Международные вызовы и угрозы как фактор международных отношений и субгосударственных связей на примере города Москвы



В современных условиях развития международных отношениях угроза международной безопасности является актуальной проблемой, что порождает потребность концептуального обоснования ряда дефиниций. Речь идет о таких понятиях как риск, вызов и угроза. Данные термины стоит понимать как разные степени угроз. Риски – самый низкий уровень опасности, вызовы – средний уровень, а угрозы – наивысший. Для того, чтобы риски никогда не стали вызовами и угрозами, существует важнейший компонент политики национальной безопасности, который состоит в умелом применении технологий и механизмов по предотвращению преобразования рисков в вызовы и угрозы.

Поскольку анализ любой ситуации, связанной с национальной и международной безопасностью, должен начинаться с подробного анализа рисков, вызовов и угроз следует раскрыть понятия глобальной или же международной безопасности и национальной безопасности. «Международная безопасность – состояние отношений между государствами мира, при котором им не угрожает опасность военной, экономической, любой другой экспансии, посягательство извне на существование, суверенное и независимое прогрессивное развитие»[4].

Национальная безопасность является базовой категорией для определения понятия международной безопасности. «Национальная безопасность – защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз»[5].

Международный режим общей безопасности предусматривает добровольный взаимный отказ от конфронтации. «Основными принципами такого режима могут быть названы следующие: 1) отказ от использования военной силы как способа урегулирования международных конфликтов и применение её исключительно в целях самообороны; 2) отказ от традиционной стратегии достижения военного преимущества над другими государствами; 3) признание того, что безопасность государства не должна зависеть от уровня военной мощи; 4) признание сокращения вооружённых сил и вооружения базовым принципом общей безопасности»[6].

Под термином «коллективная безопасность»понимается порядок межгосударственного сотрудничества, при котором любой акт агрессии против кого-либо из участников системы понимается как агрессия против всех остальных участников. Подобная система безопасности направлена не только на участников извне, но и на участников самой системы, которые применяют акты агрессии, нарушая свои обязательства. Особенностями являются масштаб универсальности, которая требует от каждого участника необходимых действий, автоматизм применения санкций, приверженность членов статус-кво, отсутствие разногласий в понимании термина агрессия, а также необходимости реагировать на неё.

Одним из режимов коллективной безопасности является режим, основанием которого является концепция безопасности на основе сотрудничества. Современный российский исследователь В. Петровский отмечает, что данная концепция «во многом сходна с концепцией общей безопасности. Безопасность на основе сотрудничества часто определяется как дипломатическое сотрудничество между государствами в области обеспечения безопасности. В то время как традиционные концепции баланса сил рассматривают в основном возможные действия государства в условиях военной конфронтации, концепция безопасности через концепцию активирует роль превентивной дипломатии и мер военно-политического доверия, то есть налаживание регулярных каналов межгосударственного диалога по вопросам безопасности, выработку механизма консультаций и принятия решений»[7].

То есть в рамках системы коллективной безопасности государства объединяются против общего агрессора, а концепция безопасности на основе сотрудничества опирается на принцип общего участия, при котором на первое место выходит поддержание неформального диалога.

Вопросы по поддержанию безопасности, а также решению целей и задач системы рисков, вызовов и угроз целиком ложатся на плечи государства и как следствие субъектов федерации.

Москва как субъект Российской Федерации являетсягородом федерального значения, административным центром Центрального федерального округа. Москва является крупнейшим по численности населения городом России, а также самым населённым городом, полностью расположенным в Европе. В ней находятся федеральные органы государственной власти Российской Федерации, посольства иностранных государств.

Москва играет ключевую роль политического, экономического и культурного центра многонационального федеративного государства Российской Федерации, а также исключительное значение в укреплении единства и солидарности многонационального народа Российской Федерации как единой гражданской российской нации[8].

Концепция внешней политики Российской Федерации сформулировала основные проблемы и противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития. Из-за постепенного стирания границ в условиях всеобщей глобализации усиливается конкуренция и борьба за ресурсы, доступ к ним и рынкам сбыта, а также контроль над транспортом. Конкуренция охватывает не только человеческий потенциал, а также научный и технический. Именно поэтому данный процесс, под названием конкуренция, приобретает форму соперничества ценностных ориентиров[9].

В подобных условиях попытки навязать другим государствам, народам собственную шкалу ценностей и культурных традиций опасна ростом ксенофобии, всеобщей нетерпимости и конфликтности в международных делах. Подобное может привести к хаосу и неуправляемости в международных отношениях, что напрямую является угрозой национальной безопасности, а так как было ранее сказано, что субъекты Российской Федерации, коей является Москва, обладают общей с государством ответственностью по защите своих граждан, то должны применяться механизмы по предупреждению подобных ситуаций.

В Уставе города Москвы от 1995 года отмечено, что согласно Конституции защита прав национальных меньшинств находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ[10].

В 2010 году была принята Концепция реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве. Данный документ сформулировал принципы политики в межэтнической сфере.

Смысл их сводится к реальному обеспечению равенства прав всех проживающих в Москве, недопущению проявлений негативных явлений в сфере межнациональных отношений, их предупреждению и профилактике.

Данная Концепция обозначила болевые точки: пропаганда вседозволенности, насилия расовой, этнической, религиозной нетерпимости.

В качестве инструментов преодоления данных явлений Концепция определила: 1) эффективное правовое регулирование межнациональных отношений; 2) воспитание в духе межэтнической, религиозной, расовой толерантности; 3) забота о самобытных культурах.

Отсюда следуют приоритетные задачи в формировании национальной политики по предотвращению межцивилизационных разломов, формирование партнёрских отношений между культурами, религиями и цивилизациями разных народов и государств. Реализация сформулированных задач приведёт к гармоничному развитию человечества.

Сегодня можно наблюдать как западные государства, а именно страны Западной Европы и США, стремятся удерживать свои позиции в мире, путём навязывания своих традиций и ценностей другим государствам, а также пытаясь сдержать альтернативные центры силы, что приводит к нестабильности в международных отношениях и к турбулентности на глобальных и региональных районах.

Москва как столица и субъект Российской Федерации играет ключевую роль в обеспечении безопасности страны от иноземных культурно-гуманитарных интервенций, в контроле миграционных процессов, а также в предотвращении террористических актов на территории страны.

Также в эпоху глобализации, когда процессы миграции и культурно-гуманитарного интервенционизма усиливаются, возрастающее влияние на международные отношения оказывают внутригосударственные социальные процессы. Поэтому повышение уровня инвестиций в человека и его духовное и интеллектуальное развитие играет одну из главных ролей в нынешних реалиях.

Особенно одной из самых опасных реалий является террористическая угроза. Посредством внешнего вмешательства, когда было применено навязывание идеологических и культурных ценностей, а также ряд других механизмов, усилилось распространение экстремистской идеологии и активность террористических структур в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации сформулированы основные цели и задачи обеспечения безопасности в области культуры: 1) сохранение и преумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества; 2) сохранение и развитие общероссийской идентичности; 3) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве[11].

Угрозами национальной безопасности в области культуры являются: 1) размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей; 2) ослабление единства многонационального российского народа путём внешней культурной и информационной интервенции; 3) пропаганда вседозволенности и насилия; 4) расовая, религиозная, национальная нетерпимость; 5) снижение роли русского языка в мире; 6) попытки фальсификации российской истории и истории мировой; 7) противоправные попытки посягательства на объекты культуры.

Для укрепления безопасности в области культуры: 1) признание за культурой ведущей роли в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей; 2) обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации; 3) создание системы для обеспечения патриотического воспитания; 4) создание необходимых условий для поддержания организаций досуга и культурного времяпрепровождения, а также стимулирование творческого развития; 5) развитие внутреннего туризма; 6) совершенствование подготовки специалистов в области культуры и истории; 7) развитие общей гуманитарной среды на территории стран Содружества Независимых Государств.

Сравнительный анализ пунктов данного документа и пунктов Стратегии национальной безопасности США позволяет выявить различные подходыв понимании рисков, вызовов и угроз, связанных с безопасностью в области культуры.

Так, американский документ гласит, что чтобы лидировать в мире, Соединённые Штаты должны сохранять верность собственным ценностям, а также продвигать ихзарубежом[12]. США формулируют угрозу не от собственного духовно-культурного интервенционизма, вмешательства во внутренние дела государств, а от попыток так называемых «авторитарных» государств им помешать продвигать собственную культуру и традиции в другие страны, где внедряемые ценности никогда не смогут прижиться. Непонимание или же упёртое отстаивание собственных позиций, и нежелание искать и идти на компромиссы ставят под угрозу не только международные отношения, но и внутренние положения государств, которые являются многокультурными, многоконфессиональными.

Хотя недавно избранный президент США Дональд Трамп неоднократно делал акцент в своих предвыборной, инаугурационной и президентской речах на отказе от попыток продвижения ценностей в другие страны, попытки сдержать своё обещание пока незаметны.

Стоит упомянуть о концепции «столкновения цивилизаций» Самюэля Хантингтона, начало которой было положено в статье во внешнеполитическом журнале «ФоринЭффейрс» под названием «Столкновение цивилизаций?». Так, по мнению Хантингтона, «с окончанием холодной войны подходит к концу и западная фаза развития международной политики. В центр выдвигается взаимодействие между Западом и незападными цивилизациями»[13]. Выделяя восемь цивилизаций, таких как западно-христианскую, православно-христианскую, исламскую, конфуцианскую, латиноамериканскую, индуистскую, японскую и африканскую, Хантингтон заявляет, что цивилизационный фактор в международных отношениях будет постоянно усиливаться.

Данная теория неоднократно критиковалась. В пример приводилась ситуация России и Грузии, которые обе являются православными по своим корням, однако отношения в постсоветский период складываются сложнее чем, к примеру, с Азербайджаном, который имеет исламскую цивилизационную природу. Однако для такой страны как Российская Федерация, которая является многонациональной и многоконфессиональной, вопрос религиозный может стать камнем преткновения, а утверждения о неизбежности межцивилизационных конфликтов могут иметь крайне опасные последствия как для стабильности внутри страны, так и для безопасности.

Война в Сирии была всплеском огромной миграционной волны по направлению в Европу, которая сегодня стала примером, когда люди разных культур и конфессий не желают ассимилироваться под условия стран, в которые они приехали.

Для жителей Европы 2015-ый год стал очень тяжёлым. Из-за нестабильной ситуации на Ближнем Востоке в Европу проникло более одного миллиона беженцев. Миграционная политика Европейского Союза стала вызывать много вопросов, так как не имела никакой формы коллективной идентичности. Как следствие начались этно-социальные конфликты. Европа оказалась огромными массивами мигрантов с Ближнего Востока, которые являются носителями исламского самосознания. Подобное самосознание является архаическим и крайне устойчивым, которое не вписывается в культурный тип среднего европейца.

Европейские власти, установившие перед собой установки утрированной толерантности, прав человека, а также мультикультурализма обязаны предоставлять мигрантам свободу в своих действиях, а взамен не просить никаких обязательств. В результате можно сделать следующие выводы: 1) был нарушен баланс между коренными и некоренными (мигрантами) европейцами; 2) созданы обширные социокультурные поля исламско-арабского населения (что крайне опасно для нынешней либеральной Европы, которая отказалась от самоидентичности); 3) дан старт для создания структур радикального исламизма, так как в неконтролируемых потоках мигрантов на территорию Европы проникли представители террористических организаций.

Чтобы избежать европейской участи, город Москва проводит определённый набор мер по предотвращению возникновения каких-либо рисков и угроз в области культуры. Работа Департамента культуры города Москвы нацелена на то, чтобы культурное развитие мегаполиса занимало первое место среди других городов. Культурная программа, которая насыщена различными событийными мероприятиями, находит отклик у горожан, доказательством чего являются различные очереди на выставки, фестивали, концерты и спектакли. Можно сделать вывод, что работа городских властей в данной сфере продвигается в правильном направлении. Эта позитивная тенденция является результатом растущего интереса граждан ко всему комплексу культурных возможностей мегаполиса.

К примеру, в 2015 году в рамках Государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012-2018 годы», которая является основным механизмом реализации государственной социальной политики в области культуры[14], Департаментом культуры города Москвы было организовано 134 мероприятия. Численность посетителей выросла на 20% и составила 50 млн. человек.

Наиболее крупными стали: 1) мероприятия, посвящённые завершению учебного года (городской праздник выпускников); 2) мероприятия, посвящённые Дню памяти и скорби (открытая патриотическая акция «Вахта памяти. Вечный огонь»); 3) культурно-массовые мероприятия, посвящённые празднованию Дня России, Дня семьи, любви и верности, Дня Государственного флага Российской Федерации, Дня города Москвы; 4) общегородские акции «Ночь в театре», «Библионочь», «Дни исторического и культурного наследия Москвы», «Ночь в музее», «Ночь искусств». Стоит отметить, что акция «Ночь в музее» в 2015 году впервые была проведена дважды[15].

Таким образом,состояниекультурной безопасности Московского мегаполисасвидетельствует о степени защищённости общественного развития от несущих разрушение тенденций, то есть риски, вызовы и угрозы культурной безопасности могут вызвать разрушение традиционных общностей (семьи, общины, государства). Подобные тенденции не поддаются точному количественному измерению, однако, по силе воздействия могут иметь крайне негативные, катастрофические последствия. Проведение разумной, качественной политики в области культуры является превентивной мерой по обеспечению безопасности города Москвы, и страны в целом.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 336; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!