Реформы местного управления и налогообложения



В 1556 г. была проведена реформа местного управления. Она упразднила кормления и наместническое правление. В уездах, где существовало частное землевладение, были учреждены должности губных старост (губа — это территориальный округ, совпадающий, как правило, с волостью или уездом). Старост избирали землевладельцы округа из своей среды. Там, где большинство населения составляли черносошные (лично свободные) крестьяне, а также в городских общинах местное самоуправление осуществляли выбранные населением земские старосты. В городах избирались городовые приказчики. Выборные органы наделялись широкими полномочиями. Они вершили суд, следили за соблюдением законов и порядка, осуществляли сбор податей (денежных налогов). Права самоуправления получило и духовенство. Органы самоуправления защищали интересы избиравшего их населения.

Был изменён и порядок налогообложения — установлена единица налогообложения (соха) и размер взимаемых с неё повинностей (тягло).

ВОПРОС 2

Архитектура

Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шёл постепенный отход от строгих канонов и традиций. Это проявилось, в частности, в стремлении к внешней нарядности, охарактеризованной современниками как «дивное узорочье».

Одним из самых ярких архитектурных памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, построенный в 1635—1636 гг. для Михаила Фёдоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л. Ушаковым. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золочёной кровлей, красочными узорами. Всё это придавало ему поистине сказочный вид.

Другим выдающимся памятником русского зодчества XVII столетия был летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Он отличался не только своими размерами (одних окон здесь было три тысячи), но и красотой убранства, вычурностью русского народного орнамента в оформлении окон, наличников, дверей, кровли.

Выдающиеся творения были созданы мастерами в церковной архитектуре. «Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе. По заказу купцов Скрипиных в 1647—1650 гг. был построен один из красивейших храмов Ярославля — церковь Ильи Пророка.

Почти сорок лет (1656—1698) шло строительство величественного комплекса Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря, который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха Никона. В 1670—1680-е гг. был создан великолепный ансамбль Ростовского кремля, в котором со временем были установлены самые красивые по звучанию колокола в России.

Изменила свой облик архитектура многих монастырей: богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей.

Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624—1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне Б. Огурцов надстроил ещё один ярус. Под руководством английского мастера X. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне.

Вслед за Спасской башней архитектурные украшения к концу века были помещены и на других башнях Московского Кремля. Великолепие обновлённой главной площади столицы отразилось в её названии — она стала именоваться Красной (Красивой).

Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.

В конце XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название московского или нарышкинского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов). Наиболее ярким примером московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

Этот новый стиль как бы подвёл черту под средневековым этапом развития русской архитектуры.

Живопись

Живописные произведения в XVII в., как и прежде, были представлены в основном иконами. Однако у мастеров усилилось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей.

Выдающимся мастером иконописи был Симон Ушаков. Центральное место в его творчестве занимало изображение лица. Наиболее известным его произведением, неоднократно повторённым автором, была икона «Спас Нерукотворный».

Своего расцвета в XVII столетии достигла самобытная ярославская школа иконописи. Её отличительными особенностями являлись насыщенность композиции, упрощённый рисунок, темноватый колорит, на фоне которого особенно ярко выглядят эмоциональные персонажи. В ярославских иконах нашли своё отражение исторические события (например, нашествие Батыя на Русь, Куликовская битва и др.).

Новым явлением в XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII в. портреты (парсуны) писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине столетия они создавались совершенно в ином ключе — масляными красками на холсте.

ВОПРОС 3

Наме́стник — историческая должность (чин, звание) в России, Великом княжестве Литовском и других странах, руководитель крупной административно-территориальной единицы.

Капитуляция (нем. Kapitulation) — договор о прекращении вооружённой борьбы между противостоящими силами в международном праве — прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств.

БИЛЕТ 9

ВОПРОС 1

Казанское ханство

Одним из первых из состава Золотой Орды в 1438 г. выделилось Казанское ханство. Оно располагалось на Средней Волге и Каме, на тех землях, где в X—XIII вв. существовала Волжская Булгария. Казанское ханство с момента своего появления являлось многонациональным государством. Помимо тюркоязычных народов — татар, башкир, чувашей, в нём проживали и финно-угры — марийцы, удмурты, мордва. Каждый из этих народов занимал в ханстве особое положение. Наиболее сильной власть казанского хана была в удмуртских землях (именно на этих землях находились владения казанской знати). Чувашскими землями от имени хана управляли «сотенные князи». В земли, населённые башкирами, казанский хан направлял своих наместников, следивших главным образом за сбором дани и набором воинов в ханскую армию.

Во главе Казанского ханства стоял правитель из династии Чингизидов. Ближайшими советниками хана были военачальники — эмиры. Законосовещательным органом Казанского ханства был диван, в котором заседали ханские советники — Карачи. Все высшие должности в ханстве были наследственными и пожизненными. Для обсуждения наиболее важных государственных вопросов созывался курултай. В него входили представители трёх главных сословий: духовенства, армии и земледельцев.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2445; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!