошибками, чтоб они не кочевали из теста в тест. Примерно дней за 5 до начала экзамена вновь порешайте их. Освежите.

Вариант

Задание

Укажите жанр, к которому относят пьесу М. Горького «На дне».

 

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1,C2.

 

Костылёв (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла). Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать... сам сидишь... н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек...

Клещ. Ты петлю на меня накинь да задави... Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь .

Костылёв. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие... А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть... И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь... ну вот.. Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства... никто тебя не любит, не уважает... работа твоя скрипучая, беспокойная для всех...

Клещ (кричит). Ты что меня... травить пришел?

 

Сатин громко рычит

Костылёв (вздрогнув). Эк ты, батюшка.

Актёр (входит). Усадил бабу в сенях, закутал...

Костылёв. Экой ты добрый, брат! Хорошо это... это зачтётся все тебе...

Актёр. Когда?

Костылёв. На том свете, братик... там всё, всякое деяние наше усчитывают...

Актёр. А ты бы вот здесь наградил меня за доброту...

Костылёв. Это как же я могу?

Актер. Скости половину долга...

Костылёв. Хе-хе! Ты всё шутишь, милачок, всё играешь... Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана...

Актёр. Шельма ты, старец... (Уходит в кухню.)

 

Клещ встает и уходит в сени.

Костылёв (Сатину). Скрипун-то? Убежал, хе-хе! Не любит он меня...

Сатин. Кто тебя — кроме чёрта — любит...

Костылёв (посмеиваясь). Экой ты ругатель! А я вас всех люблю... я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая...

М. Горький «На дне»

 

Задание 2

Данная сцена передаёт разговор персонажей между собой. Как называется подобный обмен репликами?

 

Задание 3

Укажите термин, обозначающий авторские замечания, пояс­нения по ходу действия («осторожно подвигаясь к двери...», «вздрогнув» и т. п.).

 

Задание 4

Установите соответствие между тремя персонажами, присут­ствующими или упоминаемыми в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца под­берите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ   ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Костылев Б) Актёр В) Клещ   1) потеряв надежду останется в ночлежке 2) окажется в тюрьме 3) покончит жизнь самоубий­ством 4) будет убит в драке

Задание 5

Как называется значимая подробность, являющаяся одним из средств характеристики персонажа (например, полтинник, фигурирующий в разговоре Костылёва и Клеща)?

 

Задание 6

В приведённой сцене отчётливо прослеживается противо­стояние ночлежников и Костылёва. Каким термином обознача­ется столкновение различных характеров, позиций, интересов героев в художественном произведении?

 

Задание 7

«А долг твой мне — это так и есть долг!» Как называется приём, позволяющий привлечь внимание читателя к внутрен­ней сущности персонажа?

 

Задание 8

Какие свойства личности Костылёва проявляются в его об­щении с ночлежниками?

 

Задание 9

В каких произведениях русской литературы отображены взаимоотношения «хозяев жизни» с их жертвами и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне»?

 

Задание 10

Назовите род литературы, к которому относится стихотворе­ние И.А. Бунина.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

Вечер О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно — Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.   В бездонном небе лёгким белым краем Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.   Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.   День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

И. А. Бунин, 1909

Задание 11

Как называется созвучие концов стихотворных строк (краем — знаем; давно — дано и т. п.)?

 

Задание 12

Укажите название стилистического приема, основанного на повторении одинаковых гласных звуков в строке («День вечереет, небо опустело»).

 

Задание 13

Из приведённого ниже перечня выберите три названия ху­дожественных средств, использованных И.А. Буниным в первой строфе стихотворения «Вечер» (номера укажите в порядке возрастания).

1) неологизм

2) метафора

3) ирония

4) повтор

5) инверсия

 

Задание 14

Определите размер, которым написано стихотворение И.А. Бунина «Вечер» (без указания количества стоп).

 

Задание 15

Что дает основание отнести стихотворение И.А. Бунина «Вечер» к философским произведениям?

 

Задание 16

В каких произведениях русских поэтов звучит тема счастья и в чем эти произведения созвучны бунинскому «Вечеру»?

 

Задание 17

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

 

С17.1. Каков смысл финальных сцен в комедии Д. И. Фон­визина «Недоросль»?

С17.2. В чём особенность звучания любовной темы в поэзии А. А. Фета?

С17.3. Какие черты романтизма присущи рассказу М. Горь­кого «Старуха Изергиль»?

С17.4. Проблема молодёжи в русской литературе второй половины XX века.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1035; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!