Социальная мобильность П. Сорокина

П. Сорокин. Социальная мобильность

Мини-биография П. Сорокина

К началу второго десятилетия ХХ века на горизонте российской науки появляется яркая фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру в изучении социальных отношений, «обладающего даром соединять различные подходы в теории, осуществляя синтез всего лучшего, что было к этому времени достигнуто социологами различных направлений.

С первых же шагов в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены изживших себя средств. Со временем эти поиски привели к синтезу всех областей знания, в наиболее полном виде представленному в фундаментальном труде ученого «Человек. Цивилизация. Общество» (1947 г.).

Наибольшее влияние на формирование мировоззрения Питирима Сорокина оказали взгляды таких социологов, как М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, Э. Дюркгейм. У них Сорокин заимствовал идею эволюции.

«К концу второго десятилетия ХХ века П.А. Сорокин убеждается в том, что идея эволюции вошла в фазу кризиса, преодоление которого возможно лишь на путях строго научного подхода к социальным явлениям.»

Обоснованию научной программы он посвящает свое фундаментальное исследование – двухтомный труд «Система социологии». Здесь сформулированы все идеи Сорокина: понятие взаимодействия как основное в теории общества, учение о посредниках, теория групп, теория социальной мобильности и социальной стратификации и многие другие.

Содержание творческой жизни П.А. Сорокина, главный смысл которой состоял в служении науке, отличается богатством видов деятельности, каждый из которых имел свой особый самостоятельный статус.

К Питириму Сорокину в полной мере можно отнести слова его учителя М.М. Ковалевского: «Он относится к числу тех умственных и нравственных вождей человечества, которые по праву могут считаться его великими типами, так как в свое время являются самыми крупными выразителями прогрессивных течений общественности, ибо кто жил для лучших людей своего времени, жил для всех времен».

Подходы к определению социальной мобильности:

           Социальная мобильность может быть выражена несколькими способами. Во-первых, это нормативное измерение. Внешние, объективированные, принудительные для всех членов общества социальные требования и коллективные представления, указывают, что должно быть. Вслед за Дюркгеймом и функционалистами это можно истолковать как необходимую предпосылку реальных, конкретных действий людей. Такая стратегия объяснения социальной мобильности нашла большую популярность. Более того, в творчестве многих отечественных социологов она преобладала, ибо исходила из того, что так должно быть: должны быть рабочий класс, колхозное крестьянство и социальная прослойка — народная интеллигенция. Реальная жизнь в XX в. оказалась гораздо сложнее и противоречивее, чем предла­гаемая теория. Новые явления не укла­дывались в эту схему, отвергали изжив­шие себя представления. Но тем не менее, номативистский подход — так должно быть — в тех или иных вариан­тах сохраняет свою значимость и живучесть и до сих пор является мерой опре­деления принадлежности людей к той или иной социальной группе.

Во-вторых, социальная мобиль­ность трактуется с точки зрения интеракционизма, позиции которого нашли отражение в творчестве Г. Зиммеля, а в настоящее время — в исследованиях сторонников теории обмена и нового институционализма. Согласно этой точки зрения, интеракционная мобильность во много определяется тем, с кем и относительно кого члены общества предпринимают свои действия. Согласно этому подходу общество основывается на взаимодействии и взаимовлиянии индивидов и групп, которые имеют два аспекта — форму и содержание. Но содержание становится социальным только через формы взаимовлияния или обобществления. Поэтому при данном подходе социолог призван заниматься формальными аспектами, что позволяет, абстрагируясь от содержания, проецировать «факты, ко­торые мы считаем общественно-истори­ческой реальностью, на плоскость чис­то социального» (Г. Зиммель).

Интеракционистскийподход позволил позднее сформулировать существенные положения современной социологии групп (больших и малых), ибо они обладают относительной самостоятельностью и существуют по своим собствен­ным законам и относительно независимо как от индивидуальных носителей, так и от общества в целом. Именно на этой базе получили распространение исследования самых различных групп: по их величине, профессиональной принадлеж­ности, месту жительства, по их включен­ности в общественную жизнь и т.д.

В-третьих, еще один подход к определению социальной мобильно­сти связан с исследованиями К. Маркса,М. Вебера и их последователей, ко­торые в центр своего внимания поставили анализ классового и социального расслоения власти. В центре такого подхода утверждение, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений (К. Маркс). Главный признак класса — отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношение к средствам производства (владение или невладение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба служит движущей силой общественного развития (В.И. Ленин). Причастность к обладанию властными отношениями (господствующие и подчиненные) также выступает одним из важнейших показателей социальной мобильности (М. Вебер).

Социально-классовому анализу социальной мобильности подвергаются два класса: класс собственников и класс, лишенный собственности на средства про­изводства. Но уже в начале XX в. узость такого подхода стала очевидной. Было отмечено, что не только экономические критерии — относящиеся к собственно­сти и уровень доходов, — но и принад­лежность к определенным политическим кругам, социальный престиж и другие факторы определяют место индивидов и групп и служат основой для их перемещения в социальной иерархии. Более того, само общество в наиболее развитых странах во второй половине XX в. из стадии индустриального перешло в стадию постиндустриального. В результате отношения собственности оказались в значительной степени размытыми, потеря­ли существовавшую определенность.

Социальная мобильность стала во все большей мере связываться с интересами, с доступом к общественным благам: к богатству, власти, престижу, знаниям и т.п. Специфическое и для многих ис­следователей особенно поразительное свойство такого измерения структуры состоит в том, что логически оно неизбежно выявляет иерархическое неравен­ство между людьми, порождающее со­циальные конфликты. Значение явлений неравенства и конфликтности в общественной жизни проявилось в том, что для многих социологов (особенно тех, ко­торые сознательно связывают себя с марк­систской или веберовской традициями) изучение структуры общества стало отож­дествляться с изучением социального неравенства.

На этой основе получили развитие различные теории социальной дифференциации, социального расслоения, которые дали прирост достаточно значительного количества концепций, при­внесших новые теоретические обобще­ния и выводы прикладного значения.

Наконец, получила распространение точка зрения, идущая от феноменолов (А. Шюц и др.). Социальная мобильность трактуется ими при помощи идеального измерения: через оценку совокупности идей, убеждений, взглядов, мнений, суждений, т.е. всего того, что характеризует состояние и тенденции раз­вития общественного сознания и самосознания. В отличие от норм и ценностей, эти изменения не обладают принудительной силой, но являются ориентирующими, устанавливающими. Все компоненты общественного сознания, независимо от того, истинны они или ложны, создают специфический для данного общества мыслительный горизонт, влияющий на совершаемые людьми перемещения. Особое значение имеют здесь убеждения, установки, касающиеся общества, в котором живет человек и собственного места в нем.

Однако эти подходы не исчерпывают всех интерпретаций социальной мобильности и не всегда коррелируют с тем, что происходит в реальной жизни. Каж­дый из этих подходов имеет свои огра­ничения, которые не дают возможность учесть все богатство нитей, связываю­щих людей как на макро-, так и на мезо-и микроуровнях и перемещениях их между ними.

Социальная мобильность П. Сорокина

Под социальной мобильностью понимается переход индивидуального или социального объекта или ценности - всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, - от одного социального состояния в другое.

Социальная мобильность, изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре, связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение других, так и с личной деятельностью индивидов. Различают вертикальнуюсоциальную мобильность и горизонтальную.

Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на том же уровне общественной стратификации. Это может быть изменение индивидом гражданства, семьи, места работы (в одной и той же должности), а также переход социальных объектов или каких-либо ценностей в пределах той же социальной страты Горизонтальная мобильность может выступать в двух формах: индивидуальной и коллективы вниій.

Как уже отмечалось, вторым видом социальной мобильности является мобильностьвертикальная. Под ней Сорокин имел в виду перемещение индивида или социального объекта из одного слоя в другой в зависимости от направления самого перемещения можно говорить о двух типах вертикальной мобильности:восходящий и нисходящий(т.е. о социальный подъем и социальный спуск).Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.

ПРИМЕР ВТОРОГО ТИПА: 1. До принятия христианства Константином статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства также поднялись до самых высоких страт средневекового общества. 2. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века. 3. Занимать высокое положение при дворе Романовых или Габсбургов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. "Падение" династий привело к "социальному падению" связанных с ними рангов. 4. Большевики в России до революции не имели какого-либо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией.

Вертикальную циркуляцию общества Сорокин рассматривает в трех аспектах, а именно:

• внутренне профессиональное или Межпрофессиональное перемещения;

• политическая мобильность;

• продвижение по «экономической лестнице»

что соответствует основным формам социальной стратификации.

 

Говоря о факторах, влияющих на вертикальную циркуляцию индивидов, Сорокин в качестве наиболее константных выделяет следующие факторы:

• демографические изменения;

• различия поколений;

• динамику антропосоциального окружения

 

Общие принципы вертикальной мобильности:

1.  Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипостасях - экономической, политической и профессиональной.

2.  Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.

3.  Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве.

4. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности - экономической, политической и профессиональной - колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

5. В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.

Каналы социальной вертикальной мобильности:

• семья;

• школа;

• церковь;

• армия;

• всевозможные профессиональные, экономические, политические организации и объединения

Говоря о каналах вертикальной социальной мобильности, Сорокин отмечает, что они не только выступают посредниками, которые помогают размещать индивидов в соответствии с их достоинством, но и выполняют функции социального отбора, распределения членов общества. Независимо от формы этих институтов, они жизненной частью социального организма и несут ответственность за людей, поднимающихся и в пускаются, распределяя по казнях, создают препятствия для прохождения через "сито", помогают успешному "просеивание".

       Эти каналы служат также механизмами социального тестирования, отбора и распределения индивидов внутри социальных страт.

Особую разновидность представляет межпоколенная, или межгенерационная, мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом родителей. Межпоколенную мобильность исследовали А.В. Кирх, а в глобально-историческом аспекте — А. Пиренн и Л. Февр. Одним из родоначальников теорий социальной стратификации и социальноймобильности был П. Сорокин. Зарубежные социологи обычно связывают эти две теории. Советские социологи пользовались другими терминами. Переход между классами они называли межклассовыми перемещениями, а переход внутри одного и того же класса — внутриклассовыми. Эти термины были введены в советскую социологию в 70-е годы. Межклассовые перемещения обозначали переход из одного класса в другой, скажем, если выходец из рабочей среды оканчивал философский факультет и становился преподавателем, переходя таким образом в прослойку интеллигенции. Если же рабочий, крестьянин или интеллигент повышал уровень образования и переходил с малоквалифицированной к средне- или высококвалифицированной должности, оставаясь рабочим, крестьянином или интеллигентом, то они совершали внутриклассовые вертикальные перемещения.

       Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером может служить международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция.

       От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Социальная мобильность может измеряться с помощью двух систем показателей. В первой системе единицей счета выступает индивид, во второй — статус. Рассмотрим в начале первую систему.

Под объемом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительнымобъемом и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб, мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный — по отдельным стратам, слоям, классам.

Масштаб социальной мобильности определяется как процентная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус.

Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый — это коэффициент мобильности выходаиз социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллигентами или крестьянами. Второй— коэффициент мобильности входа в социальный слой,свидетельствующий о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное происхождение людей.

Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности (amount mobility), который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в немсуществует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.

Объем мобильности— это количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали. Представления о перемещениях людей вверх, вниз и по горизонтали социальной пирамиды описывают направление мобильности. Разновидности мобильности описываются типологией социальных перемещений. Мера мобильности указывается шагом и объемом социальных перемещений.

Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз.

Определениесоциальной стратификации, которое в его интерпретации имеет следующее значение: «дифференциация групп людей в классы и иерархические ранги посредством неравномерности распределения различных прав, обязанностей, привилегий, ценностей, власти и иных способов влияния одних индивидуумов на других как внутри, так и между группами». Проще говоря, согласно теории Сорокина, социальная стратификация– это пространство в социуме с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, где точками отсчета в пространстве являются статусы различных индивидуумов. Исходя из этого, становится очевидным, что нет ни одного общества, и вероятно не будет никогда без влияния стратификации из-за непрекращающегося социального неравенства, характеризующего каждый индивидуум. Обобщенно рассуждая о теории социальной стратификации Сорокина, можно уяснить, что этот теоретик социологии использует многомерную модель стратификации, разделенную тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базисными, однако кроме этих существуют такие характеристики, не являющиеся основными и создающими расслоение в обществе как возраст, культура, речь и тому подобные, которые разделяются на простые и из них слагающиеся сложные. В свою очередь сложные группы согласно теории Сорокина бывают типичными и нетипичными, внутренне солидарные и не солидарные. При этом трактовка социальной стратификации этого социолога совпадает с теорией Вебера в следующем: индивидуум, занимающий определенную позицию в экономическом плане общества высшего слоя, одновременно относится к высшим политическим и профессиональным слоям, а низшие слои в иерархии, как правило, лишены гражданских прав. Однако при такой классификации существует и исключение, например, совершенно не обязательно человек, занимающий высокие позиции в финансовых сферах, одновременно относится и к политической и к профессиональной вершинам. Также не всегда индивидуумы, занимающие низкое положение в финансовом плане одновременно занимают такой же уровень в политике и профессиональной иерархии. Политическая стратификация по теории Сорокина имеет следующий вид: в пределах любой группы существуют различные ранги и независимо от терминов их определяющих это означает, что группа имеет политическую дифференциацию, на которую имеет непосредственное воздействие размер политического организма и разнородность населения. Профессиональная стратификация определяется как группы общества, разделенные между собой по роду их деятельности и занятиям притом, что некоторые профессии имеют более престижную окраску по сравнению с другими. Основной мыслью Сорокина следует считать утверждение, что в обществе в целом устойчива тенденция социальной пирамиды с верхушкой из привилегированных слоев и соответственно основанием из имеющих меньшее количество привилегий. Только при условии вытягивания пирамиды вверх в социуме происходят катаклизмы социального плана, перевороты, революции, превращая пирамиду в трапецию.

       Их можно свести к трем основным формам – экономической, политической и профессиональной. Все они находятся во взаимосвязи друг с другом: представители высших политических кругов, как правило, относятся и к высшим экономическим и профессиональным слоям. И наоборот: неимущие, как правило, не занимают престижные места в политической сфере.

 

Список литературы:

1. Кукушкина Е.И. «Питирим Сорокин – ученый, педагог, организатор науки и общественный деятель»// Вестник МГУ, серия 18 «социологическая политология», 1999г., №3.

2. Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии», М., 1994г.

3. Сорокин П.А. «Система социологии», т.2, М. 1993г.

4. Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М., 1992г.

5. Добреньков В. И., Кравченко А. И.. Д55 Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с. - (Серия“Высшее образование”).


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!