III. Понятие и виды деформации правосознания

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Кубанский государственный аграрный университет им И.Т. Трубилина»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ТЕМА: “Правосознание”

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Юридического факультета

Очного обучения уч. группы № 3

Репухова Дарья Андреевна

 

 


 

 


Краснодар

2018


 

 

ПЛАН

 

Введение…………………………………………………………… 3
I. Правосознание: понятие, структура и функции...……………. 5
1.1 Понятие правосознания…………………………….…………. 5
1.2 Структура правосознания…………………………..………….. 9
  1.3 Функции правосознания……………………………………….. II. Виды правосознания …..………………………………………… 14   18
III. Понятие и виды деформации правосознания ………………… 24
Заключение………………………………………………………… 29
Список литературы…….…………………………………………… 31

Введение

В последнее время теме правосознания стали уделять повышенное внимание. Если ранее, по замечанию В.В. Лазарева, в темах по теории права "правосознание рассматривалось преимущественно как институциональное образование", то в настоящее время и в научной среде, и в политической пришли к пониманию важности изучения правосознания, как социального явления.

Теоретики права по-разному подходят к вопросу правосознания. Анализ позиций ученых, в частности С. С. Алексеева, В. М. Хропанюка, С. А. Комарова, показывает, что, как правило, под правосознанием понимается совокупность взглядов, отражающих в общественном или индивидуальном сознании действующее право и правовые явления.[1]

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что правосознание как одна из форм общественного сознания, является важным показателем степени актуальности и развитости конкретной правовой системы в каждом из отдельных государств.  Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Будучи духовно-правовым мотиватором, правосознание образуется в сознании каждого индивида, группы индивидов и иных участников социума, подталкивая их к активному, юридически значимому поведению в государственно-правовом смысле этого слова. Политика государства в части преобразования государственной правовой системы, неразрывно связана с уровнем правосознания общества, поскольку высокий уровень правосознания мотивирует его участников к осознанной и активной деятельности в целях поиска эффективных решений, ведущих к совершенствованию правовой системы в целом.

        Объектом исследованияявляется рассмотрение такого правового явления как правосознание.

Предметом исследованиявыступают нормативные правовые акты международного и внутригосударственного уровня, научные исследования ученых в данной области, материалы общей и специальной литературы.

Целью курсовой работыявляется изучение вопросов, связанных с определением сущности правосознания.

Исходя из поставленной цели, для ее достижения определены следующие основные задачи:

1. раскрытие понятия «правосознание»;

2. рассмотрение его структуры;

3. характеристика функций правосознания;

4. изучение видов правосознания;

5. анализ деформаций правосознания.

 

I. Правосознание: понятие, структура и функции

Понятие правосознания

    Правосознание формируется через сознание каждого индивида, группы индивидов и иных участников социума.

Различные явления, проходя через сознание человека, получают ту или и иную оценку,тоже самое касается и государственно-правовых явлений.

Данный процесс происходит посредством интеллектуально-правового осмысления и анализа, а также на основанииличностных представлений, настроений, взглядов и занимаемых правовых позиций. После чего всякое правовое явлениеприобретает оценочный отклик. Под этим откликом стоит понимать отношение, в общем смысле которого принято делить на:

- положительное;

- негативное.

Разница этих двух оценок заключается в том, что в первом случае отдельное правовое явление воспринимается как нужное, ценное, необходимое, во втором же, напротив, воспринимается как ненужное, лишнее, бесполезное.

    В общем смысле, отмечает Морозова Л.А., правосознание – это отношение к праву. В более развернутом определении правосознание характеризуется как совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.[2]

Данное определение не является единственным. Так в учебнике под редакцией Пиголкина А.С. правосознание определяется как совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Это неизбежный спутник права. Существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей.[3]

    Усвоив смысл вышеуказанных определений, можно сделать вывод о том, что в правосознании имеет место как объективные, так и субъективные составляющие представленияиндивида и общества в целом о действующей и желаемой политической системе и органов, реализующих политику ее преобразования и совершенства.

При наличии тандема объективного и субъективного, оценочное явлениеправосознания (в рамках сознания человека) может возникать:

- на рациональном, разумном уровне;

- на эмоциональном, то есть на уровне чувств, настроений.

Данные 2 уровня существуют неразрывно, а степень адекватности реакции на государственно-правовые изменения, преобразования напрямую зависит от уровня развития правосознания индивида, общества.

В рамках массово-количественного (определяется числом участников) аспекта сознания правосознание можно поделить на следующие уровни:

- уровень одного человека;

- группы людей;

- уровень человеческого сообщества.[4]

Морозова Л.А., помимо наличия схожести и подчинения общим принципам всех форм общественного сознания, также указывает на наличие отличительных черт (особенностей), позволяющих выделить правосознание как форму общественного сознания среди остальных. Так, помимо правосознания, в понятие «общественное сознание» входят такие формы как[5]:

- политическое;

- нравственное;

- религиозное;

- научное;

- эстетическое и другие.

    Данные особенности указывают на:

- отражениевзглядов, воззрений и отношения общества к явлениям, которые имеют место исключительно в государственно-правовой категории;

- наличие множества своеобразных форм отражения государственно-правовой действительностии деятельности субъектов в данном направлении посредством определения юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев, традиций и тд.;

- отражение субъектами государственно-правовой деятельности не только настоящей, но и будущей действительности (опережающее отражение правовой действительности) посредством указания на тенденции развития данных общественных отношений, на проекты их развития и тд.;

- взаимодействие с иными формами общественного сознания с целью оценки того или иного явления с различных позиций;

- способность правосознания к воздействию (позитивного / негативного) на социальные процессы, реформы и преобразования в обществе;

- оценочный характер правосознания. Существует с целью проверки и оценки соответствия действующих и принимаемых норм права необходимым, требуемым стандартам.А также оценочный характер вырабатывает отношение каждого субъекта к соблюдению и несоблюдению норм права.

Исходя из сказанного в данном разделе, следует сделать следующие выводы:

- правосознание существует неразрывно с сознанием человека, группы людей или общности людей;

- правосознание призвано оценивать государственно-правовые явления как с объективной, так и с субъективной стороны;

- эти две стороны взаимнососуществуют;

- степень адекватности реакции индивида на каждое отдельное правовое изменение, преобразование зависит от уровня правосознания;

- правосознание как всякая форма общественного сознания имеет отличительные, индивидуальные особенности.


 

Структура правосознания

В общем понимании структура представляет собой целостную организацию системы, ее компонентов и составляющих, образуя единый механизм. Структура призвана обеспечивать организацию взаимодействия ее элементов, а также упорядочивать и организовывать систему в целом.

Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Правовая психология представляет собой отношение населения к праву, основанное на эмоциональном (эмпирическом) уровне, уровне чувств, переживаний и настроений.Данный элемент структуры правового сознания формирует у индивида отношение к праву, его нормам и явлениям, влияет на решение о соблюдении и несоблюдении закона и тд.

Важную позицию в правовой психологии занимают правовые эмоции, формирующиеся в сознании людей под влиянием правовых знаний и процессом общения людей друг с другом. Однако, следует отметить, что уровень правовых знаний и правосознания в целом напрямую влияет на качество правовых настроений, иными словами, чем выше уровень знаний, тем выше степень адекватности реагирования человека на правовые изменения в обществе.

Упомянутый ранее Вопленко Н.Н. выделяет 2 вида этих правовых настроений:

- оптимистичное;

- пессимистичное.

Данная классификация схожа с указанной ранее классификацией откликов (негативных, позитивных).

Вопленко Н.Н и Морозова Л.А. также считают, что правовые настроения можно разделить на 2 компонента:

- устойчивый;

- подвижный (менее устойчивый, неустойчивый).

К устойчивым компонентам авторы отнесли:

- правовые знания;

- самооценка личности, то есть способность индивида к критическому мышлению;

- привычные стереотипы поведения в обществе и др[6][7].

Эти компоненты формируют характер личности, составляют его костяк, который становится прочным фундаментом, на который сложно воздействовать и разрушить.

Противоположностью же этой основе являются настроения. Чаще всего они возникают спонтанно, стихийно, однако специалисты отмечают, что данным явлением можно сознательно руководить, воздействуя на нормы морали. Так, помимо указания на нормы Конституции Российской Федерации[8], должника по налоговым соображениям можно призвать к чувству совести, стыду добропорядочности, дабы определенная группа населения преодолела безразличие к обязанности уплаты налогов.

Правовая идеология в противовес правовой психологии, основывается на теоретических и научных идеях, взглядах, теориях, догматах и концепциях специалистов в данной области. Ее основу составляет рациональный, а не эмоциональный подход.

Профессор Гранат Н.Л., проводя сравнение этих компонентов правосознания, отметил, что правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность[9].

Еще, отмечает МелехинА.В., отличиями правовой психологии от идеологии проявляется в том, что правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.[10]

    Правовая психология и правовая идеология, отмечают ученые, несмотря на коренные отличия тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно друг от друга, оказывая взаимное влияние, отчего не могут по отдельности рассматриваться как второстепенные, малозначимые явления (в частности, правовая психология). Правовые идеологии, создаваемые отдельными группами людей, непременно отражаются в правовой психологии, получают одобрение или отклонение со стороны личности, группы людей и обществав целом.

Так, Королев А.И. считает, взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.[11]

    Некоторые ученые, помимо названных двух, рассматривают третий компонент – поведенческий. Его суть заключается в том, что имеет место рассмотрение правосознания исключительно отдельной личности, в состав которого включаются:

- правовая установка;

- ценностная ориентация человека;

- правовая активность (готовность личности ней);

- цель, мотив;

- и иные.

Исходя из данного раздела можно сделать следующие выводы:

- структура как целостное объединение ее компонентов, имеет собственные элементы: правовая психология, правовая идеология;

- правовая психология сводится к оценке происходящих правовых явлений через эмоциональную составляющую индивида, группы людей, общества;

- правовая идеология предполагает всестороннее, глубокое научное обоснование правовых явлений через научные теории, концепции, взгляды и тд.;

- в список компонентов структуры правосознания можно включить поведенческий тип;

- правовая психология и правовая идеология существуют неразрывно, оказывая взаимное влияние друг на друга.


 

Функции правосознания

Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. В литературе можно встретить большое число функций правового сознания. Но, по мнению некоторых ученых, существуют три основных функции, а остальные функции, есть производные от них. Эти основные функции связаны с функциями права.

Роль правосознания проявляется в его функциях. Функции правосознания[12]:

Познавательная (гносеологическая) - это определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражается в понятии "правовая подготовка"; состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности.

Регулятивная - проявляется в том, что правосознание способно, при определенных условиях, выступать регулятором общественных отношений; оно представляет собой канал воздействия через мотивацию на поведение людей; реализуется через систему мотивов, которые выступают регулятором поведения.

Прогностическая - состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы.

Функция моделирования - выражается в возможности формировать соответствующие модели поведения.

Коммуникативная - состоит в том, что оно служит важной идеально-духовной основой для социального взаимодействия, установления и поддержание контактов, передача необходимой информации и сознательного управления людьми.

Оценочная - заключается в возможности оценки поведения людей с точки зрения различных элементов структуры правосознания, оценки прав; вызывает определенные эмоциональные отношения личности к праву на основе опыта и практики.

По средствам познавательной функции правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом общественной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции, у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого.

Здесь возникают у индивида правовые чувства, эмоции, настроения и навыки. Начинает свою работу регулятивная функция, в чем же она проявляется? Во-первых, с регулятивной функцией связано поведение человека в обществе. Индивид, руководствуясь всеми своими накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того имеет ли он представление о праве и его институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. Но, конечно же, не стоит идеализировать этот процесс, т.к. на поведение людей кроме правого сознания оказывает влияние и нравственное, политическое философское и другие виды сознания. Во-вторых, с регулятивной функцией связано создание правовых норм, т.е. позитивного права. В зависимости от уровня правового сознания зависит уровень юридической техники. В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию. В-четвертых, регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральным, нравственным и другими. Иными словами, правовое сознание позволяет определить границы действия правовых норм и социальных, и согласовать их действие в пересекающихся сферах действия, например в уголовном праве.

Особо важное значение регулятивной функции проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только “отдельная часть” механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание выступает в качестве идеологического и социально-психологического фактора функционирования всей системы правового регулирования[13].

В научной литературе социалистического периода можно встретить целый ряд функций, которые являются производными от трех выше упомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая.

Значение идеологической функции определяется тем, что предметы отражения правового сознания - государство и право - это общественные явления, в которых находят выражение глубокие общезначимые социальные процессы, такие как, взаимоотношение личности и общества, общественное разделение труда и другие. И правильное отражение таких социальных явлений, и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т.е. при активном участии идеологической функции правосознания. Иными словами, идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т.е. господствующим классом.

Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы, закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели. Правосознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений - экономических, политических, этических, религиозных и др. Результатом изучения и оценки совокупности различных общественных отношений является выработка модели должного поведения, причем это долженствование выступает как проявление социальной необходимости.

Функция правообразующая составляет часть регулятивной функции, связанной с созданием норм права. Эта функция проявляется на всех этапах право и законотворчества. Начиная от создания проекта закона до подписания закона высшим должностным лицом (если это предусмотрено) государства.

 

II.Виды правосознания

Для того чтобы уяснить сущность правосознания как правовой феномен, стоит рассмотреть его разновидности. Виды правосознания в юридической науке принято подразделять на три группы в зависимости от основания деления.

Так, в первой группе основанием деления являются субъекты-носители, во втором же основанием выступает уровень правосознания.

По субъектам-носителям принято разделять на:

- индивидуальное правосознание;

- групповое (коллективное) правосознание;

- общественное правосознание.

Разберем каждое из них:

    Индивидуальное правосознание формируется у каждого отдельно взятого человека в результате различных причин:

- факторы, явления и отношения, в которые человек непосредственно вступает;

- психические особенности человека;

- физические особенности;

- уровень умственного и культурного развития;

- уровень образования;

- социальное положение в обществе;

- иные причины.

Таким образом, индивидуальное правосознание зависит от наличия индивидуальных качеств человека и их уровня развития[14].

Групповое (коллективное) правосознание возникает на уровне внутри той или иной социальной группы, отражая ее специфику. Внутри такого коллектива имеется общая связь, основанная на[15].:

- общности интересов ее членов во взглядах на государственно-правовое положение;

- единообразное представление о желаемом праве.

Нередко такие коллективы делят на специальности, примерами которых могут служить:

- педагоги;

- юристы;

- врачи;

- судьи;

- адвокаты;

- государственные служащие и иные.

Однако такое деление может происходить и по иным причинам, например, возрастным:

- молодежь;

- зрелое поколение;

- пожилое поколение.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что коллективное правосознание затрагивает и формируется у той или иной социальной группы, объединенной на схожести во взглядах и общности представлений о праве. В подтверждение можно предоставить высказывание о том, что правовое сознание индивидов данной группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов, что и обуславливает схожесть индивидуального правового сознания и объединение в правосознание данной группы.[16]

Общественное правосознание возникает на последнем количественном уровне – на уровне всего общества. Оно отражает взгляды, оценки, настроения самой многочисленной единицы общества, объединенных на общности взглядов, вкусов, позиций и иных причин. Общественное сознание, безусловно, оказывает влияние на другие 2 уровня, что позволяет их соотнести, но отнюдь не свести в силу отличительных особенностей каждого их них (уровней).

В зависимости от уровня правосознания, состоящее из уровня знаний данной области и отражения правовой действительности, приняло выделять:

- обыденный (эмпирический) уровень правосознания;

- научно-теоретический уровень правосознания.

В первом случае правовая психология выступает доминантом, поскольку на эмпирическом уровне глубина знания вопросов данной области основывается исключительно на личном (повседневном) опыте человека, который складывается стихийно. Лицо действует, опираясь на собственные знания и информацию о праве, правовых нормах, традициях, обычаях, способах разрешения юридических споров и конфликтов и тд. Однако его (обыденный уровень) нельзя отбрасывать и невозможно не учитывать, поскольку множество людей, не имеющих юридической специальности и соответствующей подготовки, руководствуется именно этим уровнем правопознания.

Во втором случае, правовая идеология превалирует над правовой психологией, на первый план выступает рациональное, а не эмоциональное. Оно формируется на основании изучения юридической науки, которая выражается в различных теориях, взглядах ученых, концепциях и тд. Руководствоваться таким уровнем невозможно без углубления в юридическую науку, потому им пользуются меньшее число людей, но вследствие научных обоснований правовых явлений он является важным и актуальным.

Общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.[17]

В научных источниках также выделяется еще один уровень, завершающий деление по обоим основаниям и не входящий ни в один из названных уровней – профессиональный уровень правосознания. Данный уровень характерен для соответствующих юридических специальностей, таких как:

- адвокаты;

- судьи;

- прокуроры;

- юрисконсульты;

- и другие.

Специфика данного уровня заключается в том, что люди, работающие по таким специальностям, имеют обширные знания в области права и практики его непосредственного применения. Это люди, понимающие устройство правовой системы, осознающие важность и необходимость наличия и исполнения правовых норм.

Наличие такого различия между видами правосознания, следует отметить, что законодательные органы государственной власти, издавая нормативные правовые акты, обязаны руководствоваться не только собственным правосознанием, но и правосознанием других общностей и групп людей. Кроме того, опираясь на знания мнений и настроений населения, законодатель также обязан издавать нормативные акты, которые будут соответствовать общественным интересам. Выявляя потребности общества в правовых изменениях, законодатель должен на них реагировать, быть гибким, но опираться на то, что общество признало законным, необходимым, справедливым. В то же время, законодатель, обращаясь ко мнению большинства, обязан учитывать и мнение компетентного меньшинства (ученые, специалисты, судьи) и принимать решения с учетом мнений всех уровней, поскольку роль правосознания в правотворчестве очень велика. В противном случае, изданный и принятый нормативный правовой акт не будет воспринят обществом или большинством его групп, а, следовательно, не будет исполняться, что является в юридическом смысле недопустимым.

По данному параграфу удалось сделать следующие выводы:

- правосознание делится на виды по различным основаниям, что позволяет указать на сложность, наличие различных сторон данного явления;

- по субъектам-носителям: индивидуальный, коллективный и общественный уровни правосознания при наличии отличных друг от друга причин возникновения и черт сосуществуют на основании взаимной связи, оказывая влияние друг на друга, но не сводясь друг с другом;

- возникновение правосознания на разных уровнях по данному основанию обуславливается не только глубиной знаний и эмоциональной составляющей людей, но еще и их взаимодействием, и объединением в группы и общности на основании единых интересов и представлений о праве и государственно-правовых преобразованиях;

- по уровню правосознания обыденный и научный уровни также оказывают взаимное влияние и существуют неразрывно друг от друга;

- в процессе изучения научных источников, удалось отметить наличие такого вида правосознания, не входящий ни в одну из групп – профессиональный уровень правосознания, а также рассмотреть его особенности и специфику;

- удалось отметить важность взаимодействия всех уровней, всех составляющих правосознания с целью эффективного преобразования права и получения положительной оценки государственно-правовым явлениям со стороны общества.


 

III. Понятие и виды деформации правосознания

Деформация правосознания - это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права. Виды деформаций правосознания:

- правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность;

- правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

- правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;

- «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

- правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.

Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся на истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.

Правовой нигилизм имеет свои исторические корни. Русские земли, являясь водоразделом между Европой и Азией, часто страдали от кочевников. Ордынское иго усугубило ситуацию, способствуя отставанию русских земель от Европы.

Под воздействием необходимости свержения ордынского ига происходил процесс форсированной централизации русских земель, опиравшейся не на прочные предпосылки, как это было в Европе, а на едва наметившиеся тенденции интеграции. Это, в свою очередь, приводило к ликвидации вассально-дружииных и формированию княжеско-подданничееких отношений, к укреплению деспотизма. Утверждение деспотизма приводило к усилению крепостного права, лишавшего массу людей прав и свобод, к репрессивному законодательству, несовершенству правосудия, произволу чиновников.

Все это не могло не способствовать негативному отношению людей к закону. Уже с периода Московского государства имеется немало документов, свидетельствующих о том, что закон, правовая норма отнюдь не были альфой и омегой для государственных чиновников в решении различных вопросов. Адекватной была и реакция российских подданных.

Одной из причин широкого распространения нигилизма можно считать весьма позднее развитие в России представительных органон власти (для сравнения: в Англии парламент начал работу уже с XIII в., в то время как в нашей стране-г-с начала XX в.). В результате власть имущие могли действовать совершенно бесконтрольно со стороны общества.

В советский период правовой нигилизм получил «подкрепление» в теории и практике понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами. В правоприменительной практике зачастую действовал принцип революционного правосознания, позволявший чиновникам творить произвол.

Секретные подзаконные нормативные акты, декларативный характер многих законов, административно-репрессивные методы управления обществом способствовали низкому престижу права.

В советский период правовой нигилизм был заложен уже в самой конституции. Так, в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. указывалось, что КПСС является ядром политической системы советского общества, его руководящей и направляющей силой. Между тем КПСС как политическая партия не могла и не должна была подменять собой органы государственной власти[18].

Укреплению духа правового нигилизма способствовало и концептуальное положение советской теории государства и права о постепенном отмирании права по мере приближения к коммунистическому типу общества правовой сознание культура

В новейшей российской истории правовой нигилизм также получил «подкрепление» в результате «войны законов» между союзным центром и российским, провозглашения политики безбрежного суверенитета, несогласованности действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях, неотлаженности механизма приведения в действие принимаемых законов, длительности процесса осуществления реформ, подмены законности целесообразностью.

В настоящее время ситуация начинает меняться к лучшему. Прекращается война законов, многое делается для укрепления российской государственности, позитивные моменты присутствуют во всех сферах общественного развития. В конституционном законодательстве правовой нигилизм отсутствует. Действует принцип разделения властей.

Однако в общественной психологии Действие социальных генов, передающих от поколения к поколению элементы правового нигилизма, сохраняется. В значительной массе людей существует довольно распространенное неуважение к закону, желание обойти его, воспользоваться «связями с нужными людьми» и т. д. В некоторых случаях правовой нигилизм перерастает в крайнюю степень искажения правосознания, превращается в антипод законности. Об этом свидетельствует высокий уровень правонарушений в нашей стране, и прежде всего преступлений.

Проблема правового нигилизма является одной из самых актуальных в новейшей России, но она имеет глубокие корни[19]. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует обозначить:

- обеспечение должного качества принимаемых законов;

- соблюдение самими государственными органами и должностными лицами требований закона;

- улучшение деятельности всей правоохранительной и судебной системы;

- улучшение правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

Однако все эти специальные средства могут дать положительный эффект лишь в случае позитивного развития нашего общества в социально-экономической и политической сферах (динамичное развитие экономики, улучшение жизненного уровня населения, совершенствование демократии, укрепление стабильности политического режима и т.д.).

Таким образом, правовое сознание можно определить, как одну из форм общественного сознания, представляющую собой совокупность взглядов, идей, убеждений, настроений, эмоций индивидов, социальных групп или всего общества относительно права и его роли в функционировании и развитии общества, установлении правового порядка.

Правосознание - необходимое условие правотворчества, его реализации, правоохранительной деятельности, а также работы по предупреждению правонарушений. Со своей стороны, право оказывает исключительно важное воздействие на правовое сознание.

Правовое сознание зависит не только от экономических факторов, но и от степени развитости других форм общественного сознания, от их состояния.

 

 

Заключение

В соответствии с указанными ранее целями данной исследовательской работы, удалось сформулировать следующие выводы:

- правосознание существует неразрывно с сознанием человека, группы людей или общности людей;

- правосознание призвано оценивать государственно-правовые явления как с объективной, так и с субъективной стороны;

- эти две стороны взаимно сосуществуют;

- степень адекватности реакции индивида на каждое отдельное правовое изменение, преобразование зависит от уровня правосознания;

- правосознание как всякая форма общественного сознания имеет отличительные, индивидуальные особенности;

- структура как целостное объединение ее компонентов, имеет собственные элементы: правовая психология, правовая идеология;

- правовая психология сводится к оценке происходящих правовых явлений через эмоциональную составляющую индивида, группы людей, общества;

- правовая идеология предполагает всестороннее, глубокое научное обоснование правовых явлений через научные теории, концепции, взгляды и тд.;

- в список компонентов структуры правосознания можно включить поведенческий тип;

- правовая психология и правовая идеология существуют неразрывно, оказывая взаимное влияние друг на друга;

- правосознание делится на виды по различным основаниям, что позволяет указать на сложность, наличие различных сторон данного явления;

- по субъектам-носителям: индивидуальный, коллективный и общественный уровни правосознания при наличии отличных друг от друга причин возникновения и черт сосуществуют на основании взаимной связи, оказывая влияние друг на друга, но не сводясь друг с другом;

- возникновение правосознания на разных уровнях по данному основанию обуславливается не только глубиной знаний и эмоциональной составляющей людей, но еще и их взаимодействием, и объединением в группы и общности на основании единых интересов и представлений о праве и государственно-правовых преобразованиях;

- по уровню правосознания обыденный и научный уровни также оказывают взаимное влияние и существуют неразрывно друг от друга;

- в процессе изучения научных источников, удалось отметить наличие такого вида правосознания, не входящий ни в одну из групп – профессиональный уровень правосознания, а также рассмотреть его особенности и специфику;

- удалось отметить важность взаимодействия всех уровней, всех составляющих правосознания с целью эффективного преобразования права и получения положительной оценки государственно-правовым явлениям со стороны общества.


-

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст.4398.

2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.): Электронный ресурс КонсультантПлюс.

Научная и специальная литература

     3. А. В. Баранов. Теория государства и права в схемах и определениях.- Томск,2014.

4. Батчиков С.А., Глазьев С.Ю. Эффективность государственного управления. – М., 2008.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2000.

6. Власова О.С. Правовая природа правосознания //Огарёв-online №16(57) 2015г. С 4-5.

7. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. // ВолГУ, 2006, с.52.

8.Гранат Н.Л., Панасюк В.В. Правосознание и правовая культура // Юрист. - М.: Юрист, 1998

9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник -3-е издание, - М.: Юрайт, 1997.

10. Королев А.И. Теория государства и права. // СПб.: Юристъ, 2007.

11. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. // М.: Юристъ, 2001, с.190.

12. Манов Г.Н. Теория государства и права: Учебник. // Ответственный редактор Г.Н. Манов. М.: 2006.

13. Мелехин А.В., Теория государства и права: Учебник. // М.:Маркет ДС корпорейшн, 2007.

14. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник – Изд. 3-е, перераб.и доп. – М. // Издательство «Эксмо», 2008, с.425.

15. Пиголкин А.С. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов. // М.: 2006.

16. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. //М.:РИОР; ИНФРА-М, 2012. С. 445.

17. Рассолов М.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. // Под ред. Рассолова М.М., 2007.


[1]Власова О.С.Правовая природа правосознания //Огарёв-online№16(57) 2015г. С 4-5.

[2] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник – Изд. 3-е, перераб. и доп. // М.: Эксмо, 2008, с.425.

1 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. // М.: Юристъ, 2001, с.190.

[4]Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. // ВолГУ, 2006, с.52.

[5]Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник – Изд. 3-е, перераб. и доп. // М.: Эксмо, 2008.

[6]Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. // ВолГУ, 2006, с.52.

[7]Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник – Изд. 3-е, перераб. и доп. // М.: Эксмо, 2008.

[8] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст.4398.

[9]Гранат Н.Л., Панасюк В.В. Правосознание и правовая культура // Юрист. - М.: Юрист, 1998.

[10]Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. // М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.

[11] Королев А.И. Теория государства и права. // СПб.: Юристъ, 2007.

[12]Теория государства и права в схемах и определениях: Учебник. //А. В. Баранов, 2014 г.

[13]Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. :Маркет ДС, 2007.

[14]Теория государства и права: Учебник. // Ответственный редактор Г.Н. Манов. М.: 2006.

[15]Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 4-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Юрайт, 1998.

[16]Теория государства и права: Учебник.  // Ответственный редактор Г.Н. Манов. М.: 2006.

[17]Теория государства и права: Учебник для вузов. // Под ред. Рассолова М.М., 2007.

[18]Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.):

Электронный ресурс КонсультантПлюс

[19]Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник -3-е издание, - М.: Юрайт, 1997.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!