Источники права средневековой Франции.



В 9-11 вв во Франции устанавливается принцип территориального действия права ,т.е население подчинялось тем нормам которые сложились на территории его проживания. Появление этого принципа объ­яснялось: 1) господством натурального хозяйства, обособле­нием отдельных феодальных сеньорий; 2) сосредоточением в руках сеньоров политической, судебной власти. Такое поло­жение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями — кутюмами. В период феодальной раздробленнос­ти государства обычаи являлись основным источником пра­ва. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала еди­ной правовой системы. В зависимости от источников права вся страна делилась на две части, приблизительной границей между которыми была река Лаура. Территория южнее этой границы называлась «страной писаного права», ибо на ней действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям, за ним признавалось значение «общего обычая». Север Франции считался страной «обыч­ного права», ибо основным источником права являлись тер­риториальные обычаи (кутюмы).

В период формирования централизованного государства

сословно-представительной монархии предпринимаются попытки систематизации и записи кутюмов. Людовик IX предписал своим бальи создать обычаи округов, отредакти­ровать и прислать их в парижский парламент. В 1453 г. Карл VII предписал собрать кутюмы, обыкновения, различные формулы, применяемые судами, а также с помощью знающих людей записать обычаи и весь материал представить в пар­ламент, который должен его изучить, отредактировать и пред­ставить на утверждение короля. Таким образом, было записано и получило силу закона около 300 местных кутюмов и 60 больших кутюмов, распространявших свое действие на большой территории.

В период абсолютной монархии при Людовике XIV было запрещено выявлять в судах обычаи путем опроса знающих людей, и всякое изменение обычаев или введение новых обы­чаев могло происходить только по указу короля.

Известны несколько сборников обычаев, составленных в неофициальном порядке. В 1389 г. бальи Жак Д. Аблейг со­ставил Большой сборник обычаев Франции. Королевский бальи и сенешал Ф. Бомануар составил Кутюмы Бовези, ох­ватывавшие обычаи сенешалов Франции. Однако сборники кутюмов, составляемые как по королевскому велению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства.

Правовой памятник Кутюмы Бовези закрепил принцип презумпции невиновности и в то же время объективного вме­нения (гл. 1); принцип наказуемости (гл. 3); предусматривал вопросы судопроизводства, явки на суд (гл. 2); выделял до­казательства и его виды. Мера наказания по нему должна была зависеть от проступка, а также от того, кто его совер­шил и кому нанесен ущерб.

Кутюмы Бовези именовали убийство умышленным дей­ствием, намерением совершить убийство, причем преднаме­ренно. Различалось убийство в ссоре, убийство в состоянии

сильного душевного волнения.

Писаными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы. Первоначально акты ко­ролевской власти имели реальную силу только на территории королевского домена, но по мере усиления королевской власти их общеобязательное значение распространилось на всю территорию страны. В XVI в. возник обычай представлять королевские акты в парижский парламент с целью занесения их в реестр, что было равнозначно их опубликованию.

Источником права, вносившим общие начала, единообра­зие в пеструю систему обычного права, являлось римское право. Наряду действовало множество местных кутюмов. Наряду с ордонан­сами существовали распоряжения крупных сеньоров, имено­вавшихся «ассизамй».

Особое развитие в феодальной Франции получили инсти­туты цивильного права (вещное право, обязательственное право, брачно-семейное право) и городское право.

Уголовное право средневековой Франции.

В IX-XI вв. во Франции в основном продолжала существовать система преступлений и наказаний, восходящая к раннему средневековью. Преступление рассматривалось как действие (частная обида), затрагивающее интересы отдельных лиц, а наказания, которые еще не были отмечены печатью жестокости, сводились прежде всего к компенсации за вред, причиненный частным лицам.

Однако к XI-XII вв. феодальные черты уголовного права раскрываются достаточно полно. Преступление перестает быть частным делом, а выступает как "нарушение мира", т.е. утвердившегося феодального правопорядка. Получают развитие такие качества уголовного права, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений. Если еще в среде самих феодалов вопрос о преступлениях и наказаниях рассматривался в "суде равных", исходя из правовых обычаев и представлений о феодальной чести, то по отношению к подвластному крестьянскому населению сеньор в уголовных делах был по существу одновременно и законодателем и судьей. Он мог применять уголовную репрессию против крестьян за самые различные проявления неповиновения, вплоть до невыполнения сеньориальных повинностей.

С постепенной централизацией государства и усилением королевской власти в XIII-XV вв. ослабляется сеньориальная юрисдикция и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права, которое все более приобретает репрессивный характер. Расширяется круг дел, которые рассматриваются как тяжкие преступления и входят в категорию так называемых "королевских случаев" (фальшивомонетничество, убийство, изнасилование, поджоги и т.д.). Короли своим законодательством начинают активно вмешиваться и в религиозную сферу, дополняя нормы канонического права. Так, еще в 1268 году Людовик IX издал ордонанс, предусматривающий особое наказание за богохульство. Появляется ряд новых составов преступлений, связанных с понятием "оскорбление величества". Окончательному исчезновению представления о преступлении как "частном деле" способствовал Великий мартовский ордонанс 1357 года, который предусматривал запрет на замену наказания денежной компенсацией. По требованию сословий король лишался права помилования лиц, совершивших тяжкие преступления.

Вплоть до революции 1789 года уголовная ответственность того или иного лица непосредственно связывалась с его сословным положением. К дворянам лишь в исключительных случаях применялись телесные наказания, которые обычно заменялись штрафами и конфискациями имущества, не допускалась смертная казнь через повешение. Особая система уголовной ответственности существовала для духовенства. Вместе с тем полностью отбрасывались всякие представления о законности в случаях подавления городских и крестьянских восстаний, когда окончательно исчезали разграничения между судебной и внесудебной расправой. Так, при подавлении Жакерии только за две недели было казнено 20 тыс. человек.

В средневековом уголовном праве Франции допускалось объективное вменение, т.е. уголовная ответственность без вины. Так, в королевских законах за некоторые политические преступления предусматривалась коллективная ответственность членов городских корпораций, а также членов семьи преступника, в том числе его детей. Законодательство и кутюмы в принципе знали понятие невменяемости, т.е. неспособности человека в силу психического расстройства осознавать значение своих действий. Но по ряду преступлений, в том числе за "оскорбление величества", к уголовной ответственности привлекались умалишенные и малолетние. Уголовному "преследованию" подвергались даже трупы преступников, а также животные и предметы, явившиеся причиной смерти человека.

В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений, направленных против короля, французского государства и католической церкви. В связи с этим значительно расширяется круг действий, которые подпадают под понятие "оскорбление величества". Наиболее тяжкими считались покушения на короля или членов его семьи и заговор против государства. В XVII в. при Ришелье была создана "вторая ступень" преступлений, рассматривавшихся как "оскорбление величества". Это заговор против министров короля, командующих королевскими войсками, губернаторов провинций и других высших королевских чиновников, измена на войне, дезертирство, шпионаж, строительство крепостей без королевского разрешения и т.п.

Разнообразными были и религиозные преступления: богохульство, кощунство и святотатство, колдовство, ересь и т.д. Понятие "ересь", как и понятия других религиозных преступлений, отличалось особой неопределенностью и менялось на разных этапах развития французского государства. Наиболее массовый характер пре следование еретиков получило в период Реформации, особенно после эдикта Генриха II в 1547 году, предписавшего сжигать на кострах всех протестантов. Гонения на кальвинистов (гугенотов) в это время вылились в массовые внесудебные расправы (в 1572 году в Варфоломеевскую ночь было убито 2 тыс. человек), в кровопролитные религиозные войны XVI-XVII вв.

В связи с процессом первоначального накопления капитала и массовым разорением крестьянства королевскими ордонансами были предусмотрены специальные меры уголовной репрессии против бродяг, нищих и безработных, ставившие своей целью создание системы наемного труда. Незадолго до революции это законодательство пополнилось очередным королевским ордонансом (в 1764 году), по которому лица, не имеющие средств к существованию, посылались на тяжелые работы на галерах.

Так же как и преступления, наказания не были четко определены в королевском законодательстве, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказания стало возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично, с тем, чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Смертная казнь применялась в разнообразных формах: разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д. Многочисленными были членовредительские и телесные наказания: отрезание языка, отсечение конечностей, терзание раскаленными щипцами и т.д. Широко стало применяться и тюремное заключение, которое в более ранний период предусматривалось главным образом церковными судами. В качестве основного и дополнительного наказания использовалась и конфискация имущества, что было выгодно королевской казне, когда дело касалось больших состояний буржуа.

В уголовном праве Франции четко проявилась и такая специфически средневековая черта, как явное несоответствие тяжести наказания характеру преступления. Она усугублялась произволом королевских судей, особенно злоупотреблявших конфискацией имущества, что вызывало большое недовольство французской буржуазии, передовые идеологи которой подвергли в XVIII в. сокрушительной критике всю систему дореволюционного уголовного "права.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 723; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!