Индивидуальность и соборность К.Д. Кавелин, В.С. Соловьев



Понятие «соборность» возникло в специфическом российском социально-культурном контексте. Оно было введено в идейный оборот А.С. Хомяковым, виднейшим представителем славянофильства. А.С. Хомяков считал, что основой всей русской жизни является православная церковь. Православная церковь, по его представлениям, - естественная форма и наисовершеннейшее выражение сокровенных начал русской души. Поэтому, описывая церковь, А.С. Хомяков излагал, в сущности, свое понятие русской души и русской жизни.

Идеи Хомякова о соборности перекликаются с идеями В. Соловьева. Наиболее общие идеи Соловьева о смысле жизни содержатся в Предисловии к первому изданию работы «Оправдание добра». Здесь он ставит ряд вопросов:

1. Есть ли у нашей жизни какой-либо смысл?

2. Если он есть, то имеет ли он нравственный характер?

3. Если смысл жизни имеет нравственный характер, то в чем он состоит?

Свое доказательство того, что смысл жизни, несомненно, есть, Соловьев строит на опровержении взглядов тех, кто утверждает бессмысленность жизни. Среди них он различает людей серьезных, «которые свое отрицание завершают делом –самоубийством», и несерьезных, которых он называет также теоретическими пессимистами, «отрицающих смысл жизни лишь посредством рассуждений и целых мнимо-философских систем».

Второе решение состоит в том, что жизнь сама по себе, как она есть, содержит некий смысл, который и позволяет большинству человечества жить. Поясним эту мысль словами Ивана из романа «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского: «Жить хочется, и я живу, хотя бы и вопреки логике. Пусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек, которого иной раз, поверишь ли, не знаешь за что и любишь, дорог иной подвиг человеческий, в который давно уже, может быть, перестал и верить, а все-таки по старой памяти чтишь его сердцем.

Наконец, третье решение состоит в том, что смысл жизни состоит в благой жизни, и в таком случае через степень соответствия реальной жизни отдельной личности или целого народа идеалу благой жизни можно определять, насколько жизнь данной личности или народа не является бессмысленной. В этом третьем решении состоит позиция самого Соловьева.

Другие представления о смысле жизни мы встречаем у К. Д. Кавелина.

Неизбежное противоречие индивидуальных интересов личности и внешних социальных условий, являющихся по отношении к ней объективными, рассматривается К.Д. Кавелиным как источник личностного и общественного развития. Человек понимается как часть целого, поэтому его жизнедеятельность согласовывается с обществом. Такое согласование осуществляется посредством общественного идеала как представления о «правильной» общественной организации.

Осуществить идеал в действительности возможно при условии его преобразования в мотив деятельности субъекта. Этот процесс обозначается как нравственная субъективная деятельность. Конкретное содержание нравственных убеждений личности выводится из условий исторического и культурного развития (социального опыта). К.Д. Кавелин абсолютизирует субъективное выражение этического, и этический поступок приобретает статус способности или навыка.

Нравственная характеристика личности приобретает значение актуальной экзистенциальной проблемы. Таким образом, этическое теоретизирование К.Д. Кавелина определяется как этический гуманизм, суть которого заключается в признании в Другом обязательного наличия высших человеческих качеств.

Антропология К.Д.Кавелина исходит из представления, общего всем философско-антропологическим учениям. Он полагал, что человек – «двойственное существо», исследование которого основывается на оппозициях «детерминизм-индетерминизм», «материальное - психическое». Ни одна из этих конструкций не способна создать окончательное понимание человека. Антропологическая схема К.Д.Кавелина выстраивается вокруг проблемы свободы воли. Этот тезис был призван противостоять редукционизму в гуманитарном знании. Идея свободы воли была производной тезиса о реальности психического.

Тема личности является основной в творчестве русского философа, пытавшегося выявить структуру внутреннего, духовного мира человека, установить его взаимосвязи с окружающей средой. По Кавелину, внутренне свободная, творческая, нравственная личность предстает тем идеалом, достижение которого, являлось целью и задачей общественного прогресса. Он рассматривает личность не столько как результат развития общества, обеспечивающего ее гражданскими правами и политическими свободами, сколько под углом ее взаимосвязи с социокультурной средой, обращает внимание на психическую и нравственную стороны ее внутреннего мира, без совершенствования которого невозможно и продвижение самого общества по пути прогресса. Таким образом, в рефлексии К. Д. Кавелина, наиболее значимой в иерархии культурных ценностей является личность как выразитель и одновременно двигатель исторического процесса, соединяющий в себе психологическое, нравственно-антропологическое и социальное начала. Человек как носитель и творец культуры, как субъект и одновременно объект власти в этой системе выполняет культуросозидательную роль.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!