Генезис и сущность философской категории «материя»



Как и почему возникла философия, ее место и роль в современном мире.

Философия ( греч. Слово phileo – люблю Sophia – мудрость, любовь к мудрости)- наука, наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

  По историческим свидетельствам слово «философ» впервые употребил Пифагор (580-500 до н.э.) по отношении к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории:

начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии.

В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии

возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране

Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества.

Причины возрастания роли ф-ии в современном мире:

1) Ф-я дает возможность понять качественно-новое состояние современного мира.

2) Ф-я позволяет не только понять мир, но и принимать участие в его изменении, иметь личную позицию.

3) Ф-я вырабатывает новое политическое мышление в ядерный век.

4) Ф-я воспитывает и вырабатывает ф-кую культуру, лучшую школу теоретического мышления.

5) Ф-я является основой гуманизма.

Итак, ф-я создает субъективно-объективную картину мира.

Содержание и сущность основного вопроса философии

Вопрос о первичности материи образует первую, онтологическую сторону основного вопроса философии. Второй, гносеологической его стороной является вопрос о познаваемости мира, о том, «можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности…» [Большинство философов (в том числе идеалистов) считают мир познаваемым. Это значит, что противоположность между материализмом и идеализмом в рамках второй стороны основного вопроса философии выявляется лишь путём анализа материалистического и идеалистического истолкования принципа познаваемости мира. Материалисты характеризуют познание как адекватное отражение предметов в сознании познающего субъекта. Идеалисты (если они признаю́т познаваемость мира) отождествляют познаваемую реальность с духом. Так, по Гегелю, бытие есть, в сущности, мышление, правда сверхчеловеческое, а человеческое мышление познаёт бытие благодаря своему сущностному тождеству с этой реальностью.

Идеалисты, отрицающие познаваемость мира, примыкают к философскому скептицизму, агностицизму(агностицизм- это идеалистическое философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей..

Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии качественно отличается от того решения, которое предлагает материализм. Духовное, идеальное рассматривается марксистско-ленинской философией как высший продукт материи, свойство высокоорганизованной материи. Сознание, мышление, физиологической основой которых является мозг человека, есть вместе с тем социальный продукт, отражение общественного бытия людей.

Что такое «бытие», как философская категория. Основные формы бытия

Бытие - категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

В основе Понятия «бытие» - убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия.

Основные формы бытия.

Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:

1) материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;

2) идеалистической. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложены сознание и душа человека.

Бытие человека:

1) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь);

2) специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум).

Бытие духовного, идеального:

1) индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;

2) объективно существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

Бытие социальное:

1) бытие человека;

2) бытие человека в обществе.

Генезис и сущность философской категории «материя»

Материя – одно из основополагающих понятий и в науке, и в философии. Первым мыслителем, употребившим термин «материя», был древнегреческий философ Платон. В философии Платона большую роль играло представление о «мире идей», противопоставляемом «миру вещей» и предшествующем ему. С точки зрения Платона, материя – это субстрат вещей. Так вместе с понятием материи родилось противопоставление материального идеальному.

 

Как это ни парадоксально, философ, который вел понятие материи, был идеалистом – считал идеальное первичным по отношению к материи. Но были в античности и философы-материалисты – в частности, Демокрит. Он не только объявил материю единственной существующей реальностью, но и задумался о ее структуре. По мнению Демокрита, материя состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц. Такое философское направление, рассматривающее материю как единственную реальность, называется материализмом.

Аристотель рассматривал материю как вечную, несотворимую и неуничтожимую субстанцию. Сама по себе материя – лишь потенциальное существование, реальной она становится лишь при соединении с формой. Такое представление о материи было унаследовано философией Средневековья.

 

Представления о материи в философии Нового времени весьма разнообразны. С точки зрения сенсуализма, материя – это все, что воздействует на органы чувств. Т.Гоббс различает материю, соотнесенную с формой (тело) и «материю без формы». Некоторые философы-идеалисты – в частности, Дж.Беркли – отрицают существование материи. С точки зрения философии Просвещения, материя существует, проявляя себя в конкретных предметах и явлениях.

 

В начале 20 века, когда научные открытия заставили в корне пересмотреть представления о материи, существовавшие много лет в рамках классической физики, возникает множество идеалистичеких теорий, основанных на рассуждениях об «исчезновении материи»: если представления о природе материи могут так кардинально меняться, значит, материи как таковой не существует. Этим концепциям противостоял диалектический материализм. Согласно этой концепции, материя вечна, бесконечна и неисчерпаема, исчезнуть может не сама материя, а лишь предел человеческих знаний о ней.

 

В рамках диалектического материализма родилось определение материи, сформулированное В.И.Лениным: «Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания и данная нам в ощущениях». Это определение нельзя назвать безупречным, ведь не все уровни организации материи доступны ощущениям – например, на атомарной уровне они не действуют.

 

Современная философия рассматривает материю как объективную реальность, существующую в двух формах – вещество и поле. Фундаментальные свойства материи – пространство, время и движение. Под движением понимается все многообразие изменений. Выделяется пять форм движения материи: физическое движение, химическое, механическое, биологическое и социальное. Ни одна из этих форм не может быть сведена к другой. Например, восстания и войны можно объяснить с точки зрения социальных закономерностей, но не биологических.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!