Предпосылки реформы церковной реформы



Необходимо было принять христианство по нескольким причинам: 1.Это нужно было в интересах развития государства, v чтобы избежать изоляции от всего мира. 2.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом. 3.Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль. 4.Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература. 5.Социальное расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие) Видимо и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

Последствия принятия христианства на Руси.

 Положительные.

Христианство объединило народы, проживающие на территории Руси, оно уничтожило языческие обряды и традиции и, на этой основе, произошла гуманизация общества.

Библия помогла разным людям найти общие интересы.

Развитие храмного строительства, книжного дела, литературы, истории и философии.

Отрицательные.

Церковь стала оказывать влияние на государственную власть.

Русь была связана Православной верой с Византией, поэтому, с падением Византии, она оказалась в изоляции от остальных государств, где проживали католики и мусульмане.

Православие ориентировало на практику духовной жизни и не ориентировалось на познание мира, поэтому на Руси не возникли университеты

Ориентация на духовные, нравственные ценности закрепляли в менталитете пренебрежением материальной обустроенности, качеству земной жизни ведь жизнь есть подготовка к жизни вечной


 

ИТОГИ СТОГЛАВОГО СОБОРА:

 Составлен список почитаемых святых, в который не попал почти никто из удельных князей и князей бывших великих княжеств.

Из житий исключены политические сентенции, чуждые московским взглядам. Канонизация новых святых впредь только по решению митрополита и освященного собора.

Утверждены каноны по образцам 15 века.

Обучение грамоте – при церквях.

Двуперстный крест (на это в 17 веке будут ссылаться старообрядцы) .

Твердые суммы за церковные таинства (венечное) .

Строгий порядок в монастырях (пить «в меру» , монахам и монахиням в одном монастыре не жить и т. д.) .

Духовенство неподсудно светским властям. Правда, в святительский суд включены митрополичьи бояре, старосты, попы десятские, земские старосты и целовальники.

У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана (с 1533 г.) .

Запрет на азартные игры в том числе шахматы 

 

Роль церкви в эпоху смуты

В условиях иностранной интервенции патриарх и большинство духовенства проводили последовательную политику на сохранение православной государственности, русских народных традиций и культуры. В отсутствие светской власти народом стали руководить вожди духовные. Церковь противодействовала проникновению католичества в Россию и захвату российского престола иноземцами и иноверцами.

В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние русских польско-литовским захватчикам, еще в 1603 г. на церковном соборе монахи Пимен и Венедикт изобличили самозванца, он был признан еретиком. По городам рассылались грамоты о «воре» .

Церковь выступала мощной духовной и экономической опорой царя в трудные годы военных действий. 13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и затем на своё место благословил митрополита Казанского Гермогена.

Когда в 1610 г. после ряда поражений царской армии и измены шведов был свергнут и пострижен в монастырь царь Василий Шуйский, к власти пришло боярское правительство во главе с Ф. И. Мстиславским. Бояре снова выступили за приглашение королевича Владислава. Однако, патриарх Гермоген, противившийся свержению Шуйского, настаивал на избрании или князя Голицына, или Ф. Романова.

Заключение договора и сдача Смоленска тяжело подействовало на народ, которому церковь говорила о причастности польской короны и "латинства проклятого" к бедствиям Российского государства. Политика "семибоярщины" вновь оживила миф о добром сыне Ивана Грозного, о Дмитрии. Часть паствы повернула в сторону тушинского самозванца.

Боясь волнений "черни", бояре решились на ввод польско-литовских войск в столицу. На протест патриарха Гермогена ему указали, чтобы он смотрел за церковью и ни во что не вмешивался. Предательство боярами государственных и церковных интересов явилось мощным толчком к делу формирования вооруженного ополчения уже на земской основе. Российские города стали ссылаться и объединяться для борьбы "за православную веру и свои души".

Святитель Гермоген благословил "вооружение против поляков". Народно-освободительное движение в России набирало силу. Используя церковные силы, патриарх Гермоген открыто выступал и рассылал грамоты, освобождая православных от присяги Владиславу. Опорой его стали города. В Рязани стало формироваться ядро первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым и в марте 1611 г. восставшие подошли к столице.

Позиция церкви и духовенства была тесно связана с патриотическим подъёмом. В отписках и грамотах от имени городских миров обязательно присутствовали имена священников.

В период битвы ополченцев под Москвой появилась "Повесть о видении человеку благочестивому в Нижнем Новгороде Григорию". Григорий будто бы слышал, что нужно держать покаянный трёхдневный пост по очищении Москвы надлежит воздвигнуть храм близ Василия Блаженного.

Духовенство, особенно монастыри, разными способами поддерживали освободительное движение. Многие монастыри стали центрами сопротивления интервентам. Из них особенно выделились: Ипатьевский, Пафнутьевский, Кирилло-Белозерский монастыри. Осада подмосковной Троице-Сергиевой лавры длилась целых 16 месяцев.

Сведения об участии духовенства в действиях второго ополчения немногочисленны. Большое влияние на дело освобождения оказывал протопоп Спасского собора Савва Ефимьев, стоявший во главе духовенства. Царскими грамотами ему было предписано сурово наказывать "ослушников".

Прочную позицию поддержки московских властителей и борцов со Смутой занимали настоятели Печерского монастыря Трифон и Феодосий. Последний выезжал с посольством к князю Пожарскому. Они вместе с протопопом Саввой участвовали в воеводском совете, где выступал Минин и было принято решение о создании ополчения. Феодосий подписал грамоту об избрании на царство Михаила Романова.

В 1612 г. Русская Православная Церковь в честь освобождения Москвы и России от поляков установила празднование иконы Казанской Божией Матери 22 октября (4 ноября) .

 


 

Предпосылки реформы церковной реформы

1 Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка "ревнителей древнего благочестия", состоявшего из видных представителей духовенства. Он стремился также к исправлению нравов священнослужителей.

2 Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления.

3. Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву ("Третий Рим") центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправлениие русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.

4. Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с "ревнителями древнего благочестия" выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича решительно провел намеченные реформы в жизнь.

 

Цель Никона

1) Создание в России государства с характерной особенностью Церковного общества ( чтобы церковь участвовала в политической и социальной жизни страны).

2) Возвысить авторитет России на международной арене

3) Новые обряды и законы в духовной жизни страны

 

Итоги церковной реформы:

 

1)реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую; к превращению церкви в часть государственного аппарата.

 

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

 

Значение его реформы для Русской Церкви и по сей день огромно, так как была проведена наиболее тщательная и грандиозная работа по исправлению русских православных богослужебных книг. Она же дала мощный толчок развитию просвещения на Руси, необразованность которой сразу стала заметной при проведении церковной реформы в жизнь. Благодаря этой же реформе были укреплены и некоторые международные связи, которые помогли в дальнейшем появлению в России прогрессивных атрибутов европейской цивилизации (особенно во времена Петра I).

Даже такое отрицательное последствие никоновской реформы, как раскол, имело, с точки зрения археологии, истории, культуры и некоторых других наук, свои «плюсы»: раскольники оставили после себя огромное множество памятников старины, а также стали основной составляющей нового, возникшего во второй половине XVII века, сословия – купечества. Во времена Петра I раскольники были и дешёвой рабочей силой во всех проектах императора. Но нельзя забывать о том, что церковный раскол стал и расколом русского общества, разобщил его. Староверы всегда подвергались гонениям. Раскол явился национальной трагедией русского народа.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМ НИКОНА

 

Главная причина отделения старообрядцев:

По мнению старообрядцев, преобразования никона проводились в нарушение главного принципа православной церкви —соборности.В компетенцию поместных соборов входило решение о любых изменениях внутри церковной жизни. В данномже случае всё проводилось от имени только патриарха.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!