Философские взгляды Георга Гегеля (1770 – 1831).



Г.

Лекция № 7.

Тема: «Немецкая классическая философия»

1. Философские взгляды Шеллинга.

2. Философские взгляды Гегеля.

3. Философские взгляды Фейербаха.

 

Философские взгляды Вильгельма Шеллинга (1775 – 1854).

Годы жизни Шеллинга и Гегеля близки. Они вместе учились в университете, вместе посадили дерево свободы. В годы учебы были дружны, а затем стали относиться друг к другу очень негативно.

У Шеллинга научная карьера была успешна. Он оказал влияние на русскую философскую традицию. Шеллинг долго не публиковал своих произведений, боялся печатного слова. Его лекции привлекали большое внимание, он читал лекции в берлинском университете. Манера его изложения не вызывала восторга. Последние 10 лет жизни вообще не читал лекций.

Шеллинг начинал как сторонник Фихте, но затем вступает в полемику с Фихте, связанное с пониманием «Не Я».

Первое произведение Шеллинга – «Система трансцендентального идеализма».

Шеллинг задается вопросом: как возникшее в процессе развития природы субъективное (бессознательно-духовное) становится объективным? Ответ - в труде «Система трансцендентального идеализма». Шеллинг исходит из субъективного Я, полагая его как нечто первичное, а из него выводит объективное. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция». По Шеллингу, формы разумного познания – не умозаключения и доказательства, а непосредственное постижение в интеллектуальном созерцании-интуиции. Но субъектом такого постижения сущего может быть не просто рассудок, а лишь философский и художественный гений.

Проблема 1.

У Шеллинга неясно, что познается, система «Не Я» не раскрыта. Шеллинг начинает свое творчество с создания философской природы. Он приходит к выводу, что в основе природы лежит живое начало. Если мы видим мертвую природу, то это следствие отсутствия жизни, омертвение когда-то живой природы.

В основе природы лежит г а л ь в а н и з м - животное электричество, которое взаимодействует с телами и является источником развития. Развитие идет через полярность, через столкновение противоположностей.

Проблема 2.

Связана с источником духовного начала, жизни. Откуда берется жизнь? Шеллинг приходит к выводу, что источником этого начала может быть только «все», а «все» - не может ограничиваться временными земными рамками. «Все» может быть только абсолютом - п а н т е и з м - растворение божественного начала в природе.

Природа в концепции Шеллинга – это постоянно развивающийся организм, притом источник развития находится в самой природе (борьба противоположностей). Природа для Шеллинга служит источником наших знаний. Во взаимодействии природы и человека, человек получает свои знания.

Следующим этапом развития философской системы Шеллинга стала гносеология.

«Философия тождества».

Шеллинг утверждал тождество духа и природы. Здесь исходным было понятие абсолютного разума, в котором объективное и субъективное неразличимы. Для познания нужен объект и субъект. Ф.Т. говорит о возможности совпадения объекта и субъекта. Тождество объекта и субъекта возможно только в абсолюте (Боге). Бог с одной стороны – субъект (у него есть представление о сущности мира), а с другой стороны – объект (он творит мир). Т.е. познанное и сотворенное – одно и то же.

Человек является духовным существом, в какой-то мере отражающий образ бога. У человека в процессе познания происходит совпадение в каких-то частях объекта и субъекта – это и есть постижение истины. Это возможно достичь путем интеллектуальной интуиции, т.к. способность совпадения субъекта и объекта есть у всех, но чтобы это реализовалось, необходимы специальные интеллектуальные упражнения, превращающие субъект в познающий субъект. Интеллектуальная интуиция – это не только озарение, это интуиция, обогащенная интеллектом. В основе природы лежит живое начало. Мы можем проникать в сущность окружающего мира.

Шеллинг большое внимание уделяет идее свободы, которую увязывал с феноменами добра и зла. Та воля свободна, для которой одинаково возможны то и другое: человек стоит перед выбором. Правомерен вопрос: как согласовать существование зла со всемогущим и благим Богом человек социальное существо: в нем зло побеждается добром.

Затем, предметом исследования Шеллинга становится мифология, усиливается религиозность. Шеллинг стал верующим, консервативным. Был противником революционных выступлений. Власть должна быть легитимной (законной), наследственной. «Для человека слепой веры недостаточно», философия должна быть синтезирована с религией, благодаря чему вера становится зрячей. Эта идея о синтезе оказала существенное влияние на русскую философскую традицию.

 

Философские взгляды Георга Гегеля (1770 – 1831).

Философия Гегеля – это итог развития классической немецкой философии.

Первая самостоятельная работа Гегеля называлась «Феноменология духа», написанная в 1807 г. в 37 лет. Затем была создана «Наука логиков».

Гегель начинал как сторонник Шеллинга (выступал против Фихте), затем, в период написания «Феноменологии духа» взгляды их расходятся и Гегель с Шеллингом становятся идейными противниками. Гегель много путешествовал, затем вернулся в Берлин, был деканом берлинского университета, получил звание статского советника. Гегель испытывал нежные чувства к прусскому королю Фридриху Вильгельму, считал его лучшим монархом. Гегель умер от холеры в 1831 г.

Философская система Гегеля.

Общая концепция получила название п а н л о г и з м (от греч. pan – все и logos – мысль, слово). Гегель считает, что настоящей субстанцией является понятие, оно является источником всего. Развертывание понятий и есть развитие мира. Логика идей определяет логику развития мира.

В основе системы Гегеля лежит учение об абсолютной идее. Абсолютная идея– это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.  Абсолютная идеяраспадается на идеалистическую триаду:

1. Тезис: логика (учение о чистом понятии). Логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики.

2. Антитезис: философия природы (инобытие понятия – понятие, воплощенное в материю). Развивается не сама природа, а лишь категории.

3. Синтез: философия духа (возвращение понятия к своему духовному основанию). Развитие идеи в мышлении и в истории человечества. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Эта позиция отражает его панлогизм, тесно связанный с признанием бытия Бога.

Логика, в свою очередь также распадается на триаду:

1. Бытие

2. Сущность

3. Понятие

В логике на уровне раскрытия бытия, сущности, понятия Гегель формирует систему философских категорий (форма – содержание; сущность – явление…).

В рамках логики Гегель формирует три закона диалектики:

I. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Построение Гегеля заключается в триаде:

· Количество

· Качество

·    Мера – это те изменения, которые сохранили количество и качество (как только мера нарушается, появляется новое количество и качество).

Тем самым Гегель выступает против метафизического взгляда. Количественные изменения накапливаются, происходит разрыв меры и появляется новое качество.

II. Закон отрицания отрицанием. Всякое развитие есть изменение количества, изменение качества, т.е. отрицание прежнего уровня. И когда появляется новое качество или количество, происходит отрицание старой меры. Само отрицание отрицанием может быть двоякого рода:

♦ разрушение (деструктивное отрицание), когда предшествующее разрушается полностью;

♦ снятие – отрицание, но такое, при котором старое уничтожается не полностью, а берется то старое, которое не противоречит новому.

Третье отрицание – когда, казалось бы все стабильно, но снова начинает изменяться. (???)

Этот процесс диалектичный, он не может составлять только отрицание отрицанием и покой, поэтому появляется третье отрицание.

III. Закон единства и борьбы противоположностей. Суть: он обращает внимание на источник развития. Закон единства и борьбы противоположностей акцентирует внимание на внутренних источниках развития.

Вторым этапом развития абсолютной идеи является философия природы,которая включает в себя три уровня:

1. Механический уровень – это внешняя характеристика природы, связанная с внешними описаниями явлений, процессов.

2. Физический уровень – внутренняя характеристика процессов в природе.

3. Органическая физика – синтез внешнего и внутреннего, которое происходит в организме.

Организм: -- биологический

                -- природный

-- живой

Логика и философия духа – наиболее разработанные системы.

Философия духа.

1. Тезис: субъективный дух – это дух отдельного человека. Здесь субъективный дух делится на триаду:

o Дух, направленный из себя во вне;

o Дух, направленный на себя;

o Дух сам по себе.

Гегель говорит о том, что каждый отдельный человек зависит в какой-то мере от окружения, от собственных позиций, самовоспитания, но есть общность у всех людей – дух сам по себе. Человек отличается от всех существ тем, что имеет Дух.

2. Антитезис: объективный дух – связан с социальностью человека, человек живет не индивидуально, а в общении с другими людьми. Объективный дух делится на триады:

o Тезис: право – внешнее предписание, которое мы должны выполнять. Государство устанавливает законы для регулирования жизни.

o Антитезис: мораль – наши внутренние отношения к внешним требованиям.

o Синтез: нравственность – состояние, когда правовые и моральные установки совпадают, т.е. люди не из под палки, а из собственных моральных устоев выполняют нормы. Задача государства – как можно больше людей должно быть нравственными.

Гегель считает, что благодаря государству на земле утверждается Богом установленный порядок и наиболее идеальной формой государства он считает конституционную монархию, т.к. она обладает представительскими учреждениями и учитывает те установки, которые есть у населения. Но есть независимый эксперт – монарх, который дает подмять под себя право., т.е. монарх гармонизирует право и мораль.

Объективный дух – это интерпретация истории, в которой выделяется три этапа:

1. древняя.

2. средняя.

3. новая.

Решающий вклад в историческое развитие вносят исторические народы.

История – это диалектика взаимодействия народных духов (духов исторических народов). Исторический процесс противоречив, но он обладает единством (все народы принимают участие в историческом процессе), и это прогрессивное развитие от низшего к высшему. Гегель четко формулирует форму «все действительное – разумно и все разумное - действительно». Действительное – это то, что отвечает логике развития объективного духа.

Прогрессивное – действительно и разумно.

Действительное и существующее – разные понятия, и примирения с действительностью у Гегеля нет.

3. Синтез: абсолютный дух – это форма проявления мощи человеческого познания. Абсолютный дух обращается к познанию абсолютной идеи. Абсолютный дух тоже строится по триаде:

o Искусство - в образах отражает абсолютную идею и абсолютный дух.

o Религия. Древняя форма познания абсолютного духа - христианская религия, т.к. остальные религии (по Гегелю) обладают только крупицами истины, а не истиной. Христианство познает абсолютный дух через откровение, через святое писание.

o Философия – высший этап познания. Включает, синтезирует и непосредственные знания и знания через откровения, выражает познание в понятийной форме.

Если господствует только разум и нет рассудка, то все превращается в скептицизм, в сомнение. Если господствует только рассудок, то логика сохраняется , но она не обладает глубиной. Из этого следует, что «разум без рассудка – ничто, а рассудок без разума – нечто».

Проявляется рационализм Гегеля: философия, которая строит свои положения, опираясь на синтез разума и рассудка. (???).

Гегель считает, что на уровне философии начинается познание абсолютного духа, абсолютной идеи и что его философская система является завершенной системой познания абсолютной идеи.

Гегель вступает в противоречие с самим собой, т.к. его философская система утверждает, что после нее развитие философии уже не нужно (противоречие между методом и системой).

Философская система Гегеля представляет собой рациональную форму, поднимается на уровень достаточной завершенности.

После Гегеля мы видим не торжество рациональных форм парадигмы, а иррационального мышления.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 572; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!