Тема 5. Художественный стиль как категория теории и истории искусства



Проблема определения в истории искусствознания и эстетики. Представления о стиле в античной, средневековой и ренессансной эстетике. Классицистическое и романтическое понимание стиля. Понятие стиль в контексте методологических школ искусствознания XIX – первой половины ХХ века: детерминизм, культурно-историческая школа, формальная школа, духовно-историческая школа, иконология, социологические концепции, марксистская эстетика. Стиль в контексте эстетики и практики постмодерна.

Проблемы построения теории стиля в искусстве. Современные дискуссии о понятии «художественный стиль».

Стиль как фактор творческого процесса, осуществление ориентации художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. Стиль как фактор произведения, его социального бытия. Стиль как фактор художественного процесса, его стрежень. Стиль как фактор художественного общения (автора и реципиента).

Структура стиля: тематическая и интонационная общность культуры, национальная стилистическая общность, национально-стадиальный стиль (национальный стиль народа, находящегося на определенном этапе историко-культурного развития), стиль художественного направления (общность, присущая всем произведениям данного направления), индивидуальный стиль художника, отражающий особенности его художественного мышления, стиль периода творчества, стиль произведения стиль элемента произведения.

Стиль как способ пластической организации формы. Стиль и стилизация. Функции стиля в культуре.

Многообразие стилей в различных видах искусства. Художественные методы, направления, течения, школы: сущность и взаимоотношение понятий. Творческий метод как воплощение определенного способа взаимодействия человека и мира. Творческий метод как система принципов творческой деятельности эпохи, направления, отдельного автора, отражающих целенаправленность, образную ориентированность произведения. Индивидуальный творческий метод. Ведущие художественные методы.

 

Тема 6. Художественное пространство и время как категории искусствознания

Понятие художественного пространства в теории искусства. Художественное пространство как способ освоения мира. Художественные пространство как изобразительный компонент произведений и особая эмоционально-семантическую среда, создаваемая в произведении искусства и воспринимаемая человеком как особое пространство его жизни.

Типология пространственных отношений и измерения экзистенциального пространства. Типология пространства: внешнее пространство; пространство непосредственного функционирования произведения искусства; внутреннее пространство искусства и отдельных произведений (пространство, отображаемое искусством и пространство как эмоционально-семантическая категория).

Композиционное построение как способ существования художественного пространства в произведении искусства. Трактовка художественного пространства в истории искусства (античность, средние века, Возрождения). Трактовка художественного пространства в искусстве Нового времени. Трактовка художественного пространства в искусстве XIX – начала ХХ вв.

Понятие «художественное пространство» в искусствоведении и философии искусства. Концепции художественного пространства: О. Шпенглер, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет, Н.Тарабукин, П. Флоренский, А. Бакушинский, А. Габричевский и др.

Темпоральность художественного акта и процесса восприятия произведения. Типология временных «измерений» искусства: внешнее время, в котором проявляются или живут произведения искусства; время, непосредственно связанное с функционированием произведения искусства; внутренне время искусства или отдельных художественных произведений. Художественное время как форма передачи в искусстве реальных временных отношений. Художественное время как отражение качественных характеристик динамики бытия (реальное время — количественная характеристика) Структурная сложность, многоплановость и пластичность художественного времени. Сопряжение разных типов времени в художественном произведении. Время как проблема и образ истории искусства.

 

Тема 7. Морфология искусства

История морфологических учений об искусстве. Мифологические представления о морфологии искусства и его генезисе. Теория Аристотеля. Становление новых методологических представлений в эпоху Ренессанса. Новые морфологические системы XVII-XVIII вв. Линейная система Г. Гегеля и ее отличие от структурных моделей. Морфологическая система В. Белинского как образец для экстраполяции внутривидовых градаций в сферу других искусств. Актуальные представления о морфологии искусства.

Различные виды искусства в системе культуры. Формальные элементы структуры произведения. Содержательные элементы структуры произведения.

Художественное произведение как духовная и смысловая целостность. Художественное произведение как выражение исторической эпохи. Субъективное содержание произведения искусства. Структура художественного произведения. Критерии художественного произведения. Художественное произведение как форма социального бытия искусства. Основные компоненты произведения искусства. Универсальное и конкретно-историческое в содержании художественного творения. Художественное произведение как семантико-семиотическая система. Противоречивость художественного произведения.

Жанр как художественно-историческая категория. Истоки жанровой дифференциации искусства. Формирование жанровых систем в искусстве.

Пространственные искусства. Особенности художественного образа. Специфика отдельных пространственных искусств. Система родов и жанров в живописи, скульптуре, архитектуре, графике, декоративно-прикладном искусстве. Взаимодействие пространственных искусств друг с другом и с искусствами других групп. Логика эволюции отдельных видов пространственных искусств. Дискуссионные представления о художественной природе дизайна и рекламы. Проблема искусства объекта в современной творческой практике.

зобразительные искусства в системе пространственных искусств. Визуальный характер изобразительных искусств. Формальные и содержательные элементы структуры произведения изобразительного искусства. Жанровая природа изобразительных искусств как синтез формальных и смысловых уровней восприятия произведения. Предметная и тематическая изобразительность. Изобразительный мотив (устойчивая изобразительная тема). Иконографические параметры произведения искусства (типология устойчивых изобразительных мотивов). Иконография и стилистика.

Типы изобразительности и виды изобразительного искусства. Разновидности художественного языка (архитектура, пластика, живопись) и критерии различения (способ воспроизведения пространства как первичный формальный признак).

Жанровые структуры в истории изобразительного искусства. Типология и жанровое своеобразие скульптуры. Архитектура как социальный и художественный феномен. Функциональная, инженерно-конструктивная, художественно-эстетическая стороны архитектуры. Своеобразие художественного языка архитектуры. Историческая обусловленность архитектурного образа. Синтез искусств в архитектуре.

Синтетические виды искусства. Генезис театра и его специфика в различных национальных культурах. Эволюция художественных кодов театрального искусства. Формирование кино как искусства. Система художественных кодов кино. Дихотомия театра и кино в культуре ХХ века.

Искусство новых технологий (медиа-арт) и проблема жанровых границ в современном искусстве.

 

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине

1.    Искусство как предмет теоретического знания.

2.    Искусство в системе культуры.

3.    Цель и смысл искусства в антропологическом измерении.

4.    Искусствоведение в системе гуманитарных и социальных наук.

5.    Жанр как художественно-историческая категория.

6.    Изобразительные искусства в системе пространственных искусств.

7.    Жанровая природа изобразительных искусств как синтез формальных и смысловых уровней восприятия произведения.

8.    Скульптура как искусство объемно-пластического восприятия мира.

9.    Архитектура как социальный и художественный феномен.

10.  Временные искусства. Особенности формирования художественного образа.

11.  Теория художественного образа в истории эстетики и в истории искусства.

12.  Особенности создания художественного образа в различных видах искусства.

13.  Художественный образ и знак. Художественный образ и символ.

14.  Художественный образ и его структура. Типы художественной образности.

15.  Проблема художественного идеала в истории искусств и его структура.

16.  Художественное произведение как форма социального бытия искусства.

17.  Художественное произведение как семантико-семиотическая система.

18.  Понятие художественного пространства в теории искусства.

19.  Художественное время как форма передачи в искусстве реальных временных отношений.

20.  Время как проблема и образ истории искусства.

21.  Художественный стиль как фундаментальная категория искусствознания.

22.  Художественные методы, направления, течения, школы: сущность и взаимоотношение понятий.

23.  Исторические представления о понятии художественный стиль.

24.  Факторы развития стиля и его структура.

25.  Современные представления о понятии «художественный стиль». Стиль как способ пластической организации формы.

26.  Стиль и стилизация.

27.  Творческий метод как воплощение определенного способа взаимодействия человека и мира.

28.  Понятие «художественное сознание» в теории и истории искусства.

29.  Исторические типы художественного сознания в истории культуры.

30.  Понятие «художественная реальность» в теории и истории искусства.

31.  Мимесис как понятие теории искусства.

32.  Особенности художественного сознания Античности.

33.  Особенности художественного сознания Средних веков.

34.  Особенности художественного сознания эпохи Возрождения.

35.  Особенности художественного сознания Нового времени.

36.  Особенности художественного сознания ХХ века.

37.  Особенности художественного сознания современности.

38.  Понятие художественной формы и ее парадоксы.

 

Литература:

 

Основная

1.    Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Академический проект, 2011. – 452 с.

2.    Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 368 с.

3.    Никитина И.П. Философия искусства: учебное пособие. – 3-е изд – М.: Омега-Л, 2010. – 559 с.

4.    Очерки эстетики и теории искусства / Отв. ред. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. – М.: Канон+, 2013. – 448 с.

5.    Современное искусствоведение в системе гуманитарного знания: Монография / Науч. ред. А.В. Карпов. – СПб.: СПбГУП, 2012. – 356 с.

6.    Шехтер Т.Е. Искусство как образ мира: избранные работы по теории и истории искусства. – СПб.: СПбГУП, 2012. – 392 с.

Дополнительная

1.    Art in Theory 1900-2000: An Anthology of Changing Ideas / Edited by Charles Harrison & Paul Wood. 2nd ed. London: Blackwell Publishing, 2012. 1258 p.

2.    Art in Theory 1815-1900: An Anthology of Changing Ideas / Edited by Charles Harrison, Jason Gaiger& Paul Wood. 2nd ed. London: Blackwell Publishing, 2011. 1120 p.

3.    Art in Theory 1648-1815: An Anthology of Changing Ideas / Edited by Charles Harrison, Jason Gaiger& Paul Wood. 2nd ed. London: Blackwell Publishing, 2010. 1248 p.

4.    D’Alleva Anne. Methods & Theories of Art History. Second Edition. London: Laurence King Publishing, 2012. 186 p.

5.    Hatt Michael and Klonk Charlotte. Art History: A critical introduction to its methods. ManchesterUniversityPress, 2006. 250 p.

6.    Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие / Общ ред. Н.А. Яковлевой. М.: Высшая школа, 2005. 551с.

7.    Арсланов В.Г. Западное искусствознание ХХ века. М.: Академический проект; Традиция, 2005.

8.    Базен Ж. История истории искусств. М.: Прогресс, 1995.

9.    Басин Е.Я. Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско-эстетической мысли. – М.: Моск. обществ. науч. фонд, 1999. – 276с.

10.  Басин Е.Я. Теоретические проблемы искусства: Логика, психология, эстетика, социология. – М.: КомКнига, 2010. – 328 с.

11.  Бельтинг Х. Антропология образа (главы из книги) // Искусствознание. 2005. № 1. С. 68–106

12.  Бернштейн Б.М. Об искусстве и искусствознании. – СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2012. – 528 с.

13.  Беспалов О.В. Символическое и дословное в искусстве ХХ века. – М.: Памятники исторической мысли, 2010. – 238 с.

14.  Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 704с.

15.  Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004.

16.  Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. В 2-х т. СПб.: Кольна, 1995-1997.

17.  Волкова Е.В. Эстетика и искусствознание. М., 1996.

18.  Гращенков В.Н. История и историки искусства. М., 2005.

19.  Грэм Г. Философия искусства. – М.: Слово, 2004. – 256 с.

20.  Гуревич П.С. Эстетика: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011. – 456 с.

21.  Данилова И.Е. Мир внутри и вне стен: Интерьер и пейзаж в европейской живописи XV – XX вв. М.: РГГУ, 1999. 68с.

22.  Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи: Человек и вещь. М.: Изд-во РГГУ, 1998. 68с.

23.  Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М.: РГГУ, 1996. 80с.

24.  Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. СПб.: Искусство-СПб., 2005.

25.  Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. 223с. СПб.: Амфора, 2006. 206 с.

26.  Ельшевская Г. Пространство истории в пространстве картины // Вопросы искусствознания. 1993. № 4. С. 94–107.

27.  Еремеев А.Ф. Социально-коммуникативная природа искусства. – Свердловск, 1971. – 357с.

28.  Зись А.Я., Стафецкая М.П. Методологические искания в западном искусствознании: критический анализ современных герменевтических концепций. – М.: Искусство, 1984. – 238 с.

29.  Знамеровская Т. П. Направление, творческий метод и стиль в искусстве. Л., 1975.

30.  Ильина Т.В. Введение в искусствознание. М.: Аст, 2003. 160с.

31.  Искусство в системе культуры / Сост. и отв. ред. М.С. Каган. – Л.: Наука, 1987. – 270с.

32.  Искусство как сфера культурно-исторической памяти / Отв. Ред. Л.Ю. Лиманская. – М.: Изд-во РГГУ, 2008. – 395 с.

33.  Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб.: Петрополис, 1997. – 544 с.

34.  Капустина Л.Б. Философия и искусство: логика паратекста. – СПб.: Петрополис, 2004. – 216 с.

35.  Кривцун О.А. История искусства и философия истории // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. – М.: ИФ РАН, 2005. – С.115-129.

36.  Кривцун О.А. Эстетика: Учебник – М.: Аспект-пресс, 1998. – 430с.

37.  Лиманская Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта. М.: РГГУ, 2004.

38.  Лиссман К.П. Философия современного искусства: введение. – СПб.: Гиперион, 2011. – 248 с.

39.  Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: Искусство-СПб., 1998. – 716 с.

40.  Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб., 2010. – 704 с.

41.  Метаморфозы творческого «Я» художника / Отв. ред. О.А. Кривцун. – М.: Памятники исторической мысли, 2005. – 376 с.

42.  Никонова С.Б. Эстетическая рациональность и новое миологическое мышление. – М.: Согласие, 2012. – 414 с.

43.  Основы теории художественной культуры: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л. М. Мосоловой. – СПб.: Лань, 2001. – 288 с.

44.  Пелипенко А.А. Искусство в зеркале культурологии. – СПб.: Нестор-История, 2009. – 318 с.

45.  Ротенберг Е. От канона к стилю // Вопросы искусствознания. 1994. № 2–3. С. 175–187.

46.  Рыков А.В. Постмодернизм как радикальный консерватизм. – СПб.: Алетейя, 2007. – 376 с.

47.  Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетическая функция культуры. – М.: Наука, 1979. – 231с. Теории, школы, концепции. (Критические анализы).

48.  Современная западноевропейская и американская эстетика / Под общ. ред. Е.Г. Яковлева. М.: Университет, 2002. 224 с.

49.  Теория художественной культуры. Вып. 11 / Отв. Ред. Н.А. Хренов. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 376 с.

50.  Устюгова Е.Н. Стиль и культура. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 304 с.

51.  Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999.

52.  Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб., 2004.

53.  Художественная коммуникация и семиотика/ Отв. ред. Ю.Б. Борев. – М.: Наука, 1986. – 231с.

54.  Художественная культура и искусство: методологические проблемы. – Л.: ЛГИТМИК, 1987. – 159с.

55.  Шестаков В.П. История истории искусства от Плиния до наших дней. М.: ЛКИ, 2008.

56.  Шехтер Т.Е. Искусство как реальность: очерки метафизики художественного. – СПб.: Астерион, 2005.

57.  Шехтер Т.Е. Реализм в измерении «гипер». – СПб.: Астерион, 2011. – 176 с.

58.  Эстетика и теория искусства ХХ века. Хрестоматия / Отв. ред. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. – М.: Прогресс-традиция, 2007. – 688 с.

 

 

г) электронные ресурсы

1.    Авторский сайт О.А. Кривцуна – http://o-krivtsun.narod.ru/

2.    Электронный научный журнал «Художественная культура» – http://sias.ru/magazine/

3.    Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов» - http://archvuz.ru/archive


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 971; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!