Истоки политических идей В.И. Ленина



Задача параграфа заключается в том, чтобы выявить идейные истоки политических воззрений В.И. Ленина.

Ссылаясь на научную биографию В.И. Ленина, можно сказать, что одним из источников формирования его политических идей стало семейное окружение юного Ульянова. Дети семьи Ульяновых очень много читали, у них был доступ к различным научным и политическим трудам. Однако отец Ленина никогда не прививал детям революционных идей, он никогда не занимался политическими делами.

Особенным авторитетом в этой области для Ленина был старший брат – Александр. Именно посредством своего брата Ленин впервые познакомился с произведениями Карла Маркса и революционно-демократической литературой. Гибель Александра (он был приговорен к казни за участие в разработке плана убийства царя) оставила глубокий след в душе Ленина. Эта утрата определила его дальнейший революционный путь, он решил идти по стопам брата. «Каждый человек, проходя по долине своей судьбы, не знает, будут ли на его пути крутые повороты или даже зигзаги. Не все зависит от самой личности. Иногда такой поворот внешне малозаметен, но роль его во всей дальнейшей жизни человека огромна. Вот таким внутренним поворотом, духовным мятежом в сознании Владимира отозвалась трагедия семьи Ульяновых — казнь старшего брата Александра.»[1]

Среди исследователей существует множество разных точек зрения о том, как формировались революционные взгляды Владимира Ленина. Н.В. Валентинов считает, что идейным вдохновителем Ленина является Н.Г. Чернышевский, знакомство с ним произошло раньше, чем знакомство с марксизмом. Можно сказать, что особое внимание

 

 

юного Ульянова привлекли статьи Чернышевского в журнале «Современник». Благодаря непрерывному чтению Чернышевского он познакомился с философией Гегеля. бывший крестьянский социалист Чернышев­ский становится в пору написания романа «Что делать?» пролетарским социалистом. А в этом своем качестве он помогУльянову стать проле­тарским революционером-социалистом во времена повального увлече­ния марксизмом в России 70—80-х гг. XIX в.[2]

Другие уверены во влиянии народовольческих идей на его духовное становление. «Один из первых советских официальных биографов Ленина, лично хорошо знавший его П. Керженцев, в свою очередь полагает, что формирование Ленина как революционера началось особенно интенсивно после его знакомства с литературой, издававшейся группой «Освобождение труда» под руководством Г. Е. Плеханова и П. Б. Аксельрода»[3]

Формированию Ленина как революционера способствовали семейные обстоятельства. После того, как его исключили из университета, Ульянов был сослан в поместье Кокушкино в Лаишевский уезд Казанской губернии. А потом, вместе со своей семьей, отправляется на хутор Алакаевка. Там Ульянов активно занимается политическим самообразованием, читает работы Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, К. Дарвина, Г. Бокля, Д. Рикардо, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, М. Я. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского. В то же время у него есть возможность начать изучение «Капитала» К. Маркса и других его работ. Переехав в Самару, он встретился с главой социал-демократического кружка А. П. Скляренко. Присутствует на незаконных встречах кружка, иногда встречается с марксистами.

В лице Чернышевского Ульянов увидел союзника в борьбе против либеральной буржуазии. Предпосылками Ленина как революционера были мыслители, которые видели в марксизме власть, жесткие классовые границы учения. В Самаре Ленин взялся за «Капитал» основательно. В это время, по словам Адоратского, Ленин уже был марксистом, хотя оставалось в нем что-то от «Народной воли» (особое отношение к террору).

20 августа 1893 г. Ленин уехал в Петербург. По пути остановился в Нижнем Новгороде, где выступал на собраниях, по словам Адоратского, как марксист. В Петербурге же он присоединился к другим молодым марксистам: В. Плеханову, А. Н. Потресову, В. В. Старкову, М. Кржижановскому, П. Струве. В их группе были противоречия между Лениным и Струве. Струве был сторонником легального марксизма, когда Ленин предпочитал нелегальную деятельность.

 

Что касаемо писательской деятельности Ленина, в период с 1893 года по весну 1894 года им были написаны две длинные статьи, распространявшиеся среди петербургских марксистов.

Вывод: нельзя преуменьшать роль смерти старшего брата в становлении революционера-Ленина. В формировании его собственных взглядов наибольшее значение имели произведения Н. Г. Чернышевского. Как говорил сам Ленин: «До знакомства с сочинениями Маркса, Энгельса, Плеханова, главное, подавляющее влияние имел на меня только Чернышевский». На становление Ленина как революционера также повлияли Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский.

 

Основные положения марксизма

Задача параграфа заключается в рассмотрении основных положений марксизма.

Марксизм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Конец 30-х и 40-х годов XIX века является периодом формирования марксистской теории. Капитализм – это предпосылка развития марксизма, основой которого являются интересы пролетариата. Основами марксизма считаются предшествующие ему философские, экономические и социально-политические идеи, созданные во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Источник философской стороны марксизма – это немецкая классическая философия. Создавая свое учение, Маркс и Энгельс опирались на труды таких мыслителей, как: Г. Гегель, Л. Фейербах, А. Смит, Д. Рикардо, Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Существует ряд предпосылок образования этого течения, например, социально-экономические и естественнонаучные.

Карл Маркс начинал с того, что был юристом и философом. Тенденции развития философии и гегелевская философия права особо интересовали его. С экономической проблематикой Маркс столкнулся, когда разбирался с вопросами, касающимися частной собственности на землю, в «Рейнской газете». В 1842 г. Маркс познакомился с Фридрихом Энгельсом, который занимался в основном коммерцией, будучи хорошо осведомленным в практической экономике. Первой политэкономической работой К. Маркса является «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Ее особая отличительная характеристика – это гуманистическая направленность, где в центре внимания находится отдельный человек, включенный в систему общественного производства. Проблема отчуждения труда является основной в произведении «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Эта проблема связана с типом собственности на средства производства и с личностью человека. Маркс выстраивает систему отчуждения, основными этапами которой являются: 1) отчуждение человека от средств производства (частная собственность на средства производства) и как следствие отчуждение человека от самого продукта своего труда; 2) отчуждение человека от

 

 

самого процесса труда, превращение труда в принудительный труд для другого ради поддержки собственной жизни. В результате происходят отчуждение человека от его родовой сущности (экономический эгоизм и индивидуализм) и, наконец,самоотчуждение человека. Сама жизнь человека становится лишь средством к жизни, ее целью — самоподдержание.

Классический марксизм Маркса. В учении Карла Маркса самое главное – это выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как созидателя социалистического общества. Государство по К. Марксу– машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и антагонистических (враждебных, конфликтных) классов.

Энгельс. Государство по характеристике Фридриха Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остаётся по существу машиной для подавления угнетённого, эксплуатируемого класса. Государство и родовая организация не являются тождественными, так как господство над покоренными несовместимо с родовым строем. Органы родового строя должны были превратиться в органы государства. Ближайшим представителем народа-завоевателя был военачальник. Защита завоеванной области от внутренней и внешней опасности требовала усиления его власти, вследствие этого власть военачальника превратилась в королевскую власть.

В марксизме выделяются такие экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Нас интересуют последние две формации. Капитализм – это экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства.Основные признаки капитализма: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами. Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости.

 

 

Как закономерная стадия в историческом развитии общества, капитализм сыграл в своё время прогрессивную роль. Он разрушил патриархальные и феодальные отношения между людьми, основывавшиеся на личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм создал крупные города, резко увеличил городское население за счёт сельского, уничтожил феодальную раздробленность, что привело к образованию буржуазных наций и централизованных государств, поднял на более высокую ступень производительность общественного труда.

Основным противоречием капитализма является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов. Это противоречие порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества — пролетариатом и буржуазией — и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя, создавая объективные предпосылки нового строя, основанного на общественной собственности на средства производства.

Научный коммунизм — одна из трёх составных частей марксизма, изучающая социальное движение, направленное на ликвидацию капитализма и построение коммунистического общества. Научный коммунизм указывает реальный, основанный на науке путь ликвидации эксплуатации человека человеком и введения новой, не знающей противоречий капитализма организации общества, о которой мечтали представители утопического социализма (Оуэн, Сен-Симон, Фурье). Как составная часть марксизма, научный коммунизм опирается на выводы двух других его составных частей — марксистской философии и политической экономии. Особенно большое значение для научного коммунизма имеют теория классовой борьбы и теория прибавочной стоимости.

Вывод: с точки зрения марксизма классовая борьба – это движущая сила развития общества, разделённого на противоположные классы.В капитализме упрощены и обнажены классовые противоречия, где противопоставлены друг другу два больших класса – буржуазия и пролетариат. Пролетариат – это угнетённый класс, классовая борьба которого принимает интернациональный характер и мировой размах. Основными формами классовой борьбы пролетариата являются экономическая, политическая и идеологическая. Общий труд Карла Маркса и Фридриха Энгельса играть роль стройной и целостной системы мировоззрения, которая лишенаидеалистической составляющей и которая опирается лишь на науку и практический опыт.

 

Глава 2

ВЗГЛЯДЫ В. И. ЛЕНИНА

О диктатуре пролетариата

Задача параграфа заключается в том, чтобы изучить взгляды В. И. Ленина на диктатуру пролетариата.

Что такое диктатура пролетариата? Этот термин впервые был освещён в работе Карла Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 годы». Как уже было сказано во втором параграфе первой главы, пролетариат – это угнетённый социальный класс, наёмные рабочие, лишённые орудий труда и средств производства. А диктатура пролетариата, по теории Карла Маркса, подразумевает форму политической власти, которая представляет круг интересов пролетариев. Можно сказать, что диктатура пролетариата – это нечто срединное между капиталистическим и коммунистическим строем общества, переходной этап между двумя этими основаниями. Ссылаясь на научную статью М. В. Попова, можно сказать, что любое государство носит классовый характер, на этот аспект Ленин неоднократно концентрировал своё внимание. На вопрос «что такое государство?» он отвечал, что государство – это власть господствующего класса. Господствует либо буржуазия, либо пролетариат. Ленин убеждён, что не может быть никакой середины между этими двумя классами. Диктатура пролетариата есть продолжение классовой борьбы пролетариата, в новых формах.[4] На Третьем Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов В.И.Ленин говорил: «Демократия есть одна из форм буржуазного государства, за которую стоят все изменники истинного социализма, оказавшиеся ныне во главе официального социализма и утверждающие, что демократия противоречит диктатуре пролетариата. Пока революция не выходила из рамок буржуазного строя, — мы стояли за демократию, но, как только первые проблески социализма мы увидели во всем ходе революции, — мы стали на позиции, твердо и решительно отстаивающие диктатуру пролетариата».[5] Этим Ленин хотел сказать, что

Так как среди марксистов появились люди, которые считали, что достигнуть перехода к социализму можно и без диктатуры пролетариата. Такая точка зрения вызвала негодование у Ленина, поэтому он написалработу «Пролетарская революция и ренегат Каутский» где говорит, что господство пролетариата, как большинства населения, возможно при строжайшем соблюдении демократии. Примером тому является Парижская Коммуна, которая была диктатурой пролетариата, выбранная всеобщим голосованием.[6]

 

Также, в этом же своём труде, Ленин сравнивает буржуазную демократию и пролетарскую демократию. Он называет буржуазную демократию узкой, лицемерной, фальшивой, и потому, эта демократия всегда будет демократией для богатых. А демократия пролетариев для него, напротив, сдерживает буржуазию, эксплуататорский класс, она не лицемерна, не фальшива. Ленин считает, что только Советская Россия обеспечила пролетариат невиданной свободой и демократией, лишив роскоши буржуазию, отобравтипографию и бумагу у капиталистов заменив парламентаризм буржуазии на демократическую организацию Советов, которая более близкак «народу», более «демократична», чем самый демократичный буржуазный парламент. Таким образом, Ленин показывает, чтосуровость режима диктатуры пролетариата в отношении свергнутых эксплуататорских классов определяет ход и формы классовой борьбы, то, насколько ожесточённо сопротивление самой буржуазии.

 

О роли партии

Одной из главных составных частей ленинизма являются воззрения большевизма о роли партии в государстве. Именно этот вопрос стал одной из причин раскола между большевиками и меньшевиками. Разногласия проявлялись в споре об исторической роли рабочей партии в революции. Так же Ленин в своих трудах подчёркивал, что причиной распада Парижской Коммуны было отсутствие единой централизованной пролетарской партии. Большое значение Ленин придавал тому, что такие понятия как «класс» и «партия» часто путают между собой. Причина борьбы Ленина за правильность понимания этих двух представлений была в том, что это могло привести к обесцениванию роли партии, это замедлило бы освобождение всего класса. Чтобы дать понять, в чём разница между этими понятиями, Ленин писал:

«Партия — сознательный, передовой слой класса, его авангард. Сила этого авангарда раз в 10, в 100 раз и более велика, чем его численность.Возможно ли это? Может ли сила сотни превышать силу тысячи?Может и превышает, когда сотня организована.Организация удесятеряет силы. Истина эта, ей-же-ей, не новая. Сознательность передового отряда в том, между прочим, и проявляется, что он умеет организоваться. А организуясь, он получает единую волю, и эта единая воля передовой тысячи, сотни тысяч, миллиона становится волей класса. Посредником между партией и классом является «широкий слой» (шире партии, но уже класса) — слой голосующих за с.-д., слой помогающих, слой сочувствующих и т. д.Марксисты принципиально иначе смотрят на отношение неорганизованной (и не поддающейся организации в течение долгого времени, иногда десятилетий) массы к партии, к организации. Именно для того, чтобы масса определенного класса могла научиться понимать свои интересы, свое положение, научиться вести свою политику, именно для этого необходима организация передовых элементов класса немедленно и во что бы то ни стало, хотя бы вначале эти элементы составляли ничтожную долю класса. Чтобы обслуживать массу и выражать ее

 

 

правильно сознанные интересы, передовой отряд, организации должна всю свою деятельность вести в массе, привлекая из нее все без исключения лучшие силы, проверяя на каждом шагу, тщательно и объективно, поддерживается ли связь с массами, жива ли она. Так и только так, передовой отряд воспитывает и просвещает массу, выражая ее интересы, уча ее организации, направляя всю деятельность массы по пути сознательной классовой политики».[7]

Такая система взглядов В. И. Ленина оставалась устойчивой вплоть до его смерти. Уклоном от пути коммунизма он считал неправильное понимание роли, которую осуществляет коммунистическая партия, а также роли, выполняемой рабочим классом.

Из небольшого «кружка» партия разрослась до немыслимых размеров, у неё появилась огромная сила и влияние. Ленин называл партию партией класса, поэтому весь класс обязан действовать под руководством партии. Более чем через 15 лет на II Всемирном конгрессе Коминтерна Ленин заявил, что партия может включить в себя лишь меньшинство класса. Поэтому лишь это сознательное меньшинство может руководить широким рабочим классом. Коммунистическая партия является рабочей партией. Это значит, что партия никогда не могла смотреть на рабочий класс, как на «объект» воздействия, а на себя, как на «субъект» этого воздействия. Нет, партия сама — часть рабочего класса. Партия растет из рабочего класса. Это не односторонний процесс воздействия, а двусторонний процесс взаимовоздействия.

Двумя основными классами того времени были рабочие и крестьяне. Так же, как и рабочим классом, партия должна руководить и крестьянством. Крестьянство – это ещё одна опасность, грозящая партии, опасность эта заключается, как и в предыдущем случае, со стороны смешения понятий. Поэтому одной из целей партии является стирание границы между этими двумя классами, есть необходимость превратить крестьянина в пролетария. Один из этих классов (пролетариат) обязательно, с помощью своего примера, «переделает» другой класс (крестьянство). И чтобы это получилось, необходимо условие – партия должна остаться рабочей. Теория как Маркса, так и Ленина оценивает роль пролетариата, как роль единственного до конца революционного класса, самого прогрессивного класса, руководителя всех трудящихся. Партия является рабочей не только потому, что состав ее рабочий, а и потому, что она защищает идеологию рабочего класса.

Однако меньшевики назвали вопрос о роли партии в революции не «диктатурой пролетариата», а «диктатурой над пролетариатом». То же самое сделал и Каутский, на что Ленин отразил свою позицию в работе «Пролетарская революция и ренегат Каутский».

 

 

 


[1]Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет — М.: АСТ: Новости, 1999. — 480 с.;

[2]Плимак Е.Г. Политика переходной эпохи. Опыт Ленина — М.: Весь Мир, 2004. — 316 с

[3]Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет — М.: АСТ: Новости, 1999. — 480 с

[4] Ленин В. И. Полное собрание сочинений — М.: Изд-во политической литературы, 1970, т. 39 — 623 с.;

[5]Ленин В. И. Полное собрание сочинений — М.: Изд-во политической литературы, 1970, т. 35 — 623 с.;

[6]Ленин В. И. Пролетарская революция и ренегат Каутский — ПСС, изд. 5, т. 37, 266 с.;

[7]Ленин В. И. Собр. соч.. т. XII, ч. II, стр. 588. 590 — 591.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!