Ликвидация неграмотности, развитие народного образования в советский период.



Важным условием повышения культурного уровня народа была работа по ликвидании нсграмотностн взрослого населения, развитию народного образования и науки. В этих целях в апреле 1924 г. в Казахстане было организовано общество «Долой нсграмотность» (ОДН), которое всло работу по индивидуальному и групповому обучению взрослых грамоте.

В результате голода 1931—1933 гг. количство детей в школах резко сократилось, Возросло число сирот. Осенью 1932 г. были устроены в детскне дома 68 тыс. детей, а на 1 яиваря 1933 г. было взято на учет более 45 тыс. беспризорных. К 20—30-м годам относится время создания высших учебных заведений Қазахстана. В 1928 г был открыт первый педагогический институт, позже ему было присвоено имя великого поэта Абая. В 1931 — 1932 гг. были открыты Уральский и кзыл-Ординский пединституты. Первенцем сельхозвузов стал Алматинский ветеринарно-зоотехнический институт (1929), а в 1930 открылся Казахский сельскохозяйственный институт, в 1931 г. начал свой первый учебный год Алма-Атинский медецинский институт, которому в 1989 г. было присвоено имя С. Асфендиарова.

Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 г. Қазахского государственного университета, Казахского горно-металлургического института. В Уральске, Ссмипалатинске, Петропавловске, Шымкенте, Актюбинске, Қараганде, Кустанае были открыты учительские институты, позднее реорганизованные в педагогические. Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовали 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек. Большой вклад в развитие высшей школы республики внесли С. Асфендиаров, Т. Жургенов, С. Сейфуллин, А. Байтурсынов, И. Кабулов, М. Ауэзов, К. Жубанов и многие другие деятели науки и культуры казахского народа.

В годы Великой Отечественной войны культура Казахстана испытала серьезные трудности. Резко ухудшилась материально-техническая база вузов и школ. Часть помещений была отведена под госпитали, оборонные предприятия. Значительный отряд казахской интеллигенции был призван на фронт.

Положение казахского языка было критическим. Из 80-ти общественных функций казахский использовался лишь в 10-ти. Резко сокра­тилось с 1960 по 1990 годы количество школ, где преподавание велось на казахском языке, особенно в Кокшетауской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Кустанайской и Восточно-Казахстанской областях. «Закон о языках в Казахс­кой ССР» был принят Верховным Со­ветом Казахской ССР 22 сентября 1989 года. Государственным языком был объявлен казахский, а рус­ский язык - языком межнационального общения.

С июля 1990 по июнь 1991 года число детских садов с казахским языком увеличилось на 482, их стало 1677. Было открыто 155 школ, 4 профтехучилища. В 1992 году было начато издание совместной казахско-турецкой газеты «Заман-Казах­стан». В городе Алматы, в Карагандинской и Акмолинской облас­тях открылись школы с преподаванием на татарском и немец­ком языках. Телевидение и радио показывало и вещало на 6 языках.

 

Развитие литературы и искусства в советский период.

Литература казахского народа прошла сложный путь становления и развития. Накануне Великого Октября усилилась связь литературы с жизныо, сильнее начинает звучать критика властей, стремление осмыслить мрачные стороны жизни трудового народа. В предоктябрьский и послеоктябрьский периоды появляются крупные произведения А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, С. Кубеева, С. Донентаева, М. Сералина, С. Торайгырова, С. Сейфуллина, Б. Майлина, И. Джансугурова, С. Муканова, М. Ауэзова, Г. Мусрепова, которые встали на сторону революции, своим творческом способствовали ликвидации старого уклада.

Казахская советская литература в 30-е годы достигла но­вых высот. В 1936 г. в Москве с большим успехом прошла де­када казахской литературы и искусства. Созидательному труду советских людей в годы первых пятилеток были посвящены стихотворения Б. Майлина «Даю клятву и рапортую», И. Джансугурова «Шаги Октября», С. Муканова «Салем Маю», А. Токмагамбетова «Песнь о Соколе», Т. Жарокова «Голос Родины», А. Тажибаева «Новые ритмы» и т. д.

В 30—40-е годы казахская литература развивалась и ут­верждалась в сложных условиях. Одним росчерком директив­ного постановления дважды в течение одного десятилетия (в 1929 и 1940 гг.) были проведены реформы казахского алфа­вита: сначала переход на латиницу, а затем кириллицу. Ка­захский народ оказался, по существу, оторванным от много­вековой письменной культуры дооктябрьского периода. Как было отмечено выше, в этот период казахская интеллигенция сильно пострадала от массовых репрессий. Появившаяся на арене национальная интеллигенция была, практически, уничто­жена. Наряду с ней погибли многие крупные организаторы культурного строительства.

В предвоенные годы два раза (1934 и 1936 гг.) проводился слет мастеров народного искусства. Периодические слеты акынов стали традиционными, их произведения записывались и изучались. Значительная часть акынов во главе с Жамбулом, развивая народное демократическое направление своего творчества, стали сочинять песни и поэмы о жизни трудового народа, воспевали исторические свершения советского народа. В 1938 г. общественность Казахстана отметила 75-летие поэти­ческой деятельности Жамбула Жабаева (1846—1945гг.) На юбилей съехались гости из всех республик. Награжденный ра­нее орденом Трудового Красного Знамени, Жамбул получил высшую награду Родины — орден Ленина.

В годы Великой Отечественной войны особую актуаль­ность приобрела тема защиты Родины от германского фашиз­ма и японского милитаризма, тема советского патриотизма.

В послевоенное время начинается новый этап в изучении литератур­ного наследия казахского народа. В 1957 г. было принято специальное постановление ЦК Компартии Казахстана, посвященное этому вопросу, и в республике начались работы по сбору и публикации образцов народного творчества и произведений поэтов и писателей прошлого, была издана трехтомная история казахской литературы.

В 50-80-е гг. развитие казахской советской литературы продолжалось и характеризовалось продолжением и усилением контроля над писателями и поэтами партийно-советской бюрократи­ческой машины. В 1954 г. прошел III съезд писателей Казахстана и II Всесоюзный съезд, призвавший к изучению действительности на основе "творческого овладения марксизмом-ленинизмом". Своеобразной де­монстрацией достижений казахстанской культуры стала Декада казах­ской литературы и искусства в Москве в 1958 г.

Огромную роль в развитии литературы сыграл выдающийся писатель М. Ауэзов, завершивший в 50-х гг. четырехтомный роман "Путь Абая". В 1959 г. этот труд был отмечен Ленинской премией. Государственной премии были удостоены роман-трилогия Нурпеисова "Кровь и пот", удостоенной в 1974 г. Госу­дарственной премии СССР и работы Ж. Молдагалиева. Важное место в казахской литературе этого периода заняли работы на историческую тематику, прежде всего, роман-трилогия И. Есенберлина "Кочевники" (1976 г.), лауреата Государственной премии Казахской ССР имени Абая, и труды А. Алимжанова, С. Муканова, С. Маркова, Д. Снегина и М. Симашко. Активно и целенаправленно использовались против инакомыслящих и средства массовой информации, а также общественные собрания.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 480; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!