УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.



ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС (семилетнее обучение)

МИ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ми» и 4 ключевыми знаками – фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез.

до-диез минор - это тональность минорного лада, с тоникой «до-диез» и 4 ключевыми знаками – фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез.

ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ля-бемоль» и 4 ключевыми знаками – си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль.

фа минор - это тональность минорного лада, с тоникой «фа» и 4 ключевыми знаками – си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль.

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ.

Буквенная система обозначения звуков была изобретена в X веке во Франции. Она заключалась в том, что каждый звук обозначался латинской буквой алфавита:

До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си

C c - D d - E e - Ff - G g - A a - H h

Диез обозначается слогом - is. Бемоль обозначается слогом - es. Дубль диез - isis, а дубль бемоль – eses. В настоящее время буквенная система используется и для обозначения тональностей. Мажор обозначается словом dur (твёрдый), а минор – moll (мягкий).

Есть 3 исключения в написании звуков: ля бемоль – As (as), си бемоль – B (b), ми бемоль – Es (es).

ИНТЕРВАЛЫ - Одновременное или последовательное сочетание 2 звуков называется – интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшённая. Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.

К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.

Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию – нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются – простые, а шире октавы – составными. Всего 8 простых интервалов:

Прима – содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды. Если в приме 0 тонов, то она – чистая (ч1).

Секунда – содержит 2 ступени. Если секунда содержит ½ тона – то она малая (м2), если 1 тон – большая (б2)

Терция – содержит 3 ступени. В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2 тона (б3).

Кварта – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2 тона – уменьшённая (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).

Квинта – содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3 тона – уменьшённая (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5).

Секста – содержит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½ тона – она большая (б6)

Септима – содержит 7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если 5 ½ - большая (б7).

Октава – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).

Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются – диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора – характерными. Все диатонические интервалы делятся на - консонирующие и диссонирующие. Консонирующие интервалы – звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом. Консонирующие интервалы делятся на:

Весьма совершенный консонанс – ч1, ч8.

Совершенный консонанс – ч4, ч5.

Несовершенный консонанс – м3, б3, м6, б6.

Диссонирующие интервалы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7. тритоны (ув4, ум5).

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Октавное перемещение звуков интервала вверх или вниз называется – обращением интервалов. Обращение интервала можно получить 2 способами:

перенести основание (нижний звук) интервала на октаву вверх и сделать его вершиной интервала.

перенести вершину (верхний звук) интервала на октаву вниз и сделать его основанием интервала.

Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 8 , а сумма тонов равна 6.

Таким образом: прима обращается в октаву, секунда – в септиму, терция – в сексту, кварта – в квинту, квинта – в кварту, секста – в терцию, септима – в секунду, октава – в приму.При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшённые, уменьшённые – в увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие – в диссонирующие.

ч1 – ч8 ч5 – ч4

м2 – б7 м6 – б3

б2 – м7 б6 – м3

м3 – б6 м7 – б2

б3 – м6 б7 – м2

ч4 – ч5 ч8 – ч1

ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ.

В натуральном мажоре и миноре ч1 строится на всех ступенях

В натуральном мажоре: м2 – на 3 и 7 ступенях, а б2 – на остальных ступенях

В натуральном миноре: м2 – на 2 и 5 ступенях, а б2– на остальных ступенях

В натуральном мажоре: б3 – на главных ступенях лада (Т,S, D), а м3 – на остальных ступенях

В натуральном миноре: б3 – на 3,6,7 ступенях, а м3 – на остальных ступенях

В натуральном мажоре: ч4 – на всех ступенях, кроме 4 ступени – на ней ув4

В натуральном миноре: ч4 – на всех ступенях, кроме 6 – на ней ув4

В натуральном мажоре: ч5 – на всех ступенях, кроме 7 – на ней ум5.

В натуральном миноре: ч5 – на всех ступенях, кроме 2 – на ней ум5.

В натуральном мажоре: б6 – на 1, 2, 4, 5 ступенях, а м6 – на остальных ступенях

В натуральном миноре: б6 – на 3, 4, 6, 7 ступенях, а м6 – на остальных ступенях

В натуральном мажоре: б7 – на 1, 4 ступенях, а м7 – на остальных ступенях

В натуральном миноре: б7 – на 3, 6 ступенях, а м7 – на остальных ступенях

В натуральном мажоре и миноре ч8 строится на всех ступенях.

УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.

Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие.

Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия. Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: Если в интервале оба звука неустойчивые – то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук.

Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшённых – сходятся.

ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.

Созвучие из трёх и более звуков, расположенных по терциям, либо которые могут быть расположены по терциям, называется – аккорд.

Аккорд, состоящий из 3 звуков, расположенных по терциям называется – трезвучие.

Различают 4 основных вида трезвучий:

Мажорное (или Большое, Б53) – состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5.

Минорное (или малое, м53) – состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5.

Увеличенное (ув53) – состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5.

Уменьшённое (ум53) – состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5.

Мажорное и минорное трезвучия – консонирующие, а увеличенное и уменьшённое – диссонирующие. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук – прима или основание, средний – терция или терцовый звук, верхний – квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям – это основной вид трезвучия.

ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.

Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения:

Секстаккорд (6) – первое обращения трезвучия, нижним звуком которого является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту.

Квартсекстаккорд (64) – второе обращение трезвучия, нижним звуком которого является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и терции, отсюда и название.

Мажорный секстаккорд (Б6) – м3+ч4.

Минорный секстаккорд (М6) – б3+ч4.

Мажорный квартсекстаккорд (Б64) – ч4+б3.

Минорный квартсекстаккорд (М64) – ч4+м3.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 9662; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!