Принципы группировки стимулов



Лекция 2

Ощущение и восприятие

Ощущение— это обнаружение и кодированиеэнергий внешнего мира, а также отражениеизолированных свойств предметов внешнегомира.

Восприятие— этопроцесспсихическогоотражения целостных предметов и событий в нешнегомираврезультатевоздействияфизических энергий на органы чувств.

 

Результат процессов ощущений ивосприятия

· Результатомощущенияявляетсясенсорныйобраз(переживаниекрасного,сладкого,шероховатого, громкого и т.п.).

· Результатомвосприятияявляетсяперцептивныйобраз(лицочеловека,лайсобаки и т.п.).

 

Образные явления

Образныеявления – этоквазисенсорныеиквазиперцептивные переживания, возникающиепри неадекватном раздражении органов чувствили в отсутствии стимуляции.

 

Виды образных явлений


1.Послеобразы.

2.Фосфены.

3.Галлюцинации.

4.Псевдогаллюцинации.

5.Представления.

6.Сновидения.

7.Эйдетические образы.


 

Характеристики ощущений

1. Сенсорное качество (модальность).

2. Интенсивность.

3. Длительность.

4. Пространственная локализация раздражителя.

 

Абсолютный порог чувствительности

· Абсолютный нижний порог ощущений -минимальная величина раздражителя любоймодальности,способноговызватьедвазаметное ощущение.

· Абсолютный верхний порог ощущений -максимально допустимая величина внешнегораздражителя, превышение которой ведет кпоявлениюболезненныхощущений,свидетельствующихонарушениинормальнойдеятельностиорганизма(болевой порог).

Дифференциальный порог чувствительности

Дифференциальный порог ощущений - минимальное различиемеждудвумяраздражителями,воспринимающимисякакразличные или на которые может быть сформированы дверазличныереакции.

Принятоколичественновыражатьдифференциальный порог в виде отношения разницы междувеличиной постоянного раздражителя, служащего эталоном, ипеременного,которыйвзависимостиотвеличинывоспринимается как равный или отличный от эталона, квеличине постоянного раздражителя, так как это отношениеконстантно в достаточно широком диапазоне раздражителя,привычном для наблюдателя.

 

Классификация ощущений по модальности

 


· Зрительные ощущения - ахроматические (яркость) ихроматические (цвет).

· Слуховые ощущения (громкость, высота).

· Тактильные ощущения.

· Термические ощущения.

· Кинестетические ощущения.

· Обонятельные ощущения.

· Вкусовые ощущения.

· Вестибулярные ощущения.

· Болевые ощущения.


 

Классификация ощущений повремени возникновения

 

· Протопатическиеощущения:древние,диффузные, аффективно окрашенные (обоняние, вкус)

· Эпикритические ощущения: новые, локальные,нейтрально окрашенные (зрение, слух).

 

Классификация основных видов ощущений

(Ч.Шеррингтон)

 

Сенсорная адаптация

Сенсорная адаптация - изменение чувствительности,происходящее вследствие приспособления органа чувствк действующим на него раздражителям.

Как правило,адаптация выражается в том, что при действии на органычувствдостаточносильныхраздражителейчувствительность уменьшается, а при действии слабыхраздражителейилиприотсутствиираздражителячувствительность увеличивается.

 

Взаимодействие ощущений

Взаимодействиеощущений-изменениечувствительностианализатораподвлияниемраздражения других органов чувств.

Взаимодействие ощущений может быть:

1. Взаимодействием между ощущениями одного вида.

2. Взаимодействием между ощущениями различныхвидов.

 

· Сенсибилизация— это повышение чувствительности анализаторовпод влиянием внутренних, психических, факторов.

· Десенсибилизация-понижениечувствительностиодниханализаторов в результате сильного возбуждения других.

· Синестезия (греч. «synaisthesis» - совместное, одновременноеощущение) - явление, при котором ощущения одной модальностивозникают под воздействием раздражителя другой модальности.

· Контраст ощущений— это повышение чувствительности к одномураздражителюприегосопоставлениисраздражителемпротивоположного типа.

 

Свойства восприятия

Предметность.

Целостность.

3. Структурность:Структурность восприятия заключается в том,чтовосприятиевбольшинствеслучаевнеявляетсяпроекциейнашихмгновенныхощущений и не является простой их суммой. Мывоспринимаем фактически абстрагированную отэтих ощущений обобщенную структуру, котораяформируется в течение некоторого времени.

4. Константность:Константностьвосприятияназываетсяотносительное постоянство некоторых свойствпредметовприизмененииусловийихвосприятия.

5. Осмысленность:Несмотрянато,чтоосмысленностьвосприятиявозникаетпринепосредственномдействиираздражителя на органы чувств, перцептивные образывсегда имеют определенное смысловое значение.

6. Апперцепция:зависимостьвосприятияотобщегосодержанияпсихическойжизни.

 

Принципы группировки стимулов

1. Законсходства-вфигуруобъединяютсяэлементы, сходные поформе, цвету, размеру,текстуре и т.д.

 

2. Законблизости-чемближе объекты друг к другув зрительном поле, тем сбольшей вероятностью ониорганизуютсявединыецелостныеобразыилифигуры.

3. Закон«хорошегопродолжения» - элементы,образующиеплавный,непрерывныйконтур,воспринимаютсякакединаяфигураигруппируются.

4. Законзамкнутости(хорошейформы, прегнантности) - чем вбольшейстепениэлементызрительногополяобразуютзамкнутые целые, тем с большейготовностьюонибудуторганизовываться в отдельныеобразы - квадрат, круг, «рыбку».

5. Законустановки – есличеловекупредъявлятьизображение, которое с равным успехом может бытьпринято как число 13 или как буква «В», то, если этотзнак предъявляется в ряду чисел, воспринимается как13, а если в ряду букв, то как «В».

6. Законпрошлогоопыта-человекпредпочитает воспринимать то, что уже ранеевоспринимал.

 

Восприятие пространства


Удаленность

1. Конвергенция глазных яблок иаккомодация хрусталика (до двух

2. Знакомый размер объекта.

3. Градиент текстуры.

4. Воздушная перспектива.

 

Глубина

1. Перекрытие.

2. Элевация (подъем).

3.Относительное смещение объектов придвижениинаблюдателя(двигательныйпараллакс).

4.Одновременноеразличие изображенийдля правого и левого глаза (диспаратность).


 

Удаленность

Конвергенция – это сведение зрительных осей глаз за счетповорота глазных яблок навстречу друг другу.

Например, этопроисходит при переходе взора с далекого предмета на близкийпредмет.

При обратном переходе, с близкого предмета на далекий предмет,наблюдается дивергенция глаз, то есть поворот их в стороны,разведение зрительных осей.

Аккомодация— это механизм образования на сетчатке четкогоизображения в результате фокусировки хрусталика ресничнымимышцами,получающимисоответствующийсигналотглазодвигательной мышцы.

Градиенттекстуры-постепенноеизменениевеличины,формыилипространственногорасположенияэлементов,образующихпаттернмикроструктуры,свойственныйбольшинствуповерхностей.Помереувеличенияудаленностиповерхность постепенно перестает восприниматься какзернистая и начинает казаться более однородной.

 

Воздушная перспектива – это исчезновение четкости иясности очертаний предметов по мере их удаления отглазнаблюдателя.Приэтомдальнийпланхарактеризуется уменьшением насыщенности цвета, онтеряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются,таким образом, глубина кажется более светлой, чемпереднийплан.Воздушнаяперспективасвязанасизменением тонов, потому она может называться такжеи тональной перспективой.

 

Глубина

 

Перекрытие, или интерпозиция, заключается в том, что еслиодин объект частично закрыт другим, наблюдателю кажется, что тотобъект, который виден целиком, находится на более близкомрасстоянии.

Элевация,илиподъем-этопризнакглубины,основанный на том, что, как правило, линия горизонтарасполагается в поле зрения выше по вертикали, чемпередний план. Следовательно, если в поле зрениянаблюдателя на разной высоте находятся два объекта иему кажется, что они оба лежат ниже линии горизонта,то более удаленным ему будет казаться тот объект,который располагается выше.

Двигательный параллакс- это изменение видимогоположенияобъектаотносительно удаленногофонавзависимостиотположения наблюдателя.

Диспаратность– этоилиодновременноеразличие изображенийдля правого и левогоглаза.

 

Восприятие формы и размера

Формы

Перцептивная сегрегация– это разбиение некоторойгруппыобъектовнаотдельныеобъектыиливыделениевгруппеобъектовотдельныхеесоставляющих.

Размера

Явление иррадиации в восприятии размера состоит втом, что светлые предметы на темном фоне кажутсяболееувеличеннымипротивсвоихнастоящихразмеров и как бы захватывают часть темного фона.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 797; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!