Принятие «Закона о языках» в Казахской ССР.



22 сентября 1989 года был принят закон «О языках в Казахской ССР», в котором казахскому языку был придан статус государственного языка. В нем, в частности, говорилось, что «государственным языком Казахской ССР является казахский язык», а русский язык является «языком межнационального общения». Закон был принят еще в советское время. И до сих пор не принят новый закон о государственном языке с учетом политических, языковых, культурных, демографических и других изменений за годы независимости.

Казахстанская Единая Национальная Доктрина.

Доктрина — это писаный или неписаный свод заповедей, непреложных правил, призванный своими общедоступными и понятными всем, отлитыми из практики жизни, человеческих чаяний, надежд и устремлений положениями максимально мобилизовать, включить внутренний мир человека во благо общественного развития. Человечество знает достаточно много примеров колоссального воздействия доктрин на социум в конкретных странах и в мире в целом, по силе их воздействия, их роли и последствий с ними не могут равняться другие ресурсы. В качестве ярких свидетельств этому можно привести, например, доктрины Конфуция, Монро и др.
Выступая на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана, (лава государства говорил о том, что страна вступила в новый этап своего развития и в его рамках он выдвинул ряд важных практических задач, которые должны быть решены в ближайшие годы. В качестве такой задачи была названа разработка Доктрины национального единства, которая должна была определить основные цели дальнейшего развития казахстанского общества.
В этом плане Доктрина является, с одной стороны, обобщением уже накопленного немалого опыта, а с другой -основанием для движения вперед, долгосрочных и среднесрочных стратегий проведения государственной политики, дальнейшего укрепления политической стабильности, единства и согласия в стране.

Общественно-политическая и творческая деятельность С. Сейфуллина.

В 20-летнем возрасте Сейфуллин стал соруководителем первой Омской молодежной организации под названием «Бірлік» («Единство»), занимавшейся культурно-просветительской деятельностью среди своих соотечественников. К этому же периоду относится активное сотрудничество с журналом «Айкап», в котором была опубликована первая заметка «Омская центрально-фельдшерская школа», она характеризует непримиримое отношение к несправедливости, дискриминации казахских детей, стремящихся к образованию, это первые попытки противостояния политике колониальной администрации. В 1914 году выходит первый поэтический сборник «Минувшие дни», в котором молодой поэт пытается ставить общественно-политические, социальные проблемы своего времени. В сборник вошло около двадцати стихотворений о любви, родине, степной природе. В них выражены мечты и стремления одаренного поэта. В 1916 году Сакен работает в комиссии по переписке имущества 12 волостей Акмолинского уезда. Тогда же он пишет стихотворение «Волнение», посвященное волнениям казахского народа в 1916 году. С первого сентября 1916 года Сейфуллин преподает в Бугулинской школе, в основании которой он принимал самое непосредственное участие. 9 марта 1917 года Сакен Сейфуллин переехал в город Акмолинск и сразу объединил вокруг себя представителей интеллигенции, работая в инициативной группе большевиков. Как вспоминал впоследствии писатель, составляя предисловие к своим мемуарам, акмолинцы во главе с российскими большевиками с большим воодушевлением участвовали в революционной агитации, помогали Советской власти в народноосвободительной борьбе. В этот же год Сейфуллиным была создана общественно-политическая молодежная организация под названием «Жас казақ», одновременно он успевал писать для большевистской газеты «Тіршілік» и участвовать в ее выпуске. В конце 1917 г., уже при Советской власти, С.Сейфуллина избрали членом Совета депутатов и назначили наркомом просвещения. В июне 1918 г. во время контрреволюционного мятежа молодого большевика арестовали и отправили в тюрьму. Вместе с другими совдеповцами Сакен оказался в «вагоне смерти» зверствующего атамана Анненкова, после ужасных мучений был послан на смерть в омский концлагерь. В апреле 1919 г. благодаря счастливому случаю ему удалось бежать. По возвращении в Акмолинск Сейфуллин начал свою деятельность в качестве зампредседателя и завотделом управления исполкома. Имея неплохое образование, внес свою лепту в дело обучения казахской молодежи. Общественная и политическая деятельность Сейфуллина разносторонняя. Он участвовал в создании Союза писателей Казахстана, редактировал республиканскую литературную газету « Əдебиет майданы», партийную республиканскую газету «Енбекші казақ» - предшественницу современной газеты «Социалистік Қазақстан», читал курс лекций по казахской литературе в КызылОрдинском институте народного просвещения, Ташкентском педагогическом институте и Казахском педагогическом институте имени Абая, составлял казахские учебники и хрестоматии, писал теоретические и критические статьи по литературе. При его непосредственном участии и содействии организованы Казахский республиканский драматический театр и Казахский республиканский театр оперы и балета. Ему первому из казахских писателей вручен был орден Трудового Красного Знамени. В обращении Сакена Сейфуллина к истории видно стремление извлечь из истории уроки, избавить от ошибок будущее поколение. Знание истины становится задачей истории. Именно об этом он пишет в предисловии к своему роману «Тернистый путь», где отмечает: «Основная задача автора заключена в том, чтобы оставить грядущему поколению живое свидетельство бурных исторических событий, развернувшихся в Казахстане в 1916-1919 годах, свидетелем и непосредственным участником которых был я сам». При этом основное видение событий дано с партийноклассовых позиций, автор рассуждает как большевик, революционер. Сакен Сейфуллин анализирует причины, ход событий периода Февральской и Октябрьской революции, гражданского противостояния. Основные причины Февраля видит в политике, проводимой царским правительством, характеризует особенности политической ситуации в период от Февраля до Октября. В творчестве Сакена Сейфуллина уделено особое внимание экономическим преобразованиям, он ставит вопросы о необходимости разработки природных ресурсов Казахстана, строительстве заводов и фабрик вблизи источников сырья, проведении индустриализации с максимальной выгодой для Казахстана, выражает протест против идеи Голощекина о превращении Казахстана в сырьевую базу союза. Одним из первых С.Сейфуллин выражает протест против политики перегибов в период коллективизации, против тоталитарного режима в поэме «Қызыл ат». Отчаяние Сакена Сейфуллина от трагических последствий коллективизации было видимо так велико, что его не могли остановить усиливавшиеся репрессии, идеологические препоны. Открытие Сакеном Сейфуллиным в 1934 году Первого съезда казахских советских писателей дало основание считать его «классовым поэтомреволюционером», «настоящим советским поэтом». Советская власть, в 1936 году наградившая поэта орденом, через некоторое время низвергла его. 24 сентября 1937 года Сакен Сейфуллин был арестован сотрудниками НКВД, а 25 февраля 1938 года был расстрелян по известной 58-й статье. 21 марта 1957 года автор поэмы «Советстан» Сакен Сейфуллин был реабилитирован. По свежим следам создается правительственная комиссия, и все произведения поэта с политической точки зрения исследуются заново. Впоследствии Сакена Сейфуллина стали называть «Маяковским казахской советской литературы». Он рассматривался как «основатель казахской советской литературы», как один из поэтов, которого широко исследуют после Абая. Вся жизнь Сакена Сейфуллина, это беззаветное служение своему народу, что ярко проявляется в его революционной, общественно-политической деятельности, в его творчестве, которое сконцентрировало в себе идеи и мысли целого поколения послереволюционного казахского края, в его особом внимании к вопросам истории, культуры казахского народа.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2626; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!