Особенности детско-родительских конфликтов



Тема: детско-родительские конфликты в семье: социологический аспект

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ                                                          

 

1.1 Социальная сущность семьи

1.2 Особенности детско-родительских конфликтов

 

ГЛАВА 2


 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ

Социальная сущность семьи

 

 

В жизнедеятельности общества почти на всех этапах его развития совершенно особое место занимает семья, выполняемые ею роли и функции. Именно в семье начинается и чаще всего происходит вся жизнь большинства людей. Ученые изучают семью много столетий.

Еще античные философы, такие как Платон, Аристотель, Демокрит и другие, размышляли о происхождении и развитии человечества, о характере семейно-брачных отношений, о социальных ролях мужчин и женщин и др.

Так Платон в своем диалоге «Государство»,  описывает брак так, как он был бы полезен Государству. Высказывая при этом двойственность взглядов. С одной стороны он воспринимал семью, как первоначальную ячейку Государства, основной функцией которой бы являлась деторождения. «Надо будет установить законом какие-то празднества, на которых мы будем сводить вместе девушек и юношей, достигших брачного возраста, надо учредить жертвоприношения и заказать нашим поэтам песнопения, подходящие для заключаемых браков. А определить количество браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т. д., и чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось». (Платон с.278)

С другой стороны Платон  хотел, что бы в его «идеальном Государстве» не было как такого понятия семьи и моногамного брака. Он писал, что «все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец».  (Платон Стр 275)

Таким образом, в работах Платона были заложены первые ростки той концепции, которая в дальнейшем получила название «патриархальная теория».

В трудах Аристотеля «патриархальная теория» получила свое более или менее законченное выражение. Однако он критиковал проекты «идеального государства» Платона. Постепенно он стал развивать его идею о семье. В ней, мужчина господствует над женой и детьми, как исходной и основной ячейке общества. Эту семью Аристотель выводит из природы человека и рассматривает в качестве первой формы общения. Соединение семей дает «селение», соединение «селений» – «государство».

«Мужу и жене дружба, по-видимому, дана от природы, ибо от природы человек склонен образовывать, скорее пары, а не государства — настолько же, насколько семья первичнее и необходимее государства, а рождение детей — более общее назначение живых существ» — рассуждал Аристотель. (Аристотель соч. в 4 томах Стр 238.)

При этом у философа семья рассматривается, не столько для рождения детей, дети лишь объединяют и укрепляют семью, сколько для собственного удовольствия. (Аристотель стр 239)

Таким образом, античные философы несомненно заложили основные предпосылки, для дальнейшего изучения семьи и брака. В дальнейшем систематическое исследование семьи в различных ее социально-экономических формациях было начато в конце 16 века. Основные ученые, которые выдвигали свои идеи относительно исследования семьи были: Томас Гоббс, Жан Жак Руссо, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Огюст Конт, Герберт Спенсер.

Однако первым, кто поставил семью в центре социологии, был французский социолог Фредерик Ле-Плей.  После восьмилетнего путешествия по миру и изучения рабочего класса, используя монографический метод, Ле-Пле сделал вывод, что «начала общественного строя находится в идеях, нравах и учреждениях частной жизни, больше чем в писанных законах, так как частная жизнь характеризует общественную, и семья есть основа государства». (основная конституция человеческого рода Ле- пле стр.10)

 В дальнейшем для того, чтобы открыть в семействах самый глубокий и первоначальный источник причины силы или слабости – процветания или упадка народа, он изучил более 300 семей в самых разных странах. После чего  напечатал свою монографию «Европейские рабочие». ( Ле-пле Стр.11)

Ле-Пле делил семейства на три совершенно различные и очень характерные типа. Патриархальная семью он характеризовал так: все дети не исключая и состоящих в браке, остаются при отце, имеющим над ними и внучатами очень обширную власть. Собственностью распоряжается отец, за исключением некоторой движемости. После смерти это право переходит к тому из сыновей, которого он сам выбрал приемлиником.

 

Неустойчивая семья для ученого являлась признаком расстройства в обществе или стремлением к расстройству. Так как при таком порядке все дети со дня вступления в брак или при получении возможности существования самим по себе, покидают родной дом и устраиваются самостоятельно покидая престарелых родителей, после смерти родителей все имущество делиться по ровну, либо по средствам завещания.

Коренная семья имела следующие характеристики: отец принимает кого-нибудь из женатых детей к себе в сотрудники, с обязательством жить постоянно в родительском доме и продолжать родительскую профессию. Этот обычай поддерживает профессиональные традиции, как и сохраняет средства к жизни. ( Ле - пле)стр 24

 Стоит отметить, что большое значение Ле-Пле уделял воспитанию детей, а так же соблюдению 10 заповедям Божьим. Он считал, что все племена подвергаются бедствию и даже приходят в упадок, когда родители перестают считать воспитание детей самым главным интересом своей жизни. (( Ле - пле стр 2)

Достаточно долгое время примерно до XIX века, философы и ученые изучали семью не столько как специфический социальный институт, а сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего, к государству. Начало истории семьи было положено в 1861г. когда вышло в свет «Материнское право» Иоганна Баховено. В своих трудах он рассмотрел теорию об универсально-историческом развитии первобытного человека. Где И. Баховен выделил следующие положения:

 1) вначале люди жили в беспорядочном половом общении, которое он обозначал словом «гетеризм»;

2) такие отношения исключали всякую возможность установить с достоверностью отца. По этому, происхождение можно было обозначить лишь по женской линии – по материнскому праву – и это первоначально имело место у всех народов древности;

3) в результате этого женщины, как матери, пользовались высокою степенью уважения и почета, которая, по мнению И. Баховена, доходила до полного господства женщин;

4)  переход к единобрачии, при котором женщина принадлежала одному мужчине, заключала в себе нарушение древнего религиозного завета (нарушение исконного права остальных мужчин на эту женщину). ( морган Древнне общество стр17)

Ближайшим приемником И. Баховена стал   Джон Мак-Леннон. Он признал материнско-правовой порядок происхождения первоначальным, и противопоставил экзогамные и эндогамные браки. После чего опубликовал свои работу "Первобытный брак" в 1865 г. (морган Древнне общество стр17 статья энгельса).

Неоценимо большой вклад в изучении истории первобытного общества внес труд "Древнее общество" Льюиса Генри Моргана. Он смог выяснить тесную связь систем родства с формами семьи и установить их взаимоотношения. Как говорил Морган «семья представляет активный элемент. Она никогда не бывает неподвижной, но развивается от низшей формы на высшую, и в конце концов переходит из одной формы в другую более высокую. Системы родства, напротив пассивны; только спустя много времени отмечают они прогресс, совершенный семьёй и радикальным образом меняются только тогда, когда радикальным образом изменилась семья».  (Морган стр 250)

Наиболее важным результатом всех его изысканий было установление многообразия исторических типов брачно-семейных отношений и зависимости их от конкретных исторических условий.

Книга Моргана "Древнее общество", вызвала большой интерес к ее изучению у К. Маркс. В дальнейшем работа Моргана послужила основой для произведения Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Впервые в марксистской литературе Энгельс в своей работе с позиций исторического материализма освещает эволюцию семьи. Рассматривая семью как историческую категорию. Раскрывает органическую связь ее форм, — начиная с древнего группового брака вплоть до утвердившейся с возникновением частной собственности моногамной семьи. Он показал, как по мере развития производительных сил уменьшалось влияние родства на общественный строй,  и с победой частной собственности возникло общество, в котором «семейный строй полностью подчинен отношениям собственности». ( маркс и энгельс том 21том, стр. 26).

Свой вклад в изучение семьи и брака внесли так же  и российские ученые. Например: М.М. Ковалевский высказал мысль о возникно­вении экзогамии как средства снятия конфликтов и антагонизма внутри первобытных промискуитетных объединений; М.О. Косвен обнаружил дислокальный брак, когда супруги жи­вут раздельно, а Толстов предположил, что в древней истории был период группового брака, являвшегося одновременно дислокальным. Стр.73 медков

Своеобразная концепция кризиса семьи как ослабления союза родителей и детей, супругов и распада семейного хозяйства была пред­ставлена П. Сорокиным в его работах, написанных до переезда в США — в книге «Современное состояние России». А. Г. Вишневским и, позднее, С.И. Голодом были разработаны концепции «детоцентризма» и «детоцентрической семьи», редуцируемой к супружеству и сексуальности.  Основная идея которых «сознательность» в отношении к семейному поведению.

Также в 1970 годах на основе научных фактов о переходе функций семьи к другим институтам, о сокращении детности и ро­сте разводов, о неблагополучных явлениях в воспитании детей и подростков стала складываться фамилистическая теория. Ее разробатывали:  И. Козлова, Л.Е. Дарский, В.А. Белова, В.И. Баршиса, В.Н. Архангельский, А.Б. Синельников,  А.И. Антонов, В.А. Борисова и др. Стр.78 медков

Белорусская наука так же изучала семью и брак. Примерно с 1922г. стали проводиться исследования семьи Е.Ф. Карским, С.М. Некрашевичем, В.М. Игнатовским, М.В. Довнар-Запольским. В конце 60-х годов стала формироваться социология семьи, как отрасль социологии. Свой вклад в её развитие внесли такие ученые как: Е.М. Бабосов, И.И. Антонович, А.М. Байчоров, Т.Г. Румянцева, Л.Г. Титаренко, К.Н. Кунцевич, В.А. Дунаев, В.Л. Абушенко.

В 70 — 80-е годы белорусская социология пополнилась ценными работами в области изучения семьи это Л.Ф. Филюков «Сельская семья», С.Д. Лаптенок «Семья и духовное развитие общества». В конце 80-х начале 90-х годов переход к рыночным отношениям не только обнажил прежние, но и обусловил возникновение новых проблем социологии семьи и демографии. И белорусские ученые такие как Ю.Г. Юркевич, С.Д. Лаптенок, А.А. Раков, Л.П. Шахотько, А.К. Воднева, Ю.М. Бубнов, М.М. Урбан, Н.А. Местовский, С.Ф. Сидоренко, Н.Е. Лихачев стали усердно изучать эти проблемы.

Таким образом исходя из выше изложенного видно, что различные рода предпосылки и концепции для изучения семьи формировались на протяжении многих тысячелетий учеными разных стран. Каждый из них понимал и рассматривал семью по своему.

В настоящее время белорусский социолог Бабосов Е.М. дает свое определение понятию семья. В его видении семья – это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. (прикладная социология бабосов стр 211)

Одна из важнейших отличительных особенностей этой системы заключается в том, что семья одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаи­моотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовст­ва, институт социальной защиты детства и др.

У человеческих детенышей, в отличие от животных, самое про­тяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится от 15— до 18 лет. В этот период он нуждается в поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полностью только в семье, так как она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может заменить школа), но также присвоение имени, прав наследо­вания имущества социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т.е. генеалогию. Никто и ничто, помимо семьи, не способны обеспечить молодому человеку признанную законом адресность — социальную «пропис­ку» в данном обществе. По мнению В. Н. Лавриненко при анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в семье. (лавриненко 243)

В качестве малой социальной группы семья функционирует как основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении) социальная общность, члены которой связаны единством быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. (ничупаренко социология стр 491)

В определении семьи как малой социальной группы значимыми являются три признака: общее хозяйство, общие дети, наличие сек­суальных взаимоотношений между супругами. Целуйко В.М считает, что если хотя бы два из трех признаков присутсвуют в малой группе, то она может считаться семьей. Если присутствует только один признак, то такая группа семьей не является.  Та­ким образом, современная семья, в отличие от традиционной, мо­жет не иметь общего хозяйства и все-таки быть семьей; может не подразумевать сексуальных отношений между супругами и все-таки быть семьей; может находиться в статусе официально зарегистри­рованного брака и все-таки не быть семьей. В этом случае для всех фрагментарных «осколочных» форм се­мьи (родитель без супружества, брак без детей, раздельное прожи­вание и т.д.) лучше подходит термин «семейная группа», под кото­рой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство или вносящих какую-либо долю в семейный бюджет и объединен­ных только родством, родительством или супружеством. Под опре­деление семейной группы попадает неполная семья, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками — дедушками без родителей). Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружест­ва, родства, родительства. (Целуйко стр13)

При анализе семьи как социальной группы основное внимание обращается на специфику формальных и неформальных санкций в сфере брачно-семейных отношений, выяснению причин и мотивов, вследствие которых люди женятся, любят или ненавидят, мстят друг другу, стремятся иметь детей или не иметь их, а их брачный союз оказывается устойчивым или неустойчивым, счастливым или нет.(Молодая семья в г.Минске / В.А. Бобков, Е.М. Бабосов, А.В.Рубанов и др. – Минск, МНИИСЭПП, 2006. – 85 с. Стр6)

Сущность семьи определяется, через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов. Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи. Мацковский М.С. в своей работе выделял: репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию, а так же функцию организации досуга и отдыха. (Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М., 1989. стр 43). Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение взаимодополняемость.

Репродуктивная функциясемьи состоит в воспроизводстве жизни. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функциюсемьи.

Воспитательная функциясемьи главной ее задачей является формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, систематическое воспитательное воздействие семьи на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функциисемьи. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата в семье. Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. ( Габдулина стр73-74)

Если рассматривать струк­туру семьи, то существует множество различных ее вариантов, например Андреева Т.В. предложила такой вариант:

1) «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

2) «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

3) «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, обра­зовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

4) «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведет­ся одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был за­ключен. (Андреева стр 46)

А. И. Антонов и В. М. Медков предложили свой вариант состава семьи:

1)нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распро­странены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух по­колений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

2) расширенные семьипредставляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и со­стоящую из трех или более поколений — прародителей, родите­лей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нукле­арной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-ма­терей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В  повторных семьяхвместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов от предыдущих браков. (Антонов, Медков стр 70)

Существуют так же и различные классификации типов распределения ро­лей в семье, например И. В. Гребенников выделял:

1) централистический (или авторитарный, с оттенками патриар­хальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена,
которому принадлежит верховная власть в решении основных
вопросов семейной жизни;

2) автономный  — муж и жена распределяют роли и не вмешивают­ся в сферу влияния другого;

3) демократический  — управление семьей лежит на плечах обоих
супругов примерно в равной мере.(Гребенников основы семейной жизни стр18)

Антонов А. И., Мед­ков В. М., типы семейных структур по критерию власти разделяли на:

1) партриархальные семьи, где главой семейного государства яв­ляется отец;

2) матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием
пользуется мать;

3) эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти меж­ду отцом и матерью. (Антонов, Медков стр 70)

Понятие «семья» и «брак» в обыденной жизни употребляются как синонимы. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано, но это не тождественные, а пересекающиеся понятие, так как они могут существовать самостоятельно друг без друга

Таким образом, семья по Шнейдеру Л.Б. – это системно-функциональное объединение эмоционально близких и значимых людей на основе супружества родства и родительства. (стр 24 Шнейдер Л.Б.)

А брак как считает Зритнева Е.И − это особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами. Это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной. Устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям, своему потомству.(Социология семьи Зритнева стр 7)

Брак и семью нередко сравнивают с живыми организмами, которые рождаются, развиваются и умирают. Важность этой категории обусловлена

тем, что при изучении брака и семьи необходимо учитывать, на каком этапе

существования они находятся, ведь каждый период семейного жизненного цикла имеет свою специфику. Только что родившаяся семья отличается от той, которая существует несколько лет или несколько десятилетий. Семья с маленьким ребенком отличается от той, где есть дети школьного возраста. На каждом этапе своей жизни семья может менять свою структуру, изменять функции, образ жизни. У членов семьи с возрастом может меняться идеология, отношения друг к другу, состояние здоровья.

Есть несколько оснований для выделения периодов семейной жизнедеятельности. Часто периодизация семейной жизни учитывает демографические и социологические аспекты исследования семьи. Тогда она строится с учетом выполнения репродуктивной и воспитательной функций, т.е. этапов воспроизводства человека. Например, Исаев Б.А. выделяет следующие стадии:

1) от заключения брака или начала совместной жизни до появления первого ребенка;

2) от появления первого ребенка до поступления последнего ребенка в школу;

3) от поступления последнего ребенка в школу до достижения социальной зрелости, экономической самостоятельности последним ребенком;

4) создание собственной семьи последним ребенком.(Исаев стр 57)

Становиться совершенно понятно, что такая периодизация не совсем подходит для современной семьи (семьи с одним ребенком). Бурова С.Н. предлагает делить семьи по семейному стажу с учетом совместной жизни супружеской пары:

1) молодожёны, которые состоят в браке от 1-2-х месяцев до полугода;

2) молодые, от полугода до трёх лет семейной жизни;

3) ждущие ребёнка − пары от начала перспективной беременности до

появления на свет первенца;

4) пара среднего супружества, прожившая вместе от трёх до десяти лет;

5) семейная пара, старшего супружеского возраста, имеющая 10-20 лет совместной жизни;

6) пожилые супружеские пары, которые имеют взрослых детей, вступивших в брак и заимевших собственных детей.

Данная периодизация позволяет получать содержательные характеристики семейной жизни в зависимости от определенного периода ее существования.( бурова социология семьи цикл лекций) стр 145

Исходя из выше изложенного, можно определить, что социальная сущность семьи заключается в следующем:

1) семья поддерживает биологическую непрерывность общества путем удовлетворения родительских устремлений и обеспечивая биологическое существование членов семьи, удовлетворяя потребности в пище, питье, одежде, тепле, целостности организма и т.д.;

2) семья поддерживает культурную непрерывность общества с по-мощью передачи новым поколениям культурного наследия, в том числе семейных традиций, обычно принятых в семье норм и манер поведения, взглядов, которые передаются из поколения в поколение; осуществляет социализацию детей и подростков;

3) семья определяет социальное положение своих детей, их социальный статус. В любом обществе социальное и материальное положение родителей, их образовательный и культурный уровень предопределяют жизненный путь ребенка, его стартовые позиции;

4) семья обеспечивает всем членам семьи удовлетворение эмоциональных потребностей, дает ощущение безопасности («убежище в бессердечном мире»); обеспечивает эмоциональное равновесие и таким образом предотвращает дезинтеграцию личности;

5) семья является, наконец, и органом первичного социального контроля, особенно для подрастающего поколения, осуществляя надзор за его поведением; она же осуществляет контроль за сексуальным поведением взрослых членов семьи. [Бурова социология брака и семьи стр. 424)

Таким образом, семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании лич­ности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении пер­вичной социализации. Семья является уникальным социальным ин­ститутом, посредником между индивидом и государством, трансля­тором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общест­венного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гра­жданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности.

 

Особенности детско-родительских конфликтов

Семья – уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность эта заключается в том, что это теснейший союз нескольких людей (муж и жена, дети, родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии. Однако семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходиться реагировать на все изменения. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения, которые часто перерастают в ссоры и конфликты.

Бабосов Е.М. определяет семейный конфликт – как конфликтное взаимоотношение между членами семьи, порожденные противоречия ее развития и функционирования как системы, расхождением интересов, оценок, взглядов и целей индивидов, входящих в состав данной семьи. (Бабосов конфликтология стр451)

В зависимости от взаимодействия семейные конфликты согласно Б.С. Волкову, Н.В. Волковай подразделяются на: конфликты между супругами; конфликты между родителями и детьми; конфликты между супругами и родителями каждого из супругов; конфликты между бабушками (дедушками) и внуками. (Волкову, Н.В. Волковай стр233 конфликтология)

 Однако одним из самых распространенных семейных конфликтов является – конфликт между родителями и детьми. Конфликты между родителями и детьми выступают как неизбежный момент взросления и приобретения ребенком автономии. Традиционно они рассматриваются как негативное явление, отклонение от социальных норм и правил поведения. Конфликты могут быть отражением вовремя не разрешившегося возрастного кризиса или показателем искажений и нарушений в развитии ребенка. Например, возрастание интенсивности конфликтов наблюдается в случае формирования эгоцентрической, демонстративной личности или при низкой социальной компетентности ребенка и нарушении им норм и правил морального поведения. Однако конфликты в детско-родительских отношениях могут рассматриваться и в позитивном значении, так как, конструктивная функция конфликта определяется здесь ростом личностной компетентности ребенка, улучшением отношений участников конфликта, формированием ресурсов и «запаса прочности» для эффективного разрешения будущих проблем. (о.а. карабанова психология семейных отношений стр. 207)

 Стоит отметить, что на конфликтное взаимодействие родителей и детей влияет ряд факторов, таких как:


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1449; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!