Размышления о сакральных истинах 5 страница



“Хари Бхакти Виласа”, 11.451

Дхрта Прабхаса Кханда гитва ча мама намани вичарен-мама саннидхау ити брабими те сатйам крито ‘хам тасйа чарджуна “О Арджуна! Я провозглашаю, что те, кто взывает ко Мне, произнося Мое имя, завоевывают Меня и Я становлюсь его смиренным слугой”.

“Ади Пурана”. Оскорбления - препятствия на нашем пути

Существует множество подобных примеров, подчеркивающих доступность милости Господа, однако совершаемые нами оскорбления, в особенности нама-апарахи, препятствуют этому. Нет нужды задаваться вопросом, совершаем ли мы оскорбления, - мы их несомненно совершаем; вопрос лишь в количестве наших апарадх. Таким образом, процесс атма-видьи, главным образом, выявляет все поверхностное и ненужное в нашей жизни и помогает избавиться от него. Мы можем считать, что все вокруг совершают оскорбления, а мы - нет; либо же мы можем начать думать, что лекарство не действует. Однако, поступая так, мы лишаем себя возможности правильно принимать лекарство. Когда мы поймем, что совершаем множество оскорблений, нам станет ясно, в каком положении находится пьяный, который ввалился в храмовую комнату. Несмотря на то, что, находясь здесь, он может получить большое благо, совершаемые им оскорбления оскверняют все, что он делает. И самое печальное то, что оказавшись так близко к источнику всех благословений, он причиняет себе один вред.

Так же и в нашем случае: оскорбления не дают нам возможности получить полное благо. Однако если мы в своих действиях еще не дошли до абсурда, то будем все-таки постепенно прогрессировать. Виды оскорблений Существуют различные виды апарадх. Дхама-апарадхи, оскорбления, совершенные в святых местах паломничества, оказывают очень разрушительное воздействие на росток преданности. Храм тоже считается дхамой, местом, предназначенным для духовного поклонения, медитации и созерцания. В таких местах царят очень возвышенные энергии, поэтому тот, кто ведет себя в них не должным образом, обрекает себя на серьезные неприятности.

Сева-апарадха - это оскорбление, совершенное во время различных видов преданного служения. Например, вы можете опоздать на пуджу или провести ее в нечистом состоянии. Вы можете готовить для Божеств, пребывая в оскорбительном умонастроении. Существуют также оскорбления преданных, вайшнава-апарадхи, и оскорбления духовного учителя, гуру-апарадхи. Интересно, что продолжая совершать то или иное оскорбление, человек неминуемо начинает совершать и другие оскорбления. Это подобно росту раковой опухоли. Например, если кто-то постоянно совершает вайшнава-апарадхи, это оскорбление неизбежно перерастет в гуру-апарадху, что приведет к тому, что такой преданный начнет сомневаться в Самом Кришне, а затем - даже богохульствовать. Так одна апарадха становится причиной другой. Подобным образом, если человек повторяет святое имя с оскорблениями, и не испытывает при этом чувства раскаяния, или же вовсе перестает повторять, в его уме поселятся всевозможные греховные мысли. Иногда человеку может показаться, что он сможет оставаться на том же уровне, не повторяя мантру, однако это происходит лишь первое время благодаря его предыдущей садхане, и не будет продолжаться вечно. Например, у вас нет работы, но вы живете на свои прошлые сбережения. Допустим, у вас ест дом и деньги на счету, однако если вы не будете делать новые вклады, через некоторое время деньги начнут иссякать. Пройдет еще некоторое время, и дом тоже начнет ветшать, поскольку у вас нет денег на ремонт. То, что деятельность в одной сфере, питает деятельность в другой - научный факт. Интенсивные действия в одной сфере будут способствовать деятельности в другой. И наоборот, пробелы в чем-то одном будут ослаблять положение в других сферах, и так будет продолжаться до те пор, пока человек полностью не утратит способности находиться в духовной атмосфере. Все наши беды берут начало в нама-апарадхах. Святое имя избавляет от оскорблений Шрила Бхактивинода Тхакур говорит в “Бхаджана-рахасье”: “Все благоприятное, что уничтожает последствия греховных поступков, - праведность, благотворительность, суровые обеты и епитимьи, совершение паломничеств, проведение жертвоприношений ашвамедха и раджасуя - все это Господь собрал вместе и вложил в Свое святое имя, сделав его таким образом поистине всемогущим”. Господь Чайтанья говорит, что Кришна скорбит, видя жестокие страдания живых существ. Поэтому Он старается дать живому существу шанс соприкоснуться со Своим святым именем. И хотя мы неудачливы и неквалифицированны, особенно в Кали-югу, Кришна дает нам самое могущественное средство. К несчастью мы, подобно пьяному, вошедшему в храм, не можем должным образом воспользоваться этой возможностью. В “Гитавали” Бхактивинода Тхакур говорит: “Подобно Твоему духовному телу, святое имя есть сач-чид-ананда. Оно более могущественно, чем чинтамани, философский камень. Ты одарил этой хари-намой весь мир, и в этом - высшее проявление Твоей милости. И хотя Ты так щедр, я настолько неудачлив, что не чувствую ни малейшего влечения к этому великодушному имени Шри Кришны. Поэтому Бхактивинода говорит: “Сердце мое охвачено печалью! О Господь, что же мне делать? Я просто надеюсь на Твою беспричинную милость”. Бхактивинода осознает, что Кришна щедро раздает Свое святое имя повсюду, однако при этом он понимает, что не испытывает ни малейшего влечения к имени. Десять оскорблений святого имени Существует десять оскорблений святого имени, которые мешают нам ощутить полное благо от повторения святого имени. Эти оскорбления приводят к безумию, которое сводит на нет эффект от повторения. Каждое утро после мангала-арати, перед повторением джапы, мы перечисляем эти десять оскорблений, чтобы напомнить себе об их пагубном воздействии, а также о том, что если нам удастся избавиться от этих апарадх, мы перестанем быть неудачниками и обретем счастье.

Перечисляя десять оскорблений, мы должны помнить, что самые важные - это первое и последнее оскорбления. Например, первая шлока “Шри Шикшаштаки” подчеркивает важность совместного прославления святого имени, и последний стих “Шримад-Бхагаватам” также говорит о харинама-санкиртане. Поношение преданных Первое оскорбление состоит в поношении преданных, посвятивших свою жизнь распространению святого имени Господа. Это, несомненно, очень серьезное оскорбление. Если кто-то отдает себя Господу, Господь в ответ отдает Себя такому человеку. Кришна говорит, что чистый преданный пребывает в Его сердце, поэтому оскорбить такого преданного - значит поразить Господа в самое сердце. Мы знаем, что преданное служение, главным образом, основано на милости, а милость мы получаем от тех, кто ею наделен. На что же тогда надеяться тому, кто совершает подобные оскорбления? Кришна не дает бхакти такого высокого уровня первому встречному, потому что это позволит обладателю бхакти повелевать Кришной. Он наделяет бхакти через Своих представителей, которые очень дороги Ему. Если они помолятся за нас Кришне, он ответит на их молитву. Если же мы оскорбляем того, кто передает нам Его милость, откуда же тогда мы ее получим?

Конечно, сила оскорбления пропорциональна уровню чистоты преданного, которого оскорбили. Если человек оскорбляет зрелого преданного, который очень дорог Кришне, такое оскорбление будем иметь гораздо более серьезные последствия. Считать полубогов равными Господу Второе оскорбление - считать имена полубогов, такаих как Господь Шива или Господь Брахма равными или независимыми от святого имени Господа Вишну. Неужели это так важно? Может быть Кришна хочет самоутвердиться и поэтому готов обрушить громы молнии на голову того, кто считает какое-то другое существо независимым от Него? Нет. Его положение уникально, Он - ади-пуруша, Верховная Личность Бога, и, совершая второе оскорбление, мы просто будем позволять своему вниманию отвлекаться на кого-то еще. Полубоги - великие личности, однако их положение - не верховное и они не несут полной ответственности за творение. В каком-то смысле поклоняющийся полубогам подобен человеку, который хочет получить высшее благо минуя высшие инстанции; он ищет лазейки, пытаясь дать взятку второстепенному чиновнику, чтобы не действовать законным путем. Такой образ мыслей свойственен мошенникам, и он не поможет нам излечиться от безумия. Это подобно тому, как тот же пьяница снова приходит в храм, но на этот раз он уже снимает обувь. Тем не менее, у него еще остается множество других проблем, поэтому он по-прежнему не может в полной мере получить милость Господа. Неповиновение духовному учителю Третье оскорбление состоит в неповиновении указаниям духовного учителя. Почему это является оскорблением? В конце концов, Кришну же мы не оскорбляем. Или оскорбляем? Кришна посылает гуру, чтобы мы могли практиковаться. Подобно тому, как спортсмен или музыкант долго готовятся к выступлениям, мы тоже нуждаемся в подготовке. Духовный учитель - это посол или почтальон, представитель Кришны, помогающий нам развивать любовь и преданность Кришне. В своем оскверненном состоянии мы утратили связь с Кришной, и духовный учитель учит нас тому, как стать цивилизованными людьми, духовными людьми. Пьяница не готов приходить в храм, но если кто-то возьмется помочь ему, научить правильному поведению, то в один прекрасный день он придет в храм и сможет находиться там. Ту же самую аналогию можно применить и к обусловленной душе. Если мы вернемся в духовный мир с нашим нынешним сознанием, завистью, вожделением и жадностью, то просто будем там источником беспокойств. Поскольку в духовном мире нет несовершенств, мы недостойны находиться там. Понаблюдайте за своим умом и вы поймете какие мысли заполняют его и постоянно беспокоят нас. Исходя из этого анализа мы можем понять свое сходство с пьяным, которому выпала удача попасть в храм, но он не смог воспользоваться этой возможностью из-за своего отвратительного сознания. Поношение ведической литературы Четвертое оскорбление - поносить ведическую литературу или литературу, следующую ведической традиции. Писания - это литературные воплощения Бога, Кришны, и потому достойны поклонения. Можно кланяться им и даже проводить пуджу. Мы никогда не касаемся их грязными руками и не кладем на пол. Писания имеют духовную природу, потому что слова Кришны и Его развлечения неотличны от Него Самого. Поносить ведическую литературу очень опасно, поскольку это оскорбление Господа и Его милости. Считать славу святого имени плодом воображения Пятое оскорбление - считать славу святого имени плодом воображения. По сути дела, это означает, что человек считает славу святого имени ложью, теорией, не имеющей отношения к реальности. Это оскорбление похоже на шестое - давать материалистические толкования святому имени Господа. Как только человек допускает мысль, что святое имя воображаемо или нереально, он начинает давать ему свои собственные объяснения. Такие измышления оскверняют святое имя, подобно тому как молоко становится отравленным от прикосновения змеи. Такого рода “знание” абсолютно бесполезно. Совершение греховных поступков Седьмое оскорбление - совершать греховные поступки в расчете на силу святого имени. Например, тот же самый пьяница вваливается в храм, от чего все приходят в страшное беспокойство. Однако на этот раз он тут же извиняется. Через полминуты он заходит туда снова, и снова извиняется. Он натыкается на Туласи, пытается зайти в алтарь, дотрагивается до Шрилы Прабхупады и пристает к женщинам. Он все время извиняется, однако при этом не собирается менять своего поведения. В конце концов, нам придется извиниться и попросить его уйти. Все его извинения смехотворны, потому что на самом деле он не чувствует себя виноватым, потому что в противном случае он перестал бы беспокоить преданных. Как только его одергивают, он находит другой способ осквернять атмосферу храма. На самом деле, он просто эксплуатирует преданных, пользуясь их добротой. Взяв прасадам пьяный уходит, но вскоре возвращается вновь, чтобы продолжить свои бесчинства.

Не следует играть в подобные игры с Господом, Его храмом, с Его преданными и со святым именем. Например, человек совершает грех и думает: “Я прочитаю несколько дополнительных кругов и смогу грешить снова”. Святое имя очень могущественно, однако использовать его таким образом крайне неблагоприятно. Считать повторение святого имени карма-кандой Восьмое оскорбление - считать повторение Харе Кришна один из благоприятных ведических ритуалов из разряда карма-канды. Оскорбительно приравнивать повторение святого имени к обычной религии, епитимьям, жертвоприношениям и тому подобным действиям, совершаемым ради материальных благ. Целью повторения святого имени является нечто гораздо более высокое, чем материальное благочестие или достижение райского царства. Такого рода мысли нечисты. Проповедь неверующим Девятое оскорбление - проповедовать славу святого имени неверующим. Что это означает? Может показаться, что это оскорбление противоречит наставлению Господа Чайтаньи проповедовать славу святого имени в каждом городе и деревне. Господь Чайтанья одаривал знанием, милостью и благословениями каждого, независимо от того, достоин был человек этого или нет, давая каждому шанс сделать шаг вперед в духовной жизни. Девятое оскорбление, однако, состоит в том, что не следует давать наставления неверующим. Это означает, что мы предоставляем каждому возможность получить милость, однако если человек приходит в гнев и неистовство, мы не должны продолжать проповедовать ему, потому что он станет вести себя еще более оскорбительно. И как мы уже говорили ранее, ему придется страдать из-за своих оскорблений. Проповеди таким людям лучше избегать. Например, из сострадания вы пытаетесь помочь алкоголику. Не успели вы открыть рот, как он приходит в ярость и начинает вас проклинать. Дальнейшее общение становится невозможным. Если же вы будете продолжать диалог, он может совершить еще более глупые поступки, что будет для него неблагоприятно. Долг преданного - всегда способствовать возвышению сознания других людей. Если мы не можем ничем помочь, то хотя бы не должны причинять вред. Поэтому необходимо тщательно избегать этого оскорбления. Не иметь полной веры Десятое оскорбление - не иметь полной веры в повторение святого имени и сохранять материальные привязанности даже после получения множества наставлений по этому поводу. Быть невнимательным при повторении - тоже оскорбление.

Данное оскорбление - явное подтверждение низкого духовного уровня человека, ибо несмотря на помощь и советы он упорно продолжает сомневаться в могуществе святого имени. Таковы некоторые из препятствий, являющихся причиной наших неудач. Постижение святого имени Кришна наделил святое имя всем Своим могуществом. “В эти трансцендентные имена Ты вложил все Свои трансцендентные энергии” - говорится во второй шлоке. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте определим, что есть нама, святое имя. Существуют различные категории намы. Мукхья - это главные имена, а гауна - второстепенные. Главные имена далее подразделяются еще на две категории -махурья и айшварья. Имена, относящиеся к категории мадхурья, отражают сладостные любовные развлечения Кришны во Вриндаване. Имена, относящиеся к категории айшварья описывают Кришну как великого и всемогущего Бога, обладателя несметных богатств. Эти имена вызывают почтение и благоговение перед Господом и Его великолепием. Главные имена - мадхурья и айшварья - Кришна наделил всем Своим могуществом. В этих именах содержится вся раса, все знание, вся удача и все прочие энергии, к которым мы немедленно получаем доступ, как только освобождаемся от апарадх. Можно привести некоторые из имен, относящихся к категории мукхья: Кришна, Говинда, Шямасундара, Дамодара, Гопинатха и Кунджабихари. Имена, представляющие аспект величия Кришны - это Нараяна, Нрисимхадева, Вишну, Рама, Васудева, Параматма, Аллах, Бог, Яхве и Творец. Хотя эти имена также указывают на личность Всевышнего, они не отражают аспекта мадхурьи.

Главные имена несут в себе всю полноту трансцендентных энергий Кришны, однако второстепенные имена не обладают таким же могуществом. Второстепенные имена также приносят благо, но не в такой степени. Эти имена Господа описывают Его величие в общем, не касаясь конкретных проявлений этого величия.

Во второй шлоке также говорится, что “для повторения этих имен даже не существует строгих и трудновыполнимых правил”.

Вы можете повторять утром, вечером, в ванной, в парке, в храме, дома или в машине, и повторение будет обладать той же самой силой. Единственное условие - повторение должно быть внимательным, поскольку невнимательное повторение также является оскорблением. Сила святого имени присутствует всегда, но мы должны поддерживать должный уровень внимательности. Например, если у нас получается повторять более внимательно в горах, то, может быть, нам следует так и поступать. Кто-то более внимательно повторяет мантру стоя, кто-то прогуливаясь, а кто-то сидя в позе лотоса - каждый может придерживаться того, что помогает лично ему потому что не существует строгих правил для повторения святого имени. Некоторым преданным действительно лучше повторять стоя или прохаживаясь, потому что в противном случае они засыпают. У других лучше получается, когда они смотрят на изображение Кришны. Третьи повторяют лучше, когда думают об одном из развлечений Кришны. Четвертым удается концентрироваться, когда они смотрят на фотографию своего гуру. Не существует каких-либо строгих и трудновыполнимых правил - просто нужно как можно глубже погрузиться в повторение. Вопросы и ответы Вопрос: Господь Чайтанья сказал: “Я настолько неудачлив, что святое имя не привлекает меня”. Я никогда по-настоящему не понимал этого утверждения. Как понимание того, что я - неудачник, может помочь нам прогрессировать? Ответ: Чтобы страстно стремиться обрести милость святого имени, нам следует смотреть на положение, в котором мы находимся в этом материальном мире, в определенной долей отвращения. Например, в детстве у нас были друзья, с которыми мы вместе ходили в школу. Позже некоторые из них добились удивительных успехов. Мы учились вместе с ними и могли бы добиться таких же результатов, однако у нас не было необходимого энтузиазма, чтобы воспользоваться предоставленными возможностями. Это означает, что мы - неудачники.

Поэтому, нам следует быть смиренными. Конечно, мы не должны предаваться унынию и думать, что все безнадежно - это нас никуда не приведет. Мы скорбим, страстно стремясь к совершенству. Без этого мы будем самодовольными и ленивыми. Печаль может играть роль катализатора, увеличивающего наше стремление к тому, чего мы еще не достигли. Вопрос: Я размышлял о различии между движением Нью Эйдж и сознанием Кришны и понял, что бхакти-йога гораздо более практична и богоцентрична. Нью Эйдж говорит блаженстве и открытости, однако этого нет в реальной жизни. Бхакти-йога же - это реальная практика, включающая в себя служение и работу. Например, мы можем доить коров и т.п., но в то же время пребывать в сознании Кришны. Я считаю, что эта культура намного богаче, чем практики Нью-Эйдж. Ответ: Прекрасный вывод. Последователей Нью Эйдж в основном интересует идея освобождения, мукти, а также возможность “блаженствовать”, пользуясь энергиями Бога. На самом деле, это движение духовного опьянения, а не движение любви к Богу и служения Ему. Их ценности скорее эгоцентричны, потому что обычно они хотят “испытать, иметь и наслаждаться”, а не быть чистым слугой Бога.

Даже в обычных материальных отношениях истинная любовь - это нечто большее, чем просто наслаждение другим человеком, с которым вам хорошо. Любовь проявляется в том, что вы стремитесь проводить с ним время и служить ему. Любовь наполняет вас, однако вы хотите также показать ему, что любите его и заботитесь о нем. Вам нравиться делать что-то бескорыстно - это и есть выражение вашей любви. Если же любовь не столь сильна, то вам может нравиться общаться с человеком, но единственной причиной этого является определенное удовлетворение, которое вы получаете, общаясь с ним. Вы в действительности не думаете о своем партнере и не стремитесь действовать ради его блага.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!