Культура белорусских земель второй половины 13 - первой половины 16 веков.



Культура Беларуси в середине 8 - первой половине 16 века приобрела свою национальную самобытность и достигла наивысшего подъема, появилась обработка ювилирных изделий, производство бумаги, стеков, книгопечатание.

Духовное творчество белорусского народа отразилось в развитии фольклера, песенном, музыкальном, хореографическом искусстве. Возникает новый жанр - исторические баллады и песни, посвященные борьбе белорусского народа против захватчиков. Значительное место в народном творчестве занимает обрядовая поэзия, калядование, хороводы. В 15 - 16 веках в Беларуси сложились предпосылки для развития культуры Возрождения. Развивалось книгопечатание, образование, шел процесс становления белорусского языка и национальной письменности. Старобелорусский язык имел государственный статус. На нем были написаны Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. Своеобразной энциклопедией исторических знаний эпохи Средневековья стали следующие летописи: Летописец Великих князей литовских, Хроника ВКЛ, Хроника Быховца. В развитии архитектуры соседствовали национальные и западноевропейские традиции – романский, готический стили и стиль барокко. Строились костелы, церкви, дворцы и культурные строения. В связи с постоянной внешней опасностью были построены крепости и замки в Новогородке, Лиде, Берестье, Креве, Городне, Несвиже и др. Расширяется развитие фресковой живописи и. В XV в. впервые появляются произведения светской живописи, что было обусловлено влиянием европейского Возрождения – портреты княгини Анны Радзивилл, слуцкого князя Олельковича,. С XV в. распространяются библиотеки при монастырях и иезуитских коллегиумах в Городне, Берестье, Менске, Новогородке, Выдающиеся люди эпохи Возрождения: Григорий Цемблак - известный церковный деятель и писатель, митрополит ВКЛ.Ф.Скорина - ученый, писатель, переводчик, гуманист и просветитель, первопечатник, давший белорусскому народу книгу на его родном языке. Ф.Скорина напечатал 23 книги “Библии”, “Малую подорожную книжицу”, “Апостол”. Традиции Скорины продолжили М.Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский

Таким образом, именно в 8-16 веках культура белорусского народа обогатилась завоеваниями всемирной цивилизации и активно включилась в общий культурно-исторический процесс.     

     

Люблинская уния 1569 года, ее истоки и сущность. Борьба за сохранение самостоятельности ВКЛ в составе Речи Посполитой. Введение Статута 1588 года.

Ко второй половине XVI в. сложились условия для более тесного государственного объединения ВКЛ с Польшей. Первая группа причин этого объединения связана с внешнеполитическими обстоятельствами. Соперничество между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским за восточнославянские земли вылилось в первой половине XVI в. в целый ряд русско-литовских войн, в результате которых ВКЛ потеряло четверть своих территорий. С 1500 по 1569 г. в пределы Великого княжества Литовского 45 раз врывались полчища крымского хана, в том числе 10 раз опустошали территорию Беларуси. Борьба ВКЛ, Польши и Московского государства за Ливонию привела к длительной Ливонской войне (1558—1583). Чтобы более успешно противостоять внешней агрессии, польские паны предложили ВКЛ объединиться в единое государство под эгидой Польши.

Вторая группа причин связана с внутриполитическим развитием ВКЛ. Средняя и мелкая шляхта, недовольная властью великого князя литовского и магнатов, считала положение польской шляхты лучшим, чем собственное, и поэтому активно выступала за объединение с Польшей, для того чтобы получить еще больше привилегий.

В таких условиях 10 января 1569 г. в Люблине собрался общий сейм ВКЛ и Польши с целью заключения более тесной унии между государствами. Поляки выставляли разные условия, вплоть до ликвидации белорусско-литовской государственности. Послы же ВКЛ хотели сохранить союз с Польшей, но при этом не утратить свою самостоятельность и независимость. Переговоры затягивались. В конце февраля 1569 г. послы ВКЛ покинули Люблин.

Такое поведение представителей ВКЛ вызвало возмущение со стороны польских магнатов. Под их давлением Жигимонт II Август начал осуществлять план расчленения и аннексии jдельных частей ВКЛ. 5 марта 1569 г. он объявил о присоединении к Польше Подляшья и приказал подляшским послам присягнуть Польше под угрозой лишения должностей и привилегий. 26 апреля 1569 г. была объявлена аннексия Волыни. Но волынские послы не ехали в Люблин. Тогда король пообещал лишить их поместий и угрожал изгнанием. Под страхом расправы сенаторы и послы Волыни присягнули на верность Польше. Таким же образом к Польше были присоединены Подолье и Киевщина.

В составе ВКЛ остались только Беларусь и Литва. Несмотря на противостояние представителей высшей знати ВКЛ, они также были вынуждены подписать унию. 1 июля 1569 г. согласно Люблинской унии ВКЛ и Польша соединились в единое государство — Речь Посполитую. Был выбран единый господарь — король польский и князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемойтский, киевский, волынский, подляшский и лифляндский. Отменялись избрание великого князя ВКЛ и его пожизненное владение княжеством. Выбирался единый сейм, который должен был созываться в Польше. Вводились единое налоговое пространство, денежная единица, проводилась общая внешняя политика. Все жители Речи Посполитой имели право приобретать поместья и землю в собственность в любой части страны. Отменялись все постановления, законы, противоречившие унии, а также отдельный сейм ВКЛ. Высшая знать и должностные лица должны были присягать королю и Короне Польской.

федеративный лад.      


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2616; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!