В конце концов, это всё – очень формальные, административные, во многом надуманные проблемы.

Книга – основа духовной безопасности общества

Путник К. В.,

Руководитель миссионерского отдела

Челябинской епархии Русской Православной Церкви

Мое выступление будет состоять из нескольких опосредованно связанных частей. И начну я с тезиса о том, что книга и сам процесс чтения являются важнейшими элементами и инструментами оборонного сознания, исключительно востребованного сейчас.

 

В начале марта президент России обратился с посланием к Федеральному собранию, в котором обозначил – в том числе и визуально – возможности нашей военной обороны. В военно-технологическом отношении Россия становится неприступной крепостью. Но призыв президента, обращенный к коллективному Западу, перестать меряться мускулами и сесть, наконец, за стол переговоров, вряд ли будет услышан теми, к кому он обращен. Это означает, что – ввиду невозможности прямой вооруженной агрессии – возрастает значениепсихо-ментальной войны – войны, направленной на деформацию сознания у элит и населения государства-мишени, т.е. у нас с вами, на фатальное ослабление политической воли, на когнитивную редукцию, т.е. упрощение и уплощение нашего с вами мышления. Нет сомнения в том, что накал психо-ментальной войны будет усиливаться, что против России, ее населения будут применены новые инструменты и методы деструктивного воздействия на сознание. Более того, центр тяжести геополитического, цивилизационного противостояния России и Запада – двух противоположных цивилизационных проектов - теперь будет перенесен в психо-ментальную сферу. Это – первое.

 

Второе. Цивилизации формируются вокруг книги, некоего священного текста. Что такое священный текст в его социальном контексте? Прежде всего – это свод категорически-императивных нравственных норм, правил общежития, санкционированный Богом (или богами) и потому никем и никак неоспариваемый.

 

Таким образом, говорить о духовной безопасности общества, цивилизации – значит говорить о сохранении, адекватном восприятии и трансляции сакрального книжного знания будущим поколениям.

 

Сделаю небольшой исторический экскурс.

 

Наша историческая память, как важный пример, зафиксировала момент зарождения собственно русской цивилизации. Вот как действовал ее основатель – святой великий князь Владимир. Едва захватив власть в Киеве в 980 г., он сразу же предпринимает не какую-нибудь, а религиозную реформу: именно – пытается создать единый пантеон богов – богов тех славянских племен, которые поддержали его в борьбе с Ярополком. Это т.н. «шестибожие»: Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Макошь.

 

Но очень скоро выяснилось, что шестибожие – это всего-навсего арифметическая сумма, а никакое не целое (диалектическое целое, как бы сказали сейчас). Владимир же стремился консолидировать племена. Вот тогда – в 988 г. - и настал тот легендарный момент выбора веры, описанный в начальной русской летописи.

 

Нужно иметь в виду, что я рассказываю сейчас о, так сказать, геополитической, а не о духовной, мистической подоплёке событий, хотя и она имела место и, собственно, всё определяла. Очевидно, что святой князь не мыслил в геополитических категориях ХХ века; он исходил из внутренней интуиции и политической целесообразности, безусловноявляясь орудием Божиего Промысла.

 

Обращаю ваше внимание на то, что христианство было принято не с греческим, а со славянским богослужением. Это – принципиальный момент, поскольку язык богослужения – не греческий и не латинский, а славянский – подчеркивал сущностную, внутреннюю эксклюзивность Руси, её неподчинение ни Константинополю, ни Риму. Это сразу обусловило эксклюзивность, своеобразие русского православно-христианского пути, пути Третьего Рима, который именно в этой точке и начался.

 

Возвращаемся к теме.

 

Для того, чтобы деформировать или разрушить цивилизацию, необходимо деформировать или дезавуировать священный текст, ее объединяющий. Такая разрушительная работа против православно-христианской цивилизации, каковой мы являемся, систематически ведется, прежде всего, силами деструктивных культов, которые либо искажают и извращают священный текст, либо создают альтернативные тексты. Это метод не новый: извращением, так сказать, редактированием Евангелий занимался, например, Лев Толстой. При этом – гениальный писатель - ведал, что творил. Современные религиозные деятели создают и собственные священные тексты (американские мормоны и наш Виссарион, например), и «переводят» и переформатируют канонические тексты (как, например, Свидетели Иеговы, Библию которых – «перевод Нового мира» - иначе как кощунственным не назовешь).

 

Трепетное отношение православных христиан к священному тексту проиллюстрирую примером, взятым из «Отечника» свт. Игнатия Брянчанинова. Дело происходит в 6-м веке. Два инока спрашивают святого старца, о чем им беседовать при встрече: о Писании или о житиях людей, угодивших Богу? О житиях, - отвечает старец, - ибо говоря о Писании легко погрешить против Истины.

 

Теперь зададимся вопросом: если наша цивилизация сформировалась вокруг Библии, а если уже предельно конкретизировать, то на основе Евангелия, если нашими противниками ведется сосредоточенная работа по демонтажу нашей цивилизации, нужно ли нам и нашим наследникам знать ее духовные основы, нужно ли знать Священное Писание?

 

Я думаю, евангельские уроки в школах, уроки чтения Евангелия неминуемо станут в повестку дня: если мы, конечно, ответственно относимся к нашей государственной безопасности, если мы не хотим вырастить наших детей манкуртами, иванами, не помнящими родства…

 

Мне могут возразить, в частности, так: мол, Евангелие все-таки не детская книга. Отвечу словами Христа, Который прямо сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мтф., 19: 14). Кстати, я Евангелие прочитал в 10 лет. Не могу сказать, что всё понял, но сцены Распятия и Воскресения нашего Господа меня потрясли.

 

Могут спросить: а как же быть с мусульманами? Ведь они могут возмутиться? Могут, конечно, но только те мусульмане, которые не знают собственной духовной традиции, которые не знают о том, что Евангелия (Инжиль) являются одной из почитаемых книг в исламе.

В конце концов, это всё – очень формальные, административные, во многом надуманные проблемы.

 

Давайте будем называть вещи своими именами: люди, которые препятствуют работе нашей Церкви в школе, которые препятствуют чтению Евангелия в школе – это либо ленивые дураки, либо безответственные трусы, либо самонадеянные и лукавые враги: Бога, нашей цивилизации, нашего государства, нашего общества. Так вот, дуракам пора умнеть, трусам – храбреть, потому что когда перестаешь бояться ты, начинают бояться тебя. Тогда и врагам солоно придется.

 

Разумеется, всё, что я говорю – не для того, чтобы вызвать скандал. И не завтра произойдут какие-то перемены. Но, уверен, они – перемены – стоят на пороге. И то, что я сказал вам – информация для честного, непредвзятого обдумывания.

 

Третье. Книга – собеседник. У книги всегда два автора: писатель и читатель. Когда в ХХ веке эта истина была осознана, возникла герменевтика – наука об истолковании текстов.

 

Сейчас мы столкнулись с явлением, которое еще требует своего осмысления: цивилизация книги, читателей, какой мы являлись, превращается в цивилизацию зрелищ, визуалов. Такое явление Освальд Шпенглер называл псевдоморфозой. Предельно редуцируется культура чтения. Мы перестаем воспринимать серьезные, сложные тексты. Теперь наш обыденный уровень – в лучшем случае - это уровень комиксов.

 

Между тем, книга, серьезное чтение – это факторы, формирующие мышление, дисциплинирующие его. Книга и чтение, в отличие от гаджетов, – важнейшие условия когнитивного здоровья. Это, безо всякой иронии, - медицинский, установленный нейробиологами факт. Человек читающий далеко отодвигает почти неизбежный период старческого слабоумия: иногда этот период вообще не наступает.

 

Последнее о чем мне хотелось бы сказать. Вы знаете, что наше общество столкнулось сейчас с вызовом, к которому оказалось не готово. Я говорю об эпидемии самоубийств среди детей и подростков, среди того самого поколения гаджетов, поколения визуалов, зрителей, о котором я говорил. Гаджеты, на мой взгляд, есть фактор, формирующий или содействующий формированию стойких зависимостей, расстройств поведения. Но речь не об этом.

 

Уже приходилось отмечать ту мистическую функцию, которую в среде подростков, предрасположенных к самоубийству, выполняет книга СтейсКрамер «50 дней до моего самоубийства». Более 6 миллионов просмотров в интернете. 100-тысячные тиражи. Многие взрослые – родители и педагоги – знают о существовании этой книги, с которой подростки буквально спят в обнимку. При встречах со взрослыми я всегда задаю один и тот же вопрос: вы читали эту книгу? И редко когда поднимаются одна-две руки.

 

Понимаете, над многими нашими детьми, и отнюдь не только над аутсайдерами, нависла смертельная угроза, а мы не знаем, что происходит в головах у наших детей. И это происходит от нашей нелюбви к чтению. Ведь чтение – всегда интеллектуально и энергетически затратно, это – труд. Требуется активизировать свои интеллектуальные способности, необходимо заставить себя мыслить. Куда как приятнее в сладкой полудреме нежиться на диване перед включенным телевизором…

 

Мы ленивы и не любопытны, как говаривал еще Пушкин. Переводя эту фразу на современный язык можно сказать: мы безответственны и некомпетентны. Мы разучились читать, т.е. разучились собеседовать с книгой, задавать ей вопросы и находить ответы. Мы стремительно разучаемся мыслить.

 

Если ситуацию не переменить, если не обеспечить разворот нашего общества назад, к чтению, мы погибнем. Книга – действительно основа духовной безопасности нашего общества. Вот почему я здесь. Вот почему мне и тревожно, и радостно выступать перед вами – убежден, единомышленниками. Хорошей, уверенной работы, обильной помощи Божией всем нам на этом важнейшем поприще.

 

Спасибо за внимание.

 

14.03.2018 г.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!