Основа для понимания знамений



Nbsp;      

Иеромонах Серафим (Роуз)

 

ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ

ТАЙНЫ КНИГИ АПОКАЛИПСИС

 

 

Содержание

 

 

ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ

 

Зачем наблюдать знамения времени?

Знамения, данные нам Христом

Основа для понимания знамений

Духовное рассуждение

Искажение христианского равенства. Эмансипация

Интерес «христиан» к НЛО

Для чего нам необходимо православное мировоззрение

Взгляд на особые знамения

Охлаждение любви

Иерусалимский храм

Иные знамения

Предостережение тем, кто поддается унынию

 

ТАЙНЫ КНИГИ АПОКАЛИПСИС

 

Неправильный подход

Откровение тайн

Утешение страждущей Церкви

Опасно полагаться на свое мнение

Правильный подход

Хронологическая ошибка толкований книги Апокалипсис

Близость пришествия Христа

 

 


 

ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ

 

 

Беседа состоялась на Женской конференции, посвященной преподобному Герману, в Реддинге (Калифорния), в 1980 году. Никогда прежде на русском языке она не появлялась в печати, была записана с архивных пленок Братства преподобного Германа и переведена на русский язык.

 

 

Зачем наблюдать знамения времени?

 

Тема этой беседы – наблюдение за знамениями времени. Прежде всего, мы должны знать, что подразумевается под выражением «знамение времени». Оно взято прямо из Евангелия, из слов Спасителя нашего (Мф. 16, 3). Христос говорит фарисеям и саддукеям, пришедшим к Нему: «Лице... небесе умеете разсуждати», то есть предсказывать погоду, «знамений же временом не можете искусити». Иными словами, Он говорит им, что это не имеет ничего общего с наукой или с пониманием о нашем месте в мире, или с чем-либо подобным. Это религиозный вопрос. Мы изучаем знамения времени затем, чтобы суметь узнать Христа.

Во времена земной жизни Христа фарисеи и саддукеи не наблюдали знамения времени, чтобы увидеть, что пришел Христос, что Сын Божий уже на земле. Были знамения, которые им следовало раньше знать. Например, в книге пророка Даниила в Ветхом Завете есть пророчество о «семидесяти седьминах» (Дан. 9, 24), которое означает, что Мессия должен был придти примерно через четыреста девяносто лет от времени Даниила. Те иудеи, которые внимательно читали свои книги, точно знали, о чем это сказано, и к тому времени, когда явился Христос, знали, что это время явления Мессии.

Но то – внешний признак. Фарисеям и саддукеям следовало бы понаблюдать за внутренними знамениями, что более важно. Если бы они стремились не просто исполнить внешние предначертания закона, а были бы сердцами истинно с Господом, то сердца их откликнулись бы и узнали Господа во плоти, когда Он пришел. У некоторых иудеев так и было: у апостолов, учеников и других.

В следующем абзаце той же шестнадцатой главы святой апостол Матфей говорит еще о знамениях. Он приводит слова Самого Господа, обращенные к евреям: «Род лукав и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка» (Мф. 16, 4). События Ветхого Завета содержат предсказание событий Нового Завета. Когда Иона пробыл три дня во чреве кита, это было предсказание того, что Господь наш три дня пробудет во гробе. И это знамение, знамение Ионы пророка, дано было людям во времена Христа.

Господь говорил фарисеям и саддукеям, что их лукавый и прелюбодейный род ищет особых знамений, например, чтобы с неба ниспал огонь или чтобы были изгнаны римляне, явились бы Ангелы и свергли бы чужеземное римское правительство и т. п. Христос сказал им, что такого рода знамений дано не будет. Таких знамений ищет лукавый и прелюбодейный род, но чистые сердцем ждут нечто более духовное. И одно знамение, которое им дано, – это знамение Ионы пророка. Конечно, так не бывало, чтобы человек пробыл три дня во гробе, а затем восстал, явившись Богом.

Таким образом, из слов нашего Спасителя мы знаем, что должны наблюдать не за земными знамениями, а скорее вглядеться внутрь себя и ждать знамений духовных. Мы также должны наблюдать за событиями, которым, согласно Писанию, следует произойти.

 

 

Знамения, данные нам Христом

 

Мы, православные христиане, уже признали и приняли знамения о первом пришествии Христа. Сам факт, что мы являемся православными христианами, означает, что мы это сделали. Мы знаем, что означают эти знамения, например, знамение пророка Ионы, четыреста девяносто лет пророка Даниила и многое другое, что Господь наш исполнил. Наши православные богослужения полны ветхозаветными пророчествами, исполнившимися пришествием Христа. Все это мы видим и признаем, все это ясно. Но сейчас мы должны искать других знамений – знамений второго пришествия Христа. Все учение о втором пришествии Христа и знамениях, которые ему будут предшествовать, находятся в нескольких местах Евангелия, особенно в 24-й главе святого Матфея. Есть также главы об этом у святого Марка и святого Луки.

Эта глава святого Матфея рассказывает, как наш Господь «шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма» (Мф. 24, 1). Конечно, в те дни храм был местом чтимым. Каждый иудей должен был посещать храм, по крайней мере, на пасху, так как храм был единственным местом, где надлежало почитать Бога.

Господь наш сказал Своим ученикам: «Не видите ли вся сия? Аминь глаголю вам, не имать остати зде камень на камени, иже не разорится» (Мф. 24, 2). Сказать в то время верующему иудею, что весь храм будет разрушен, что ничего от него не должно остаться, – все равно, как сказать, что это конец света, ибо храм – это то место, где следует почитать Бога. Как можно почитать Бога без храма? Итак, сии слова нашего Спасителя побуждают учеников Его думать о конце света. Они приступили к Нему и спросили: «Когда сия будут, и что есть знамение Твоего пришествия и кончина века?» (Мф. 24, 3) Другими словами, они уже знали тогда, что Он снова придет и что это будет связано с концом света.

Тогда Господь называет несколько знамений, которые должны быть перед тем, как Он явится снова. Прежде всего, Он говорит: «Блюдите, да никтоже вас прельстит, мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: аз есмь Христос, и многи прельстят» (Мф. 24, 4-5). То есть придут многочисленные лжехристы. Мы наблюдаем это на протяжении всей истории Церкви – тех, кто, восставая против Церкви, назывался Богом, выдавая себя за Христа.

Далее Он говорит: «Услышати же имате брани и слышания бранем. Зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти, но не тогда есть кончина» (Мф. 24, 6). Конечно, от самого начала христианской эры были войны и слухи о войнах, а в наше время тем более. «Востанет бо язык на язык, и царство на царство; и будут глади и пагубы, и труси по местом» (Мф. 24, 7). Опять же – войны, голод, землетрясения. И сказал Он: «Вся же сия начало болезнем» (Мф. 24, 8).

Затем следующее знамение – гонения. «Тогда предадят вы в скорби и убиют вы; и будете ненавидими всеми языки имене Моего ради» (Мф. 24, 9). Итак, сначала мы имеем самозванцев под именем Христа, потом войны, слухи о войнах, голод, землетрясения, гонения, а потом следует очень важное знамение для нашего времени – охлаждение любви. «За умножение беззакония, изсякнет любы многих» (Мф. 24, 12). Это самое страшное знамение из всех, потому что отличительная черта христиан, как говорит нам святой Иоанн Богослов, есть «любовь между собою» (Ин. 13, 35). Когда охладеет эта любовь, это будет означать, что даже христиане теряют христианство.

Затем – еще одно знамение: «И проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенней, во свидетелство всем азыком; и тогда приидет кончина» (Мф. 24, 14). Это знамение о том, что Евангелие будет проповедоваться всем народам, мы наблюдаем сейчас. Само Евангелие издается сейчас на сотнях языков для почти всех племен земли, и Православное Христианство проповедуется почти в каждой стране мира. Есть большие миссии в Африке: в Уганде, Кении, Танзании, Конго, откуда Христианство распространяется дальше.

Потом – более трудное место: Господь говорит о мерзости запустения, стоящей на святом месте, реченную через пророка Даниила: «Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет» (Мф. 24, 15). То есть предполагается, что нечто иное поможет вам понять сие. Это еще одно знамение. Оно, конечно, связано с Иерусалимским храмом и осквернением его.

Затем, в 21-м стихе, есть знамение о великой скорби: «Будет бо тогда скорбь велия, яковаже не была от начала мира доселе, ниже имать быти» (Мф. 24, 21). То есть то будет самое плохое, самое тяжелое время страданий за всю историю мира. Вы можете прочитать книги по истории и обнаружить, что в истории мира много раз бывали времена великих страданий. Если вы прочитаете, что сталось с евреями, когда по смерти Христа был взят Иерусалим, вы найдете, что тогдашние страдания были просто ужасными. И в других местах страдали почти так же сильно. И все же великие страдания перед самым концом света будут намного хуже. Они, конечно, будут во всем мире и коснутся каждого, а не только одного, народа, и будут иметь подавляющий характер. Это и будет такой скорбью, «яковаже не была от начала мира доселе».

Сразу же после того начнется нечто еще худшее. В 29-м стихе читаем: «Абие же, по скорби дний тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся» (Мф. 24, 29). Такого прежде, конечно, никогда не бывало, и это, очевидно, относится ко времени конца света, когда все будет уничтожено, чтобы потом возродиться.

Наконец, следующий стих: «И тогда явится знамение сына Человеческаго на небеси», то есть крестное знамение. «И тогда восплачутся вся колена земная и узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою» (Мф. 24, 30). То есть крестное знамение на небесах означает само пришествие Христа и конец мира.

Сказав все сие о знамениях конца, Господь дает последнее наставление, говоря: «Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42). «Сего ради и вы будите готови, яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет» (Мф. 24, 44).

Все это – в 24-й главе Евангелия от Матфея. Но это все у человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием и с творениями святых Отцов, вызывает скорее еще больше вопросов, нежели дает какие-либо объяснения. Мы должны понимать, что значат все эти предсказания. Как мы можем узнать, когда они в действительности начнут исполняться? И как избежать лжетолкований? Ведь так много ложных богов, ложных пророков, ложных предсказаний, ложных толкований. Откуда мы знаем, какое предсказание – истинное и каковы истинные знамения времени? Существует множество книг с толкованиями Апокалипсиса (Книги Откровений), книг с толкованиями о грядущем конце света. Действительно, многие неправославные христиане испытывают очень отчетливое чувство конца времени, но они дают толкования от своего разумения.

 

Основа для понимания знамений

 

Во-первых, если мы хотим правильно истолковать знамения времени, мы должны иметь то, что можно назвать основными знаниями Православия. Это знание Священного Писания – и Ветхого, и Нового Заветов (и не только самого текста, но и церковных толкований), знание писаний святых Отцов, знание истории Церкви и различных ошибок и ересей, силившихся исказить верное понимание учения Церкви, особенно в последнее время. Если у нас не будет такой основы, то мы окажемся неподготовленными и запутаемся. Это как раз то, к чему призывает нас Господь: готовиться, быть подготовленными. Пока у нас нет этих основных знаний, мы не готовы и не можем правильно истолковать знамения времени. Несколько лет назад вышла книга на английском языке, ставшая религиозным бестселлером. В Америке было продано свыше десяти миллионов экземпляров. Это книга Хэла Линдсея, евангелического протестанта из Техаса, «Последняя великая планета Земля». В ней он дает свое, довольно поверхностное, толкование знамений времени. Он полагает, что живем мы перед концом света. Он верит, что повсюду вокруг нас исполняются сейчас те знамения, о которых говорил Господь наш. Если вы прочитаете эту книгу, то обнаружите, что иногда его понимание более или менее совпадает с правильным, с православным пониманием, иногда он абсолютно не прав, а иногда – в чем-то прав, а в чем-то ошибается. Такое впечатление, что он просто гадает, поскольку читает Писание, сообразуя со своим собственным разумением. У него нет основных знаний Православного Христианина, нет основы в виде истинного знания Писания и святых Отцов. Поэтому если вы будете серьезно читать эту книгу, то обнаружите, что совершенно запутались. Вы больше не знаете, чему верить. Например, он говорит о тысячелетии, которое предположительно пройдет до конца света. Он говорит о восхищении, когда, как предполагает, христиан перед концом света соберут на небесах, откуда они будут наблюдать, как там внизу страдают люди. Он говорит о строительстве храма в Иерусалиме так, как будто это хорошо, как будто это – приготовление к пришествию Христа.

Если вы будете читать такие книги (есть множество иных книг, подобных этой, но именно эта стала бестселлером, потому что автору удалось на определенное время захватить воображение людей) и будете верить им, то окажется, что вместо познания Христа, ради чего мы и должны понимать знамения времени, вы примете антихриста.

Возьмите, например, сам вопрос об Иерусалимском храме. Верно, что, согласно православным пророчествам, храм в Иерусалиме будет восстановлен. Люди, подобные Хэлу Линдсею или даже фундаменталисту Карлу Мак-Интайру, тоже говорят о строительстве храма, но они подразумевают, что он строится для Христа, Который должен вернуться и тысячу лет править миром. Но они говорят о приходе антихриста. Тысячелетие, согласно толкованию протестантскому, будучи особым тысячелетним правлением Христа перед концом света, является в действительности правлением антихриста. На самом деле ведь уже были люди, выходившие на общественную арену и провозглашавшие свое тысячелетнее правление, которое должно продлиться до конца времени. Последним из них был Адольф Гитлер. Это основывается на такой же хилиастической идее – на толковании тысячелетия в мирском смысле. Настоящие тысяча лет Апокалипсиса – это жизнь Церкви, которая проходит сейчас, то есть жизнь в Благодати, и все, кто ее ведут, видят, что, в сравнении с людьми внешними, это действительно небо на земле. Но это не конец. Это приготовление к истинному Царствию Божию, которое не имеет конца.

Сейчас доступно множество книг, дающих основные православные знания. Тем, кто всерьез озабочен изучением знамений времени, следует сперва хорошенько ознакомиться с некоторыми из этих книг, надо их читать, серьезно изучать – так, чтобы они стали насущной необходимостью.

Лучшие книги – это основные духовные учебники. Прежде всего, есть православные догматы, различные катехизисы. Одна из лучших книг – это труд преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) «Точное изложение Православной веры», которая включает в себя катехизические разъяснения. Еще более ранний труд – это восемнадцать огласительных поучений к готовящимся ко святому крещению святителя Кирилла Иерусалимского. Он рассматривает подробно все вероучение и учит тому, во что и как верит Церковь. Есть множество катехизических книг и древних времен, и более современных. Относительно недавно появились более короткие и простые катехизисы на русском языке митрополита Платона и митрополита Филарета.

Есть и другие книги – толкования Священного Писания. Из современных очень хороши книги архиепископа Аверкия.

Затем, кроме этих двух видов книг, катехизических и толкований Писания, есть еще множество книг о православной духовной жизни. Назовем «Лавсаик» (рассказывающую о том, как подвизались в духовной брани египетские монахи); «Диалог о жизни италийских Отцов» святителя Григория Двоеслова, папы Римского; Жития святых; «Лествицу» преподобного Иоанна; беседы, наставления и послания преподобного Макария Великого, Египетского; книги преподобного Иоанна Кассиана; «Добротолюбие»; «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца; «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского. Эти книги рассматривают основные вопросы духовной православной жизни, духовной брани, учат, как распознавать козни бесовские, чтобы не поддаться их лукавству. Все они дают основательную подготовку, получив которую человек становится способным понимать знамения времени.

Есть работы современных авторов, родственные по духу писаниям святых Отцов древности. В качестве главных примеров можно назвать двух великих русских писателей XIX века – святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия (Брянчанинова). Труды этих двух писателей очень важны, поскольку они доносят до современных читателей святоотеческое учение. Они ответили на многие вопросы, касающиеся понимания святых Отцов. Например, мы опубликовали в журнале «The Orthodox Word» («Православное слово») труд святителя Игнатия о мытарствах, предстоящих душе после смерти. Иногда при чтении святых Отцов у людей возникают вопросы, они не знают, как понимать то, что говорили древние Отцы, и эти более современные Отцы объясняют непонятные тексты.

Кроме того, есть история Церкви, рассказывающая об откровении Господа людям, о том, как действия Божии проявляются в жизни людей. Очень поучительно читать о событиях Ветхого Завета, поскольку они прообразуют собой события Нового Завета. Наряду с Новым Заветом следует читать историю новозаветной Церкви. Например, есть книга «История Церкви» Евсевия (IV век), которая прослеживает церковную историю на протяжении первых трех столетий, в ней – взгляд на историю с точки зрения православного христианина. Очень важно помнить, что, по мнению писателей древней Церкви, было важно в ее истории: апостолы, мученики и т. д.

Итак, все эти разнообразные сочинения помогают подготовить нас к основному христианскому знанию: катехизис, толкования Писания, книги о духовной жизни, более поздние святоотеческие творения, написанные в том же духе, и история Церкви. И прежде чем увлечься чтением о том, что именно обозначают знамения времени, следует иметь основательную подготовку во всех этих видах книг. Все они подготавливают к пониманию знамений времени. Если человек начал постигать знания таким образом, то правильно толковать отрывки Библии или что-то иное – это не просто добавление все новых знаний и умение повторять наизусть все новые фразы.

 

 

Духовное рассуждение

 

Самое важное, что приобретается посредством чтения основной православной литературы, – это добродетель, называемая рассуждением. Когда нам встречаются два явления, которые кажутся абсолютно схожими или очень похожими друг на друга, то рассуждение помогает отличить, которое из них истинное, а какое ложное, то есть где есть дух Христов, а где – дух антихриста.

Сама суть антихриста, которому надлежит быть последним великим правителем мира и последним великим противником Христа, – это суть анти-Христа, и «анти» значит не только «против», а и «по подобию Его, вместо Него». Антихрист, как говорят о нем все святые Отцы в своих писаниях, должен быть кем-то, кто будет силиться походить на Христа, он попытается обмануть людей, обликом своим напоминая Христа, вновь пришедшего на землю. Поэтому, если у человека очень туманное представление о Христианстве или при чтении Писания он руководствуется исключительно своим собственным пониманием (а собственное понимание формируется под влиянием окружения, и окружение сейчас – не христианское, а антихристианское), тогда этот человек придет к самым антихристианским заключениям. Увидев антихриста, он ошибочно примет его за Христа.

Мы можем привести несколько примеров того, как добродетель рассуждения может помочь нам понять некоторые довольно сложные явления. Одно из таких явлений – это харизматическое движение. В Индиане (США) есть один греческий священник – отец Евсевий Стефану, который распространяет это движение в Православной Церкви. Он имеет довольно значительное количество последователей и сочувствующих. Он даже побывал в Греции и скоро снова собирается туда, и там люди тоже подпадают порой под его влияние.

Частичную причину его успеха можно увидеть в том, что он сам живет в атмосфере Православной Церкви, в которой люди, будучи православными по рождению, ходят в православные храмы, приобщаются и все церковное принимают как должное. Поскольку все это у них становится делом привычки, они не понимают, что весь смысл Церкви – в том, чтобы Христос был в сердце, но можно всю жизнь прожить связанным с Православной Церковью и сердцем не пробудиться. И в таком случае эти люди уподобляются язычникам. Но в действительности с них больший спрос, чем с язычников. Язычники не знают о Христе, а православный человек, не ведающий, что такое духовная жизнь, еще не разбужен для Христа.

Вот из такой атмосферы и происходит отец Евсевий. Видя, что она духовно мертва (и совершенно верно, что многое из того, что есть в обыденной жизни Православной Церкви, духовно мертво), он хочет оживить ее. Но беда в том, что и он сам проникнут ее духом. Действительно, он очень редко читает важнейшие православные книги. Он, по своему обыкновению, выбирает одну-две книги, которые подходят под его мировоззрение, но у него нет твердой основы – православных источников. Он не осознает, что православные книги – это важнейшее для чтения.

Если вы внимательно отнесетесь к тому, что говорит он и другие деятели харизматического движения (а в моей книге «Православие и религия будущего» детально разбирается эта тема), то увидите, что то, что они называют духовным возрождением и духовной жизнью, в действительности является тем, что Отцы недавнего прошлого, например, епископ Игнатий (Брянчанинов), очень осторожно описали как прелесть, то есть что-то вроде жара в крови, из-за которого кажется, что человек обладает духовностью, когда в действительности он даже не понимает ее сути. На самом деле это, как небо от земли, отличается от истинно христианской жизни, которая отражена в основных православных книгах.

Совершенно независимо от деталей того, как они молятся и что именно выражается в их службах, вы видите, что сама основная идея отца Евсевия и всех харизматиков является ложной. Вчера мы получили номер журнала отца Евсевия «Логос». Там он говорит о многочисленных проявлениях Святого Духа в последнее время, что готовит к пришествию Христа. Что все христиане должны обновиться, воспринять Святой Дух, говорить на языках. Это де готовит к приходу Христа, а перед этим будет великое духовное излияние.

Если вы внимательно, без предубеждения прочитаете Священное Писание, то даже без толкований святых Отцов увидите, что нигде ничего не говорится о великом духовном излиянии в конце света. Сам Христос говорит обратное. Сначала Он дает Свое учение касательно того, как нам следует молиться и веровать и не унывать. Он приводит пример вдовы, которая приходила к судье и просила его защиты ее от соперника. И Он говорит, что так и нам надлежит продолжать молиться и молиться, пока Бог не услышит нас и не подаст защиту (Лк. 18, 1-8). Это очень важное поучение о молитве. Потом Он говорит: «Обаче Сын Человеческий пришед убо обрящет ли си веру на земли?» (Лк. 18, 8). Другими словами, несмотря на то, что вам было все это дано, перед концом света не останется практически ни одного христианина. «Обрящет ли си веру на земли?» означает, что Он почти никого не найдет. Перед концом света не будет толп народа, которые будут молиться, вдохновляясь Святым Духом. Все святые Отцы, которые говорят на эту тему, говорят о великих бедах в конце, а также о том, что истинные христиане сокроются и будут неведомы миру. А те, кого мир будет знать, – то не истинные христиане.

В наши дни наблюдается большое оживление харизматического движения в университете Нотр-Дам, и в Иерусалиме каждый год проводятся харизматические конференции о Святом Духе. Собираются вместе шестьдесят-семьдесят тысяч человек, молятся, воздевают руки, и все говорят на языках. Словно вернулись апостольские времена. Но если всмотреться в то, что там происходит, то становится ясным, что все это неправильно, все совершается в другом духе.

Потому, когда отец Евсевий говорит о преподобном Симеоне Новом Богослове и о том, как нужно узнавать, Кто есть Святой Дух, и сознательно Его воспринимать, – это прекрасно, это правильное учение, но это учение неприложимо, если у вас нет духа правильного. А дух у них неправильный. Есть много знамений, свидетельствующих о том, что это другой дух, не Божий.

Если вы обладаете духовным рассуждением, следствием познания основ Христианства, то, взглянув пристальнее на явления, которые представляются апостольскими и напоминают времена древней Церкви, готовящейся ко второму пришествию Христа, увидите, что это не то же самое. В действительности похоже, что они желают построить храм Христу, но строят совершенно противоположное – храм антихристу.

Кроме того, духовное рассуждение позволяет нам понять и другие явления, которые могут не иметь связи с Православием, а являются просто чем-то новым. Когда вы впервые с ними сталкиваетесь, то не понимаете, что это такое. Это характерно для интеллектуальных увлечений: что-то витает в воздухе, вы за это ухватываетесь, поскольку для этого созрело время, потом об этом все начинают говорить, и это становится модой. Никто вполне не понимает, как просто все были к этому готовы, и вдруг кто-то об этом упомянул, и это начало повсюду распространяться.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!