Стилизация в искусстве – подражание внешним формам какого-либо определенного стиля.

ЛЕКЦИЯ 6.Метаморфозы зрительных образов.Стилизация.Аллегория

Метаморфозы зрительных образов. (слайд 1)

Слово “метаморфозы” происходит от греческого “metamorphosis”, что означает “видоизменение, превращение одной формы в другую”.

Метаморфозы зрительных образов как тип смыслообразования в графическом дизайне заключаются в видоизменении, зрительном перевоплощении изобразительных форм в другие в самых необычных, подчас волшебных или фантастических сочетаниях, ради выражения смысла - содержания.

Истоки метаморфоз зрительных образов как типа смыслообразования в графическом дизайне лежат, безусловно, в языческой, дохристианской славянской культуре, которая в свою очередь невидимыми нитями взаимовлияния связана с ведической гимнографией Индии, культурой средиземноморских и ряда восточных стран, литературно обработанной мифологией Греции, годовыми циклами кельтских аграрных обрядов, шаманскими обрядами ряда сибирских народов и т.д.

Академик Б.А. Рыбаков считает, что, “несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX века проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве” [24, с. 782].

Слово “волшебник” имеет глубокий языческий смысл. “Волшебник” - это жрец, волхв, занимающийся “волшвением” - гаданием и заклинанием добра и зла. Жанр волшебной сказки, впитав мифологический элемент древних славян, наслаивается на еще более архаичный мир сказок о животных.

Архаичная мифология и первичные формы героического эпоса отстоят от начала создания былин Киевской Руси на два тысячелетия.

Орнамент, по мнению Б.А. Рыбакова, являлся “языческой знаковой системой”, имеющей защитно-заклинательные функции [24, с. 766].

В представлении язычников микрокосм человеческого бытия - дом, одежда, украшения - олицетворяют макрокосм, систему мироздания.

Защитно-заклинательная орнаментация русской избы, содержащая символические изображения солнца, земли и “хлябей небесных”, защищала от “упырей” и “навий”, в народном понимании - чужих, “враждебных” мертвецов.

Домашняя утварь и одежда несли в виде орнамента макрокосмическую защитную символику. Одежда, особенно женская, была насыщена символикой. Головной убор в виде изображения солнца и птиц олицетворял небо. Рясны - ленты, спускающиеся от кокошника, символизировали дождь. Вышивки на рубахах и паневах являлись символами засеянного поля. На свисающих вниз концах поясов изображение голов ящеров символизировало подземный мир.

Элементы динамики - движущееся по небу солнце, идущий дождь - увеличивали защитно-заклинательные функции орнамента.

Специальные обереги с изображением хищных зверей были обороной от упырей и навий, должны были защищать от зла.

В волшебных сказках, созданных волхвами-волшебниками, мы часто видим “оборотней” - людей, превращающихся в различных зверей. До наших дней дошла сказка о “заговоренной” царевне-лягушке, превращающейся в прекрасную Василису Премудрую, исполняющую ритуальный языческий танец весеннего обновления природы, и сказка о горлице, оборачивающейся девицей Марьей-царевной, “да такой прекрасной, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать”.

Этническое самосознание древних славян отражено в материальной культуре. На серебряных браслетах, костяных шкатулках, в белокаменной резьбе Владимиро-Суздальской архитектуры, обереговой резьбе русского деревянного зодчества мы видим изображения сказочных мифологических существ - семарглов, грифонов, русалок-берегинь.

Семарглы и грифоны - посредники между небом и землей, сказочные фантастические существа с песьей или орлиной головой, звериными лапами и крыльями. Семаргл - божество, охраняющее семена и всходы, бог растений и охранитель корней.

Русалки-берегини, соединявшие в своем облике женскую голову с рыбьим хвостом символизировали водную стихию на земле.

(слайд 2)

Семарглы, грифоны, русалки - сказочные фантастические существа с песьей, орлиной головой, звериными лапами, крыльями, женской головой и рыбьим хвостом являются историческими изобразительными прототипами метаморфоз зрительных образов, которые, потеряв со временем охранно-заклинательные функции, используются в искусстве, в том числе в графическом дизайне, и в настоящее время.

(слайд 3).

В графическом дизайне прием метаморфоз - зрительного перевоплощения одних форм в другие ради выражения совершенно определенного, легко угадываемого и “прочитываемого” смысла - применяется довольно часто.

(слайд 4)

Например, в плакате Е. Дубровинского “Памяти Игоря Терентьева” (1997 г.), гениального русского театрального режиссера, замученного в сталинских концлагерях, мы видим метаморфозу: превращение ноги с номерком заключенного в руку, изображающую “фигу” - знак протеста, символ сопротивления узников концлагерей.

В киноплакате В. Шостя “Вам что, наша власть не нравится!” (1989 г.) фигурирует терновый венец - символ мученичества, сказочным образом превратившийся из лаврового венца - символа власти, который заканчивается метлой, выметающей период “застоя” лучшие умы и таланты из нашей страны .

В плакате М. Мкртчьян к пьесе М. Шатрова “Диктатура совести” изображена печатная машинка, где клавиши заменены рядами человеческих голов, что наводит на мысль о манипуляциях власти человеческими судьбами.

(слайд 5)

Обложка каталога “Русской выставки (Книга. Графика. Театр. Фото)” в Цюрихе в 1929 г. Л.М. Лисицкогоизображает две гипертрофированные головы - мужчины и женщины, что ассоциативно наводит на мысль об идее союза рабочего класса с крестьянством, столь популярную в то время. Но эти две головы зрительно объединены в одно изображение с тремя глазами и клеймом “USSR” на лбу, что ассоциативно напоминает образ двуглавого трехглазого дракона-чу- довища, символа власти, позже поглотившего также лучшие умы нашей нации.

(слайд 6)

Прием метаморфоз как типа визуализации смысла мы видим в творчестве М. Шагала. Например, в работе “Где-то вне мира”, выполненной в период 1915-1919 гг., мы видим “раздвоение личности” - физическое перемещение изображения головы на плоскости изображения, что в литературе или быту часто обозначается словами “улетел в мыслях далеко”.

(слайд 7)

В работе М. Шагала “Старый Витебск” - эскизе к картине “Над Витебском”, показаны метаморфозы состояния души - “пар.ения в облаках”, что передано в образе человека, летящего над старинным городом.

(слайд 8)

В плакате А. Логвина, посвященном выставке произведений членов Союза дизайнеров России, присутствует метаморфоза - соединение очков и кнопок - инструмента дизайнерской деятельности, что символизирует “проектный взгляд на мир”.

Концептуально-логическая формула “метаморфоз зрительных образов” в графическом дизайне - “видоизменение, перевоплощение одних форм в другие” ради выражения смысла.

(слайд 9)

(СЛАЙД 10)

СТИЛИЗАЦИЯ

Стилизация в искусстве – подражание внешним формам какого-либо определенного стиля.

Слово «стиль» происходит от греческого «stylos», что означает «палочка, стержень для письма».

Стиль в искусстве – структурное единство, совокупность образной системы и приемов художественного выражения, порождаемая практикой развития архитектуры, изобразительного и декоративного искусства, а также дизайна.

Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений, а также для характеристики индивидуальной творческой манеры отдельного художника.

Стиль выражает органичные особенности синтеза искусств в различные социально-культурные периоды развития цивилизации, например в готике, барокко, классицизме.

Первые проявления стиля возникли в древних цивилизациях (Египет, Месопотамия, Эгейский мир, Древняя Греция, Древний Рим) в соответствии с господствовавшими в то время религиозно- идеологическими нормами.

В различные исторические периоды стиль проявляется в различных видах искусства через взаимоотношение содержания и формы. Стилевое развитие искусства напрямую связано с выбором преимущественного типа смыслообразования в каждую конкретную историческую эпоху, что в свою очередь обусловлено развитием господствующего философско-религиозного мировоззрения. Стилевое развитие искусства в каждой эпохе обогащается развитием художественных традиций местных, региональных школ при общности мировосприятия различных художников, обуславливающего принадлежность их творчества к единому стилевому направлению.

Вельфлин и А. Ригль впервые предприняли попытку рассматривать историю искусств как историю стилей. Стилизация в искусстве - это использование в различных видах творческой деятельности художественных форм, приемов, стилевых черт, сложившихся в различные периоды мирового искусства в том или ином новом содержательном контексте. Явления стилизации обусловлены постоянно протекающими процессами дифференциации и интеграции стилевых явлений во времени и пространстве, взаимосвязью между прошлым и настоящим, взаимопроникновением и обогащением национальных культур.

Стилизация как творческий метод часто применяется в литературе, театре, музыке, киноискусстве, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, дизайне.

Как тип смыслообразования в графическом дизайне стилизация заключается в выражении нового содержания в исторически сложившейся в предшествующих культурах художественной форме.

(СЛАЙД 11)

Например, многие работы И.Я. Билибина выполнены в виде стилизации древнерусского искусства. В частности, графическое решение буквы «Ж» из азбуки – в виде гравюры на меди 1692 г.

Символ буквы «Ж» является пожеланием здоровья: «живите, пусть всё живёт». На этой гравюре буква «Ж» дополнительно соединена с изображениями Древа жизни и Птицы сирин – птицы-девы в кокошнике, первые изображения которой в русской культуре появились в 11 веке, что связано с древнерусскими языческими верованиями.

(СЛАЙД 12)

У И.Я. Билибина изображение «буквиц» А и О также соединено с изображением Древа жизни, а на пригласительном билете на его персональную выставку в Александрии в 1924г.стилизованная Птица Сирин соседствует с фрагментами не изображённого, но подразумевающегося Древа жизни.

(СЛАЙД 13)

Стилизацией являются графические иллюстрации Н.Кузьмина и А. Костина к произведениям А.С. Пушкина «Эпиграммы» и «Евгений Онегин». В них использована стилистика русского каллиграфического письма и пушкинских рисунков на полях рукописей.

(СЛАЙД 14)

Композиционное решение живописной работы И. Клейнера «Revolution Plantom» (1991г.), где в исторически сложившуюся каноническую композицию иконы вместе с Богоматерью с младенцем вписаны сцены революционных событий, также является стилизацией.

(СЛАЙД 15)

Примером стилизации может служить и композиционное решение графической работы А. Томеш – календаря для ОНЕКСИМ-Банка. На различных страницах выполнен монтаж фотопортретов с фрагментами живописи эпохи Возрождения и средневековой гравюры.

(СЛАЙД 16, 17)

Фирменный графический стиль для издательства «ИМА-пресс» Е. Китаевой(слайд 14), постер для шрифта Т. Сафаева «Родченко»(слайд 15), плакат для мероприятий центра «Дом» И. Гуровича(слайд 16), работа Е. Китаевой «Азбука» (1991 г.)(слайд 17),плакат Ю. Березиной, рекламное агентство «Страт»(слайд 17),театральный плакат Е. Китаевой в честь гастролей Английской национальной оперы выполнены в стиле искусства эпохи конструктивизма 20-х годов(слайд 17).

(слайд 18)


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!