Православные священнослужители и церковнослужители



КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЛИГИЯХ МИРА

Говоря о религии вообще, необходимо сказать, что слово религияозначает живую связь человека с Богом и почитание Его. На религиозном пути чело­век приобщается к самым великим и сокровенным тайнам жизни и челове­ческой души. Всем традиционным религиям всегда было свойственно обра­щение к совести человека, стремление к добру, совершенству и любви. Все традиционные религии всегда обращались к совести человека, считая ее не­посредственным голосом Божьим.

Религиозные представления и верования людей во многом определяют тра­диции общества, образ жизни, особенности мышления и нравственные цен­ности разных народов. Границы современного мира открылись, и путешество­вать стало намного проще. Но если вы не знаете обычаев страны, которую намерены посетить, поездка не принесет настоящего удовольствия, а встреча с местными жителями не покажется столь интересной и познавательной. А если придется рассказывать о религии и культуре своей страны, то знания, почерпнутые в этой занимательной игре, помогут вам ответить на любые неожиданные вопросы.

Современного культурного человека отличает уважительное отношение к обычаям разных народов, к представителям других религий и традиций. К тому же многие произведения искусства и литературы основаны на сюжетах древних священных писаний, они отражают религиозные верования людей в разных уголках земного шара. Поэтому, не разбираясь в религиях, современ­ный человек не может до конца понять культуру как своего, так и других на­родов мира.

Христианство

Христианство - крупнейшая мировая религия. В его основе лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир и стал человеком. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, был схвачен людьми, нечес­тивую жизнь которых обличала Его проповедь, распят ими и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мертвых изменили судьбу всего человечества.

Источником, из которого христиане получают откровение о Боге, земной жизни Иисуса Христа, Его учеников и основах христианского учения, явля­ется Библия. В состав Библии входит множество книг Ветхого Завета (об истории мира до пришествия Иисуса Христа) и Нового Завета (жизнь и учение Христа и Его учеников - апостолов). Библию христиане называют Священ­ным Писанием, потому что она написана авторами по особому внушению Самого Бога. Новый Завет включает в себя четыре Евангелия, книгу Деяний апостолов и ряд апостольских посланий.

Христиане верят, что мир создан Единым Всесильным Богом, и создан без зла. Прежде видимого мира Он сотворил мир невидимый - ангельский. Но самый близкий к Богу ангел - Денница - решил восхитить у Бога власть и увлек за собой множество других ангелов. Злоба и ненависть омрачили облик Денницы и его служителей, а за свое противление Богу они были низвергну­ты с Небес.

Венцом творения видимого мира стал человек. Он был создан по образу и подобию Божию и поселен в раю. От Бога он получил заповедь не вкушать от дерева познания добра и зла. Сатана лукаво предложил людям не слушать Бога, но самим «стать как Бог». И человек послушался голоса сатаны, вкусив от запретного плода. Тогда сам человек изменился: любовь к Богу и ближне­му охладела в его сердце, совесть помрачилась, воля ослабела и естество ста­ло немощным и подвластным страданиям и смерти.

Однако Бог, несмотря на отпадение человека от Него, по Своей великой любви не оставил его. Для примирения человека с Богом и для спасения че­ловеческого рода от смерти и греха Он через Своих избранников (пророков) говорил людям о Своем пришествии в мир. Пророки возвещали о признаках и времени Его рождения. Наконец время пришествия Спасителя, предсказан­ное Его пророками, наступило. Бог послал Своего Единородного Сына, Кото­рый воспринял тело, душу и ум человека, не переставая быть Богом.

Архангел Гавриил явился его Матери Пресвятой Деве Марии и возвестил ей, что от нее но особому неизреченному действию Духа Святого родится Спа­ситель Христос. В то время Мария, обрученная с престарелым плотником Иосифом, жила в небольшом палестинском городке Назарете. А когда рим­ляне объявили о переписи населения, Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем - на родину Иосифа. Когда они добрались до Вифлеема, была глу­бокая ночь, им не нашлось места в гостиницах города, и поэтому они остано­вились на ночлег в пещере, служившей хлевом. Там, среди домашних живот­ных, и появился на свет Богомладенец Иисус. Божия Матерь сама спеленала Его и положила в ясли (так называли кормушку для скота).

Первыми о рождении Христа узнали волхвы - восточные мудрецы и пас­тухи, привлеченные светом зажегшейся в небе звезды и хором ангелов. Они пришли поклониться Божественному Младенцу. Через сорок дней, по иудей­скому обычаю, Мария принесла Иисуса в храм для посвящения Богу.

Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он крестился в водах реки Иор­дан. При крещении над Его головой явился Дух Святой в виде голубя, а с Небес раздался голос Бога Отца: «Это есть Сын Мой возлюбленный». Один из великих христианских праздников так и называется - Крещение Господне. Другое название этого праздника - Богоявление, потому что при крещении Спасителя явилась важнейшая истина о Боге, что Бог - Троица.

Затем Иисус удаляется на сорок дней в пустыню (в память об этом в Цер­кви установлен сорокадневный пост, называемый Великим, этот пост служит у христиан для приготовления себя к празднику Пасхи). В пустыне Иисуса Христа искушал сатана, предлагая Ему власть и богатство, но Спаситель от­верг эти соблазны и посрамил сатану.

С этого времени начинается трехлетнее странствование Иисуса Христа по землям Палестины с проповедью нового учения. Иисус совершает чудеса, ис­целяя больных, воскрешая мертвых. Христос не гнушается отверженных и грешников, прощает их грехи, а знатных и горделивых фарисеев обличает. Од­нажды, когда вокруг Него собралось множество народа, Он сел на возвышен­ном месте и учил. Его Нагорная проповедь начинается словами: «Блаженны нищие духом» (т. е. блаженны те, которые не считают себя духовно совершен­ными, а принимают духовную силу от Бога). Далее в Нагорной проповеди излагаются основные положения христианского учения и христианской нравственности: блаженны плачущие (о своем несовершенстве, о своих грехах), блаженны кроткие, жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, блажен­ны миротворцы, блаженны изгнанные (пострадавшие) за правду, блаженны поносимые и гонимые (за веру Христову).

В дни перед еврейской Пасхой Иисус Христос, сопровождаемый ученика­ми, вошел в Иерусалим. Сидя на ослёнке (символе кротости и миролюбия), Он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В память об этом событии в Церкви празднуют Вход Господень в Иерусалим (Вербное вос­кресенье). Веточки вербы в руках верующих напоминают цветы и пальмовые ветви, которыми народ приветствовал Иисуса Христа. В течение Страстной недели - последней в земной жизни Иисуса Христа - происходили очень важ­ные события, которые по сей день вспоминают и почитают верующие. В чет­верг Спаситель и Его ближайшие ученики собрались на Тайную Вечерю, что­бы встретить Пасху. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, прело­мил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Еван­гелие от Матфея, глава 26, стихи 26-28). Так Господь еще прежде Своих стра­даний установил Таинство Причащения.

Здесь же, на Тайной Вечере, Спаситель предсказывает, что один из Его уче­ников Иуда предаст Его на страдания и смерть. Иисуса Христа распяли на кресте на горе Голгофе вместе с двумя разбойниками. Во время Своих тяжких страданий Он молился за тех, кто Его распял, подавая и нам пример молиться за своих врагов.

На третий день после погребения Спасителя Его верные ученицы пришли, чтобы по обычаю того времени помазать его тело благовониями, но обнару­жили, что Гроб Господень пуст. Ангел возвестил им радостную весть: «Хрис­тос воскрес!» В течение сорока дней Христос являлся Своим ученикам, пока­зывая, что Он действительно воскрес из мертвых.

Так древнееврейская Пасха наполнилась новым содержанием - она стала днем Воскресения Христова. Воскресение Христа знаменует для христиан по­беду над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом. Однако важно помнить, что спасение человечества не совершается автомати­чески, т. е. просто формальным соблюдением обрядов. Спасаются те, кто хо­чет спастись и кто прилагает для этого усилия, идя навстречу Богу. Для спасе­ния мира Христос основал на земле особое общество - Церковь Христову, члены которой получают благодатные дары Божий, необходимые для освятения и спасения. Эти духовные дары подаются человеку через Церковные Таинства, установленные Самим Иисусом Христом. Таинства - это священ­ные действия, во время которых верующим под каким-либо видимым обра­зом невидимо сообщается благодать Божия.Всего существует семь Таинств. В каждом из них подается особый благодатный дар.

На 50-й день после Воскресения Христова на учеников Христовых (апос­толов) сошел Святой Дух (третье Лицо Божественной Троицы). По традиции этот день считается днем рождения Церкви. Цель, для которой Христос осно­вал Свою Церковь, - освящение людей и их соединение с Богом. В Церков­ных Таинствах верующие получают Божественную благодать, необходимую для спасения.

Апостолы и их последователи понесли веру Христову в разные страны. Не­смотря на гонения, Церковь Христова все больше и больше распространялась по вселенной. Начиная от Христа Спасителя и Его апостолов, в Церкви шла непрестанная борьба за спасение душ человеческих. Бог пришел на землю, а люди путем подвига очищения себя от греховных пороков восходили на Небо. Идя по этому пути, множество святых просияло в Христианской Церкви. Свя­тые - это люди, которые, живя на земле, искренне верят в Бога, любят Его всем сердцем и всех других людей любят, как самих себя и даже больше. За их добродетельную жизнь Бог наделял их различными благодатными дарами: они исцеляли больных, изгоняли злых духов, ограждали от бед, предсказыва­ли будущее, управляли стихиями природы.

Таким образом, за время существования христианства в русской земле прославилось множество святых угодников Божиих:от князей и полководцев до простых крестьян. Это благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, святители Петр и Алексей Московские, преподобные Сергий Радо­нежский и Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский и блажен­ная Ксения Петербургская, а также многие и многие другие: святители, муче­ники, преподобные, блаженные и праведные. Именно благодаря таким лю­дям и их примеру христианская вера явила в нашем Отечестве достойные плоды преображения человеческой души и благочестия русского народа.

До XI в. весь христианский мир составлял одну Вселенскую Церковь, ко­торая состояла из восьми поместных церквей, но в 1054 г. от Восточных церк­вей отделилась Римская поместная церковь. За ней закрепилось название «ка­толическая». Название «православная» окончательно закрепилось за христи­анской Церковью Востока. Отсюда Православие стало распространяться да­лее на Восток, в сторону славянских земель, включая и Древнюю Русь. На Руси православная вера получила наиболее широкое распространение.

За долгие годы существования Церкви в России не всегда все было спо­койно. Большие изменения в Русской Православной Церкви происходили при Петре I, который стремился полностью подчинить церковную организацию светской, государственной власти. Тяжелые годы гонений Церковь пережила в начале XX в. Закрывались храмы и монастыри, запрещались службы, рас­стреливались священнослужители и миряне, изымалась церковная литерату­ра. Только изменения, произошедшие в стране в 90-е годы, положительно по­влияли на жизнь Русской Православной Церкви. С 1990 г. Русскую Право­славную Церковь возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П.

ПРАВОСЛАВИЕ

Название «православная» закрепилось за Восточной Церковью со време­ни отделения от нее Западной Церкви (католической) и характеризует глав­ную ее особенность, состоящую в неизменном хранении, от времен Христа и апостолов, основных истин веры и правил духовной жизни. Главной целью духовной жизни в Православии является достижение святости и Богообщения, жизнь в Любви к Богу и людям. Вся жизнь Православной Церкви - это беспрерывное служение Богу как любящему Отцу, это непрекращающееся Богослужение, которое совершается и в сооруженных людьми храмах, и в не­рукотворных храмах человеческих душ.

Таинства Православной Церкви

Таинствами называются священные действия, в которых верующие полу­чают благодать Святого Духа. Всего Церковных Таинств семь. В каждом из них подается особый благодатный дар:

- в Крещениичеловек духовно рождается для новой жизни;

- в Миропомазанииполучает дары Святого Духа для возрастания в ду­ховной жизни и особые силы для борьбы с грехом;

- в святом Причащении (Евхаристии)приобщается Святых Тела и Крови Иисуса Христа, во освящение души и тела в надежде воскресения для жизни вечной;

- в Покаянииполучает прощение грехов;

- в Елеосвященииврачуется духовно и телесно при помазании освящен­ным елеем (маслом);

- в Венчанииновая семья принимает освящение супружеского союза, по­лучает благодатную помощь к созиданию домашней Церкви;

- в Таинстве Священстваспециально избранные люди получают благо­дать совершения церковных таинств и духовного руководства.

Православный храм

Храмы имели в Древней Руси особенное значение. Их строительство нача­лось уже в IX в., когда Русь еще не была крещена. Храм - это место особого присутствия Бога на земле, он символизирует как бы «Небо на земле».

Каждый храм в Древней Руси имеет простую прямоугольную форму (по­добие Ноева ковчега), форму круга (символа вечности) или форму креста. Возводились церковные здания сначала из дерева, а позже из камня и кирпи­ча. Даже сегодня мы можем видеть удивительной красоты деревянные церк­ви, построенные в древнерусском стиле. Завершением каждого храма служат купольные главы с водруженными на них крестами, символизирующими побе­ду над смертью. И сама природа как будто вторит этой церковной символике - так радостно переливаются купола в лучах восходящего солнца. Число купо­лов (глав) на церкви может быть различно: одна глава сооружается в честь Иисуса Христа; три главы - в честь Святой Троицы, пять - в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов, а семь глав соответствуют числу Церковных Таинств.

Входя в православный храм через большие высокие двери, мы попадаем в притвор. В древности в этом месте стояли люди, которым еще только предстояло принять Таинство Крещения. Они слушали чтение и пение, но долж­ны были покидать храм во время самых важных моментов богослужения. В наше время в притворе обычно располагается иконная лавка и свечной ящик, куда можно подать записки с именами наших родных и близких, для помино­вения за богослужением.

Проходим дальше и попадаем в среднюю часть храма. Здесь за богослуже­нием молятся верующие, а в торжественные моменты сюда выходят из алтаря священнослужители. Здесь совершаются также Таинства Крещения и Венча­ния. Высокие своды над нашей головой украшены изображениями Спасите­ля, Божией Матери и святых. В древности роспись храмов велась иногда го­дами и требовала от мастеров большого искусства и праведной жизни.

Через узкие длинные окна в храм проникает свет. В центре, на аналое на­ходится икона святого, в честь которого освящена церковь. Слева мы обяза­тельно увидим большое изображение распятого Христа - напоминание всем христианам о страданиях и смерти Спасителя. Обычно именно рядом с рас­пятием устроены места для возжигания свеч о упокоении душ наших усоп­ших сродников.

В восточной части храма располагается алтарь. Это важнейшаячасть хра­ма, его «сердце». Именно в алтаре совершается главное христианское бого­служение - божественная литургия, за которой верующие причащаются Тела и Крови Христовой. В алтаре на специально устроенном престоле находится дарохранительница со Святыми Дарами, богослужебное Евангелие, напрес­тольный крест. Здесь же, в алтаре, за богослужением священнослужители молятся о всех верующих. Входить в алтарь могут только лица духовного сана и те, кто имеет на это особое благословение. Для входа и выхода служат боко­вые двери (северные и южные).

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом - высокой сте­ной, устроенной из икон. В середине иконостаса имеются Царские врата, которые всегда должны быть закрыты и открываются только в определенные моменты богослужения, символизируя собой вход в Царствие Небесное, ко­торого может удостоиться каждый христианин, живущий по заповедям Божиим. Перед иконостасом располагается амвон - место для произнесения про­поведи и причащения верующих.

В иконостасе первоначально был только один ряд икон. А в XV в. их стали располагать один над другим по определенным правилам.

Праотеческий ряд

здесь находятся иконы с изображениями прародителей человечества

Пророческий ряд

библейские пророки, возвещавшие приход Христа

Праздничный ряд

иконы, изображающие главные события из жизни Богородицы и Иисуса Христа (12 икон)

Деисусный ряд

Апостол Петр Архангел Михаил Богоматерь Иисус Христос Иоанн Предтеча Архангел Гавриил Апостол Павел

Местный ряд

Местные святые Богоматерь Царские врата Икона Христа Икона святого, в честь которого освящен храм

 

Главный ряд иконостаса - деисусный. На иконах этого ряда изображаются Спаситель с молящимися Ему Богородицей, Иоанном Предтечей, архангелы Михаил и Гавриил, первоверховные апостолы Петр и Павел, составители бо­жественной литургии святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.

В праздничном ряду располагаются иконы с изображением главных пра­вославных праздников, в нижнем местном ряду - иконы, особо почитаемые в данной местности.

Церковные праздники

Каждый день в Православной Церкви - это праздник, ибо каждый день проходят Богослужения и вспоминается жизненный подвиг каких-либо свя­тых. Праздником праздников и торжеством из торжеств является Пасха - Светлое Христово Воскресение. Радость о Воскресшем Христе и упование на всеобщее воскресение - основная черта Православия. Кроме Пасхи выделя­ется еще 12 главных праздников. Их называют двунадесятыми:

1. Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября.

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 октября.

3. Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля.

4. Рождество Христово - 7 января,

5. Сретение Господне - 15 февраля.

6. Крещение Господне - 19 января.

7. Преображение Господне - 19 августа.

8. Вход Господень в Иерусалим - воскресенье перед Пасхой.

9. Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи.

10. День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи.

11. Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа.

12. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября.

Среди них есть праздники, которые зависят от даты празднования Пасхи, вычисляемой отдельно для каждого года по солнечному и лунному календа­рям: это Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы.

Кроме двунадесятых праздников существуют Великие праздники, особо почитаемые в Церкви: Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), Рожде­ство Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 июля), день памя­ти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).

Православные священнослужители и церковнослужители

Еще во времена апостолов вхристианской церкви были установлены три степени священства: диакон(греч. «служитель»), пресвитер(греч. «священ­ник») и епископ(греч. «охранитель, блюститель»).

Различаются они тем, что диаконы лишь помогают совершать Таинства священникам и епископам (заслуженных диаконов называют протодиаконами- главными диаконами).

Священники (иереи)поблагословению епископа могут совершать все Таинства, кроме Таинства Священства (заслуженные священники называют­ся протоиереями,а главные между ними - протопресвитерами).

Епископы (архиереи)могут совершать уже все Таинства. Наиболее заслу­женных из них называют архиепископами,а епископов больших областей - митрополитами.Главы же отдельных (автокефальных) Православных Церк­вей именуются патриархами.Каждый из них может иметь епископа-помощ­ника - викария.

Кроме священнослужителей в храме помогают за богослужением и церковнослужители (христиане, не принимавшие Таинство Священства, но име­ющие особое благословение). Так, иподиаконво время службы помогает ар­хиерею, псаломщикчитает ипоет за богослужением, звонарьсозывает веру­ющих на службу спомощью колокольного звона, пономарьвозжигает свечи и кадило.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!