Церковь Всех Святых на Кулишках



История Москвы в легендах Все города имеют легенды, услышав которые, без промедления можно сказать, о каком месте идет речь. Если в городе нет легенд, значит, этот город - «пустой». А разве может быть «пустой» Москва? За 870 лет в нашем городе родилось очень и очень много легенд, ведь Москва скрывает в себе множество тайн и мистических историй, что передавались из уст в уста столетиями и дошли до наших дней. Думаю, что следует начать с самого основания города. Первое упоминание о Москве было в 1147 году, эта дата и считается «рождением» города. Согласно Ипатьевской летописи, суздальский князь Юрий Долгорукий и черниговский князь Святослав Олегович избрали будущую столицу местом своей встречи. Из этого можно сделать вывод, что в то время город уже был основан и чем-то привлек внимание князей. К сожалению, сейчас вряд ли возможно точно узнать всю правду об основании Москвы, но до нас дошло немало легенд об основании города. А в легендах, как известно, всегда есть место правде.

Сказ о Степане Кучке

По легенде, князь Юрий Долгорукий, проезжая мимо болот на пути из Киева во Владимир в 1158 году, узрел странное видение - «огромного чудного зверя». «Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов... Явившись людям, чудесный зверь затем растаял, исчез, словно туман утренний». Греческий философ на вопрос Юрия о значении видения поведал, что в этих местах «встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов». Князь продолжил свое путешествие. Путь его лежал мимо владений боярина Кучки, который, как говорит эта легенда, и был «владельцем» Москвы. Юрий решил остановиться в городе, но Кучка «не почте великого князя подобающею честию». Сначала он отказался впустить Юрия с дружиной в город под предлогом нехватки места в хоромах, которые якобы были недавно частично разобраны и теперь строились заново, а затем и вовсе отказался подчиняться князю. Кучка заявил, что все беглые из владимиро-суздальских вотчин сбегались именно к нему, и поэтому скоро он станет вровень с Юрием. Тогда князь повелел «того боярина ухватити и смерти предати». После непродолжительного боя суздальская дружина через главные ворота ворвалась в город, а Кучка через малые ворота вместе с воеводой и остатком воинов бежал в леса, где был вскоре настигнут и убит воинами Юрия. Город Москва стал частью владений великого князя. К детям Кучки, попавшим в плен, Долгорукий отнесся милостиво, говоря, что они не виноваты в преступлении своего отца. Дочь боярина Улита была выдана замуж за сына Юрия, Андрея Боголюбского, а сыновья Яким и Петр стали его слугами. Долгое время они жили в мире и согласии. Но однажды, уже после смерти Юрия Долгорукого, Улита неожиданно встретила в лесу воеводу Букала, уже глубокого старца, и узнала от него историю гибели своего отца. Рассказ Букала Улита пересказала братьям. Охваченные жаждой мести, они решили убить князя Андрея. Кучковичи напали на князя во время охоты, но Андрею удалось ускакать от них. Загнав коня, князь отправился дальше пешком и вышел на берег реки. Там он увидел перевозчика и попросил перевезти его на другой берег, но тот, выманив у князя плату вперед, уплыл прочь. Андрей, оставшись один и опасаясь погони, спрятался на ночь в сруб-могилу. Кучковичи же, боясь его мести, на следующий день отправились на поиски, взяв с собой по совету Улиты любимого княжеского пса-выжлеца. Пес привел их к срубу-могиле, где спрятался князь, всунул голову в сруб и, радуясь хозяину, замахал хвостом. Увидев это, Кучковичи, раскрыв крышу на срубе, набросились на князя и убили его. Но вскоре слуга Андрея, Давыд, ночью убежал к брату князя — Даниилу Юрьевичу Киевскому — и рассказал ему, что Андрей убит. После этого Даниил пришел с войском под Москву, и москвичи выдали ему Кучковичей. Улита с братьями были казнены, а тела их положены в берестяные короба и пущены в озеро.

Согласно легенде, эти короба до сих пор всплывают по ночам на поверхность, «ибо таковых злодеев ни земля, ни вода принять не хотят». Что касается Даниила, то он после этого решил не возвращаться в Киев и стал московским князем.

Эта легенда считается самой правдоподобной, ведь в ней сошлось немало исторических фактов, хотя нельзя не заметить и некоторые расхождения с историей.

Церковь Всех Святых на Кулишках

 

Кто не слышал фразеологизм «У черта на куличиках»? Есть вполне прямая трактовка этого фразеологизма –очень далеко, неизвестно где, в глуши. Но многие ли интересовались, а откуда взялось это выражение? Есть несколько мнений, нам интересно только одно, но будет совсем несправедливо не рассказать и другие не менее интересные версии. Обо всем по порядку?

 Начнем с того, что такого слова, как «кулички» в нашем языке не существует. На самом же деле, посылать следует не на кулички, а на кулижки.

Кулиги и кулижки были очень известными и весьма употребительными словами на Севере России. Когда хвойный лес «ослабевает», там появляются прогалины, поляны. На них мгновенно начинают расти трава, цветы и ягоды. Эти лесные острова и назывались кулигами. Еще с языческих времен на кулигах совершались жертвоприношения: Жрецы закалывали оленей, овец, телок, жеребцов, все наедались досыта, Напивались допьяна.

Когда же пришло на Русь христианство и стало оно теснить язычество, пришел на кулигу крестьянин, поставил избу, стал сеять рожь, ячмень, появлялись целые деревенские артели. Когда же жить становилось теснее, уходили от стариков дети и племянники, да порой так далеко, что и вести достигать переставали, жили, как у черта на куличках.

Напомню, версий происхождения несколько, и если никто никуда не спешит, думаю, что можно рассказать еще парочку?

 

Кулички – испорченное финского корня слово, «кулиги», «кулижки», давно вошедшее в русскую речь. Так на Севере назывались лесные полянки, лужки, болотца. Здесь, в лесистой части страны, поселенцы далекого прошлого все время вырубали в лесу «кулижки» – площадки для распашки и покоса.

 

 В старых грамотах постоянно встречается такая формула: «И вся та земля, покуда топор ходил и коса ходила». Земледельцу часто приходилось на свою ниву отправляться в страшную глушь, на самые дальние «кулижки», хуже ближних разработанные, где, по тогдашним суеверным представлениям, в болотах и буреломах водились и лишние, и черти, и всякая лесная нечисть.

 

Так и получили обычные слова свое второе, переносное значение: очень далеко, на краю света.

И вот только сейчас, как мне кажется, пришло время легенды, а может и не легенды, о еще одном таинственном месте в Москве. Горожане считают, что уже известный нам фразеологизм зародился именно здесь.

 Согласно легенде, осенью 1666 года в нескольких церквях района Кулишки появлялся полтергейст. Во время службы во Всесвятской церкви молящиеся вдруг увидели свечение, сполохи пламени, мелькающие тени. Иконы выпадали из иконостаса, а в стенах слышался громкий стук. Затем, после вмешательства священнослужителей, все прекратилось на долгие века. Но в 1991 году полтергейст неожиданно вернулся: во время одной из первых служб затухали свечи, падали иконы, были видны языки пламени.

 

Дом Берии

Многие москвичи и особенно обитатели центра могут многое рассказать о этом месте. Ради шутки или из любопытства жители идут к дому Л. П. Берии на Малой Никитской улице. И в этом можно «обвинить» еще одну московскую легенд. Говорят, в три часа ночи здесь можно увидеть призрачный черный лимузин бывшего хозяина дома. Сначала слышится звук приближающейся машины со стороны Садового кольца и видна движущаяся световая точка. Потом звуковой фантом тормозит у подъезда, хлопает дверца, и два мужских голоса начинают о чем-то приглушенно переговариваться, иногда слышны женские крики или стоны. Затем снова заводится мотор, и машина уезжает.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!