Логографика как способ создания различных товарных знаков – логотипов.

Лекция 5, ( продолжение 5) (слайд 1) ЛОГОГРАФИКА.

Термин “логографика” происходит от греческих слов “logos”, что означает “слово, понятие, учение, мысль”, и “graphike”, что означает “искусство рисования, письма и черчения”, в котором преобладает линейная передача формы.

Посредством логографики наиболее просто передается смысл графического изображения, так как слово несет интеллектуально-смысловую информацию самостоятельно.

В графическом дизайне широко распространены два других термина - “логотип” и “типографика”, имеющие общую часть “тип”. Слово “логотип” происходит от двух греческих: “logos” - слово, понятие, учение, мысль, и “typos”, - “отпечаток, оттиск”.

Логотипом называют отдельную букву, аббревиатуру, слово или надпись (лозунг, девиз), закрепленную в строго конкретной графической форме в качестве знака предприятия, изделия, культурной акции и т.п”. [34, т.1, с. 65].

Логотипы могут быть рисованными или выполненными наборным шрифтом.

В настоящее время логотипы применяются как самостоятельный знак, так и в комбинации с графическим изображением синонимического, символического, аллегорического или формального характера.

Стилистика шрифтовых логотипов чрезвычайно разнообразна - от “скромной надписи в одну строку до хитроумной типограммы” [34, т.1, с. 65].

(слайд 2)

“Типографика” - “графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки (монтажа), проектирование или непосредственное моделирование облика произведения печати” [34, т.1, с. 120].

Типографика как тип деятельности автономна по отношению к иллюстрированию - “изобразительной” графике - и представляет собой архитектонический компонент графической деятельности, являясь важнейшим стилеобразующим фактором графического дизайна.

К типографике причастны следующие специалисты: печатники и наборщики, авторы, художественные и технические редакторы, художники-оформители и графики, каллиграфы и проектировщики шрифтов, художники книги и дизайнеры-графики.

Типографика в настоящее время трактуется как более широкое понятие, чем набор, вёрстка и непосредственное моделирование облика произведения печати.

(слайд 3)

Однако появление в системе искусств рекламы с её новым синтетическим изобразительно-выразительным языком, выход произведений рекламы из рамок традиционной промышленной графики в виде этикеток, товарных знаков, проспектов, плакатов, вывесок в экстерьеры и интерьеры городов в виде «неоновой» шрифтовой анимационной рекламы, объёмно-пространственного эксподизайна, телевизионной рекламы, а также рекламы, перешедшей на изделия лёгкой и текстильной промышленности, где шрифтовые композиции выполняют отчасти орнаментальные задачи украшения одежды, позволяет говорить о новом явлении в современной культуре – логографике.

Понятие «логографика» более широкое по сравнению с принятыми в графическом дизайне терминами «логотип» и «типографика». Логографика включает в себя все возможные способы передачи смысла посредством шрифта или шрифтовых композиций в произведениях печати; в рекламе: уличной – экстерьерной, интерьерной, объёмно-пространственной (трёхмерные буквы-скульптуры); на изделиях текстильной и лёгкой промышленности – где шрифтовые композиции могут быть реализованы способом печати, жаккардового ткачества и трикотажа; в художественном оформлении костюма и изделий из кожи.

 Логографика применяется в движущейся, анимационной телевизионной рекламе.

Логографика является достоянием пластических искусств.

(слайд 4)

Шрифтовые композиции в истории искусств применятются как в чистом виде, так и в комбинации с различного рода изображениями в виде части более сложных изобразительных систем, как, например, в живописи или нардных картинках – русском лубке, монументальном и декоративно-прикладном искусстве.

Шрифт в логографике помимо смысловой нагрузки обладает ещё и своим собственным ассоциативно-образным языком – благодаря композиционной структуре, рисунку, ритму, цвету и т.д.

(слайд 5) Русский лубок.

(слайд 6)

М.С. Каган считает, что благодаря эмоционально-ассоциативной выразительности шрифта он «работает как орнаментальная форма, и образный его характер проистекает из применения тех же самых средств, какие свойственны любой орнаментации поверхности».

Логографика – передача смысла, содержания сообщений – посредством буквенных обозначений прошла длительный путь эволюции вместе с развитием цивилизации.

Дошедшие до нас первые «письмена» были написаны на природных материалах – камне, дереве, бересте, костяных пластинах. На слайде 7 можно увидеть образцы ассиро-вавилонской клинописи, датируемой II тысячелетием до новой эры, образцы греческого и римского капительного шрифтов, рунического письма на костяной пластинке, датируемой VII веком нашей эры. Стилистика начертания древних письмен была обусловлена спецификой природных материалов, но тем не менее «читаемость» шрифта достаточно ясная, и в ряде случаев он обладает орнаментальными, декоративными свойствами.

(слайд 8)

Орнаментальная культура средневековой письменности, как европейской, так и славянской, очень высока. Заглавные буквы – «буквицы», орнаментальные заставки русской кириллицы являются шедеврами орнаментального искусства.

(СЛАЙД 9)

Европейская орнаментированная шрифтовая графика эпохи Возрожденияпредставлена на слайде 9.

Третья эпоха в развитии логографики наступила с изобретением книгопечатания, что привело к значительной демократизации искусства книжного оформления, сделало книгу транслятором культуры, доступным широким слоям населения.

В 20 веке, освоившись с полиграфической техникой тиражирования, художники-полиграфисты стали искать возомжные принципы построения выразительных логографических композиций из наборных шрифтов.

(слайд 10)

В «Композиции с обложки журнала» Э. Гутнова (Москва, 1928г.) применён принцип мозаичного набора из различных материалов, воплощающий в полиграфии идеи «производственного искусства».

На слайде 11 представлен плакат «Фестиваль голоса»,где из шрифтовой композиции сформирован формальный образ волка, воющего на луну – аллегорический принцип трансляции смысла, не лишенного юмора.

На слайде 12 представлены логографические композиции Э. Лисицкого.

Одновременно с поиском разнообразных выразительных структур наборных шрифтов художники-полиграфисты начали широко применять на обложках, суперобложках, титульных листах и в изделиях промышленной графики, в том числе рекламе, - рисованный шрифт, индивидуальный облик которого способствовал образному раскрытия конкретного содержания каждой надписи.

(слайд 13)

Шрифтовые композиции различного назначения обладают орнаментальными свойствами – композиция С. Швембергера, упаковочная бумага (Франция, 1970г.)

(слайд 14)

Рекламные логографические композиции с использованием элементов «боди-арт», где на плакате Стефана Загмайстера «Лу Рид» для музыкального фестиваля Warner Music слова песни Лу Рида о необходимости изменить себя написаны на его лице.

(слайд 15)

На обложке журнала «Émigré 25» дизайнера Арман Мевил на лице написано «Сделано в Голландии. Специальный выпуск»

(слайд 16)

Логографика как способ создания различных товарных знаков – логотипов.

(слайд 17)


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 530; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!