Просвещенный абсолютизм в России



Бедная немецкая принцесса в России стала императрицей Екатериной II (правила в 1762–1796 гг.). Она планировала превратить Россию в государство "всеобщего блага" с мудрыми законами, просвещенными гражданами, но абсолютным монархом во главе. Уложенная комиссия (1767–1768) выявила острые противоречия в обществе, но не смогла подготовить нового сводного законодательства, хотя ряд реформ Екатерина II все же провела.

После восстания под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775) в рамках областной (губернской) реформы 1775 г. к управлению в уездах и губерниях было привлечено дворянство. По Жалованной грамоте городам (1785) были созданы городские органы самоуправления. Общероссийское законодательство было распространено на Правобережную Украину и на Дон. Запорожская сечь была ликвидирована, казаки переселены на Кубань, их вольности были ограничены.

В социально-экономической сфере огромные усилия тратились на освоение новых территорий. Появились новые города - Севастополь, Одесса и другие. На новых землях устанавливались крепостные порядки. До 800 тыс. государственных крестьян Екатерина раздарила своим фаворитам. Была проведена секуляризация (переход в руки государства) монастырского (церковного) землевладения. Расходы на содержание церкви были сокращены в 5 раз.

Для внутренней политики Екатерины II был характерен своеобразный дуализм (двойственность). Ее время называют просвещенным абсолютизмом. Дуализм заключался в том, что русская царица хотела иметь репутацию просвещенной правительницы, особенно в Европе, но была жестким самодержавным абсолютным монархом.

При Екатерине II Россия вышла к Черному морю. Благодаря успешным войнам против Турции и талантам блестящих полководцев - П. А. Румянцев, А. В. Суворов и др. - в состав России вошли обширные земли, включая Крымский полуостров. Россия приняла участие в разделах и уничтожении самостоятельного Польского государства. Под ее покровительство перешла Грузия. Екатерина II говорила: "Без меня в Европе не выстрелит ни одна пушка".

Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к "веку Просвещения"

Петровские реформы означали мощный прорыв в культурной жизни. Стала формироваться культура в современном понимании этого термина.

1. Преобладающей тенденцией становится усиление западного влияния. Возникло высшее образование (Петербургский и Московский университеты, военные и другие учебные заведения). Академия наук (с 1725 г.) развернула научные исследования. Появились музеи (Кунсткамера и др.), профессиональный театр (1754), Академия художеств (1757), Публичная библиотека (1795), газеты. Новую столицу Санкт-Петербург, Москву, другие города украсили творения выдающихся архитекторов (П. М. Еропкин, Ж.-Б. Леблон, Ф. Б. Растрелли, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков). Возникает проблема подражательства западной культуре, некритического заимствования ряда ее элементов.

2. Получили развитие техника (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин, А. К. Нартов), поэзия (Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский), проза (Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев), меценатство (коллекции Эрмитажа, Золотого и Алмазного фондов, Оружейной палаты).

3. Происходит решительное обмирщение культуры, которая приобретает ярко выраженный светский характер. Сфера культурного влияния церкви постоянно сокращается. Галерею прекрасных образов создают художники И. П. Аргунов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и др. Развивается скульптура (Летний сад). Храмы часто строятся по западным образцам.

4. В связи с созданием сети учебных заведений и возрастающими потребностями государства возрастает уровень грамотности населения. Возникает система образования, включая женское (Смольный институт). Начинает формироваться слой российской интеллигенции, к которой применительно к XVIII в. можно достаточно условно отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, инженеров, актеров.

5. Серьезной проблемой становится подчинение, в том числе и в культурном отношении, новых территорий. Начинается процесс русификации Прибалтики, Польши, Украины, Кавказа, Средней Азии.

В XVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизации пользовалась меньшая часть общества. Создателями, носителями культуры были по преимуществу дворяне, зачастую иностранцы. Участвуют и другие слои населения, даже выходцы из крепостных.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 496; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!