Джаганандана Пандит – Према виварта 27 страница



Кто такие идолопоклонники? Это люди, которые поклоняются тому, что не имеет к Богу никакого отношения. Идолопоклонники делятся на пять категорий. Первые по неведению поклоняются материи как Богу. Вторые отвергают материю и поклоняются Богу как ее противоположности. Третьи убеждены в бесформенности Бога, но поскольку сосредоточиться на пустоте невозможно, они для удобства придумывают какой-нибудь материальный образ и поклоняются ему как Богу. Четвертые для собственного очищения и совершенствования создают в своем воображении образ Бога и медитируют на этот воображаемый образ. Пятые, и последние, поклоняются самим себе как Богу.

К первой категории идолопоклонников относятся дикари, огнепоклонники и древние греки, поклонявшиеся планетам. Люди, ничего не знающие о личностной ипостаси Господа, но искренне верящие в сверхъестественные силы, в силу своего невежества поклоняются какому-нибудь яркому, светящемуся объекту как Богу. Такую разновидность идолопоклонства, впрочем, не следует осуждать, так как она вполне соответствует уровню развития этих людей.

Досконально изучив все разделы материального знания, человек в ходе логических рассуждений приходит к выводу, что Бог представляет собой аморфную субстанцию, противоположную всем материальным качествам. Это — вторая разновидность идолопоклонства. Тех, кто придерживается подобных взглядов, называют имперсоналистами. Бесформенная субстанция, которую представляют себе имперсоналисты, не имеет никакого отношения к истинной форме Господа. Принять их аргументы можно только той с оговоркой, что отсутствие формы является лишь одним из бесчисленного множества качеств Господа. Безусловно, образ Господа отличен от материи, однако это не означает, что он противоположен ей во всех отношениях.

Тех, кто считают высшей целью жизни слияние с Всевышним и поклоняются таким богам, как Вишну, Шива, Дурга, Ганеша и Сурья, относят к третьей категории идолопоклонников. Они не выражают почтения вечному образу Господа, а поклоняются воображаемым формам. Панча упасана (поклонение пяти богам) относится к этой разновидности идолопоклонства. Непонятно только, как сосредоточение на объекте, обладающем качествами, может помочь достижению объекта, лишенного каких бы то ни было качеств.

Медитация йогов на воображаемый образ Вишну является четвертой разновидностью идолопоклонства. Она может принести какое-то благо, но не позволяет постичь вечную форму Господа. К пятой разновидности идолопоклонства относится поклонение самому себе как Богу. В соответствии с учением Господа Чайтаньи, не существует большего греха, чем такой вид поклонения. В то же время нет ничего предосудительного в поклонении достойным душам, то есть преданным Господа, поскольку такое поклонение основано на понимании разницы между Господом и индивидуальной душой.

Пять упомянутых категорий идолопоклонников осуждают не только личностную концепцию Господа, но и друг друга. Идолопоклонники, относящиеся к первой категории, считают основным качеством Бога то, что Он присутствует всюду, подобно эфиру. Поэтому они отвергают трансцендентный образ Господа и критикуют тех, кто поклоняется Его воображаемым или ограниченным формам. Смысл сказанного в том, что люди, находящиеся на одном уровне развития сознания, но придерживающиеся разных взглядов, неизбежно будут конфликтовать друг с другом, подобно разным женам одного мужчины, каждая из которых отстаивает собственные интересы. Вот почему одни идолопоклонники осуждают других. Что же касается преданных Господа, созерцавших Его трансцендентный образ, то они не питают вражды к идолопоклонникам. Для них ясно, что пока человек не постигнет трансцендентный образ Господа, он вынужден поклоняться воображаемым образам. И только исчерпав возможности своего воображения и поняв его ограниченность, такой человек благодаря общению с преданными начинает осознавать истинную природу Бога. У находящихся на этой ступени уже не возникает никаких разногласий.

Необходимо понять, какими бывают заблуждения о природе души, и изжить их в себе. Оказавшись в материальном рабстве, духовная по своей природе душа приобретает материальные качества. Вследствие материального самоотождествления душа, находящаяся в материальном теле, перестает считать себя чистой душой. Некоторые полагают, что душа возникает в материнском чреве, и если она будет следовать своей дхарме, то удовлетворит этим Господа. Тогда Господь дарует ей совершенное тело. Такого ошибочного понимания природы души придерживаются христиане, мусульмане и члены Брахма самаджа. Другие убеждены, что душа — это Брахман, который пребывает в иллюзии. Постоянно ощущая себя Брахманом, можно избавиться от невежества. Тогда душа утратит свою индивидуальность и снова станет Брахманом. Подобную философию, откровенно противоречащую истинной природе души, проповедуют пантеисты, теософы и абхеда брахмавади. Третьи придерживаются мнения, что индивидуальные живые существа, по воле случая зарождаясь из материи, всю жизнь трудятся ради собственного благополучия и наконец умирают. После смерти душа прекращает свое существование. При этом некоторые говорят, что, хотя душа умирает навсегда, совершенные ей поступки продолжают влиять на окружающих. К такому выводу, который тоже не соответствует истине, приходят Чарвака, Конт, Милль, социалисты и другие атеистические группы.

Повинуясь закону кармы, индивидуальная душа из жизни в жизнь испытывает страдания. Учась любви, дружбе и отречению, она постепенно очищается и наконец достигает состояния нирваны. Так гласит учение Будды, которое проповедовали Шакхьясимха и джайны.

Живое существо по воле случая появляется во вселенной и обрекает себя на нескончаемые муки. Оно борется за существование, не находя в жизни счастья, и в конце концов умирает. Только тогда живое существо обретает умиротворение. Такова пессимистичная философия Шопенгауэра.

Индивидуальная душа представляет собой сочетание пракрити и пуруши. Высшая цель заключается в прекращении самостоятельного существования души. Связь между наслаждающимся (пурушей) и объектом наслаждения (пракрити) не имеет начала, но если ее разрушить, то это положит конец всем страданиям. Так утверждает философия санкхьи. Она полностью противоречит природе души.

Согласно пурва мимамсе Джаймини, результат, к которому стремится индивид, является прямым следствием его поступков. Эта философия не предусматривает ни освобождения души, ни власти Бога.

Сначала занимаясь крия йогой, а затем отрекшись от мира, можно достичь состояния, которое характеризуется свободой от последствий любой деятельности и перспективы слияния с Всевышним. Такого мнения придерживается Патанджали. Как уже объяснялось, это мнение тоже ошибочно.

В философиях ньяи и вайшешики мудрецов Гаутамы и Канады душа и Господь вечны, подобно атомам материи. Но при этом душа не обладает сознанием и не является духовной по своей природе. Душа — это бесконечно малая частица, так же, как и ум. Поэтому душу причисляют к тонкой материи. Эти философии признают освобождение, но подразумевают под ним слияние с Брахманом, то есть окончательное уничтожение души.

Философия веданты Шанкары тоже отрицает вечность души. Но если обратиться к прямому значению этой философии, то мы увидим, что оно полно глубокого смысла. Комментарии к «Веданте», написанные в духе преданности, напротив, описывают истинную природу души. Что же касается философий, упомянутых выше, то они представляют природу души в ложном свете, и потому должны быть отвергнуты.

Также важно знать, в чем заключаются ошибочные представления о свадхарме, или предназначении души. Такие обозначающие преданность Господу понятия, как шраддха, ништха, ручи, асакти, рати, анурага и прити, характеризуют истинную природу души. Привязанность к греховному образу жизни, кармическим ритуалам, ложному отречению и к неистинному знанию идет вразрез со свадхармой души. Эти пороки уже обсуждались выше, поэтому не будем повторяться.

Кроме того, необходимо понимать, какие идеи противоречат истинным плодам свадхармы. Ранее уже говорилось об истинных плодах бхакти. Некоторые относят к ним вознесение в рай и освобождение (салокью, саршти, самипью и саюджью). В соответствии с бхакти шастрами, материальное наслаждение (бхукти), которое доставляет преданное служение, не может считаться его истинным плодом. Среди упомянутых ранее характеристик бхакти нет материального наслаждения. Оно является плодом кармы, а не бхакти. Без бхакти ни один метод не даст результата. Карма для достижения своей цели пользуется помощью бхакти, однако бхакти, даровав человеку материальные блага, сразу же исчезает. Из этого явствует, что следствием кармы является материальное наслаждение.

Невежество порабощает душу. С обретением душой чистого знания окутавшая ее пелена невежества рассеивается, и душа возвращается в свое естественное состояние. Таким образом, мукти, или освобождение, является следствием гьяны, а не бхакти. Салокья, саршти, самипья и сарупья — это особые разновидности мукти, пригодные для преданного служения. Тем не менее чистый преданный не стремится ни к чему, кроме служения Господу. Упомянутые разновидности мукти являются следствием чистого знания. Они представляют собой относительную ценность, хотя и допускают служение Господу. Освобождением называют состояние, достигнув которого, душа освобождается от связи с материальным миром. Однако бхакти существует и до, и после этого состояния. Бхакти существует даже после освобождения. И это — результат бхакти, а не мукти. Не следует думать, что бхакти приводит к мукти. Бхакти приводит только к бхакти и ни к чему другому. Пока в нашем сердце живет желание наслаждений и стремление к освобождению, в нем не возникнет бхакти. Стало быть, стремление к бхукти и мукти идет вразрез с принципами бхакти.

Из пяти упомянутых видов знания — то, что основано на чувственном восприятии, то, в основе которого лежат законы морали, и наука о Боге — второстепенны. Они относятся к телу, уму, обусловленной душе и положению индивида в обществе. Такого рода знание несовершенно и потому не представляет большой ценности. Брахма гьяна — это всего лишь один из разделов науки о Боге. В редких случаях этот вид знания способствует духовной практике, однако чаще всего от него нет никакой пользы. Все описанные выше виды знания уступают чистому знанию. Лишь оно является истинным знанием, поскольку сопутствует бхакти. Когда в разделе, посвященном бхава бхакти, говорилось об асакти, или привязанности к описанию качеств Господа, под этим подразумевалась привязанность к чистому знанию. Не обладая знанием об играх Господа, мы не сможем слушать и пересказывать повествования, воспевающие Его величие. Хотя Господь нисходит на землю в облике человека, Он не поддается измерению. Так, матушка Яшода попыталась связать маленького Кришну, но не смогла сделать этого, ибо Кришна безграничен. Тогда, видя преданность Яшоды, Господь уменьшился в размерах и позволил ей связать Себя. Понять эту игру Господа можно только с помощью чистого знания. С точки зрения чистого знания и бхава бхакти, все многообразие знания, относящегося к категории гьяны, несовершенно. Вот почему бхакти шастры не признают его. Чистое знание не является составной частью гьяна канды. Гьяна канда представляет собой одну из четырех разновидностей несовершенного знания, поэтому ее необходимо избегать.

Три элемента знания — это получение информации, ее усвоение и ощущение духовного вкуса. Если говорить о бхава бхакте, то первые две составляющие знания были освоены им еще на уровне садхана бхакти благодаря изучению литературы о преданном служении. Единственным элементом знания, актуальным для бхава бхакты, является духовный вкус. Он сохраняется даже после освобождения. Возможность обусловленной души испытывать духовный вкус ограниченна. Что же касается освобожденной души, то для нее обителью этого вкуса является Вайкунтха. Вайкунтхой сведущие мудрецы называют то место, где возможность испытывать духовный вкус не знает ограничений (вигата кунтхи). В сердце бхава бхакты одновременно присутствует вкус к чистому знанию, или познанию Господа, безразличие к тому, что несовместимо с бхакти, и влечение к Господу. Все эти качества суть одно. С развитием истинной преданности Богу чистое знание (совершенное понимание Господа) и отрешенность начинают играть вспомогательную роль по отношению к бхакти. На ступени бхава бхакти чистое знание и юкта вайрагья неотделимы друг от друга. Они являются естественным результатом бхавы и призваны способствовать преданному служению. В отсутствие этих качеств бхава не проявляется. Признаки бхавы, которые могут наблюдаться в таком случае, являются лишь отражением или же подобием бхавы. Об этом речь пойдет далее.

 

5.4. Рати

 

Независимо от того, каким образом бхава бхакти появляется в сердце человека: в результате садхана бхакти, благословения Господа или благословения Его слуг, — этот вид бхакти может развиваться только в обществе преданных Кришны. Оскорбление же преданных, наоборот, приводит к тому, что бесценное сокровище рати со временем утрачивается или же приобретает нежелательные качества, что весьма прискорбно. Вот почему очень важно, чтобы бхава бхакта, равно как и любой другой бхакта, относился к преданным с любовью и не оскорблял их. Благодаря таким взаимоотношениям на ступени садхана бхакти происходит избавление от анартх, а на ступени бхава бхакти развивается бхава.

Иногда может показаться, что величайшим сокровищем рати обладают люди, не относящиеся к числу преданных Господа. Избегая критики в адрес разных религиозных течений и их представителей, мы по просьбе вайшнавов объясним это противоречие, что необходимо для правильного понимания чистой рати, которой обладают преданные. Сказанное здесь неизбежно будет расходиться с теми и другими учениями, которым следуют отдельные наши читатели, поэтому мы заранее просим у них прощения. Лишь те, на чью долю выпала огромная удача, достигают ступени чистой преданности Богу и развивают в себе рати. Человека нельзя научить рати по книге, и данная работа написана для тех, кто уже уверовал в чистое преданное служение. Разумеется, она может случайно попасть в руки приверженцев другого учения, но в этом нет нашей вины. Если таким людям выпадет счастливый жребий, и они согласятся с изложенным ниже, тем лучше. В противном случае, им следует отдать эту книгу кому-нибудь другому, чтобы не чувствовать себя задетыми.

Абхеда брахмавади, или последователи философии абсолютного монизма, утверждают, что Брахман лишен качеств. Поскольку поклоняться безличному Брахману невозможно, необходимо создать некий образ Бога в своем воображении. Индивидуальная душа обладает качествами, говорят они, и ее поклонение Богу неизбежно является атрибутивным. Вот почему на первых порах, находясь во власти материальных качеств, следует поклоняться воображаемому образу Бога. Когда ум придет в равновесие, можно с помощью гьяны и вайрагьи постичь лишенный качеств Брахман. В своей книге «Апарокшанубхути» главный проповедник абхеда брахмавады Шанкарачарья пишет, что, культивируя отрешенность, проницательность, владение умом и чувствами, беспристрастие, терпение, веру, рассудительность и стремление к освобождению, можно в результате глубоких размышлений понять свое предназначение. Чтобы развить эти девять качества, нужно исполнять обязанности в соответствии со своим сословием и укладом жизни, совершать аскезу и пытаться удовлетворить Господа Хари. По словам Шанкарачарьи, это помогает развить упомянутые выше черты характера. Удовлетворить Господа Хари можно, поклоняясь деватам, обладающим материальными качествами. К таким деватам относятся Кали, Сурья, Ганеша, Шива и Вишну. Поскольку им поклоняются по-разному, были написаны тантры, описывающие метод поклонения каждому из них. Поклонение упомянутым деватам необходимо для того, чтобы достичь сосредоточенности ума. При соответствующей практике сделать это можно и без концентрации внимания на каком-либо объекте. В конце концов подобная медитация позволяет понять такое качество Абсолюта, как единообразие (нирвишеша). Когда это понимание углубляется, человек осознаёт, что он сам является Брахманом.

Адвайтавади убеждены, что Брахман суть единственная субстанция, единственная реальность. Все остальное не является субстанцией (васту), то есть нереально. Деваты, поклонение которым представляет собой один из элементов садханы, тоже нереальны. На последней ступени, или ступени нирвишеши, в таком поклонении нет необходимости. Деваты — это всего лишь плод воображения, как и мурти, или изваяние Господа в храме. Таким образом, Кали, Сурьи, Ганеши, Шивы и Вишну в реальности не существует. Подобные взгляды разделяют последователи аштанга йоги и Панча упасаны. Все эти категории трансценденталистов относятся к числу брахмавади, считающих высшей целью жизни освобождение. Не веря в существование деват, они все-таки поклоняются им. Во время поклонения брахмавади проявляют рати, или бхаву, которую иногда можно принять за настоящую рати. На религиозных праздниках можно видеть, как таких людей сотрясает дрожь, на их телах проступает испарина, их кожа меняет цвет, они начинают проливать потоки слез и самозабвенно танцевать. Хотя все это действительно признаки рати, они не вызваны бескорыстной рати и верой, которые описывались ранее в этой книге.

Существует пять разновидностей рати): чистая рати, тень рати (чхая рати), отраженная рати (пратибимба рати), материальная рати (джада рати) и обманчивая рати (чхала рати). Чистую рати священные писания по-другому называют бхагавати рати, чид рати и бхавой. Чистая рати — это способность чистой души находиться в единении с Господом и быть полностью удовлетворенной (атма рати). В этом состоянии душа не стремится ни к чему, кроме Господа (бхагавати рати). Чит рати и бхава, то есть эмоции, непосредственно предшествующие любви, — все это разные синонимы рати. Способность дживы существовать в чистом виде, будучи полностью поглощенной Богом, называется рати. В это время ум человека уже больше не отвлекается ни на что иное. Такая непоколебимая целеустремленность является характерной особенностью рати. Мягкость, спокойствие, радость, пристрастность и глубокая привязанность — все это разные ступени рати.

Едва различимое проявление чистой рати называется чхая рати, или тенью рати. Хотя эта разновидность рати считается низшей, она приносит ощущение счастья и помогает избавиться от скорби. Чхая рати возникает благодаря общению с преданными или благодаря практике садхана бхакти. Эта разновидность рати отличается непостоянством. Даже обыкновенные люди, оказавшись в кругу преданных, могут ощутить чхая рати. Если человеку улыбнется удача и в его сердце появится тень рати, он может со временем достичь более высоких ступеней. Но это еще не истинная бхава, а лишь ее подобие. По милости чистых преданных чхая рати очень быстро превращается в подлинную рати, или бхаву. Однако оскорбление преданных приводит к исчезновению чхая рати.

Под влиянием общения с настоящими преданными присущая им рати иногда отражается в сердцах абхеда брахмавади и почитателей, воображаемых деват. Признаки экстаза, которые стремящиеся к освобождению трансценденталисты проявляют на киртанах и религиозных праздниках, в сравнении с экстазом преданных называются отраженными. Возникновение рати у почитателей деват можно объяснить следующим образом. Понимая, насколько трудно обрести освобождение способом, данным их духовными наставниками, такие люди изливают душу воображаемым деватам и обнаруживают при этом признаки рати. Это позволяет почитателям деват ощутить крупицу того блаженства, которое доставляет достижение их высшей цели — освобождения. И тень, и отражение рати представляют собой лишь ее подобие (ратьябхасу). Сами по себе они не являются чистой рати. Чистая рати развивается только в том, кто признаёт вечный образ Господа и на деле занимается преданным служением. Почитатели воображаемых деват отрицают вечность души, и это лишает их рати обиталища, или ашраи. Поскольку конечной целью подобных людей является растворение в бытии Всевышнего, а в этом состоянии нет объекта, на который можно обратить рати, такие люди убеждены, что Господь безличен. Таким образом, рати, которую проявляют почитатели деват, является либо отражением чистой рати (пратибимбой), либо разновидностью материальной или даже ложной рати.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!