Право в системе социальных норм. Соотношение права и морали.



Лекция 2. Право: понятие, признаки, функции. Смысл термина «право», его признаки и функции. Теории происхождения права. Право в системе социальных норм. Соотношение права и морали. Структура права. Принципы права.

Смысл термина «право», его признаки и функции.

           Право появляется вместе с возникновением государства. Это было естественно, поскольку государство является организацией, которая объединяет уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Для регуляции взаимоотношений между соседями оказываются недостаточными обычаи, традиции, нормы морали и религиозные верования, кровнородственные связи. Тогда и возникло право как регулятор взаимоотношений в об­ществе, где люди неравны в имущественном и социальном поло­жениях.

           Многовековая история существования права не закрепила за ним однозначного понимания. В повседневной жизни мы сталкиваемся  с различными толкованиями термина «право».

           Во-первых, под правом понимаются социально-правовые притя­зания людей на определенные блага, удовлетворение которых позволяет им полноценно существовать. В основном они составляют естественные права человека, т.е. притязания, обусловленные его природой: право на жизнь, человеческие условия существования, право на свободу, собственность, счастье, честь, достоинство, со­противление угнетению и т.п. В связи с этим мы часто произносим: «Я имею право», когда претендуем на получение каких-либо благ. Цицерон связывал право с самой природой, с естественным со­стоянием человека. По его мнению, право — это «разумное поло­жение, соответствующее природе, распространяющееся на всех лю­дей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга». Правда, на практике эти притязания могут быть государством толь­ко провозглашены, но не гарантированы.

           Во-вторых, другое значение термина «право» — право в объек­тивном смысле. В этом случае право понимается как мера допусти­мого поведения, зафиксированная в системе общеобязательных пра­вил поведения, которая создается государством и действует незави­симо от воли и сознания отдельных лиц. Обязательность соблюдения и исполнения этих юридических норм каждым человеком обеспечи­вается государственным принуждением. В этом значении право, по мнению Аристотеля, выступает «регулирующей нормой политическо­го общения» и должно являться «критерием справедливости».

           В-третьих, существует толкование термина «право» в субъек­тивном смысле. В этом случае право выражает официально при­знанные возможности, которыми располагают люди, организации и которые гарантируются государством. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья и т.п. Здесь социально-правовые притязания получают не только официальное закрепление в зако­нодательных актах государства, но и обеспечиваются гарантиями их осуществления.

           В-четвертых, предельно широкое понимание права, включаю­щее в себя все правовые явления: субъективное право, объективное право, правовую психологию, правовую культуру, правовое созна­ние, принципы права и т.п. В этом случае понятие «право» отожде­ствляется с термином «правовая система», которая объединяет всю совокупность правовых явлений, существующих в обществе: право­вые идеи, источники права, институты права, отрасли права, право­вые традиции, правосознание, правовую культуру, правопорядок, способы толкования норм права и т.п.

       Признаки права.

           Право является одним из регуляторов взаимоотношений людей в обществе наряду с моралью, религией, традициями, обычаями, ри­туалами и т.п. Однако право в отличие от них обладает рядом свойств (признаков),

1. Нормативность права. Право состоит из норм, в которых выражается общий масштаб поведения, который определяет границы дозволенного, запрещен­ного, обязательного. Нали­чие норм права говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными, а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, т.е. санкций.

2. Системность. Право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга правил поведения. Основу этой системы составляют нормы конституции (основного закона), которым не должны про­тиворечить все иные нормы права. (например, нормы, регулирую­щие имущественные и личные неимущественные отношения — нормы гражданского права).

3. Обязательность. Общеобязательный характер норм права вы­ражается в том, что все члены общества обязаны выполнять их требования. Большинство правовых норм исполняется добровольно. Но за каждой нормой стоит потенциальная возможность государственного принуждения и ответственности за её нарушение. Т. е. государство в прямом смысле слова охраняет право. Государственное принуждение не только ограни­чивает свободу человека, но и в определенных законом случаях лишает человека свободы.

4. Формальная определенность. Нормы права выражены в офи­циальной форме: они закреплены в нормативно-правовых актах государства (законах) либо в других юридических документах (решениях судов, прецедентах). Формальная определённость выражается и в том, что юридические нормы отличаются по своему содержанию отличаются чётки, лапидарны (написаны предельно сжатым, кратким, выразительным слогом). Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения законодательной техники. Этот признак предохраняет право от произвольного изменения и толкования.

 5. Неперсонофицированность и неоднократность действия права. Нормы права не имеют конкретного адресата, они обращены ко всему населению. Норма права продолжает действовать вплоть до ее отмены уполномоченным на то государственным органом (чаще всего парламентом).

           Таким образом, право – это система обязательных правил поведения, формально определённых и закреплённых в официальных документах, поддерживаемые силой государственного принуждения.

           Функции права.Функции права – основные направления воздействия на общественные отношения в ходе осуществления задач и целей, стоящих перед обществом.

           Функции права в целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. В зависимости от сферы воздействия выделяют экономические, социальные и другие функции. По субъектам правовой деятельности можно выделить законодательные, исполнительные и судебные функции права, в которых выражаются направления деятельности органов государственной власти.

           Чаще всего выделяют две функции права: регу­лятивную и охранительную, в которых проявляется социальное назначение права.

           Регулятивная функция заключается в его способности воздействовать на поведения субъектов правовыми средствами.

1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспреде­лением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательской деятельности.

2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (юридическая регистрация партий, общест­венных объединений, законодательная регламентация и контроль изби­рательных кампаний, референдумов и т. д.). Говоря о связи права и по­литики, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснова­нием существующей в государстве политической власти. Без юридичес­кого обоснования никакая власть существовать не может. Она становит­ся нелегитимной.

3. Регуляция социальных отношений представляет собой государствен­но-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе.

4. Регуляция мировоззренческих ориентации личности относится к сфе­ре субъективного права.

           Охранительная функция права заключается в пресечении и предот­вращении противоправного поведения и защите позитивных отношений. Действие этой функции выражается:

а) в определении запретов;

б) в установлении юридических санкций за возможное неправомерное поведение;

в) в применении юридических санкций за совершенные неправомер­ные деяния.

           Иногда выделяют и третью функцию права - воспитательную, или, как ее еще называют, предупредительную. Она осуществляется путем ин­формирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

Теории происхождения права.

           Единства мнений о том, как возникло право, в юридической науке не существует; каждая точка зрения акцентирует внимание на от дельных факторах возникновения права.

           К числу самых ранних можно причислить теологическую теорию происхождения права. Она рассматривает его как божественный промысел. По мнению одного из авторов данной теории — средневекового философа-богослова Аврелия Августина (354—430), именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным ис­точником моральных норм и оценок. В Библии утверждается, что «Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его». Естественно стремление первых правителей прел ставить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета, поскольку нарушение божественны заповедей признается одновременно смертным грехом.

           Сторонники теории естественного права делят его на естественное (негативное) и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Среди них — права на жизнь, свободу, собственность равенство и т.п. В противоположность естественному праву позитивное право было создано государством путем правотворчества. Представители этой теории – Гроций, Локк, Гоббс считали, что существуют постоянно дейст­вующие, независимые от государства правила поведения и принципы жизнедеятельности. Задача органов государственной власти не разрабатывать свои нормы, навязывая их гражданам, а возводить в ранг закона уже существующие нормы пове­дения людей. Конституция РФ признаёт естественно-правовую доктрину, указывая, что «основные права и свободы человека неотчуждаемые и принадлежат каждому от рождения (ст. 17).

           Нормативистская теория права.Ее автором являлся австрийский юрист Ганс Кельзен (1881—1973), который считал, что право возникло вместе с государством, а само государство представляет со-«централизованный правопорядок». Право рассматривается им своеобразная «лестница норм», на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции. Нижестоящие ступени занимают нормы, которые соответствуют конституционным нормам, но в конституции могут быть не записаны. Принцип соответствия нижестоящих норм «основной норме» и обеспечивает правопорядок.

           Сторонники нормативистской теории отрицают проблему происхождения права, поскольку, с их точки зрения, государство и нераздельны, следовательно, и их происхождение — это единый процесс. Нормативисткую теорию права еще называют чистой теорией права за стремление ее создателя Г. Кельзена отделить право от ценностей добра, справедливости, равенства, так как, по его мнению, ценностные суждения не могут быть объективными, независимыми э

           Психологическая теория права признает, что право является ре­зультатом психологических переживаний людей. Она, как и аналогичная теория происхождения государства, выводит право из психологи­ческих установок, из потребности людей жить по определенным правилам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле. Петраржицкий подразделял право на интуитивное (основанное на внутреннем голосе совести) и позитивное (основанное на внешних предписаниях). По его мнению, законы, судебная практика – это факты, которые переживаются индивидом как позитивное право, но принимаются им во внимание ровно настолько, насколько соответствуют интуитивному праву. Л.И. Петражицкий справедливо отмечал особую роль социальной психологии, т.е. психологии больших масс людей, отличающейся от психологии отдельных индивидов, в формировании правового порядкаI. При принятии того или иного закона невозможно игнорировать настроения в обществе.

           История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права (материалистическая), согласно которой право - это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса. Данная теория связывает происхождении государства и права с социально-экономическим факторами, такими как рост производительности труда, появление прибавочного продукта, возможность его обмена, появление на этой основе частной собственности и раскол общества на имущие и неимущие классы. Исходя из этого, «всё законодательство имеет целью защиту имущих классов от неимущих… Только потому, что есть неимущие, нужны законы» (Энгельс). При таком подходе право рассматривается как инструмент государства, орудие осуществления воли господствующих классов.

Право в системе социальных норм. Соотношение права и морали.

           В процессе жизнедеятельности люди ступают в различные взаимоотношения, основанные на определённых нормах. Понятие «норма» означает правило, руководящее начало. Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы:

А) Несоциальные нормы. Они регулируют отношения человека к природе, технике. Среди них можно выделить технические, сельскохозяйственные, химические, санитарно-гигиенические и др. нормы.

Б) Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Среди них выделяют нормы права, нормы обычаев, нормы морали, религиозные нормы и др.

           Возникновение права не вытеснило иные социальные нормы, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Так, например сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом.

           Общее, что их объединяет, состоит в том, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливающими «образцы социально необходимого поведения принятого в данном обществе. Они определяют границы возможно­го и обязательного поведения людей, организаций, коллективов нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя.

Действие всех социальных норм направлено на обеспечение порядка и стабильности в обществе. Однако перечисленные социальные нормы различаются:

1) тем, как они формируются — стихийно или сознательно;

2) в какой форме существуют — в письменных источниках или в сознании людей;

3) как обеспечивается выполнение требований социальных норм — возможностью государственного принуждения или силой общественного мнения, внутренним убеждением;

4) какую сферу общественных отношений они регулируют (поли­тическую, этическую, эстетическую и т.п.).

           Нормы обычаев представляют собой правила, которые в результате многократного повторения их использования входят в привычку людей и регулируют их поведение. Обычай только тогда можно считать социальной нормой, когда в силу длительности его вменения он становится привычкой. А коль скоро обычай выступает уже как неотъемлемая часть поведения, то особых механизмов для обеспечения его функционирования не требуется. Например, нет необходимости закреплять в конституции государства шило «светофора».

           Право не остается безразличным к обычаям. Те обычаи, которые противоречат праву, оно квалифицирует как правонарушение. пример, обычай давать калым (выкуп) за невесту или похищать её, который издавна был распространен у народов Кавказа и Средней Азии и почти повсеместно сохраняется там до сих пор. Эти действия противоречат нормам Семейного кодекса Российской Федерации, которые указывают, что «для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста»

           Религиозные нормы формируют смысл жизни человека, способствуют его адаптации (приспособлению, «приживаемости») в современном мире. Внешне религиозные нормы сходны с правовыми, поскольку они тоже зафиксированы, например, в Библии, Коране и т.п. В этих священных книгах образцы добродетельного поведения оформлены в виде требований. В Библии, например, это: «возлюби ближнего своего, как самого себя», «не убий», «не укради»... Такие установки не оставляют выбора, пренебрежение ими признается грехом и «карается Богом». Право соблюдает принципы свободы совести и вероисповедания, которые гарантируют каждому человеку возможность свободно выбирать веру. Однако оно не остается безучастным к антигуманной деятельности тоталитарных сект, которые стремятся подавить личность, сделан верующих орудием в руках их руководителей, как было, например в известной секте «Аум-Сенрикё».

           Нормы морали представляют собой правила поведения, которые складываются на основе имеющихся в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести и т.п. Мораль, кроме того, включает в себя абсолютные ценности, которые пригодны для всех случаев жизни. Если право оценивает поступки людей по принципу «можно—нельзя», то мораль делает это по принципу «хорошо—плохо». Нормы морали формируются стихийно, в результате отбора в ходе эволюции человеческого общества тех ценностей и идеалов, которые утверждают принципы добра и справедливости, достоинства человеческой личности. Моральные нормы не имеют специальных механизмов своей реализации. Их действие обращено к внутреннему миру человека с целью формирования у него внутренних убеждений и установок должного поведения: будь скромен, будь вежлив, «чти отца своего и мать свою» и т.п. Право и мораль тесно взаимосвязаны.

           Общие черты праваи морали:

1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной фор­ме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.

3. Многие моральные нормы и принципы перешли в правовые нормы, например принцип справедливости, который означает соразмерность наказания содеянному.

       Различия между правом и моралью:

1. По происхождению. Моральные нормы складываютсяв обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести,справедливости. Правовые нормы принимаются уполномочен­ными на их принятие государственными органами.

2. По форме закрепления. Право получает своё выражение в официальных документах государственных органов (законах, указах, постановлениях), а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах, они содержатся в сознании людей.

 3. По степени детализации. Правовые нормы представляют собой детализированные правила поведения, которые предписывают: кто и что должен делать, каким образом, при каких обстоятельствах; нормы морали выступают в виде обобщённых правил: будь добрым, справедливым.

4. По сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, имеющие государственную значимость; нормы морали не имеют обособленной сферы, мораль вездесуща: она всё оценивает с точки зрения нравственности.

5. По способу обеспечения. Соблюдение норм права поддерживается принудительной силой государства; нравственность обращается только к совести индивида. Санкциями права выступают меры принуждения, санкциями морали являются совесть индивида и мнение общества.           

6. Право и мораль не имеют общего содержания. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали может быть, безнравственным и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным. Например, если мужчина и женщина прожили совместно до глубокой старости в незарегистрированном браке и один из них умирает, то оставшийся в живых не имеет права наследования имущества и порой остается без крыши над головой.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 622; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!