Философские интуиции Розанова В. В. (1856 – 1919 г.г.)

Г.

Лекция № 11

Тема: «Теория локальных цивилизаций

(Данилевский Н. Я., Леонтьев К. Н.).

Философские интуиции Розанова В. В.

Теория локальных цивилизаций.

Н. Я. Данилевский (1822 – 1885 г.г.). закончил церковно-сельский лицей, Московский университет, сдал экзамены на магистра ботаники. Был сослан в Вологду, но принимал участие в научных экспериментах. Становится директором Никитского ботанического сада.

Н. Я. Данилевского заинтересовали вопросы истории и он пишет работу «Россия и Европа» в журнал «Заря» (1869 г). эта работа вносила новое в трактовку истории. На Н. Я .Данилевского нападал Соловьев, но у него были и сторонники (Страхов). В конце жизни Н. Я. Данилевский создал фундаментальную работу, посвященную опровержению дарвинизма.

В работе «Россия и Европа» Н. Я. Данилевский выступал против концепции исторического процесса, которую предложил Гегель (Гегель связывает историю с развитием духа и история развивается прогрессивно, последовательно по этапам). Данилевский начинает с того, что единой всемирной истории не существует, существуют замкнутые исторические типы – совокупность духовных, религиозных, экономических, бытовых характеристик, свойственных тому или иному народу. Н. Я. Данилевский насчитывал 11 культурно-исторических типов: вавилонский, египетский, греческий, римский, романо-германский и др.

Сами культурно-исторические типы делятся на два класса:

1. Уединенные (не оказывают влияния на другие культурно-исторические типы. Пример: мексиканский тип – ацтеки).

2. Оказывающие влияние на другие культурно-исторические типы.

Влияние может быть трех типов:

1. Путем пересадки. Пересадка – как правило насильственное перемещение одного культурно-исторического типа на другой (пересадка европейского культурно-исторического типа на североамериканский тип). Пересадка обычно связана с колонизацией.

2. Путем прививки. Прививка – к традиционному культурно-историческому типу прививаются ценности другого культурно-исторического типа и сам традиционный тип раздваивается (реформы Петра Первого: к культурно-историческому типу русских привил западноевропейский культурно-исторический тип, что привело к расколу общества на два слоя).

3. Путем удобрения. Этот путь считается наиболее плодотворным. Удобрение – когда один культурно-исторический тип готовит почву для другого культурно-исторического типа (древнегреческий культурно-исторический тип готовил почву для римского типа). Но это не значит, что культурные ценности одного типа перейдут к другому типу. Хотя культурно-исторический тип и оказывает влияние, но его нельзя назвать заимствованием.

Сам культурно-исторический тип проходит три этапа:

I. Этнографический (племенной), длительность примерно 1000 лет. На этом этапе формируется менталитет.

II. Государственный, длится примерно 400 лет. На этом этапе этнос создает свое государство.

III. Этап цивилизации, длительность примерно 50-100 лет. Этот этап начинается, когда один культурно-исторический тип себя исчерпал и «сходит с арены», происходит движение по кругу, перемалываются ценности, которые существуют, что приводит к участию духа, к творчеству.

Эта общая схема нужна Данилевскому для того, чтобы сформулировать задачу, которая стоит перед Россией: Россия – это Европа или нет? К какому типу она принадлежит? К западноевропейскому типу Россия не принадлежит, она принадлежит к славянскому культурно-историческому типу, который только формируется и предназначение России – возглавить славянский культурно-исторический тип, отстаивать интересы не западноевропейского культурно-исторического типа, а славянского. Отсюда понятна вражда к России: вся история взаимодействий связана с различиями в культурно-исторических типах. Вывод: Россия должна строить политику, исходя из собственных интересов культурно-исторического славянского типа.

Эта позиция в защиту национальных интересов обосновала необходимость такой политики и вызывала массу нареканий и обвинений. Данилевский призывал в каждой системе не поддерживать влияние Запада, а отстаивать интересы своего культурно-исторического типа.

 

Сторонник Данилевского – Леонтьев К. Н. (1831 – 1891 г.г.). учился на медицинском факультете МГУ. В Крымскую войну сдал досрочно экзамены и пошел на войну лекарем. Начинается его дипломатическая служба, продолжавшаяся более 10 лет (работал консулом в странах, которые находились в зависимости от Турции).

Вначале творчества Леонтьев зарекомендовал себя как прозаик. Будучи на известном острове Афон Леонтьев тяжело заболел и дал обет Богородице, что если он выздоровеет, то станет монахом. Леонтьев выздоровел, но ему отказали в праве быть монахом, т.к. он не был к этому готов духовно. Монахом он станет, но незадолго до смерти.

После кризиса Леонтьев занимается литературой и публицистикой. Первый опыт изложения своих позиций Леонтьев представил в произведении «Византизм и славянство». Он считал, что история развивается не прямолинейно, а состоит из культурно-исторических типов, старается усовершенствовать эту классификацию, добавив христианско-византийский культурно-исторический тип. Россия, по его мнению, принадлежит не к славянскому культурно-историческому типу (он негативно относился к славянскому культурно-историческому типу, т.к. одни славяне – православные, другие – католики и принадлежат к западному типу. Поэтому единого славянского культурно-исторического типа не существует). К болгарам Леонтьев относится подозрительно, т.к. считает, что они могут продать Россию за большие деньги.

По словам Леонтьева, Россия принадлежит к византийскому культурно-историческому типу, который был сформирован в Византии и когда-то распределен по Европе. С 9 века византийский тип был вытеснен и заменен романо-германским культурно-историческим типом, а византийский перемещается в Россию. Россия воспринимает этот тип не пассивно, а преобразовывает в свой национальный тип и поэтому сохранение византийского культурно-исторического типа есть и сохранение культурных особенностей России. Черты отличия византийского культурно-исторического типа:

1. Сильная политическая власть (самодержавие).

2. Православие.

3. Приоритет духовных ценностей (земное благополучие, удовлетворение материальных потребностей не являлись главным. Главная ценность была связана со спасением души).

 

Каждый культурно-исторический тип проходит в своем развитии три этапа:

I.  Первичной простоты (начало).

II.  Этап цветущей сложности (расцвет). Характерен иерархизм (четко различались сословия, выделялся аристократизм, характерно большое влияние эстетического начала в обществе, живописи, архитектуре). В Европе этот этап наступает в 13 веке.

III. Этап вторичного смешения и упрощения. Приводит к тому, что вместо сложной иерархии общества устанавливается э г а л и т а р н о е общество (безликое, серое общество), деградирует искусство (становится массовым).

Всего на развитие культурно-исторического типа Леонтьев отводит 1200 лет.

Разница положение России и Западной Европы в том, что Европа идет впереди, уже наступил III этап. Если Россия будет принимать ценности Запада, то в России наступит кризис. Необходимо «подморозить» Россию, чтобы не гнила. Это поможет противостоять эгалитарному процессу. Россия еще могла отгородиться от эгалитарного процесса, но Леонтьев был убежден, что эту возможность мы не использовали.

Это привело к революции, к социализму. Социализм, по Леонтьеву, восстанавливает иерархизм и неравенство, что в какой-то мере поможет спасти культуру.

Особую значимость во взглядах у Леонтьева имеет эстетический критерий. Он пытается доказать, что эстетический и религиозный критерий нравственно не противоречат друг другу. Но все же важно понять, что же является главным в социалистическом идеале. У Леонтьева это эстетика.

Творчество Леонтьева реакционное, он обращает внимание на то, что разрушение исходной основой русского государства является монархия, духовные ценности, что ведет к упадку России.

Философские интуиции Розанова В. В. (1856 – 1919 г.г.)

Родился в г. Ветлуга, учился в Нижегородской гимназии. Жизнь Розанова была очень сложная. Отец рано умирает, мать одна воспитывает его и брата. Благодаря брату, Розанов закончил МГУ. Преподавал историю и географию в провинциальных гимназиях. Затем начинает философствовать. В 1886 году выпустил работу «О понимании», в основе которой лежит трансляция чужих идей. Затем переезжает в Петербург, работал у Филиппова в госконтроле. Стал публицистом.

На творчество Розанова наложил отпечаток один факт: учась на 4 курсе он влюбляется в Суслову (любовницу Достоевского), которой было 40 лет (ему – 20). Он на ней женится, но вскоре разочаровывается. Суслова не давала ему развод. Тогда он тайно женился на Путятиной, у них было четверо детей, но их считали незаконнорожденными.

Поэтому в работах Розанова главная проблема – проблема семьи и брака. Он первый из отечественных философов, который остро поставил проблемы семьи. Благодаря Розанову брачное законодательство было смягчено в начале века. Умер от голода.

Само направление, к которому принадлежит Розанов, называлось «философия жизни» (на Западе к этому направлению принадлежал Ницше). «Философия жизни» исходит из того, что традиционная философия, которая аналогична жизни абстрагируется от нее. Подлинная философия должна находиться внутри жизни и должна производить интуиции, которые находятся внутри жизни. Философия – это философия интуиции.

Розанов создал форму изложения философии: уединенные, опавшие листья. Это и афоризмы, и заметки. Философия жизни – это иррациональное изложение каких-либо концепций, очень сложна для понимания (как и у Ницше).

Главные темы творчества Розанова:

1) проблема пола. Розанов считает, что христианство извратило признаки пола. Существует два взгляда: 1 - ветхозаветный, который одухотворяет пол и тем самым делает брачные отношения своеобразным богослужением; 2 – христианство с проповедью аскетизма, с идеалом безбрачия (христианство считает проблемы пола как бы постыдными, это дань греху). Задача религии – осветить семейно-брачные отношения и эта задача будет решена тогда, когда в семейно-брачных отношениях будет свобода для выбора мужа и жены по любви. Для Розанова при рассмотрении проблемы пола и семьи особое отношение к детям. Воспитание для Розанова базируется на том, чтобы ребенок был сыт и одет. Но если родители делают из материальных вещей культ, то такой ребенок обречен: без упражнений духа с самого детства нормальным человек быть не может.

2) проблема литературы. Розанов парадоксально относится к литературе. Русская литература помогала разрушать и очень немногим помогала строить (Пушкин, Тютчев, Лесков, славянофилы). Русская литература со своими «Мертвыми душами», «Горем от ума» умных людей сделала дураками. Но особенно много для разрушения, по словам Розанова, сделал Салтыков-Щедрин.

3) проблема национальных отношений. Розанов выступал против насильственной русификации. Очень сложные и неоднозначные отношения у Розанова с еврейством. С одной стороны, Розанов положительно относился к евреям, с другой стороны считал, что в силу своего положения евреи контролируют банки, навязывают политику, которая расходится с русскими интересами.

Идеал взаимоотношений между народами в России – соборность. Когда сильное государство + множественность культур, народов => единство России.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!