Задание 4. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям



А) «Людей мучают не вещи, а представления о них» (Эпиктет).

Я думаю слово "вещи" можно заменить еще на: ситуации, отношения, др. люди и т. д. Пример: Вы живете в коммунальной кв-ре и решили, что пора бы сделать ремонт в местах общ.пользования. В Вашем представлении было бы справедливо, чтобы Ваши соседи по коммун.кв-ре сбросились бы вместе с Вами на ремонт, но они не хотят! Вот тут и рушится Ваше представление, идея, иллюзия о том, что люди д. б. разумны (но нельзя же в самом деле жить в такой грязи!) , честны и справедливы ( ведь было бы честно, если бы все дали денег на ремонт, не одна же Вы будете пользоваться новым горшком! ) Вот и получается, что не сами соседи мучают Вас, а Ваше представление, идея, иллюзия о том, какими в данном случае они должны быть-разумными, честными, справедливыми, т. е. дать денег на ремонт. И пока Вы не измените это свое представление, о людях, пока не поймете, что люди могут быть любыми и безумными, и заблуждаться, и обманщиками, пока Вы это не примете как факт и не перестанете раздражаться из-за их поведения, не перестанете настаивать на том, что все должны быть честными, жизнь Вас будет учить и учить. Будет постоянно сталкивать Вас с таким сортом людей, которые будут и обманывать, и стараться жить за Ваш счет, пока Вы не поймете, что на этом свете имеют право жить разные люди и с разными взглядами и отношением к добру и злу, и получать свои собственные уроки. В этом примере нерадивые соседи являются своего рода учителями для этой порядочной женщины, чтобы она изменила свое представление о том, что все должно быть честно и справедливо. Не могут они быть честными и справедливыми по-отношению к ней, она сама им не дает т. к. не может поменять систему взглядов. А выход тут один: успокоится и сделать ремонт за свой счет и получать удовольствие от чистоты в кв-ре (главное не впасть в недовольство, что плодами твоих усилий пользуются все) или ничего не делать и искать возможность переехать в отдельную кв-ру, но это случится только тогда, когда она примет взгляды своих соседей и пройдет урок на предмет своей иллюзии по поводу всеобщей справедливости, и что место под солнцем есть и для нее и для них и все это в высшей степени справедливо!

Б) «Обыкновение соглашаться кажется мне опасным» (Цицерон).

Когда человек со всем и всегда согласен, он опасен отсутствием собственного мнения.

 

Задание 5.Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям:

идеализм, эмпиризм, разум, практика.

Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов. Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения, не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой.

Идеализм утверждает первичность в сфере бытия идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился только в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона.

Эмпиризм - (греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека — разум — рассматривается в Эмпиризм только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Эмпиризм — это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте. В качестве целостной гносеологической концепции Эмпиризм сформировался в 17—18 вв. В истории философии Эмпиризм выступал как идеалистический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, современный логический Эмпиризм и т.д.), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления), и как материалистический Эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк и др.), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир. Противоположен Эмпиризм — рационализм.

Разум - ум; способность, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи. Стремление понять мир с помощью разума и преобразовать его в соответствии с разумом называют рационализмом; метафизическим рационализмом является вера в разум, управляющий мировыми событиями. Кант понимает под разумом всю высшую способность познания. Наряду с чувственностью (см. Чувственный) разум является основой нашего познания. Благодаря ему создаются систематизирующие принципы; систематизирующие идеи – идеи души, мира и Бога. Он может, согласно этим принципам, или судить (теоретический разум), или действовать (практический разум). В логическом мышлении осн. принципом разума является нахождение безусловного для условного познания рассудка. Вслед за понятием разума (греч. «нус»), появившимся сначала у Анаксагора и Аристотеля, у стоиков встречаем понятие мирового разума, идентичного с закономерностью природы. Гегель сделал разум принципом -мира: что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно. Гаманн и Гердер выводили разум из слушания: он представляет собой тот орган души, с помощью которого мы воспринимаем невидимое, трансцендентное, божественное; см. также Предчувствие. Для Фихте, придерживающегося этического понимания разума, единственной и последней конечной целью, которую может ставить перед собой разумное существо, является единоличное господство разума.

Практика - (греч. praktike, от praktikos - деятельный, активный) - материальная, чувственно-предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности. П. обычно понимается как систематическая, многократно повторяющаяся деятельность, как соединение такого рода деятельности многих индивидов. Частным случаем П. является приложение разрабатываемой теории к тому фрагменту реальности, который описывается ею. П. в этом смысле иногда противопоставляется теории.

 

Задание 6. Философская загадка:

Как вы думаете, какое решение римский поэт ПублийСир называл самым плохим?

Плохо то решение, которое нельзя изменить.

Malumconsiliumest, quod mutarinonpotest!

 

 

Список используемой литературы.

1.Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с.

2.Канке, В. А. Основы философии: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 287 с.

3.Вальяно, М. В. История и философия науки: учебное пособие / М. В. Вальяно. – Москва: Альфа–М: Инфра–М, 2012. – 207 с.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1638; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!