Лекция №9.Ч1. Жизненная Стратегия Творческой Личности.



 

Жизнь творческого человека - это захватывающая борьба личности и мешающих ей внешних обстоятельств. В ней есть свои законы и правила, взлеты и падения. У каждого творческого человека своя интересная история.

Жизнь творческой личности, по мнению авторов, можно представить в виде цепочки событий, ходов, шагов. Воспользовавшись аналогией с шахматами, они предлагают читателю разыграть деловую игру - условную интегральную шахматную партию, в которой творческая личность (ТЛ) играет против мешающих и противодействующих ей внешних обстоятельств (ВО). На примерах из биографий выдающихся людей авторы показывают, как можно выйти из типичных конфликтных ситуаций.

Последние Годы жизни создатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер [1926-1998] занимался теорией развития Творческой личности (с большой буквы).
Прекрасно понимая интеллектуальный уровень своих учеников, он считал, что в XXI веке должны прийти новые люди, новые разработчики творческих / креативных направлений.

Неординарных профессиональных графических дизайнеров, на работы, идеи и деятельность которых стоит ориентироваться, достаточно. Давайте ознакомимся с работами некоторых из них:

(слайд 27)

Графический дизайнер Михал Батори (Michal Batory)

Слайд 28)

 Дизайн-бюро AGEY TOMESH

Слайд 29)

Мауриц Корнелис Эшер— нидерландский художник-график.
(17 июня 1898 — 27 марта 1972, Нидерланды)

"Иногда, когда я рисую, мне кажется, будто я медиум, находящийся во власти существ, порожденных моим же воображением. Рыбы становятся птицами. День ночью. Из хаоса рождается жизнь, она замирает в мертвых городах, трансформируется в шахматную партию и рассыпается в пыль. Мозаика оживает и превращается в ящериц, они движутся, живут и вновь уходят в орнамент."
- Эшер.

Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического воспиятия сложных трёхмерных объектов.

(слайд 30) М. К. Эшер.День и ночь.

Правая и левая часть композиции не только зеркально симметричны, но и как бы служат своеобразными негативами одна другой. По мере того как наш взгляд перемещается снизу вверх квадраты полей превращаются в белых птиц летящих в ночь, и в черных птиц, летающих на фоне светлого дневного неба. Одна субстанция проникает в другую.

Свет и тьма,порядок и хаос оказываются неразрывно связаны. Хаос на одних масштабах может порождать упорядоченность на других и, напротив, хаос в некоторых своих проявлениях выступает как сверхсложная организация.

Попробуем определить границу, на которой кончается день и начинается ночь, где черные лебеди превращаются в белых. Эта граница оказывается в разных местах в зависимости от того, рассматриваем мы картину слева направо или справа налево.

Психологи называют этот эффект бистабильностью восприятия.

 (слайд 31) М. К. Эшер. Предел – круг IV (рай и ад).

И здесь размер компонентов уменьшается по мере центробежного движения к краям круга. 6 самых больших форм (3 белых ангела и 3 черных дьявола) лучами расходятся от центра.

Диск разделен на 6 секций, где доминируют ангелы на черном фоне и дьяволы – на белом. Таким образом, рай и ад меняются местами 6 раз. В промежуточных, «земных» стадиях они подобны друг другу.

Фигуры ангелов и дьяволов, вплотную примыкая друг к другу, заполняют плоскость. При движении от центра гравюры к ее краю фигуры уменьшаются, превращаясь в бесконечное множество фигурок, невидимых невооруженным глазом на самом краю. Этот замечательный орнамент основан на вполне математической идее – известной из евклидовой модели неевклидовой гиперболической плоскости, придуманной Анри Пуанкаре.

(слайд 32) М. К. Эшер.Относительность.

Слайд 33,34)

Хотелось бы рассказать о молодом, российском и  очень перспективном каллиграфе, под псевдонимом Покрас Лампас, у которого свои взгляды на жизнь и на творчество. За последние два года молодой каллиграф Арсений Пыженков с забавным псевдонимом «Покрас Лампас» стал широко известен в среде поклонников каллиграффити и востребован в сфере дизайна. Сейчас Арсений не только оттачивает мастерство письма, но и охотно делится со всеми желающими своими знаниями и наработками.

Покрас Лампас: от первого лица

Учеба и граффити.

Арсений Пыженков, творческий псевдоним — Покрас Лампас (Pokras Lampas). Двадцать три года. Родился и вырос в подмосковном городе Королеве. Первый раз взял в руки баллончик еще в школе, примерно в 2005-м году. Сначала это было простым баловством или увлечением баловством: теги за гаражами и неумелые рисунки. Серьезным увлечением граффити стало после знакомства с Андреем Анте. Окончив девять классов, Арсений уехал учиться в колледж, в это время он знакомится с Андреем Анте и там он показывает Арсению другую сторону граффити: яркие оформления, проработанные рисунки и основательный подход к делу. Это зарядило будущего художника мотивацией делать эскизы и работать каждый день ,постоянно отрабатывать формы.

Псевдониму, Покрас Лампас, около шести лет. Сначала Арсений его придумал для себя. «Как-то само в голову пришло назваться Покрасом, а «Лампас» я взял для рифмы — показалось смешным»- говорит Арсений. Со временем стал использовать его, как основной творческий псевдоним. Дошло даже до того, что недавно организаторы мастер-класса в Турции купили билеты на имя «Покрас Лампас».

Родители Арсения хорошо отнеслись к увлечению своего сына: Арсений сразу убедил их в правельности своего выбора, показав им граффити с хорошей стороны. Арсений всегда интересовался творчеством: дизайном, иллюстрацией, рекламой, так что граффити отлично вписалось в круг его интересов интересов.

В колледже Арсений учился на экономиста, но через год бросил, закончил школу и поступил на специалиста по рекламе. Институт также бросил на пятом курсе и не жалеет об этом.

«Я считаю, что людям творческих профессий диплом не нужен: на работу их берут по портфолио, к тому же можно работать на фрилансе. В большинстве наших институтов знания очень сильно устарели, а преподаватели «старой школы» часто лишь препятствуют гармоничному развитию. А учитывая тот факт, что в учебном плане содержится куча лишних предметов плюс время на дорогу и так далее, в сухом остатке получается немного ценного. Поэтому я всем рекомендую не зацикливаться на дипломе, а расценивать институт как инструмент социализации и возможность повзрослеть и набраться ума, а как только появятся силы — действовать самостоятельно и не терять ценное время.»

Каллиграфия

Каллиграфией Арсений увлекся около четырех лет назад. Любовь к сложному теггингу помогла ему начать свой путь, выигрывал не один конкурс, поэтому рука у него была набита хорошо. Затем Арсений стал пробовать писать различные готические буквы, а после знакомства с работами Нильса Шу Мёльмана (Shoe) и Люки Барчеллоны (Luca Bercellona) понял, насколько серьезно это можно развить.

«Я — самоучка. Даже свои первые готические алфавиты я писал из головы: никаких академических правил вроде «высота буквы равняется n ширин пера» и прочего.» -говорит Арсений. С того момента, как Арсений начал заниматься граффити, для него было ценнее всего получить оригинальный стиль, поэтому он старался оградить себя от лишнего влияния даже в обучении каллиграфии. Он ездил в электричке с учебы и писал прямо в дороге, стараясь не испачкать окружающих тушью или маркером. Пересматривая сейчас работы, Арсений говорит, что все было криво и порой неправильно, но это было очень важно, так как приучает к формированию образа буквы в голове. Иначе говоря, Арсений самостоятельно с нуля изучил базовые основы, а «правильную» историческую каллиграфию внимательно стал изучать после, когда его начали приглашать проводить мастер-классы на эту тему. Актуальную информацию он находил в различных тематических блогах, читал статьи, пытался переводить. В итоге оказалось, что есть историческая каллиграфия и переосмысленная — как раз та, которую Арсений всегда и пытался писать. Это усилило уверенность художника в необходимость экспериментов и самообучения.

Основной принцип работы — постоянная импровизация, а потом подробный анализ результата и запоминание интересных моментов. Таким образом можно написать сто раз одно и то же слово по-разному, а потом весь этот опыт применить для создания оригинальной шрифтовой композиции. Смысл в том, что эскиз, набросок, разлиновка формируют невидимую планку, границу в творчестве. С таким подходом можно научиться идеально писать фрактуру или ротунду, но практически нереально сгенерировать тот необычный образ, который ты даже сам до конца не представляешь.

Работая с каллиграфией, Арсений стремится к созданию оригинального и запоминающегося образа, который бы зритель узнавал даже при беглом взгляде. По его словам, именно в этом ему пригодились знания из области рекламы и графического дизайна.

(слайд 43)

Например, в работе выше написано Sevelim ve sevilelim (тур. 'давайте любить и быть любимыми'). Это — фраза турецкого поэта Юнуса Эмре, которая меня привлекла «зеркальностью» построения. Центром композиции является ve, а формообразующий элемент буквы е я просто повторил для достижения нужного графического эффекта. В общем, продолжаю работать с образом на основе букв.

Арсений придерживается мнения, что нельзя быть профессионалом во всем, тем более в его возрасте. Поэтому основной упор всегда был на шрифты. Буквы дают огромный простор для творчества, так как, помимо каллиграфии, есть леттеринг, типографика, множество различных инструментов, техник, и стилистик. Со шрифтами можно связать и знания из области графического дизайна, верстки, всевозможные программы, прикладные материалы, мурализм, различные эскперименты. Арсений много эксперементирует, стараясь не ограничиваться плоскостью разлинованного листа.

Граффити и стрит-арт

Список любимых граффити-райтеров, уличных художников, каллиграфов и художников у Арсения огромный. Он старается следить ,как за отечественной граффити-сценой, так и за европейской. А если добавить еще графический дизайн, иллюстрацию и различные комплексные проекты, то список станет просто гигантским. Предпочтения со временем,возрастом и опытом, меняются.

Следить за развитием граффити и уличного искусства интересно. Для Арсения важно понимать и знать, что улучшается восприятие окружающими граффити-культуры, рад распространению искусства в общественных пространствах, рад, что проводятся различные выставки и мероприятия. Конечно, с одной стороны, у нас все появляется с некоторым опозданием и развивается не так активно. Но, с другой стороны, для многих это — возможность быть в первых рядах, так что везде есть свои плюсы.

В граффити и стрит-арте Арсений ценит оригинальность и смелость решений. При этом смелость для него может быть как в выборе размера, так и в технике, композиции, цветовом решении и, конечно, в идее. Но единственное, что ему не нравится, так это использование граффити и паблик-арта в политических целях.

Сейчас мало райтеров уделяет внимание мастерству написания тегов. У Арсения этому следующее объяснение: исторически тег был заменой логотипа на улицах, тогда в приоритете была узнаваемость, скорость и оригинальность. А сейчас тег используется как подпись, и если он сложный, то он может сместить акцент с работы. Например, если тег будет слишком плотный, то он будет восприниматься как цветовое пятно. Многие заимствуют приемы из того же дизайна: подписываются сильно разряженным или узким читаемым шрифтом, который бы дополнял, а не нарушал общую композицию.

Мастер-классы

Почему Арсению нравится проводить выступления и мастер-классы? В первую очередь, он говорит о том, что обучение требует систематизации накопленных знаний. Таким образом он всегда открывает для себя в своих же работах определенные тезисы, принципы и приемы. Во-вторых, рад, что продвигают каллиграфию, как культуру в России. Это позволяет ему, помимо основ написания букв, делиться своим опытом работы с клиентами, помогать не совершать ошибок и передавать отношение к творческому развитию в целом.

За последний год Лампас объехал всю Россию и побывал в более чем пятнадцати городах. Часто он соглашался проводить только серьезные интенсивы по 6-14 часов, на которые приходили как студенты, так и успешные дизайнеры, специалисты из области рекламы и иллюстраторы. Конечно, многие продолжили заниматься каллиграфией после моих интенсивов — я часто встречаю их работы в Инстаграме. Ну и судя по отзывам, для многих это — большой заряд вдохновения и мотивации, что, очень важно для самого каллиграфа.

Арсений учился и работал по большей части в Москве. Ему нравится этот город, но для творчества он искал что-то более спокойное и размеренное. Так Покрас Лампас переехал в Санкт-Петербург. Но если появляются какие-то крупные проекты, то Арсений приезжает в Москву.

«Свободы как таковой нет — ни для меня, ни вообще» - говорит Арсений. Если конкретнее, то свобода в истинном понимании — это смерть. Мы все зависим от множества потребностей, начиная от потребности в еде и крыше над головой и заканчивая желанием самореализовываться — в общем, от пирамиды Маслоу, увы, но от этого никуда не денешься.

Планы на ближайшее будущее Арсения — много работать и развиваться. Конкретных планов очень много, а желаний еще больше. В творчестве конкретной планки у него нет. Всегда есть куда расти, и это очень важно понимать на любой стадии развития, по крайней мере для Арсения. А так как жизнь и творчество у него очень тесно переплетены, он говорит о том, что хочет просто гармонично развиваться и хоть немного отдахыть.

Начинающим райтерам, каллиграфам, дизайнерам и художникам он говорит одно и тоже, когда те просят у него совет: «Всегда анализируйте свои работы, объективно воспринимайте даже самую жесткую критику и не бойтесь экспериментировать. Ну и уважайте друг друга и чужие успехи, конечно» . Покрас Лампас или Арсений Пыженков, один из ярких примеров того, что вера в себя, каждодневынй труд, развитие и творческое мышление могут дать дорогу в большое будущее. Я думаю, тут можно сказать о том, что терпение и труд, все перетрут. У Арсения много интересных проектов, он яркий представитель своего направления, те вещи, которые он делает на достаточно высоком уровне, не похожи на всех остальных. Есть несколько мастеров известных по всему миру, с каллиграфической техникой, но нельзя сказать, что Арсений Пыженко кого-то скопировал, или взял у кого-то идеи для своего творчества.

Я думаю можно научится у Арсения не многому, но одному явно, взять пример того, что нужно всегда учиться и развиваться самому. «Важно, чтобы творчество не превращалось в ремесло. Ремесло останавливает развитие». Это точная и правильная мысль. Нужно стремиться к развитию, а развитие это творчество, даже в коммерческой деятельности нужно подходить ко всему с творческим настроем, а не только на основе трендов и штампов современного дизайна.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!