Практическое занятие. Выполнение каллиграфического шрифта с образцандаш.-2 часа.



Материалы: Бумага А4, остроконечное перо, тушь, линейка, карандаш.

Порядок работы.

1. Прочитать лекцию «Каллиграфический щрифт».

2. Выбрать образец русского текста, выполненного каллиграфическим шрифтом.

3. Потренироваться в написании букв каллиграфическим шрифтом.

4. Сделать разметку строчек, определиться с высотой шрифта.

5. Выполнить каллиграфический шрифт остроконечным пером тушью по образцу

 

Сам. работа. Скопировать каллиграфический шрифт-2 часа.

Тема 2.9

Национальный шрифт

«….Кириллические шрифты. В отличие от истории латиницы, конструкция знаков которой формировалась в течение многих веков через деятельность профессиональных резчиков, граверов, каллиграфов, писцов, т.е. художников шрифта разных эпох, история кириллицы значительно короче и менее естественна. Первоначальная письменность времен Кирилла и Мефодия (IX в.) была разработана для церковных нужд путем компиляции и модификации существующих алфавитов. Эта письменность неспешно развивалась вплоть до начала XVIII столетия и к этому моменту существовала в четырех базовых формах – устава, полуустава, вязи и скорописи. В 1708 г. Петр I провел реформу письменности и ввел своим указом так называемый «гражданский шрифт», спроектированный на базе голландской антиквы того времени. Формы многих знаков были радикально изменены, да и сам русский алфавит подвергся серьезной модификации. Таким образом, современное кириллическое письмо насчитывает всего три сотни лет и в своем первоначальном виде далеко не идеально с точки зрения дизайна, поскольку основывалось, по всей видимости, на эскизах самого Петра, который хоть и слыл мастером на все руки, но дизайнером шрифта был довольно слабым. XVIII и XIX вв. были весьма плодотворными с точки зрения развития шрифта. В начале XX в. в России существовало несколько десятков словолитен, сотни шрифтов, а печатное дело уже соответствовало европейскому уровню. В советский период кириллические шрифты разрабатывались по госзаказу в одном небольшом по численности Отделе наборных шрифтов НИИ Полиграфмаш. Ресурсы, используемые для этого, были абсолютно несопоставимы с аналогичными ресурсами в странах, использующих латинскую графику письма. В результате в эру компьютерной типографики мы вступили с жалким комплектом из десятка гарнитур и с набором из полусотни национальных алфавитов, содержащих знаки, зачастую довольно неудачные по конструкции, – еще более неудачные и искусственные, чем сама Петровская кириллица. Последняя декада второго тысячелетия и первая декада третьего были очень плодотворными и существенным образом улучшили шрифтовое наполнение кириллицы. Ситуация изменилась радикально. Разработка шриф- тов и процесс верстки перешли в сферу компьютерных технологий, т.е. стали более эффективными, более оперативными, менее ограниченными техническими рамками. Появился Unicode, который упорядочил национальные ал- фавиты; появилось программное обеспечение, поддерживающее Unicode и позволяющее работать с текстами на разных языках. И наконец, появились сотни шрифтов, спроектированные профессиональными художниками шрифта, как для набора текстов, так и для акцидентного применения – рек- 269 ламы, вывесок, указателей и т.п. Хотя по количеству и разнообразию шрифтов кириллица еще значительно уступает латинице, тем не менее существующих шрифтов уже достаточно для более-менее приемлемой работы» (стр.269-270. Сергей Николаевич БОБРЫШЕВ Москва, Российская Федерация Коммерческий директор шрифтовой компании «ПараТайп» Кандидат технических наук Эмиль Ляумович ЯКУПОВ Москва, Российская Федерация Директор шрифтовой компании «ПараТайп» Кандидат технических наук. Статья» Шрифты национальных языков России в Интернете «)«http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/2009/bobryshev_national_fonts.pdf).

Устав.ёШрифты национальных языков России в Интернете

 

Вязь


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!