Более правильным является первое мнение.



Сказал ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах: «Большинство сподвижников считали, что под ″братьями″ в аяте имеется в виду хотя бы двое. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, отказался принять это мнение. Мнение ибн ‘Аббаса ближе к явному тексту этого аята, а мнение остальных сподвижников больше соответствует смыслу этого аята. Братья покойного лишают мать покойного трети наследства, позволяя ей забрать только шестую часть, если их хотя бы двое. Если же после покойного останется только один брат, то мать получает треть имущества». — [См. «аль-И‘лям», 1/359-363].

Сказал ибн Кудама, да помилует его Аллах: «В аяте под ″братьями″ имеются в виду и сестры». — [См. «аль-Мугни ма‘а-ш-шарх», 8/329].

 

2 ― Если покойный оставил после себя только сестер, переводят ли они мать с трети на шестую часть наследства?!

Первое мнение: мать получает шестую часть наследства, если покойный оставил после себя только братьев, или только сестер, или братьев вместе с сестрами. Это – мнение большинства обладателей знания.

Второе мнение:мать получает шестую часть наследства, только если покойный оставил после себя вместе с сестрами хотя бы одного брата. Если же у покойного остались только сестры, то мать получает треть имущества покойного.

Это – мнение Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах. Он считал, что мать получает шестую часть наследства, если покойный оставил после себя хотя бы двух братьев или одного брата вместе с сестрой. Также большинству ученых противоречил аль-Хасан аль-Басри.

Более правильным является мнение большинства.

 

_______________________________________________

3 ― Мать покойного получает треть оставшегося имущества, когда возникает следующая ситуация [эта ситуация называется ″гарауейн″]:

Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: «Эта ситуация возникает тогда, когда человек скончался, оставив после себя супругу и двоих родителей. [То же самое касается ситуации, когда скончалась женщина, оставив после себя супруга и двоих родителей. Обе эти ситуации разбирается в данном вопросе]. Если скончалась женщина, оставив после себя мужа и обоих родителей, то муж забирает половину её имущества. Если скончался мужчина, оставив после себя жену и обоих родителей, то жена забирает четверть его имущества. Затем ученые разногласили в том, сколько же забирает мать покойного?!

1-ое мнение– в обеих ситуациях мать забирает треть оставшегося имущества. Аллах Всевышний установил для матери покойного половину того, что получает его отец. Следовательно, отец забирает две трети оставшегося имущества [Оставшееся имущество – это имущество покойного, которое осталось после того, как его жена получила свою долю. Если же скончалась женщина, то оставшееся имущество – это имущество, которое осталось после того, как её муж получил свою долю], а мать – треть.

Это – мнение ‘Умара ибн уль-Хаттаба и ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен ими Аллах. Также это наиболее достоверное мнение, передаваемое от ‘Али ибн Аби Талиба. Также этого мнения придерживались ‘Абдуллах ибн Мас‘уд и Зейд ибн Сабит, да будет доволен Аллах ими всеми*. Это мнение семи известных мединских факыхов, мнение четырех имамов**и большинства ученых, да помилует их Аллах».

*[См. «Мусаннаф ибн Аби Шейба», 11/237-242. Данное мнение достоверно передаётся от всех этих сподвижников, кроме ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах. От него это мнение передаётся по слабой цепочке передатчиков].

**[Четыре имама – это имам Абу Ханифа, имам Малик, имам аш-Шафи‘и и имам Ахмад ибн Ханбаль, да помилует Аллах их всех].

Пример первый: скончалась женщина, оставив после себя мужа и обоих родителей. В данном случае муж получает половину её имущества, мать – треть оставшегося имущества, а отец – две трети оставшегося имущества.

Если муж заберет половину, то останется другая половина, которую делят на три части. Затем треть этой половины забирает мать, а две трети этой половины – отец.

У нас получится следующая таблица [если представить, что покойная женщина оставила 600 т.р.]:

Муж 3/6 300 000 р.
Мать 1/6 100 000 р.
Отец 2/6 200 000 р.

Пример второй: скончался мужчина, оставив после себя жену и обоих родителей. В данном случае жена получает четверть имущества покойного супруга, мать – треть оставшегося имущества, а отец – две трети оставшегося имущества.

У нас получится следующая таблица [если представить, что покойный мужчина оставил 1 миллион]:

Жена 3/12
Мать 3/12
Отец 6/12

Чтобы решить задачу мы разделили имущество на 12 частей, после чего жене была выделена четверть всего имущества, иначе говоря, 3/12. Следовательно, у нас осталось 9/12 имущества. Эти 9/12 делят на три части, после чего выделяют одну треть матери покойного, иначе говоря, 3/12. Что касается отца, то он получает две трети того, что осталось после выделения доли жене. Следовательно, отец получает 6/12. Если упростить эти дроби, то мы получим следующую таблицу:

Жена 1/4 250 000 р.
Мать 1/4 250 000 р.
Отец 2/4 500 000 р.

Далее ибн Касир, да помилует его Аллах, продолжает: «2-ое мнение– мать покойного или покойной забирает треть из всего наследства. Ведь, Аллах Всевышний сказал:

«А если у него[у умершего]нет ребенка, и его наследниками являются его родители, то матери – одна треть,(а отцу всё остальное)».—[Сура ан-Ниса, аят 11].

Также в качестве довода они использовали хадис, в котором сказано:«Выделяйте (соответствующие) доли наследства тем, кто имеет на них право, а то, что останется, (должно быть отдано) мужчине, являющемуся ближайшим родственником (покойного)». — [аль-Бухари, 6732; Муслим, 1615].

Это мнение принадлежит ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом. Также это мнение передаётся от ‘Али ибн Аби Талиба и Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен ими Аллах. Также этого мнения придерживались Шурейх и Дауд аз-Захири. Также это мнение выбрали Абу-ль-Хусейн Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн уль-Ляббан аль-Басри и ибн Хазм. Они сказали, что отец в данной ситуации забирает то, что осталось после выделения долей мужу (или жене) и матери».

Пример первый: скончалась женщина, оставив после себя мужа и обоих родителей.

В соответствии со вторым мнением, муж забирает половину имущества, а мать – треть, а отцу достаётся то, что осталось.

У нас получится следующая таблица [если представить, что покойная женщина оставила 600 т.р.]:

Муж 3/6 300 000 р.
Мать 2/6 200 000 р.
Отец 1/6 100 000 р.

Дело в том, что муж забирает половину имущества: 600000/2=300000 рублей, а мать треть имущества: 600000/3=200000 рублей. Остаток имущества: 600000-300000-200000=100000 рублей. Этот остаток достаётся отцу.

Пример второй: скончался мужчина, оставив после себя жену и обоих родителей. В соответствии со вторым мнением, жена забирает четверть имущества покойного, мать – треть, а остальное достаётся отцу.

У нас получится следующая таблица [если представить, что покойный мужчина оставил 240 тысяч рублей]:

Жена 3/12 60 000 р.
Мать 4/12 80 000 р.
Отец 5/12 100 000 р.

Дело в том, что жена забирает четверть имущества – а это 60 т.р. Что касается матери, то она забирает треть имущества – а это 80 т.р. Остаток имущества: Этот остаток достаётся отцу.

Далее ибн Касир, да помилует его Аллах, продолжает: «3-ое мнение– мать получает треть всего имущества, если скончался мужчина, оставив жену и отца. В таком случае жена забирает четверть имущества покойного, отец забирает пять двенадцатых( 5/12 ), а мать – треть имущества». — [См. «Тафсир ибн Касир», сура ан-Ниса, аят 11].

Согласно третьему мнению, если скончалась женщина, оставив после себя мужа и обоих родителей, то мать уже не берет треть всего имущества, а забирает треть от того, что осталось после выделения доли мужу покойной. Это делается для того, чтобы отцу покойного досталось больше, чем матери покойного. Ведь, если в данной ситуации ей выделить треть всего имущества, то ей достанется больше, чем отцу.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!