История сестринского дела в России



История сестринского дела»    История медицины своими корнями уходит в глубь веков. В современном понимании медицина стала наукой в Древней Греции и связана с медициной древних культур Востока – египетской, вавилонской, индийской. «Золотой век» Греции оставил нам имена таких великих врачевателей как: Асклепий (IV – V век до нашей эры), который вошёл в историю под именем Эскулап. Асклепия изображали в виде старца, опирающегося на посох, обвитый змеёй. Змею считали символом мудрости, здоровья и бессмертия, поэтому эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. В искусстве врачеванию Асклепию помогали его две дочери – Панакея (покровительница лекарственного врачевания, от её имени произошло слово «панацея» - универсальное средство от болезней) и Гигея её имя вошло в историю разделом медицины – гигиена). Согласно греческой мифологии врачи Махаон и Подалирий считались сыновьями Асклепия.  Гиппократ (около 460 – 370 гг. до н.э.) – знаменитый врач древности принадлежал к знаменитому роду врачей. Его труды, посвященные целостности организма, здоровому образу жизни, этические аспекты не устарели и наши дни. Его работы явились основой для современной курортологии, гигиены, медицинской географии, диетологии. Он неустанно заботился о достоинстве врача и питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство медицины. В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну – секреты этого искусства сохранялись внутри рода или семьи. Такая система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. Позднее рамки семейных школ расширились: в них за отдельную плату стали принимать учеников – не членов рода. Опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей обобщил в труде «Канон врачебной науки» великий среднеазиатский учёный, врач, философ Ибн Сина (980 – 1037 гг.) прозванный в Европе Авиценной. «Канон врачебной науки» многие века был руководством для медиков средневековой Европы, знание его считалось обязательным для каждого врача. У народов Древнего мира за больными ухаживали близкие и родственники. В основе медицины лежало врачевание, уходом за больными профессионально никто не занимался. Хотя в Древней Греции уже были акушерки, функцию которых выполняли рожавшие женщины.    

Развитие и становление сестринского дела за рубежом.

Роль Флоренс Найтингейл в сестринском деле

  

  История женского служения больным и раненым восходит к истокам христианства. Христианская церковь с начала своего существования взяла на себя заботу о больных и бедных.

Больницы Раннего Средневековья предназначались не столько для больных, сколько для странников, пилигримов, нищих.

В Высокое средневековье, с конца XII века, появились больницы, основанные светскими лицами – сеньорами и самостоятельными горожанами.

В XI веке во многих городах Западной Европы (Германия) создаются общины женщин по уходу за больными и престарелыми людьми.

С XII века появляются духовные попечительства о больных, госпитальные братья и сёстры, посвящавшие свою жизнь уходу за больными.

В XIII веке – графиня Елизавета Тюренгенская в 20 лет на свои средства построила госпиталь, организовала приют для сирот. В 1235 году Елизавета была причислена католической церковью к лику святых за её милосердие.

В 1617 году во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестёр милосердия. Возглавила её Луиза де Марилак. Высокообразованная женщина, она многие годы сама ухаживала за тяжёлыми больными в госпиталях и на дому.

В 1641 году Луиза де Марилак открыла первую школу сестёр милосердия, в которой будущие медсёстры получали теоретическую подготовку. Главным консультантом был В.Поль, который ввёл в сестринском деле термины «сестра милосердия», «старшая сестра». Он умер 1660 году в 85 лет, впоследствии был причислен к лику святых.

Крымская война (1853 – 1856 гг.) потребовала качественно нового ухода за больными и ранеными на полях сражения и в бараках. В это время начало зарождаться Общество Красного Креста, основоположником которого стал гражданин Швейцарии, обычный торговец, Анри Дюнан. Он был поражён страданиями раненных и деятельностью англичанки Ф. Найтингейл, Н.И.Пирогова и его отрядом сестёр во время войны. Когда А.Дюнан умер, инициатором и вдохновителем создания организации выступила Ф.Найтингейл.

Она родилась 12 мая 1820 года в аристократической английской семье во Флоренции. Образованием дочери занимался отец, он сам учил её языкам – греческому, латинскому, французскому, немецкому и итальянскому, занимался с ней историей, математикой и философией. Идея службы в госпитале пришла к ней совсем неожиданно, как озарение. Она много путешествовала, изучала организацию труда в госпиталях. Ухаживая за своими родными, Флоренс начинает всё больше осознавать необходимость специального образования для ухода за больными людьми, хотя общество того времени традиционно считало, что для ухода за больными не нужно никаких знаний – выполнение этих функций входило в обязанности каждой женщины.

В 1851 г. Флоренс против воли родителей едет в Германию в школу для обучения уходу за больными. Через два года она стала управляющей небольшой частной больницей в Лондоне.

В марте 1854 г. Англия и Франция объявили войну России. Флоренс собирает отряд м/с и прибывает ну турецкий театр боевых действий. Появление женщин было воспринято врачами с большой неприязнью – м/с даже запретили входить в палаты.

Мисс Найтингейл и её сестры принялись за титанический труд: чистили бараки, устраивали печи, организовывали горячее питание. Обмывали и перевязывали раненых, ухаживали за больными. Флоренс приводили в отчаяние случаи аморального поведения и пьянства м/с, которых она отправляла домой. После 8 часов вечера она запретила всем женщинам входить в палаты, в ночные часы уход осуществляли выздоравливающие солдаты. Каждую ночь она сама делала обходы, проверяя качество ухода за самыми тяжёлыми больными. Так родился образ женщины с лампадой в руке – символ милосердия и сестринского ухода.

Вся жизнь этой замечательной женщины была посвящена развитию сестринского дела.

В конце 1856 года Флоренс вернулась в Англию и организовала сбор пожертвований с целью создания школы для подготовки сестёр милосердия. В 1860 году она открыла в Лондоне в госпитале первую современную сестринскую школу нового типа. Её школа фактически стала моделью подготовки управленческого и педагогического звена сестринского персонала.

В своей книге «Записки об уходе» (1860 г.) она впервые:

· выделила две области в сестринском деле – уход за здоровыми и уход за больными;

· дала определение сестринского дела;

· показала отличие сестринского дела от врачебного;

· провела анализ влияния санитарно – гигиенических факторов на состояние здоровья.

В 1883 году Ф.Найтингейл была награждена Королевским Красным крестом, а в 1907 году – орденом «За заслуги».

В 1901 году Ф. Найтингейл ослепла, а в 1910 году умерла и была похоронена в кафедральном соборе святого Павла в Лондоне. В Лондоне ей воздвигнут памятник.

В 1912 году Лига международного Красного Креста и Красного Полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл – до сих пор самую почетную и высшую награду для сестёр милосердия во всём мире. Этой медалью награждают лучших сестёр в день рождения Ф.Найтингейл.

Обязательство Ф.Найтингейл дают выпускники медицинских колледжей и училищ. Выпускники медицинских ВУЗов принимают присягу врача России.

 

История сестринского дела в России

 

Известно, что ещё в глубокой древности женщины нередко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными и инвалидами.

В X веке дочь князя Рюрика княжна Ольга организовала первую больницу на Руси.

В XI веке появляются «бабы – вдовицы» (повивальные бабки), в их обязанности входило крещение новорожденных и оказание помощи во время родов.

В XII – XIII веках при церквях и монастырях в Москве создаются «больничные палаты». Необходимое лечение больных и раненых в периоды эпидемий и войн проводилось в монастырских больницах. Слово «больница» означает то место, где боль кладёт человека ниц.

В 30-х годах XII  внучка Владимира Маномаха Евпраксия – Зоя занималась народной медициной. Она стала первой русской женщиной, написавшей первый отечественный медицинский трактат «Мази», который был уникален в то время. Труд включает вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний.

Лечебной деятельностью на Руси занимались лекарки, знахарки, колдуньи. Они помогали и знати и простолюдинам.

В XVI веке лекарки выполняли функции акушерок, впоследствии – педиатров. В записках иностранцев о Москве XIV – XVI веков были такие слова: «В обиходе совсем нет ни врачей, ни аптекарей».

 

 

Преобразования Петра I

 

В XVIII век Россия вступила с Петром I. Благодаря этому царю произошли значительные перемены в организации медицинской помощи в государстве.

В 1715 году вышел указ о службе женщин в воспитательных домах для ухода за больными детьми. Но во время своего царствования Екатерина I удалила женщин из больниц, роль сиделок выполняли отставные солдаты.

Основное внимание в петровские времена уделялось созданию военных медицинских учреждений, поэтому в 1707 году в Москве был построен госпиталь, при котором была открыта первая в России медико – хирургическая школа. Впоследствии аналогичные госпитали появились в Петербурге и Кронштадте. С 1741 года в госпитальные школы начали принимать учеников из солдатских семей. Через 5 лет они получали специальность цирюльника или подлекаря и направлялись в армию. Позже их стали называть фельдшерами. «Фельдшер» в переводе с немецкого языка означает «полевой брадобрей».

В начале XVIII века в Москве появляются первые «учёные» повивальные бабки, получившие подготовку за рубежом. За втору половину XVIII века в Москве и Петербурге было подготовлено всего 90-100 специалистов «бабьего дела», хотя потребность в них была высокой.

В 1797 году по инициативе императрицы Марии Фёдоровны в Петербурге был открыт Повивальный институт – родовспомогательное и образовательное учреждение.

В 1803 году начали открываться «вдовьи дома» - приюты для бедных вдов, где женщины получали навыки по уходу за больными. Этих женщин называли сердобольными вдовами.

Сестринское дело в России начало развиваться с 1803 года, когда появились сердобольные вдовы, предшественницы сестёр милосердия.

В 1816 году при Московском госпитале была открыта специальная фельдшерская школа на 150 мест; в 1818 году были организованы курсы сиделок и Институт «сердобольных вдов»

В 1832 году при Голицинской больнице открывают фельдшерскую школу для мальчиков, в 1854 году – для женщин. Всего к 1911 году было открыто 27 фельдшерских школ.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 535; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!