Говоря об истории социальной политики следует отметить что при разработке социальной политики следует не упускать проблему социальной справедливости.



Насколько история позволяет заглянуть вглубь веков, мы везде встречаем жалобы на несправедливость общественного устройства.

Бедность значительной части населения, особенно в сопоставлении с утопающей в роскоши верхушкой, во все времена служила аргументом для революционных призывов.

К проблеме бедности было два крайних подхода.

Один выразил английский экономист Т. Р. Мальтус. С его точки зрения бедность проистекает из самих законов природы. Поскольку человечество размножается быстрее, чем возрастает производство товаров потребления, то часть общества обязательно будет обделена.

С другой стороны, подход ранних утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы. Их идея такова: справедливость требует уравнительного распределения благ и тогда нищета исчезнет.

Здесь уже сказалось, хотя и в несколько примитивной форме, противоречие между эффективностью и социальной справедливостью.

Общество не может ориентироваться только на эффективность, пренебрегая интересами гуманизма, но оно не может обеспечить и справедливость, если не будет эффективности общественного производства.

В течение XX века появилось много исследований, в которых делалась попытка создать новый раздел экономической теории - экономики благосостояния. Книгу под таким названием опубликовал А. Пигу.

Критерий благосостояния формулировался им просто - максимум благосостояния. Но сразу же возникло огромное множество вопросов. Ведь благосостояние одного члена общества может расти за счет другого.

Тогда появился знаменитый критерий Парето: оптимальное состояние общества-это такое состояние, при котором нельзя улучшить положение ни одного члена общества без ухудшения при этом положения другого человека.

Критерий Парето получил широкую известность, но в теории благосостояния его применение оказалось затруднительным.

Например, известный английский экономист Н. Калдор вполне резонно заявил, что если перераспределение ресурсов повышает общее благосостояние, то можно выделить компенсацию потерявшим что-то от этой операции.

 

Социология бедности и развитие теоретических основ социальной политики в западной социально-экономической мысли XIX - первой половины XX вв.

Концепция «социального государства», социально-ориентированной рыночной экономики и социального рыночного хозяйства.

Рассмотренные выше концептуальные основы СП, можно рассматривать как идейные истоки СП, но вплоть до 19 в, было бы рано говорить о развитии теоретических исследований СП, по сути СП существовала лишь как практическая деятельность.
Предпосылки становления исследований СП как теоретического объекта:
- возникновение и развитие института социального страхования;
-развитие социалистических идей;

-развитие идей Социалистического государства

В Германии в 1872 г. создается "Союз социальной политики". Союз социальной политики (VereinfurSocialpolitik - нем.) - был основан в 1872 г. Среди членов союза социологи В. Зомбарт и М. Вебер. Союз занимался исследованиями в области изучения социальных проблем. Каждый член центрального комитета этой организации имел право предлагать проекты.

Те из них, которые одобрялись исполнительным комитетом, передавались в подкомитеты, которые в свою очередь собирали группы из заинтересованных членов и выносили результаты исследований.

Оригинальные работы вместе с материалами обсуждений опубликованы в 188 томах Schriften (Труды). Й. Шумпетер отмечает, "что реформаторский членов Союза был сосредоточен на отдельных проблемах или мерах.

Фундаментальное переустройство общества должно было произойти позже, скорее как побочный продукт, чем результат непосредственно направленных на него усилий.

Внимание к социальным проблемам рабочего класса в значительной степени диктовалось желанием избежать обострения противоречий и открытых столкновений.

Теоретическое осмысление социальной политики началось параллельно с оформлением социального государства в Германии.

Также, изучение СП на первых порах связывалось с изучением бедности как социальной категории и серьезной социальной проблемы.

На первых этапах образовалось несколько теоретических направлений изучения бедности:

1. Бедность как социальное благо: социал-дарвинистская модель явления. А. Смит, Т. Мальтус, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, Г. Фоссет, П.-Ж. Прудон (идея бедности как социального блага) и др. Либеральные установки теории – принцип ограничения помощи нуждающимся.

2. Бедность как социальное зло: эгалитаристское направление. Концепции Ж. Реклю (следствие распределительной системы) и К. Маркса (отношения производства, прибавочная стоимость). Типология бедности: Реклю – бедность и нищета как крайняя степень бедности; Маркс и Энгельс – три типа бедности (абсолютная, социальная—относительная, физическая).

3. Бедность как социальная болезнь: теории социологов реформаторов. Мирные пути устранения социального зла. Эмпирические исследования проблемы бедности: Дж. К. Шатлуорт, Ф. Иден, Ч. Бут, С. Роунтри (изучение низшего класса, структурные связи бедности), Ф. ЛеПле, Г. Шмоллер.

4. Бедность необходимый элемент общественного развития. Понятие структурной бедности. Изменения в восприятии бедности – признание относительного характера бедности: Дж. Гэлбрейт (изолированные районы бедности, случаи бедности), С. Ленс (бедность как выстраданная культура).

Понятия относительной бедности и относительной депривации: Стауффер, Р. Мертон, Дж. Мид, Рансиман.

Продолжение исследования относительной бедности в работах П. Таунсенда (Бедность в Великобритании).

Параллельно с развитием концепций бедности, зарождается направление изучения СП, ставшее центральным в осмыслении проблем СП начиная с начала ХХ в. и вплоть до сегодняшнего времени – концепция социального государства.

 Процесс возникновения и становления социальногогосударства имеет долгую и сложную историю.

В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях:

на научном- как идею и ее развитие в целом ряде концепций,

на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран,

на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан, его практическое формирование - отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах.

Промышленная революция и индустриализация стран Западной Европы вызвали новое резкое классовое расслоение общества, породили острый социальный антагонизм между рабочим классом и буржуазией.

Леворадикальный путь разрешения этого основного противоречия капиталистического общества нашел свое воплощение в теории марксизма, в социалистической революции и практике социалистического строительства.

 Социал-реформистский путь - в различных концепциях постепенного совершенствования, эволюции буржуазного общественного строя, в том числе посредством создания социального государства, в практике социально-экономических и политических реформ, проводимых буржуазным государством.

К середине XIX в. повышение роли собственно социальных функций государства стало настолько очевидным, что теории социальной сущности государства [утописты] и социальных регуляторов развития государственности [Маркс] оказались эвристически недостаточными, появилась необходимость в фиксации возникшего нового качества государства с его социальной атрибутикой.

Такой фиксацией стало понятие "социальное государство",введенное в науку в 1850 г. Лоренцом фон Штайном [78].
В определении социального государства Л. фон Штайна содержался ряд принципиальных положений, ставших основой нового понимания функций государства.

Он отмечал, что социальное государство "обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти.

Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве".

Возникновение и развитие идей СГ возникает как:

1. Ответ на индустриализацию. Переход к индустриальному обществу резко снизил роль традиционных институтов, оказывавших социальную помощь, таких как профессиональные гильдии и расширенные семьи. Социальное государство заполнило образовавшуюся брешь.

2. Ответ на современную бюрократию. Развитие национальной государственной службы, эффективной и дорогостоящей, стало ключевым средством, которое сделало возможным всеобъемлющее социальное обеспечение.

3. Ответ на демократию. Люди боятся риска и стремятся коллективизировать его там, где это возможно. Таким образом, коллективное финансирование и расходование средств на социальное обеспечение является следствием введения всеобщего избирательного права.

4. Ответ на интересы рабочего класса. Социальное государство сужает рамки действия рынка. Оно выводит из-под его действия, скажем, такие услуги как образование и медицинское обслуживание. Таким образом, социальное государство используется рабочим классом и представляющими его социал-демократическими партиями в своих интересах.

5. Ответ на капитализм. Рыночная экономика требует определенной заботы о тех, кто проигрывает в борьбе за выживание. Капиталисты поэтому предоставляют государству определенную автономию в действиях в сфере социального обеспечения, даже, несмотря на то, что это впрямую не способствует увеличению их доходов.

Идея социального государства заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества.

В развитых странах государство - центральный, но не единственный субъект социальной политики; широкий спектр функций делегируется множеству субъектов гражданского общества.

Уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, за проведение политики прогрессивного развития общества, что обусловлено природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий.

Идеология гуманизма в рамках социального государства базируется на признании неотъемлемых фундаментальных прав граждан на человеческое достоинство и свободное развитие личности, самоопределение, личную и общественную (солидарную) ответственность граждан за свое материальное благополучие.

Появление термина "социальное государство" само явилось принципиальным моментом осознания изменений природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству, осуществляющему социальные функции.

В 1871 г. Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. она же начинает финансировать медицинскую помощь, в 1883 г. вводит пособие по болезни, а в 1910 г. - обязательное пенсионное страхование. Социальное страхование от несчастного случая появляется в Австрии в 1887 г., во Франции - в 1898 г., в Норвегии - в 1894 г., Новой Зеландии - в 1900 г., Швеции - в 1901 г.

Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции - в 1891 г., в Норвегии - в 1909 г. Практически одновременное, в течение менее двух десятков лет, возникновение атрибутов социального государства в разных странах с весьма различным уровнем общественно-экономического и политического развития свидетельствует о том, что социальное государство является продуктом не специфических условий отдельно взятой страны и социальных революций, а итогом цивилизационного развития.

Идеи равенства, солидарности, справедливости, бессословного общества, требование вмешательства государства в распределение собственности, уравнивания доходов и ответственности государства за социальную политику, демократизация власти в этот период стали основой политических и государственных преобразований во многих странах.

По сути социальное государство стало реализацией социалистической идеи или, по нашему мнению, в определенной точке сошлись, совпали два объективных, относительно независимых, но имеющих единую основу общественного бытия процесса - развитие социальных функций государства, обусловленное развитием производительных сил и изменением роли личности на производстве и в обществе, и идеологическое осознание данных процессов и соответствующей этому осознанию идеологии.

Определения социального государства, формировавшиеся в течение более ста лет, при всей кажущейся разнородности содержат ограниченный набор константных признаков

Первым константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки государства всем членам общества.

Вторая константа определений социального государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики, право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов.

Правовая функция социального государства не только сводится к регулированию социальных процессов, а проявляется в наделении граждан социальными правами, а государства - социальной ответственностью.

В качестве третьего константного признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат.

Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.

Пятая константа связана с признанием ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан.

Таким образом, анализ представлений о социальном государстве позволяет нам представить следующую периодизацию его развития:

первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) - социалистический;

Первая треть XX в. ознаменовалась лавинообразным принятием социальных законов и введением принципов социального государства в политику многих стран.

Социальное законодательство не просто стало сектором правового поля, но начало оказывать мощное влияние на правовое содержание всей нормативной базы государств.

Появление социального законодательства и его непосредственное взаимодействие с другими государственными нормами поставили проблему правовой природы самих социальных норм и стандартов.

второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) - правового социального государства;

В 1930 г. Г. Геллер предложил понятие "социальное правовое государство" и дал его трактовку. Центральной идеей социального правового государства становится акцентирование прав гражданина на социальные гарантии со стороны государства.

С этого времени два понятия "правовое государство" и "социальное государство" не просто стали неразрывны, но некоторыми авторами используются как синонимы.

Связь социального государства с его правовой природой явилась важным шагом закрепления за государством его социальных функций. Социальные функции государства не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую основу государства.

Признание за социальным государством правовой основы означало придание социальным функциям обязательного характера. Собственно социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.

Обозначение социального государства как правового явилось принципиальным для определения нового, социального качества государства.

Приобретение социальным государством правового обоснования стало вехой в развитии представлений о государстве и о его социальной сущности. Понятия справедливости, равенства, солидарности, прав и обязанностей личности и общества получили формальное закрепление, став основой дальнейшей эволюции государственных социальных функций.

третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) - государство социальных услуг;

Выделение периода становления социального государства с середины 40-х годов по 60-е годы ХХ столетия в особый этап, который можно обозначить как этап социальных услуг, связано с приобретением государством принципиально новых социальных функций.

Именно в этот период государство становится субъектом специфических социальных функций, примером которых являются обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов.

Особенностью новых социальных функций государства, социальных услуг, является то, что они не просто компенсируют человеку невозможность достижения им определенных стандартов жизни, но активно формируют условия достижения этих стандартов, наделяя государство ответственностью за равные социальные возможности для всех социальных групп. Ответственностью, которая заставляет государство в определенной степени навязывать человеку свою опеку независимо от его желания с целью обеспечения принятых в обществе стандартов. По сути этап "социальных услуг" в развитии социального государства знаменует переход государства от пассивной к активной социальной политике.

Период до 60-х годов ознаменовался практической реализацией идеи социального государства посредством его реальных механизмов на национальном уровне. Одним из ведущих проявлений социальных функций на данном этапе стало предоставление государством социальных услуг.

четвертый этап(с конца 50-х годов до середины 80-х) - государство всеобщего благоденствия;

Период с начала 60-х годов и до середины 80-х можно обозначить как этап всеобщего благоденствия, четвертый этап в развитии социального государства.

С конца 70-х годов ХХ в. начинает нарастать критика государства всеобщего благоденствия, которая в середине 80-х годов становится лавинообразной и многосторонней.

Критике была подвергнута как практика государства всеобщего благоденствия, так и его теоретические и идеологические основы.

Направленность государства всеобщего благоденствия на обеспечение единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и цивилизационными ограничениями и кризисом механизма страхования.

С 70-х годов расходы на социальное обеспечение во многих странах начинают ежегодно расти более быстрыми темпами, чем доходы, что потребовало повсеместного повышения налогов и обязательных взносов в систему социального обеспечения.
Увеличение нагрузки на экономику в свою очередь стало тормозом ее эффективности и потребовало снижения бремени обязательных взносов и налогов, а это привело к частичному сокращению социальных программ и пособий и, самое главное, к реформе социальной политики государств, которая в дальнейшем выразилась в пересмотре принципов, функций и механизмов социальной деятельности.

пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) –этап деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

В целом этот пятый этап развития с начала 80-х по середину90-х годов


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!