ТЕМА 4. ДОМИНАНТОВЫЙ СЕПТАККОРД С ОБРАЩЕНИЯМИ



Септаккорд – этоаккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, от этого и происходит название аккорда.

Наиболее распространен септаккорд, строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом.Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия с добавленной сверху малой терцией (б.З+м.З+м.З). Звуки доминантсептаккорда, считая от основного, называются: прима (основание аккорда), терция, квинта и септима (вершина аккорда).

Доминантсептаккорд обозначается следующим образом— Д7:

Доминантсептаккорд имеет три обращения, которые называются:

1-е обращение квинтсекстаккордом (Д6/5),

2-е обращение терцквартаккордомД(4/3)

3-е обращение секундаккордомД(2).

Названия обращений доминантсептаккорда основаны на интервалах, образующихся от нижнего звука аккорда к его основанию и вершине:

Для того, чтобы уметь строить доминантсептаккорд и его обращения в тональности и от данного звука, необходимо знать порядок расположения интервалов, составляющих эти аккорды, и ступени, на которых они строятся.

Д7— б.З+м.З+м.З; на V ступени

Д65 — м.З+м.З+б.2; на VII

Д43 —м.З+б.2+б.З; на II

Д2 — 6.2+б.З+м.З; на IV

Доминантсептаккорд и его обращения требуют разрешения. Они разрешаются по принципу тяготения неустойчивых звуков в устойчивые:

Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенным основным звуком

Квинтсекстаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой;

Терцквартаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным звуком в октаву;

Секундаккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой.

 

ТЕМА 5. РОДСТВЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Родственные тональности - тональности, тонические трезвучия которых можно построить на ступенях данной тональности.

К родственным тональностям относятся тоника, субдоминанта, доминанта и им параллельные тональности, а также минорная субдоминанта в мажоре и мажорная доминанта в миноре.

Например:

До мажор (Т) - ля минор (//T); Фа мажор (S) - ре минор (//S); Соль мажор (D) - ми минор (//D); + фа минор (минорная s в гармоническом мажоре).

ля минор (t)- До мажор (//t); ре минор (s)- Фа мажор (//s); ми минор (d) - Соль мажор (//d); + Ми мажор (мажорная D в гармоническом миноре).


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 699; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!