Организация работы факультативов по изобразительному искусству.

Лекция № ___

Виды внеклассной работы

1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.

Внеклассные занятия привлекают разнообразием своих форм и видов все больше учащихся. Нередко выявляются художественно-одаренные дети.

Виды внеклассной работы по ИЗО для учащихся начальных классов:

рисование с натуры, по памяти и по представлению; выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; выполнение декоративных композиций (сюжетно-тематический натюрморт, орнамент); выполнение декоративных композиций-импровизаций; моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги (бумагопластика); лепка;художественная роспись; аппликация; работа с тканью; -работа с природными материалами.

Основными формами внеклассной работы по изобразительному искусству с детьми являются кружки, факультативные занятия, беседы, доклады, кинофильмы, домашнее рисование, рисование учащихся по ИЗО, выставки.

Кружок – Наиболее распространенный вид внеклассной работе по изобразительному искусству. Занятия в кружках являются как бы продолжением классных занятий. Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов и т.д.

Факультативные занятия дают широкие возможности для эстетического воспитания школьников. Эти занятия должны вызывать интерес учащихся к занятиям живописью, рисунком, гравюрой, керамикой, к изучению истории искусств. Факультативные занятия носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий.

Экскурсииуглубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

Беседы.Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал.

Лекции, доклады. Лекция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием. Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о технике и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чеканке по металлу).

Кинофильмы.Тема кинофильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Кинофильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства.

Домашнее рисование учащихся.Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма.

Выставки.Участие в выставке, выступление с докладом на вечере искусства, право написать объявление о предстоящем конкурсе на лучший детский рисунок — все-это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.

Организация работы факультативов по изобразительному искусству.

Один из сложных вопросов, стоящих перед учителем,— разработка методики проведения факультативных занятий. Прежде всего, следует разнообразить методику занятий, сочетая лекции учителя с творческой работой школьников, с их докладами, сообщениями, с анализом художественных произведений, шире использовать совместные (коллективные) обсуждения ученических рисунков, скульптур, поделок. Очень важно разнообразить технику художественных работ — выполнять рисунки карандашом, углем, цветными карандашами, тушью, сангиной, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создавать скульпту­ры в глине, пластилине; выполнять изделия из керамики и папье-маше.

В качестве объектов изображения на факультативных занятиях учащимся предлагаются отдельные предметы сложной формы (чучела зверей, птиц, античные вазы и т. п.), тематические натюрморты; рекомендуется выполнение зарисовок пейзажного характера, памятников архитектуры, фигуры человека, отдельных частей фигуры человека (голова, кисти рук и т. п.).

Отличительной особенностью факультативных занятий является обязательное сочетание практических занятий с анализом репродукций с произведений мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (кроме специальных занятий по истории искусств).

На факультативных занятиях учащиеся фактически кратко изучают историю искусств с древнейших времен до наших дней. Особое значение при этом уделяется проблемам развития советского искусства. Как свидетельствует опыт факультативных занятий в ряде городов (Москва, Санкт-Петербург, Киев), хорошие результаты дает проведение факультативных занятий по истории искусств в художественных музеях.

Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.

Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хоро­шей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирова­ния. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, мето­дику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соот­ветствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообра­зуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допу­ская слишком близкого расстояния от нее.

В школьных кружках изобразительного искусства при комплектова­нии групп не следует разбивать детей по их художественной подготов­ке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.

Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспи­тательную работу, в особенности в период организации и первых за­нятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, жи­вущий общими интересами, с едиными творческими устремления­ми. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощ­ником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каж­дый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные круж­ком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 546; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!