Глава 2.Психолого-педагогические аспекты.



2.1.Рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству.

Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки эстетического цикла, ИЗО в том числе.

Уроки ИЗО не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т.д.(5.101)

В учебном процессе познание натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Нужно отметить, что при обучении рисования с натуры у ребенка развиваются умственные способности. Исходя из этого, на занятиях необходимо приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии.

При анализе детских работ с психолого-педагогической точки зрения можно отметить, что ученики первого класса существенно отличаются от учеников пятого или седьмого класса по уровню как физического, ток и умственного развития. А в изобразительной деятельности разницы в возрасте совершенно не видно.

В общеобразовательных школах принято обучать детей рисованию с натуры не только средствами рисунка, но, и учат их элементам живописи. Знакомство с живописью включает в себя обучение приемам работы с цветными карандашами, акварелью, гуашью. В первом классе ученики рисуют акварельными красками предметы природы, но еще пока не пользуются приемами смешивание красок. С третьего класса они учатся подбирать цвета путем смешивания красок. В четвертом классе дети рисуют предметы объемной формы. В пятом и шестом классах рисуют с натуры акварелью используя приемы работы по-сырому. При обучении живописи детей необходимо познакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно, пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры, нужно рассказать, как можно передавать игру света и цвета на предметах, при этом не отходить от зрительной достоверности изображаемого. (5.103)

Каждый преподаватель имеет право на свой собственный стиль и почерк преподавания. При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения, нет сверх эффективного способа, которым можно заменить все остальные. Методы и приемы не могут быть самоцелью. Стремление включить в учебный процесс новые методы и принципы без достаточного на то основания является не чем иным, как педагогической модой. Уроки не должны быть однообразными. На уроках изобразительного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию. На уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком и живописью

Принцип научности как активный фактор развития творческих способностей заключается, прежде всего, в усвоении системы научных знаний, которые помогают правильно понять закономерности строения форм природы и явления реальной действительности, а тем самым и овладеть методом реалистического искусства.

Для активации творческой деятельности необходимо требовать от каждого ребенка рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры; творчески использовать научные знания из области перспективы, теории теней; рационально использовать рисовальный материал и возможности его тонового и фактурного диапазона.

При творческом восприятии натуры преподаватель должен помочь ребенку увидеть главное, сориентировать его на чувственное, образное восприятие.

На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять Он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно. Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет ребенка по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках. Расширение научного кругозора студента позволяет ему смелее и увереннее оперировать имеющимися знаниями, умениями и навыками.

2.2. Роль наглядных пособий на уроках изо.

На уроках изобразительного искусства осуществляются во взаимосвязи все основные принципы: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных особенностей, индивидуальный подход. В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности.

Правильное использование наглядности на уроках изобразительного искусства способствует формированию четких пространственных содержательных понятий, развивает мышление и воображение, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала.

Можно выделить несколько видов наглядных пособий, используемых в обучении рисованию:

* Репродукции картин.

* Иллюстрации.

* Таблицы.

* Слайды.

* Диафильмы.

* Пед. рисунок.

При раскрытии принципов построения изображения необходимо словесное объяснение обязательно сопроводить педагогическим рисунком на классной доске, с целью помощи детям справиться с наиболее трудными для них задачами, необходимо указать им правильный путь построения основной формы предмета. Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися.

Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения. В какой-то момент педагогический рисунок необходимо ради наглядности упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял конструкцию формы, ее структуру, пластические особенности.

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам как источнику познания. (5.135)

Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, то есть если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.(5.135)

Роль наглядных пособий на уроках изобразительного искусства очень велика. Без наглядности дети не смогут в полной мере осознать и усвоить даваемый им материал.

Глава 3. Выполнение пейзажа.

3.1. Этюды на пленере – пейзаж.

«Каждый ученик летом должен писать этюды …; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачеркивать в ней все, что остановит на себе внимание, а не полагается на свою память и воображение…», говорил И.И. Шишкин.

Упражнения, которые обогащают восприятие натуры, развивают любознательность и обогащают технические приемы, связаны с переходом от работы в закрытом помещении, к занятием живописью на воздухе, в условиях природы, на пленере. Живая природа очень разнообразна и прекрасна. Новые интересные занятия помогут вы работать способность определять цветовые отношения предметов на разных пространственных планах. Общение с природой на пленэре учит неисчерпаемой гармонии красок. Пейзаж, передающий образ родной природы, - важная форма повышения живописной культуры и эстетического развития.(12.220-221)

Непривычные просторы изображаемого пространства, обилие света, большая удаленность объектов природы от глаз наблюдателя, новые, неправильные условия работы обычно увлекают и одновременно пугают учеников. Поначалу трудно охватить взглядом глубину пространства, видеть цвета предметов и объектов, измененных расстоянием, силой и состоянием освящения. Но трудности первых опытов работы на пленэре углубляются быстрой сменой освещения, различным состоянием погоды в течение суток, или в разные времена года.(12.221)

Как говорил И.И. Левитан: «Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей».

Основой живописи пейзажа является передача цветовых отношений объектов природы с учетом тонового и цветового освящения. При написании этюда стоятся конкретные отношения между деталями пейзажа. «12.221».

Камиль Коро говорил, что работать надо с твердостью и упорством…, природа сама по себе – лучший советник. (13.75)

«В пейзаже основное – цветовое состояние воздушной среды, в которую погружен пейзаж. Пейзаж погружен в небо или в воздушную ванну. Все, что происходит в небе, малейшие колебания света-цвета неба отражаются на погруженном в нем пейзаже» - Это слова известного советского живописца Р.Р. Фалька.(14.110)

С ростом мастерства появляется возможность обогатить палитру чрезвычайно богатыми красками природы. Что касается подготовки к работе на пленэре, то здесь важно предусмотреть, на первый взгляд, не очень важные детали. Так, не следует в яркий солнечный день надевать насыщенную цветом одежду – она помешает, так как будет отбрасывать сильные по цвету рефлексы на палитру и картинную плоскость. Если же устроится в тени деревьев, то зеленый отсвет от листьев повлияет на работу. Лучше всего писать под защитным локального цвета зонтом, или носить головной убор с козырьком. Отправляясь на этюды необходимо брать краску с запасом, особенно для пейзажей, в мотиве которых присутствует земля, вода и небо. Работая акварелью, нужно позаботиться о фляге с водой.(12.223-224)

Пейзаж с натуры можно писать в любое время года. Пример зимних пейзажей, выполненных маслом. (см. приложение)

Из выше сказанного можно сделать вывод, что организовывать для детей занятия на пленэре просто необходимо, так как интереснее зарисовывать живую ветку с распустившимися весенними цветами на природе, чем изображать самый искусно выполненный муляж. А самое главное у ребенка развивается наблюдательность, любознательность и мышление. Свежий воздух, позволяет ученику расслабиться и спокойно работать в непринужденной обстановке, а красота родной природы воспитывает в нем любовь к своему краю, к своей родине.

3.2. Последовательность работы над пейзажем.

Приступая к пейзажному этюду, следует, прежде всего, позаботится о выборе наилучшей точки наблюдения, с которой весь будущий пейзаж воспринимается цельно, смотрится выразительно, когда четко определяются планы. Если в композиции этюда нужно показать деревья целиком, то надо находиться от них на достаточном удалении, расстояние должно быть не менее 2-3 величин объекта по большой стороне изображаемого предмета.

Рамка-видоискатель, вырезанная из бумаги, поможет найти композиционное решение в соответствии с замыслом и конкретной задачей. Чтобы этюд был хорошо скомпонован, следует сосредоточить свое внимание только на то, что составляет основу, главный сюжет изображения, при этом необходимо отказаться от всего второстепенного.(12.221)

Одна из главных композиционных задач – это с самого начала определить на плоскости этюда крупные соотношения земли и неба. Все элементы пейзажа в дальнейшем будут строиться в зависимости от линии горизонта. Горизонт в свою очередь не должен делить картинную плоскость на две равные части. Этюд смотрится интереснее, когда на нем показано либо больше неба, либо наоборот, больше земли.(12.221)

Цветовое отношение между отдельными объектами, участками, и планами видимой натуры, правильная передача общего цветового состояния природы зависит от освещения. Освещение в пейзаже во многом определяет успех построения эмоционально-выразительного пейзажного этюда. На первых этапах обучения следует научить детей чувствовать роль воздушной перспективы и освещения, нужно выработать у них способность замечать не предметные цвета, а обусловленные освещением и удаленностью изменения цвета предметов.(12.222)

В.В. Мешков говорил: «Работая с натуры, необходимо, конечно, помнить, что задача живописца заключается не в фотографическом изображении природы, а в создании эмоционального образа…. Следует смотреть на природу просто, внимательно, пытаясь понять общее впечатление, и от него идти к деталям. Природа прекрасна, и когда наблюдаешь ее, нужно не выдумывать, а смотреть и смотреть как можно больше. Как бы ни была богата фантазия, природа все равно богаче. Это всегда нужно иметь в виду».(13.76)

При работе на пленере, следует устанавливать пропорциональное различие цветов, перспективное изменение обусловленного цвета на разных планах, одновременно держа их в поле зрения. В пейзажном этюде нужно начинать писать с целого, а не с деталей, следуя принципу: от общего – к деталям, с последующим обобщением. Вначале прокладываются общие цветовые пятна, а затем, когда большие цветовые отношения установлены, переходят к проработки деталей.(12.222)

Решив композицию будущего этюда в первоначальном наброске, намечается на рабочем листе карандашом или сразу кистью главные части пейзажного мотива и пропорции больших масс. Затем, уточняется месторасположение отдельных элементов пейзажа в соответствии с пространственными планами, в пределах которых они находятся, в подмалевке одним цветом.(12.223)

Далее необходимо переходить к работе в цвете с учетом общего освещения.

В изображении пространства в пейзаже большую роль играет проработка формы живописных объектов, которые находятся на различных пространственных планах. Чтобы передать глубину в пейзаже, нужно более конкретно прописывать формы предметов или объектов переднего плана. На передних планах отчетливее проступают собственные цвета предметов, здесь они выглядят объемнее, насыщеннее, с контрастной светотенью. При решении дальних планов нужно учитывать законы воздушной перспективы. По мере удаления от зрителя формы предметов теряют объемность и приобретают уплощенный, силуэтный характер, ослабевает их насыщенность – цвета становятся обусловленными воздушной средой и зависят от степени удаления от зрителя.(12.223)

Исходя из вышесказанного, можно вы делить три основных этапа выполнения пейзажа.

1. На самом первом этапе, когда мы уже определился с композицией, выполняется подробный рисунок карандашом или кистью тонкими линиями.

2. Следующим этапом будет прокладка основного тона неба, леса, земли и воды. Следует постараться передать основные тольнальные и цветовые отношения.

3. И завершающим этапом будет прорисовка деталей, обобщение и завершение работы. Достижения колористического единства пейзажа.

Заключение.

Целью нашей работы являлось изучить различную литературу, касающуюся темы «Организации учебных занятий по рисованию с натуры», найти и выделить краткие сведения, касающиеся истории возникновения методов обучения рисованию. А также рассмотреть психолого-педагогические аспекты, а именно рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству.

Рассмотрев все выше сказанные вопросы, следует определить роль наглядных пособий на уроках рисования, и обозначить основные этапы выполнения пейзажа с натуры.

Изучив различные источники, которые касаются истории возникновения и дальнейшее развитие методов обучения рисованию, можно сказать, что на протяжении многих лет методика претерпевала множество изменений и до сего времени авторы различных подходов пытаются внести свою лепту в наше образование.

Как говорится, все мнения могут применяться на практике, но с моей точки зрения все-таки лучшим методом является метод рисования с натуры.

На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять Он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно. Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет ребенка по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках. Расширение научного кругозора студента позволяет ему смелее и увереннее оперировать имеющимися знаниями, умениями и навыками.

Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, то есть если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.(5.135)

Роль наглядных пособий на уроках изобразительного искусства очень велика. Без наглядности дети не смогут в полной мере осознать и усвоить даваемый им материал.

Упражнения, которые обогащают восприятие натуры, развивают любознательность и обогащают технические приемы, связаны с переходом от работы в закрытом помещении, к занятием живописью на воздухе, в условиях природы, на пленере. Живая природа очень разнообразна и прекрасна.

Для детей занятия на пленэре просто необходимо, так как интереснее зарисовывать живую ветку с распустившимися весенними цветами на природе, чем изображать самый искусно выполненный муляж. А самое главное у ребенка развивается наблюдательность, любознательность и мышление. Свежий воздух, позволяет ученику расслабиться и спокойно работать в непринужденной обстановке, а красота родной природы воспитывает в нем любовь к своему краю, к своей родине.

Можно вы делить три основных этапа выполнения пейзажа.

1. На самом первом этапе, когда мы уже определился с композицией, выполняется подробный рисунок карандашом или кистью тонкими линиями.

2. Следующим этапом будет прокладка основного тона неба, леса, земли и воды. Следует постараться передать основные тольнальные и цветовые отношения.

3. И завершающим этапом будет прорисовка деталей, обобщение и завершение работы. Достижения колористического единства пейзажа.

Список литературы.

1. Альберти Леон Батиста «Десять книг о зодчестве». Т2.

2. Альберти Л.Б. «Три книги о живописи».

3. Дюрер А. «Дневники, письма, трактаты». М., 1957, т 2.

4. Леонардо да Винчи «Книга о живописи». М., 1934.

5. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»

6. Ченнино Ченнини «Трактат о живописи». М., 1933.

7. Репин И.Е. «Далекое близко». М., 1960.

8. Чистяков П.П. «Письма. Записные книжки. Воспоминания». М., 1953.

9. Векослав Кощевич пособие «Современное рисование в народной школе» (перевод с хорватского Н. Бахтин., СПб, 1911)

10. Бакушинский А.В. «Художественное творчество и воспитание». М., 1925.

11. Крупская Н.К. «Об искусстве и литературе». М.,1963.

12. Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись». М., «Высшая школа» 1992.

13. Сокольникова Н. М. «Основы живописи», изобразительное искусство часть 2, Обнинск, издательство «Титул», 1996.

14. Беда Г.В. «Живопись», М., 1966.

15. Ростовцев Н.Н. «Академический рисунок», М., «Просвещение», 1995.

16. Кузив В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе», издательство дом «Дрофа».

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!