Античная наука. Натурфилософия



Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия, или философия природы. Натурфилософия – это направление науки, научной мысли, философии. Само название говорит за себя. Оно состоит из двух корней: natura – природа и fileo и sofia – любовь к мудрости. Натурфилософия понимает окружающий мир как неделимое целое, единый организм, который развивается и окутывается сетью логичных взаимосвязей.

Именно античная цивилизация утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деятельности возможно только по его собственным законам.

На первой стадии происходит накопление прикладной информации о природе, способах использования её сил и тел, непосредственное созерцание природы как нерасчленённого целого.

Особенностью данного этапа является пренебрежение частностями при общем охвате картины природы. Для периода Позднего Средневековья и Нового времени характерно добавление к процессу накопления знаний, теоретическое осмысление причин, особенностей изменений в природе и т.д. Появляются первые концепции объяснений изменений в природе.

В этот период Позднего Средневековья и Нового времени методики и теории объединяются в естествознание как целостную науку о природе. Итогом развития является создание целостной картины мира.

Древнегреческая натурфилософия.

Знания, которые накапливали древние люди, не были научными, т.к. не были систематизированными, они имели форму практического опыта.

Античная наука появилась в виде научных программ, в которых определялась цель- изучение процесса превращения Хаоса в Космос.

Первыми крупными представителями натурфилософии были Гераклит и Диоген. В своих утверждениях они руководствовались идеей о единстве сущего, о происхождении вещей из природного первоначала – воды, огня, воздуха. Они говорили о всеобщей одушевлённости материи.

Древние греки считали, что единственным инструментом познания может быть человеческий разум, тем самым, отвергая эмпирический способ познания.

Древнегреческая натурфилософия отличается вкладом в её развитие математики (Пифагор 580-500 гг. д.н.э.). Он считал, что Земля шарообразна, и вращается ещё и вокруг своей оси. Пифагорейцы в дальнейшем считали, что Земля и остальные светила движутся вокруг «центрального огня», и эти движения происходят по окружностям.

Так же важная черта понимания Пифагора – учение о числе. Он считал число основой Вселенной, говорил, что мир состоит из 5 элементов: земли, огня, воздуха, воды и эфира. Он связывал эти элементы с 5 видами правильных многогранников.

В V-IV вв в Др. Греции возникает аналитическое учение, основателем которого был Демокрит (460-370 гг. д.н.э.). В основе этого учения лежит представление о мельчайших неделимых частицах материи – атомах. Все тела состоят из атомов. Атомы вечны и неизменны. А составляющие их тела изменчивы и преходящие. Атомы различают по форме и величине. Источником жизни, по Демокриту, являются круглые гладкие атомы, обладающие высокой подвижностью. Они движутся в пустоте по прямой линии.

Атомистические представления Демокрита были развиты Эпикур (341-270 гг. д.н.э.). Он ввёл ещё одну характеристику атомов – вес.

Считается, что высшее своё развитие древнегреческая натурфилософия получила в работах Аристотеля (384-322 гг. д.н.э.). Им были систематизированы и объединены все известные ему знания о мире. Его основными работами были: «Физика», «О небе», «О происхождении животных» и др. Он считал, что в основе бытия лежит первоматерия, она вечна и не может не из чего возникнуть. Её кол-во в природе неизменно, она способна лишь к превращениям. Возникновение тел, происходящее в результате происхождения окружающего мира, входит в понятие движения Аристотель сформулировал также понятие механики (скорость, сила и т.д.).

Космология Аристотеля носила геоцентрический характер. Она основывалась на том, что в центре мира – Земля. Она имеет форму шара и окружена водой, воздухом и огнём. За ними находятся сферы небесных светил.

После работ Аристотеля научное знание полностью отделилось от философии. Произошла дифференциация научного знания, выделились: математика, физика, география, основы мед.наук и др.

Одним из крупнейших учёных был Евклид. В своём труде «Начала» он привёл в систему все математические достижения своего времени; созданный им метод аксиом позволил ему создать геометрию, до сих пор носящую его имя.

Этот период натурфилософии характеризуется важными достижениями в механике. Учёным этого периода был Архимед (287-212 гг. д.н.э.). Он решил ряд задач по вычислению площадей поверхности, объёмов, ввёл понятие «центр тяжести», математическое понятие законов рычага, заложенные основы гидростатики.

Широкую известность получил «Закон Архимеда». Научные его труды нашли своё применение в практике – устройство для подъёма воды на большие высоты, системы рычагов, блоков для поднятия тяжести и др. Под его руководством были созданы системы для метательных действий.

 

Эпоха Средневековья

С конца V века в Европе началось Средневековье. Эпоха феодального средневековья качественно отличается от античной. Значительные изменения произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духов­ной культуры. Деятельность стала более сложной, опосредованной, многозвенной, многоступен­чатой; усложнилась система ее целей, средств и результатов. Технически средневеко­вье более оснащено, чем античность. Для средневекового хозяйства характерно нали­чие орудий труда, состоящих из многих элементов (плуг, охотничьи западни, мельни­цы, метательные устройства и др.); широко распространен хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев, синтезирующих ручное земледелие и животноводство; разнообразны отрасли домашнего производства, ремесел, лесных промыслов и др.

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на “темные века”. Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была далеко не столь однозначна.Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования, и этот процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же “варварами”.Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились и крестьянство, только рождавшееся как особый класс общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и неопределенных слоях.Главная масса населения Европы того времени – сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен.Консерватизм - неотъемлемый признак этой среды.Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма симптоматичен.Общество, аграрное по своей природе, строившееся на эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.Парадокс: простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма общества.

 

Средние века отличаются резким усилением влияния церкви. В этот период возникает противоречие между наукой и богословием. Господствующее направление мысли было оторвано от реальной действительности. Поэтому в средневековой картине мира не было объективного закона. Мыслители искали связи не между явлениями, а между явлением и Богом. Предпочтение отдавалось религии, а не науке. Эта тенденция привлекла к таким формам развития науки, как патристика и схоластика.

Патристика – философское учение, утверждавшее несовместимость античной натурфилософии и религиозной веры. Одним из сторонников патристики был Аврелий Августин. Он связывал разум с душой, исключая из процесса познания тело. Он противопоставлял опыту и наблюдению откровение, которое, имея божественный характер, может быть источником истинного знания.

Схоластика стремилась дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Основными задачами схоластов были защита и систематизация религиозных догматов. Представитель – Фома Аквинский – утверждал, что человеку присущи 2 формы познания – чувство и интеллект. На основе чувственного опыта с помощью интеллекта человек абстрагирует в сознании «умопостигательные образы».

Схоластика и патристика имеют определённые различия: в патристике любое знание – результат откровения и принимается на веру. В схоластике наблюдается определённое отступление от этого тезиса и в некотором смысле – возвращение в натурфилософии.

Внутренние (непроизводительный рабский труд, презрение свободных граждан к труду, восстание рабов и т.д.) и внешние (нашествие варваров) причины привели к распаду Римское государство. Античная цивилизация погибла, многие культурные и научные достижения были утрачены. Организованной силой сохранилось христианская церковь, сумевшая быстро приспособиться к происшедшим изменениям. Становление нового, феодального уклада во многом осуществлялось с опорой на христианство. Римская эпоха мало что дала теоретической науке, но она оставила богатый опыт в военном, техническом и административном деле, который, на ряду с латинской грамотой, осваивался завоевателями. Постепенно создавались школы, колледжи, университеты, попавшие под влияние церкви. В монастырях оказались сосредоточенными труды древних авторов. Колледжи, монастыри и университеты превращались в центры новой западноевропейской культуры. В это время на Ближнем Востоке на основе ислама было создано на Аравийском полуострове сильное арабское государство, быстро завоевавшее Иран, Египет, страны Среднего Востока, юг Пиринейского полуострова. Поскольку основной задачей арабов было совершенствование военного дела, сбор даней и разнообразных податей, то производством, торговлей занимались представители коренных народов. И хотя арабский язык стал государственным языком, завоеватели сохраняли культуру завоеванных народов. На арабский язык были переведены труды античных авторов.

Важно подчеркнуть, что влияние ислама в арабских университетах было слабее, чем христианства в западно-европейских университетах. Таким образом, арабы в VII- XI вв. были звеном, связывающим восточную и западную культуру. Многие труды античных авторов на латинский язык переводились с арабского языка. Тот факт, что в качестве языка культурного общения на Арабском Востоке использовался живой разговорный язык, а не мертвый латинский (как в Европе), был важным культурным фактором. Кроме того, распространение среди арабов суфизма, обязывавшего мусульман исповедовать три обязательных догмата – веру в Аллаха, в его пророков и загробный суд, - давало больше свободы для решения проблем естествознания, благодаря чему на Арабском Востоке могли развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности.

Начавшись с комментариев трудов античных авторов (прежде всего в области механики и оптики), физические учения приобретали самостоятельный вид. Наиболее значительными фигурами среди арабских ученых были Ибн Сина, аль-Бируни и Ибн Рушд.

Достижения в области оптики эпохи средневековья связаны прежде всего с именем аль-Хайсама, известного в Европе как Альхазен. Он создал капитальный труд "Сокровище оптики", оказавший большое влияние на развитие этой области физики.

При оценке результатов развития физических представлений в эпоху средневековья большинство историков науки исходит из того, что за это время ни в одной из областей физики не было разработано ни одной последовательной физической теории, ни эффективных экспериментных методов. Теоретические построения отличались абстрактностью. Технические достижения не основывались на теоретических разработках, теория и практика разобщены. Новая физика существовала лишь в отдельных, не всегда отчетливых догадках, идеях. Но религиозные предрассудки (как христианства, так и ислама) не дает возможности им раскрыться. Умственная деятельность остается еще подчиненной религиозным догматам.

Однако развитие деловой жизни требовало качественных расчетов все больше и больше. Феодальная система хозяйства обнаруживала признаки разложения. Зарождавшиеся новые экономические отношения способствовали техническому прогрессу главным образом за счет рационализации труда. Медленное, но постепенно ускоряющееся развитие техники и научных запросов готовил почву для возникновения новой общественно-экономической формации. Можно сказать, что наука развивалась вслед за развитием зарождающегося капитализма, усиливая свое влияние на этот процесс.

Эпоха Возрождения

С XVI века характер научного прогресса меняется. В развитии науки появляются переломные периоды – кризисы. Их называют «научными революциями».

Первая научная революция – XV-XVI вв – переход от Средневековья к новому времени – эпохе Возрождения. Её характерные черты:

ü восстановление интереса к античности;

ü начинает формироваться экспериментальное естествознание; начинается процесс дифференциации наук; интенсивно развивается механика, астрономия, появляется магнитный компас, совершенствуются географические карты, глобусы, появляются первые химические лекарства; Иоганн Гуттенберг изобрёл книгопечатание;

ü возникновение идей гуманизма; основой мировоззрения является Бог, но затем возникает интерес к человеку как к личности.

Быстрый рост производительных сил, более полное и разностороннее использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков в результате много численных путешествий и расширения торговли – всё это изменило экономику Европы и привело к перевороту в общественной жизни европейских стран. Этот переворот происходил отнюдь не в мировой обстановке.

Период ломки феодальных отношений и перехода капитализму не совпадал по времени в различных странах и отличался в каждой из них определённым своеобразием.

Переворот в социальной структуре европейских стран, завершившийся буржуазными революциями, вызвал коренные сдвиги и в общественной идеологии.

В XIV-XVII вв. было воскрешено лучшее из культурного достояния античного мира. Великие достижения греческих философов, учёных, художников становятся в эпоху Возрождения образцами для подражания.

Начинается ломка канонов схоластического, догматического мышления средневековья, идеологии феодального общества. Развёртывается напряжённая борьба против сковывавшей человеческий разум духовной диктатуры церкви.

Величайшее значение имело изобретение книгопечатания. В 40-х годах XV в. И. Гутенберг ввёл печатание при помощи наборных литер.

Книгопечатание бурно развивалось, и уже к началу XVI в. было напечатано около 30 тыс. названий книг (в том числе часть произведений Плиния, «Истории животных» Аристотеля, естествонаучные сочинения Альберта Великого и др.).

Начиная с XVI в. всё усиливающимся атакам подвергаются теология, схоластика, средневековая феодальная идеология. Вера в «божественный произвол», которому мир обязан своим существованием, идеи геоцентризма и антропоцентризма, представление о косности природы, телеология, как учение о божественной целесообразности всего существующего всего существующего, подвергаются сомнению, а иногда и резкой критике.

Это была эпоха огромного культурного подъёма, характеризовавшаяся бурным развитием науки, философии, литературы, искусства; развитием, происходившим в напряжённой борьбе старого и нового во всех областях духовной жизни человечества.

Во многих областях начинаются смелые исследования, которые ведут ко всё более глубокому познанию закономерностей природы. Жизнь, практика, производство ставили перед наукой всё новые и новые задачи, создавая основу для бурного подъёма всех отраслей знания. Перед естествознанием открылась широчайшая неизведанная область природных явлений, которую нужно было познать для того, чтобы покорить. Рамки мира должны были быть раздвинуты. «Средневековый хлам» - теология и догматические, схоластические методы мышления должны были быть отброшены и уничтожены как препятствия на пути свободного познания законов природы и овладения её силами. Наиболее интенсивно развиваются механика, математика, астрономия. Другие отрасли естественных наук также делают первые успехи. Естествознание этой эпохи явилось одним из факторов, революционизировавших жизнь. Достаточно в этой связи напомнить великие имена Леонардр да Винчи, Коперника, Джоржано Бруно, Галилея, Кеплера, Ньютона, Ломоносова.

В XVI-XVIII вв. в Европе складываются новые организационные и материальные возможности для развития естественных наук. Во многих станах Европы наряду с ростом числа университетов, которые в рассматриваемую эпоху, как правило, занимали весьма консервативные позиции, организуются научные учреждения нового типа – Академии наук.

Создаётся или расширяется ряд крупных государственных библиотек.

Развитию биологических наук в то время способствовали, во-первых, использование изобретённых в ту эпоху приборов (микроскоп, термометр, барометр и др.), во-вторых многочисленные путешествия. За великими географическими открытиями XV – начала XVI в., связанными с именами Колумба, Васко да Гма, Магеллана и других, последовало множество путешествий. Голландские моряки вначале XVII в. открывают Австралию. В XVIII в. важнейшие географические открытия связаны с экспедициями Бугенвиля, Лаперуза, Ванкувера, Кука и др. Огромное значение приобретают предпринятые в России «Великая северная экспедиция» (1768-1777). Участники русских экспедиций И.Г. Гмелин, Г.В.Стеллер, В.Ф.Зуев, И.И. Лепёхин и другие сильно увеличили объём не только географических, но и биологических знаний.

Одновременно с бурным накоплением нового фактического материала идёт разработка новых принципов познания. Одним из основоположников нового экспериментального естествознания стал Леонардо да Винчи. Он утверждал, что знания, не рождённые опытом, бесплодны и лишены всякой достоверности. Природа на нарушает своих закономерностей, их можно познать и положить в основу научного предвидения. Законы природы могут быть математически сформулированы, ибо «основой основ» являются математика и механика. Леонардо да Винчи плодотворно работал во многих областях естествознания, в том числе в области анатомии и ботаники.

Итальянский естествоиспытатель и философ материалист Б. Телезио, руководитель известного в ту эпоху неаполитанского научного общества, ратовал за опытное изучение природы и её закономерностей, вёл борьбу со схоластикой.

Эти мыслители опирались на достижения современного им естествознания. Их взгляды оказали влияние на формирование материалистических принципов познания природы.

Большое влияние на развитие всех отраслей естествознания оказали труды Галилео Галилея. Он вошёл в историю науки и философии как один из основоположников современного естествознания и экспериментального метода познания. Он развил и упрочил материалистическое воззрение на природу. Общеизвестны его выдающиеся открытия в области механики, астрономии, его вклад в защиту и развитие гелиоцентрической системы Коперника, в открытие и обоснование важнейших принципов механики.

Галилей утверждал, что бесконечный и вечный мир построен из неизменных атомов, движущихся по незыблемым законам механики, и его познание в конечном счёте сводится к раскрытию количественных математических отношений; математика, естественно, рассматривалась им как высшая форма познания. Выдвигая на первый план метод индукции и анализ, он подчёркивал значение синтетической работы человеческого ума.

Церковь ясно поняла, какую страшную опасность для религиозного мировоззрения представляет учение Галилея и он подвергся жестоким преследованиям инквизиции.

Бэкон и Галилей жили и творили примерно в одно время, но Галилей, будучи сам великим естествоиспытателем, пошёл дальше в истолковании мироздания в механическом духе и обосновании новых принципов познания природы. Ещё дальше в направлении истолкования мироздания в механическом духе и обосновании новых принципов познания природы продвинулся современник Галилея Рене Декарт, создавший в XVII в. первую систему природы, содержавшую не только учение о строении мироздания, но и о его происхождении. Эта система, основанная на принципах механики, была ярким выражением механистического материализма той эпохи.

Декарт оказал огромное влияние на развитие философии и естествознания. Декарт более, чем кто-либо из философов, способствовал развитию рационализма. Его физические воззрения в своей основе были материалистическими, но имели механистический характер и способствовали распространению механистических взглядов в естествознании.

Основное содержание физического учения Декарта сводится к следующим положениям. Материя тождественна протяжённости. Единая материальная субстанция, из которой построена вся вселенная, состоит из бесконечно делимых и полностью заполняющих пространство частиц- корпускул, находящихся в состоянии непрерывного движения. Декарт отрицал пустоту. Движение материи трактуется им как перемещение в пространстве в соответствии с законами механики. Он не допускал возможностей действия тел на расстоянии, так называемого дальнодействия. Чтобы избежать признания непостижимых сил, лишённых протяжённости, и в то же время объяснить взаимодействие тел, он выдвинул теорию «вихрей». В процессе механического «вихревого» движения возникают связь и взаимодействие между телами природы. Согласно Декарту, количество движения в мире постоянно, движение неуничтожимо.

Этот тезис Декарта бил по теологическим попыткам объяснять природные явления божественным вмешательством и имел важное значение для их научного познания. Образование мира не направляется никакой сверхъестественной силой, не идёт в направлении какой-то цели, а подчинено естественным законам природы. Особенно интересно, что Декарт аналогичным образом пытается подойти и к вопросу о происхождении организмов, которые, с его точки зрения, также являются механизмами, сформировавшимися по законам механики. Декарту принадлежат смелые и гордые слова: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир».

Велик был вклад Декарта и в конкретные области естествознания. Он явился одним из создателей аналитической геометрии. Механика обязана ему идеей об относительности покоя и движения, о сохранении общего количества движения, а биология – учением о рефлексе.

Эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропониминаия, которое явилось следствием появления гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473 – 1543).

В своём труде «Об обращениях небесных сфер» Коперник утверждал, что Земля не является центром мироздания и что «солнце, как бы восседая на Царском престоле, управляет вращающимся вокруг него семейством светил». Это был конец старой аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира. На основе большого числа астрономических наблюдений и расчётов Коперник создал новую, гелиоцентрическую систему мира, что явилось первой в истории человечества научной революцией.

Возникло принципиально новое миропонимание, которое возникло из того, что Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам. Совершая обращения вокруг солнца, Земля одновременно вращается вокруг собственной оси, чем и объясняется смена дня и ночи, видимое нами движение звёздного неба.

Учение Коперника подрывало опиравшуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Католическая церковь не могла согласиться с его учением, затрагивающим основы её мировоззрения. Защитники учения Коперника были объявлены еретиками и подвергнуты гонениям. Сам Коперник избежал преследования со стороны католической церкви ввиду своей смерти, случившейся в том же году, в котором был опубликован его главный труд «Об обращении небесных сфер». В 1616 году этот труд был занесён в папский «Индекс» запрещённых книг, откуда был вычеркнут лишь в 1835 году.

Существенным недостатков взглядов Коперника было то, что разделял господствовавшее до него убеждение в конечности мироздания. И хотя он утверждал, что видимое небо неизмеримо велико по сравнению с землёй, он всё же полагал, что Вселенная где-то заканчивается твёрдой сферой, на которой закреплены неподвижные звёзды. Нелепость такого взгляда на Вселенную, противоречащего картине мира, основы которой были заложены самим Коперником, обнаружилась в расчётах, проведённых датским астрономом Тихо Браге (1546 –1601). В 1577 г. он сумел рассчитать орбиту кометы, проходившую вблизи планеты Венера. Согласно его расчетам получилось, что комета должна была натолкнуться на твёрдую поверхность сферы, ограничивающей Вселенную, если бы таковая существовала.

Одним из активных сторонников учения Коперника, поплатившихся жизнью за свои убеждения, был знаменитый итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548 –1600). Но он пошёл дальше Коперника, отрицая наличие центра Вселенной вообще и отстаивал тезис о бесконечности Вселенной. Бруно говорил о существовании во вселенной множества тел, подобных Солнцу и окружающим его планетам.

Инквизиция имела серьёзные причины бояться распространения образа мыслей и учения Бруно. В 1592 году он был арестован и в течение восьми лет находился в тюрьме, подвергаясь допросам со стороны инквизиции. 17 февраля 1600 г., как нераскаявшийся еретик, он был сожжён на костре на площади цветов в Риме. Однако эта бесчеловечная акция не могла остановить прогресса познания человеком мира. На научном небосводе уже взошла звезда Галилея.

 

Эпоха Возрождения (особенно XVI в.) отмечена крупными сдвигами в области естествознания. Специфической особенность науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример – творчество Леонардо да Винчи – художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши.

Ряд открытий были сделаны в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итальянские математики Дж. Кардано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные дроби (голландский математик и инженер С. Стевин) и др.

Дальнейшее развитие получает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.) Растёт объём знаний и в других областях науки.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1773; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!