Монастыри и монашество на Руси



Основание Киево-Печерского монастыря.Преподобный Антоний посе­лился на окраине Киева в небольшой пещерке. Прослышав о его строгой под­вижнической жизни, к нему стали приходить люди. Многие из них стали мо­нахами. Вместе с Антонием они вырыли под землёй пещеру для храма и ке­льи-пещерки, соединили их коридорами. Так появился Печерский, т. е. пе­щерный, монастырь в Киеве. Святой Антоний поручил управление монасты­рём игумену Феодосию, который начал строительство надземного монасты­ря - церкви, келий, ограды. Святой Феодосии установил для монахов особые правила жизни - Монашеский Устав. Печерский монастырь стал первым об­щежительным монастырём на Руси: монахи вместе молились, вместе труди­лись, и никто не смел назвать какую-нибудь вещь своей.

С тех пор на Руси стали строить больше монастырей.

Основание Троице-Сергиевой Лавры. Житие преподобного Сергия.3 мая 1319 года в семье ростовского боярина Кирилла родился сын. Ребёнка крес­тили на сороковой день и дали имя Варфоломей. После смерти родителей он отправился в глухие Радонежские леса, где в непроходимой чаще на возвы­шенном месте поставил маленькую церковь в честь Святой Троицы, срубил келью и стал жить. Суровой была жизнь юного отшельника, но его дух горел любовью к Богу, и Варфоломей терпеливо переносил все трудности. По про­шествии некоторого времени его посетил игумен Митрофан и постриг с име­нем Сергий. Через некоторое время к Преподобному стали приходить кре­стьяне, прося разрешения поселиться рядом, и, получив согласие, строили свои кельи. В 1354 году епископ Афанасий рукоположил Сергия в иеромо­нахи и поставил игуменом над Свято-Троицкой обителью. Так зарожда­лась Троице-Сергиева Лавра.

Однажды в монастыре появился крестьянин и стал спрашивать: «Как бы мне повидать славного игумена?» Иноки отвечали, что он на огороде и надо подождать. Нетерпеливый посетитель заглянул в огород и увидел усердно трудившегося смиренного старичка в ветхой, заплатанной рясе. Он не пове­рил, что перед ним великий Сергий. «Я издалека пришёл посмотреть на про­рока, а вы мне показываете какого-то нищего!» - с горестью сказал он. В то время в обитель приехал князь со свитой. Крестьянина оттеснили в сторону, и князь, низко кланяясь, взял благословение у святого игумена. Долго беседо­вал он со старцем, а крестьянин всё пытался высмотреть, с кем же общается князь. В конце концов гость понял, что бедно одетый старец и есть известный всем великий Сергий.

Преподобный Серафимжил в убогой келье недалеко от Саровского мона­стыря. Лесная чаща скрывала его молитвенные подвиги от любопытных взо­ров. Но тех, кто искренне желал получить от старца наставление, ждал ра­душный приём. Некоторые люди считали, что за свои советы старец берёт день­ги. Однажды Преподобный отправился в лес за дровами. Там на него напали разбойники, которые стали требовать денег. Сначала отец Серафим хотел за­щищаться, ведь был он наделён от Бога недюженной силой и в руках держал топор, но, вспомнив кроткого Спасителя, он смиренно ответил, что денег у него нет. Разбойники не поверили и сильно избили старца. Они обыскивали его келью, но ничего не нашли, кроме иконы и нескольких картофелин. Тут в них заговорила совесть, и злодеи испугались, что обидели невиновного. Бросив всё, бежали они без оглядки. Святой старец еле живой добрался до обите­ли. Много дней лежал он, мучаясь от нестерпимой боли, отказываясь от по­мощи врачей и надеясь только на помощь Божию. Раскаявшиеся разбойники пришли просить прощения. Старец не держал на них зла. Дав наставления, как нужно жить, с миром отпустил их. После этого прожил Преподобный ещё 30 лет, утешая и уча всех приходящих к нему. Он мирно скончался, стоя на молитве перед иконой Богородицы «Умиление», 15 января 1833 года 72 лет от роду.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).Большую часть жизни отец Амвросий провёл в своей келье, потому что болезни надолго приковыва­ли его к постели. Но он не скорбел о своих недугах и даже считал их лучшим лекарством для лечения от дурных наклонностей и страстей. Чтобы погово­рить со старцем хотя бы 10 минут, люди стояли в ожидании несколько дней. С утра до вечера шли к нему монахи и миряне, князья и крестьяне. Часто его спрашивали: «Батюшка! Как нам спастись?» Отец Амвросий отвечал: «Нуж­но жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно».


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!