Методы философских исследований
основные группы метолов:
частнонаучные | 1. об общенаучные 2. | всеобщие (философские) |
- применимы в узкой области конкретных исследований - единицей познания частных наук является конкретный единичный факт | применимы в более широкой сфере научных исследований - общенаучные методы выступают как приемы раскрытия закономерностей исследуемого объекта | - берут свое начало в практической деятельности людей, являясь отражением логики и закономерностей развития действительности - имеют ряд особенностей: а) основаны на более высоком уровне обобщения, чем методы частных наук б) Философия оформляет свои выводы при помощи категорий — предельно общих понятий - единицей философского познания выступает философский факт — единицей познания является уже произведенное частными науками обобщение единичных фактов (т. е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения.) |
ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД (греч. тетойоз — путь познания) - система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности.
Философские методы не определяют однозначно путь поиска истины, следовательно, оптимальной является взаимодополнительность меmoдов.
Методы эмпирического познания.
1. Эксперимент — изменение или воспроизведение объекта в специально созданных условиях.
|
|
2. Сравнение — выявление сходства или различия объектов.
3. Описание — фиксирование результатов опытов.
Методы теоретического познания.
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.
2. Аксиоматический (греч. ахюта — принятое, бесспорное) метод — принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе.
3. Анализ (греч. апа1узгв — разложение, расчленение) — разложение целого на составляющие части.
4. Синтез (греч. зупСНезгз — соединение, составление) — обобщение, сведение частей в единое целое.
5. Индукция (лат. тйисйоп — введение) — выведение общего умозаключения из частного.
6. Дедукция (лат. йейиспоп — выведение) — выведение частного умозаключения из общего.
7. Аналогия (греч. апа1о§га — сходство) — выведение заключений об одних свойствах объектов на основе соответствия, сходства их других свойств.
Вопрос 3. Генезис философии
Термин «генезис» образован от греческого (генезис) и обозначает происхождение и развитие, т. е. здесь пойдет речь о становлении философского знания.
Философские проблемы — это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру и какими переживаниями и заботами живет его мысль.
|
|
Этапы исторического развития философии.
1. Индийская философия, китайская философия, античная философия—этап становления древней философии. Характерным является космоцентризм (греч. космос — вселенная) — стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной(греч. антропос — человек).
2.Религиозно-христианской философии средних веков(V-XV вв.) характерна теоцентричность(греч. теос — Бог) — природа и человек рассматриваются как творение Бога. Незыблемой основой ценностей является Бог, а главной ценностью — спасение души. В период средневековья с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Она утверждается как «служанка богословия». Культура носит символический характер, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории.
|
|
3. В эпоху Возрождения(XV-XVI вв.) философия взаимодействует с искусством и закладывает основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. В Европе в XVI-XVII вв. формируется наука как самостоятельный социальный институт: частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.
4. Философия Нового времени(XVII в.) подвергла резкой критике религиозные догматы, ориентацию на сверхъестественный мир. (Стремление людей средневековья спасти свои души имело и оборотную сторону: презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию.) Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей.
Потребностью Нового времени (эпохи развития капиталистического способа производства и социально-политических перемен) стало развитие научных знаний. В центре внимания философии — человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии: 1) создание метода естественных наук, 2) обоснование философских принципов бытия и познания, 3) создание системы научного знания.
|
|
В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществляется на основе научного антропоцентристского подхода.
5. XVIII в. в европейских - эпоха просвещения - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Представители философии Просвещения полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах.
6. Немецкая классическая философия(ХVIII-Х1Х вв.) - обосновывает научный статус философии. Гегель (1770-1831) характеризует философию как «объективную науку об истине». Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии) способствовала превращению философии в методологию.
7. Пост - классическая европейская философия(Х1Х-ХХ вв.) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным.
1) К рациональным - марксизм, позитивизм, структурализм и др.;
2) к иррациональным - экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др.
- Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру (категория соборности).
8. Современная западно-европейская философия(ХХ-ХХ1 вв.) представлена направлениями, которые доминировали в философии начала XX столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т. д. Философская мысль ХХ-ХХ1 вв. выдвигает целый ряд новых идей, в частности идею изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Можно утверждать, что западноевропейская философия в значительной степени стала антропологией.
Вывод:
ПР Гегель: «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли».
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 994; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!