Ниже материал из интернета по этому вопросу.



В нашей психике работает система ограничителей, которая, с одной стороны, отсеивает ненужную информацию, а с другой — нацеливает на определённый род деятельности, необходимый для жизни социума.

Люди наделены всяческими способностями в различной степени. Какая-то ориентация обычно преобладает. В соответствии с этим можно выделить:

1) мыслительный тип, 2) эмоциональный тип, 3) ощущающий тип, 4) интуитивный тип.

Мыслительный тип (логик) воплощает человек, для которого определяющим является объективный мир; мир иерархии и порядка, закономерных связей и чётко выстроенных конструкций.

Его интересы могут быть сосредоточены на изобретении новых машин и механизмов, он может быть поглощен созданием научных теорий или размышлять об устройстве мироздания, но редко его интересует мир человеческих отношений. В людях он ценит прежде всего деловые качества; надёжность, предсказуемость, верность взятым на себя обязательствам.

Аргументами доказательств могут быть только проверенные факты. Если он почему-либо оказывается в ситуации, когда невозможно обойтись без эмоционального отклика, он использует принятые в обществе стереотипы эмоционального проявления, у него стандартный набор жестов, улыбок; если же ситуация оказывается неординарной, он испытывает замешательство.

Эмоциональный тип (этик), напротив, ориентирован на отношения с другими людьми. Теории и конструкции его интересуют меньше всего, а больше — вопросы добра и зла, любви и ненависти, этические и нравственные проблемы.

Эмоциональный тип легко внушаем; мнения окружающих могут для него быть вескими аргументами в принятии того или иного решения. Это особенно справедливо, если аргументы построены на логических доводах; здесь он чувствует себя неуверенно и старается придерживаться норм, принятых в обществе. Ему самому трудно решить, насколько истинно то или иное утверждение о мире объектов, идей, устройстве мироздания.

В проявлениях своих эмоций он, напротив, весьма свободен, использует широкий спектр эмоциональной выразительности. В силу этого он может легко и безошибочно устанавливать психологическую дистанцию в общении, здесь он ориентируется на то, как человек говорит, каковы его жесты, выражение лица, паузы, интонации...

Мыслительная и эмоциональная способности человека связаны обратной зависимостью: сильно выраженный мыслительный тип, как правило, мало эмоционален, и наоборот,— ярко выраженный представитель эмоционального типа лишь в слабой степени обладает свойствами мыслительного типа. Здесь мы, таким образом, имеем дело с альтернативой, которую в соционике принято называть «дихотомия».

В соционике юнговские термины заменены следующим образом: вместо «мыслительный тип» — логик, вместо «эмоциональный тип» — этик. Мы не будем обсуждать целесообразность такой замены, а лишь констатируем, что эти термины прижились в соционике.

Логик – ориентирован на объективную реальность, физические законы мироздания, процессы производства, ради дела может проявить твёрдость, ценит профессионализм.

Этик – человек эмоциональный, хотя внешне не обязательно проявляет свои чувства. Зависим от мнения окружающих, легко втягивается в эмоциональные конфликты, умеет правильно выбрать психологическую дистанцию общения.

Ощущающий тип (сенсорик) характеризует человека, который живет, как говорят психологи, «здесь и теперь». Его внимание постоянно направлено на все то, что его окружает, его восприятие исключительно конкретно, он легко замечает всякие мелкие изменения в обстановке. Он чувствителен к комфорту и уюту, которые, как правило, легко организует вокруг себя, поскольку к этому стремится.

Такому человеку легко переключить свое внимание от любых неприятностей — для этого достаточно сменить обстановку. Ему трудно ждать, когда наступит благосостояние. Ему надо получить желаемое сегодня (еще лучше — сейчас). Его девиз — действие. Для него характерны умение быстро переключаться, следовать за изменениями обстоятельств и легко приспосабливаться к этим изменениям.

Интуитивный тип (интуит), в отличие от ощущающего, интегрирует непосредственные впечатления в образы, символы. Он может, отстраняясь от отвлекающих внешних мелочей, «увидеть» глубинную суть процессов или явлений. Поэтому внешние проявления всего сущего — для него лишь толчок, чтобы пробудить фантазию, инициировать его к изобретению нового, к прогнозам на будущее. Так же легко он может уйти мыслями в прошлое, подчас переживая его заново, как будто это происходит с ним снова и снова. В обыденной жизни он может оказаться рассеянным, не замечать того, что происходит вокруг, поскольку его мысли принимают произвольное направление, быстро отрываясь от непосредственных впечатлений. Такому человеку чрезвычайно трудно выполнять рутинную работу, поскольку при каждом повторе одного и того же действия его тянет привнести в это действие что-то новое, отличное от прежнего, хотя это новое не всегда может оказаться лучше, чем хорошо проверенное старое.

В соционике вместо юнговских понятий: «ощущающий тип», «интуитивный тип» приняты обозначения — сенсорик, интуит. Здесь, так же, как в случае с парой логик-этик, мы легко можем заметить обратную зависимость. Сенсорик, чье внимание целиком занято конкретными предметами окружающего реального мира, вряд ли будет сколько-нибудь долго погружаться в мечты и фантазии. Интуит, соответственно, не будет утруждать себя разглядыванием подробностей предметного мира,— образ ему дороже реальности.

Сенсорик – воспринимает мир конкретно, живет «здесь и теперь», ценит комфорт и умеет его создать, стремится к практической деятельности, предпочитает получать результаты своего труда в материальном воплощении.

Интуит – характеризуется целостным восприятием действительности, мечтатель и романтик, экспериментатор и генератор множества идей, порой неосуществимых. Бывает рассеян, непредсказуемые возможности предпочитает реальной выгоде.

Уже этих сведений нам достаточно, чтобы прийти к важны выводам. Поскольку оси логика-этика и сенсорика-интуиция не зависимы друг от друга – расположим их на плоскости, перпендикулярно друг другу. Тогда получится четыре области, в которых сильны только две стороны:

I – ПРАКТИКИ – это те, у кого сильны логика и сенсорика;

II – ИССЛЕДОВАТЕЛИ – у кого сильны логика и интуиция.

III – СОЦИАЛЫ – соответственно, с сильными этикой и сенсорикой;

IV – ГУМАНИТАРИИ – наименее практичные люди, с сильными этикой и интуицией.

 

УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОГО ТИПА

Деятельность экстраверта, как правило, полностью направлена на объект и определяется этим объектом. В объекте он видит преобладающую ценность. Его жизненная энергия почти вся направлена в сторону объекта; именно поэтому одно из самых ярких его свойств, по выражению К. Г. Юнга,— «во всем себя растрачивать и распространяться»... Этим обусловлена и особая энергетическая «окраска» психики многих экстравертов: они производят впечатление активных, деятельных (иногда экспансивных) людей — их волевой импульс направлен вовне. В любом случае, экстравертированный тип имеет тенденцию к направленному взаимодействию с внешней средой. Как правило, он чувствует себя свободным в выборе внешних обстоятельств и, таким образом, может легко приспособить обстоятельства к себе. В частности, инициатива в знакомствах чаще принадлежит экстравертам.

УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ ИНТРОВЕРТИРОВАННОГО ТИПА

Интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что ориентируется главным образом на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Поступки интроверта не зависят впрямую от внешних воздействий; они определяются в первую очередь его собственной внутренней установкой. Иногда это ошибочно расценивают как субъективизм и эгоизм. Но никогда не следует забывать, что всякое восприятие и познание обусловлено не только объективно, но и субъективно, мир существует не только сам по себе, но и таким, каким он нам кажется.

 

Поскольку интроверт воспринимает внешнюю ситуацию как заданную, он, на первых порах, не стремится изменить ее, а сам приспосабливается к ней. В частности, он, как правило, не любит проявлять инициативу в знакомстве с незнакомыми людьми, а ждёт, когда они сами это сделают.

Экстраверт – ориентирован на все, происходящее вне его, умеет изменить ситуацию, если она его не устраивает, легко вступает в контакты, как деловые, так и личные.

Интроверт – ориентирован на свои внутренние установки по тому или иному поводу, приспосабливается к ситуации, а не изменяет ее, затрудняется в налаживании контактов в незнакомой обстановке.

Вспомним, что для экстраверта главным и определяющим является то, что происходит вне его, в то время как для интроверта — его собственная внутренняя установка по поводу происходящего. С этих позиций подробнее опишем действия каждой из восьми психических функций.

1. Экстравертный логик. Логик экстравертного типа главное внимание уделяет предметам окружающего мира. Его интер6суют процессы производства, технологии, эффективность применения промышленной и сельскохозяйственной продукции. Он любит что-то мастерить своими руками, хорошо чувствует себя в мире материальных ценностей, понимает свое место в нем, организует его вокруг себя. Факт – вот то, на что он опирается в своих действиях. Ему легко понять принцип устройства машины, установить четкий порядок действий в любой конкретной работе.

2. Интровертный логик. Сознание интровертного логика конструирует воображаемую реальность, которая, по его мнению, должна соответствовать неким принятым им критериям. Он погружен в исследование и совершенствование этой реальности; его интересуют вопросы мироздания, порядка, иерархий. Он ищет свое место в этой системе, стремится почувствовать себя необходимым в этой структуре. Он склонен всю информацию классифицировать на бумаге, составлять графики, планы и схемы. Любит что-нибудь собирать, коллекционировать, заносить в каталоги.

3. Экстравертный этик. Это, как правило, человек открытых эмоций, которые он легко изливает на окружающих. Он также хорошо понимает чувства других и, при необходимости, может управлять этими чувствами (качества, свойственные, например, хорошему актеру). Настроение экстравертного этика легко меняется на противоположное, при этом его поступки и стиль общения целиком зависят от настроения, под влиянием которого он в настоящий момент находится. Свои чувства он не считает нужным скрывать; свободное их выражение — естественный для него способ жизни.

4. Интровертный этик. Поскольку интроверсия опирается на собственную установку, то здесь мы имеем дело с понятиями, относящимися к эмоциональной сфере, такими как добро и зло, нравственность, справедливость, соблюдение традиций — словом, всем тем набором правил общения, которые выработало человечество на протяжении многовековой истории. Поэтому в сознании интровертного этика большое место занимают моральный долг и чувство ответственности. Хотя он — человек глубоких переживаний и сильных эмоций, но из-за интроверсии они таятся внутри. Поэтому представитель этого психотипа может выглядеть спокойным и даже бесстрастным, но это впечатление обманчиво. Он хорошо чувствует также и нюансы в настроении других людей, характер отношений между ними.

5. Экстравертный сенсорик. Его внимание постоянно обращено на все, что его окружает. Он во всем стремится себя распространять, завоевывать все большие сферы; это может быть и физическое пространство, и авторитет, и слава, и власть над людьми. Действие прежде всего! — вот его девиз. Как правило, это человек решительный, напористый и энергичный, не уступающий другим завоеванных позиций. Бурная физическая активность позволяет экстравертному сенсорику браться за множество дел, везде поспевать, во все вмешиваться... Такой человек — естественный лидер как у себя на производстве, так и в любой случайной компании.

6. Интровертный сенсорик. Для человека этого типа очень важным является внутреннее представление о красоте, гармонии и соразмерности в окружающем мире. Критерий этой гармонии — приятные ощущения, которые он испытывает и к которым постоянно стремится. И он умеет создать вокруг себя обстановку, отвечающую этой потребности; комфорт и уют — это именно то, на что он в первую очередь обращает внимание в бытовой ситуации. Он также чутко воспринимает ощущения своего тела и малейшие неполадки в нем.

7. Экстравертный интуит. Представитель этого психотипа всегда открыт всему новому, необычному и удивительному. Он отличается чрезвычайно творческим складом характера, легко может почувствовать или увидеть значимость того или иного явления, будь то человек или неодушевленный предмет. В его голове возникает множество самых разных идей, часто он – изобретатель, новатор, исследователь, путешественник, романтический авантюрист.

8. Интровертный интуит. Главный фокус, на который направлено сознание интровертного интуита — образ, созданный его собственным воображением. Все, что относится к реальному миру — лишь повод, «строительный материал» для этого образа, или отклик на него. Все остальное часто проскальзывает мимо сознания (отсюда — мнение об интровертных интуитах, как о чрезвычайно рассеянных людях). Созерцание собственной глубины — вот занятие, которому охотнее всего предается человек этого психотипа. Этим, однако, дело не ограничивается. Интровертный интуит улавливает не только воображаемое, но и реальное, но эта реальность может оказаться, скорее метафизического, сверхчувственного свойства. Он может, например, обнаружить неожиданную прозорливость и предсказать результат какого-нибудь процесса, усмотрев его прямым образом.

 

Психологические типы по К.-Г.Юнгу (из учебника!!!)

Тип

Основные особенности

Экстравертные рациональные типы.

То, что делают, ‑ разумно; то, что происходит, ‑ иррационально

Экстравертный рациональный (мыслительный) тип Ориентирован на объективную действительность, представленную в ее интеллектуальной форме. Подавляются все зависящие от эмоций проявления. Чувства чрезмерно эстетизированы
Экстравертный эмоциональный (чувствующий) тип Ценят и любят все, что соответствует объективно хорошей оценке («разумные» браки). Подавляются логические доводы. Чаще всего отмечается среди женщин

Экстравертные иррациональные типы.

Объективно происходящее переживается как закономерное; присутствует чувство существующего согласия, даже если оно и противоречит разуму

Экстравертный сензитивный (ощущающий) тип Руководствуется реалистическим чувством факта. Связанность с объектом может быть беспредельной, приводя к компульсиям и высвобождая навязчивые предчувствия (в результате подавления интуиции)
Экстравертный интуитивный тип Психическое приспособление происходит естественно и почти бессознательно; мышление, восприятие и чувства подавляются. Ощущения ‑ лишь опора для созерцания. Интуиция стремится к наиболее полному открытию возможностей, поэтому перенос с одной ситуации на другие затруднен, а факты уходят от субъекта

Интровертные рациональные типы.

Разумное суждение основывается не на объективном, а на субъективном факторе, что нередко производит впечатление эгоизма

Интровертный рациональный (мыслительный) тип Находится под влиянием идей субъективного происхождения. Холодное отношение к объектам (И.Кант). Переоценка себя как субъекта мышления сопровождается страхом перед другими людьми (особенно противоположного пола)
Интровертный эмоциональный (чувствующий) тип «Гармонически стушеванные», находятся во власти непонятных другим чувств. Чаще всего отмечается у женщин. Если чувство, поднимаясь до уровня Эго, начинает подпадать под объективные оценки других, возможны неврозы по типу истощения

Интровертные иррациональные типы.

Мало доступны для обсуждения. С рациональной точки зрения наименее бесполезны для практической жизни, но в контексте исторического развития ‑ двигатели культуры

Интровертный сензитивный (ощущающий) тип Ориентируется преимущественно по интенсивности субъективной части ощущения (нарушена пропорциональность между объектом и ощущением). Человек поступает согласно своим бессознательным образцам. Вращается в мифологическом мире. Подавленная интуиция может прорываться в сознание в форме истерических представлений об объектах, приводящих к истощению
Интровертный интуитивный тип Ясно воспринимает все происходящее на задних планах сознания, открывает новые возможности без связи между объектом и собой. Находится во власти архетипов, мистик-мечтатель. Возможны навязчивости ипохондрического содержания, основывающиеся на прорыве чувствующего экстравертного начала

№11. Теория развития половой идентичности

В психологии по-разному рассматривали соотношение мужского и женского в психологическом облике человека. Во-первых, маскулинность (мужественность) и фемининностъ (женственность) противопоставлялись и понимались дихотомически: либо одно, либо другое. Во-вторых, эти качества рассматривались как полюса одного континуума: то, что уводит от мужественности, автоматически приближает к женственности. Подобным образом построена шкала № 5 опросника MMPI. В-третьих, они могут рассматриваться как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать в себе некоторые маскулинные и некоторые фемининные признаки. Поэтому, хотя биологических полов существует всего два, психологических вариаций полоролевой идентичности отмечается намного больше.

Психология последних лет ориентируется на смешанные модели полоролевого поведения. Так, Сандра Бем выделила 8 типов полоролевого поведения, по 4 для мужчин и женщин. Маскулинные мужчины нечувствительны, энергичны, честолюбивы и свободны. Маскулинные женщины обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме, сексе. Фемининные мужчины чувствительны, ценят человеческие отношения и достижения духа, нередко принадлежат к миру искусства. Фемининные женщины ‑ это уже архаичный тип абсолютно терпеливой женщины, охотно соглашающейся быть «фоном» в жизни близких людей, отличающейся выдержкой, верностью и отсутствием эгоизма.

Андрогинные мужчины сочетают в себе продуктивность и чувствительность, нередко выбирая гуманные профессии врача, педагога и т.д. Андрогинные женщины способны осуществлять вполне мужские задачи, используя женские средства (гибкость, коммуникабельность). Андрогинность ‑ скорее признак высокой жизнестойкости их обладателей, которые нередко успешно самореализуются и в семье, и в работе. Наконец, недифференцированные мужчины и женщины характеризуются скорее недостатком либидо в широком смысле слова и страдают от нехватки жизненных сил.

Как же появляются и закрепляются признаки психологического пола? Разные теории рассматривали этот процесс с разных сторон.

1. Психоанализ в основном развивал взгляд 3.Фрейда на природу женщин, который состоял в том, что женщина ‑ это мужчина, лишенный пениса. Поэтому свою энергию женщина тратит на то, чтобы овладеть пенисом в доступной ей форме ‑ через унижение мужчины или установление над ним контроля. Позитивного определения женственности Фрейд (как, впрочем, и многие другие психологи, в основном изучавшие мужчин) не давал. Отсюда ‑ противопоставление полов и вечная борьба между ними.

К.Хорни, яркая представительница психоанализа, полагала, что причиной недоверия между полами (наличие которого сомнению не подвергается) является разочарование в надеждах на счастье и любовь, проекция страхов зависимости, лишения родительской любви, возникающих в детстве. Конфликты раннего детства могут приводить к тому, что у девочки, травмированной разочарованием в отце и ревностью к матери, может возникнуть желание «отнимать» у мужчины, а не получать. То есть подавление агрессии против мужчин приводит к нарушению женственности, что выражается чаще всего либо в явлении фригидности как отторжения мужчины, либо в агрессии по отношению к нему. К.Хорни, впрочем, весьма критически относилась ко многому в классическом психоанализе, подчеркивая параллельность ряда его положений «типичным представлениям мальчиков о девочках».

Итогом взаимного приспособления полов, согласно К.Хорни, может быть не любовь и привязанность, а лишь смягчение антагонизма и сосуществование.

Анализируя причины противопоставления полов, психоанализ апеллирует к культурным источникам, которые отражали амбивалентность отношения к женщине: так, Ева произошла из ребра Адама, рожать надо в муках и т.д. Мужской страх (также изначальный) укоренен в сексе, так как мужчина боится потерять сексуально привлекательную женщину и потому должен ее контролировать, держать ее в рабском состоянии (та, что дает жизнь, может и отнять ее).

В первобытных племенах существовала уверенность в воздействии женщин на мужские гениталии и лишении их силы (страх кастрации), что также приводило к подчинению женщин. Кроме того, у самцов выше сексуальность, чем у самок, что делает мужские особи зависимыми от женских.

И, наконец, стремление к смерти в психоанализе иногда рассматривается как стремление воссоединиться с матерью. Таким образом, вырисовываются реальные мотивы борьбы за власть между полами, основанные на конфликте между самоотдачей и самосохранением.

Существенным шагом в развитии психоаналитических представлений на глубинные основы отношений мужчин и женщин явилось введение К.-Г.Юнгом понятий анимы и анимуса ‑ бессознательных образов женщины в душе мужчины и мужчины в душе женщины, являющихся обобщенным представлением о противоположном поле и облегчающим контакт с ним посредством неосознанного «узнавания». (Как известно, нет и не может быть никакого человеческого опыта без наличия субъективной готовности. Но в чем состоит эта субъективная готовность? Она в конечном счете состоит во врожденной психической структуре, позволяющей человеку вообще иметь такой опыт. Так, все существо мужчины предполагает женщину ‑ как телесно, так и духовно").

2. В бихевиоризме (теории социального научения) принятие половой роли рассматривается как результат приобретения навыков, подкрепляемых поощрением, подражанием, выбором модели поведения.

Маленькие девочки и мальчики уже, как правило, имеют особенности творчества и поведения в соответствии с полом, по которым можно проводить диагностику тенденций полоролевой социализации. Так, еще Э.Эриксон отмечал, что девочки чаще рисуют нечто замкнутое, завершенное, имеющее внутреннюю область; в их рисунках преобладают кружки ‑ это может быть озеро, солнце, причем внутреннее пространство всегда заполнено. Это соответствует преобладанию внутренних процессов и изменений над внешними. У мальчика же рисунки содержат остроконечные (фаллические) фигуры: башни замка, карандаши, которые, как правило, обращены во внешнее пространство. Это различие соответствует психологическому предназначению мужского и женского пола, которое у мужчин состоит в инструментальном отношении к миру, активном и завоевательном поведении, а у женщин ‑ к созерцанию, принятию, впитыванию, переработке внутреннего содержания. Дети также по-разному играют: для мальчиков типичное действие игры происходит явно, во внешнем плане ‑ это авария, катастрофа, война, строительство и т.п. Для девочек же самое главное случается внутри; отсюда интерес к тому, что происходит внутри построенного домика, в замке, окруженном рвом, в кастрюле, стоящей на огне, и т.д.

Матери интуитивно поощряют активность маленьких мальчиков, стремление к соперничеству и достижениям. В то же время требования к девочкам имеют другое содержание: реже предъявляются запреты на плач и пр. Сумма требований отражается в полоролевых стереотипах, существующих в обществе и семье: укоренившихся представлениях о том, какими должны быть мужчины и женщины. Особенности внутрисемейной обстановки во многом определяют содержание полоролевой идентичности ребенка. Важно, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями; если нет, существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений и вызывание противоположных. Отмечается и еще одна интересная закономерность: если пол ребенка совпадает с полом старшего ребенка, то традиционные полоролевые особенности у младшего обычно выражены сильнее: так, младшая сестра девочки будет содержать в себе больше «девчоночьего», чем младшая сестра мальчика.

Существенно также отношение родителей к собственному полу, проецирующееся на детей. Так, например, обнаружено, что матери в своем родительском отношении не выделяют полоролевых различий у своих дочерей и сыновей и не проецируют на них маскулинно-фемининные стереотипы, принятые в нашей культуре, а отцы по-разному воспринимают и воспитывают детей различного пола. Дочерей они воспринимают гармонично, выделяя и поощряя в них фемининные качества. Восприятие же сыновей у них противоречиво, они считают их далекими от идеала и хотят видеть более мужественными, чем те в действительности являются.

Итак, осознанно и бессознательно поощряя одни формы поведения и оттормаживая другие, можно регулировать процесс маскулинизации ‑ феминизации ребенка.

3. В когнитивно-генетическом подходе полоролевое развитие связано со стадией интеллектуального развития ребенка, его Я-концепцией. При этом не обязательно подкреплять поведение; многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол.

Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то гендерная схема (обусловленные полом нормы поведения) является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни. Гендерные понятия формируются у детей на основании тех моделей, которые им предъявляются.

Перечисленные подходы отражают разные аспекты мужских и женских проявлений. Однако при наличии полового диморфизма и дипсихизма понимание (и доверие) между полами все-таки возможно; достигается это благодаря опыту долгой истории успешного взаимодействия мужчин и женщин.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 415; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!