Образец схемы позиций гласного звука «а»

Глава 9. Профилактика, коррекция и абилитация фонетико-фонематических процессов. Программа «Колокольчик»

 

Данная программа представляет цикл занятий, направленных на развитие слухового восприятия — неречевого и речевого (фонетико-фонематического) — у детей дошкольного возраста. Она может использоваться как для совершенствования, абилитации речевых процессов, так и для их коррекции при отклоняющемся развитии.

Психолого-педагогическая коррекция для детей 5—6 лет рассчитана на 1 учебный год (72 занятия, 36 недель). Ее реализация предполагает прове­дение 2 занятий в неделю (от 30 до 45 минут, то есть согласно учебному плану конкретного образовательного учреждения) и дополнительных домашних заданий по необходимости. Сроки и количество занятий могут варьироваться в зависимости от индивидуальных характеристик группы и учебного плана. Программа используется как для индивидуальной, так и групповой работы.

Комплектация групп может варьироваться от 3 до 10 - 12 человек в зави­симости от тяжести речевых проблем, особенностей поведения, состояния здоровья и т. д. В целях профилактики и абилитации речевой компетентности (при нормативном варианте развития) программа может использоваться фронтально для группы в 20—30 человек.

Программа «Колокольчик» для детей 5—6 лет осуществляется в два этапа. Первый этап (3 недели — 6 занятий) направлен на развитие неречево­го слуха, слухового внимания, чувства ритма и др. Второй этап (33 недели — 66 занятий) направлен на формирование фонетико-фонематического вос­приятия и произвольного речевого внимания. Ко второму этапу прилагаются образцы конспектов занятий.

Занятия с детьми 3—4 лет по развитию неречевого и речевого слуха не могут быть еще представлены в виде полноценного обучающего цикла. Однако развивать эти процессы очень важно с самого раннего детства. Поэтому упражнения для малышей берутся только из первых 7 занятий и далее повторяются в различных вариантах. Мы рекомендуем также включать наиболее простые и доступные упражнения для малышей в музыкальные, физкультурные и досуговые занятия, использовать их на праздниках и в быту, при знакомстве с окружающим миром. Более сложные виды упражне­ний для детей 5—6 лет помечены звездочкой (*).

Основные темы занятий по развитию фонетико-фонематического восприятия речи для детей дошкольного возраста

Недели Этап Основные темы занятий
1 I 1. Звуки природы. Голоса животных 2. Шумовые звуки различных предметов и бытовой техники
2   3. Звуки музыкальных игрушек 4. Звуки музыкальных инструментов
3   5. Голоса людей. Звуки, издаваемые человеком 6. Отработка слуховой регуляции
4 II 7. Распевки / Знакомство с речевыми звуками 8. Выделение речевого звука в слове (начало)
5   9. Выделение речевого звука в слове (конец) 10. Выделение речевого звука в слове (середина)
6   11. Определение позиции речевого звука в слове (начало, середи­на, конец) 12. Понятие «гласные звуки»
7   13. Звук «А» 14. Звук «О»
8   15. Звук «У» 16. Звук «Э»
9   17. Звук «Ы» 18. Звук «И»
10   19. Закрепление гласных звуков. Составление звуковой схемы слов («ау», «уа») 20. Закрепление гласных звуков. Составление звуковой схемы слов (ослик «Иа»). Изменение слов с помощью гласных звуков («лак-лук»)
11   21. Понятие о согласных звуках 22. Звук «П»
12   23. Звук «ПЬ» 24. Звук «Б»
13   25. Звук «БЬ» 26. Звук «Ф»
14   27. Звук «ФЬ» 28. Звук «В»
Недели Этап Основные темы занятий
15   29. Звук «ВЬ»
    30. Звук «К»
16   31. Звук «КЬ»
    32. Звук «Г»
17   33. Звук «ГЬ»
    34. Звук «X»
18   35. Звук «ХЬ»
    36. Звук «Т»
19   37. Звук «ТЬ»
    38. Звук «Д»
20   39. Звук «ДЬ»
    40. Звук «Й»
21   41. Звук «М»
    42. Звук «МЬ»
22   43. Звук «Н»
    44. Звук «НЬ»
23   45. Звук «С»
    46. Звук «СЬ»
24   47. Звуки «С—СЬ»
    48. Звук «3»
25   49. Звук «ЗЬ»
    50. Звуки «3—ЗЬ»
26   51. Звуки «С—3»
    52. Звуки «СЬ—ЗЬ»
27   53. Звук «Ц»
    54. Звуки «Ц—Т»
28   55. Звуки «Ц—С»
    56. Звук «Ш»
29   57. Звук «Ж»
    58. Звуки «LU—Ж»
30   59. Звуки «Ш—С»
    60. Звуки «Ж—3»
31   61. Звук «Ч»
    62. Звуки «Ч—ТЬ»
32   63. Звук «Щ»
Недели Этап Основные темы занятий
    64. Звуки «Щ—СЬ»
33   65. Звук «Л»
    66. Звук «ЛЬ»
34   67. Звуки «Л—ЛЬ»
    68. Звук «Р»
35   69. Звук «РЬ»
    70. Звуки «Р—РЬ»
36   71. Звуки «Л—Р»
    72. Звуки «ЛЬ—РЬ»

Этап I. Формирование слухового гнозиса (неречевого слуха)

Игры, направленные на узнавание звуков природы и голосов

животных (занятие № 1)

• «Чудо-звуки». Детям предлагается прослушать аудиозапись звуков живой природы (шум дождя, морской прибой, шелест листьев, весенняя капель и т. д.) и определить, какие звуки они услышали. Далее они пытаются их назвать (шелест, треск, журчание и т. д.), охарактеризовать, обнаруживая сходство и различие между ними, определяя, где и когда их можно услы­шать, кому они принадлежат, в какой последовательности звучали (в начале, в середине, в конце, до, после, между и т. д.).

Подобную игру целесообразно проводить во время прогулки или экскур­сии в лес, по городу (сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами). Прислушиваясь к звукам окружающей их среды, дети учатся отвечать на вопросы типа «О чем говорит дом, улица, лес?». В начале курса для анализа предлагаются контрастные звуки, и только после их дифференциации воз­можен переход к противопоставлению сходных по звучанию звуков.

• «Кто как разговаривает?». Детям предлагается прослушать аудиозапись голосов животных, птиц, насекомых и определить: кто это был и как он «разго­варивает» (собака лает: «ав-ав», кошка мяукает: «мяу-мяу», жук жужжит: «жжж» и т. д.). Эта игра проводится аналогично предыдущему упражнению.

Игры, направленные на узнавание шумовых звуков различных предметов и бытовой техники (занятие № 2)

«Постучалки». Педагог совместно с детьми громко стучит палочкой (карандашом) по различным предметам (доске, столам, полу, стене, стеклу, подоконнику, плитке и т. д.), анализируя характер звучания каждого звука (громко — тихо, звонко — глухо, звук идет сверху — снизу, справа — слева, спереди — сзади), и просит запомнить эти звуки (например: «это стук», «это скрип», «это песенка пола»). Далее происходит узнавание ранее звучащих предметов на слух, без опоры на зрение. На заключительном этапе игры роль водящего плавно переходит к детям.

• «Послушай, как звучит». Вместе с педагогом дети анализируют звуко­вую природу предметов окружающей их обстановки (что-то бросили на пол, погремели каким-либо предметом, постучали спичечным коробком, различны­ми по звучанию погремушками, пошуршали полиэтиленовым, а затем бумаж­ным пакетом, погремели ключами). Далее детям предлагается определить раз­ницу в звучании этих предметов (в начале занятия их 2—3, затем количество предметов увеличивается до 6) и узнать их на слух с закрытыми глазами.

• «Тишина». С закрытыми глазами дети слушают тишину, узнают и назы­вают известные им бытовые шумы (скрипит дверь, капает кран, тикают часы, проехала мимо машина, каркает на улице ворона и др.).

• «Подбери картинку или игрушку». Педагог за ширмой издает звук каким-либо предметом, а дети угадывают, чем он стучал, шуршал, гремел. После этого они подбирают картинку или игрушку с изображением данного предмета, а затем сверяют правильность полученного ответа.

• * «Шумящие коробочки». Педагог совместно с детьми наполняет спи­чечные коробки различным материалом (песком, крупой, скрепками) и начи­нает поочередно греметь ими. Чтобы не путать спичечные коробки, наполнен­ные разным содержимым, целесообразно обернуть их цветной бумагой. По характеру звучания дети отгадывают, что находится в спичечном коробке.

Чтобы разнообразить данный вариант игры, можно использовать два идентичных набора коробочек. Педагог берет коробочку из своего набора, гремит ею, а ребенок с закрытыми глазами внимательно прислушивается к звуку. Затем он пытается отыскать в своем наборе коробочку, погремев которой можно получить аналогичный звук (одновременно со спичечными коробками неплохо использовать погремушки).

• * «Кубик». Рассмотрите с детьми деревянный кубик (какой он?). Спросите их, что кубик может делать (стоять) и что с ним можно делать (бро­сить его, постучать им, толкнуть его, чтобы перевернулся несколько раз, повозить его по столу, чтобы получился звук трения). Произведите эти дей­ствия, послушайте, сравните и запомните все звуки, возникающие во время этих действий, а затем определяйте с детьми их на слух без опоры на зрение. Игру можно усложнить: 1) сравнить на слух звуки от действий с двумя кубика­ми, разными по материалу, тяжести, фактуре поверхности; 2) использовать другие предметы или игрушки (мячики, палки, подушки и т. д.).

* «Что упало, то пропало». Возьмите несколько предметов (мячик, карандаш, мягкую игрушку), уроните их на пол и послушайте, какие разные звуки при этом получаются. После того как дети запомнили эти звуки, они с закрытыми глазами на слух определяют, что упало, и проверяют, что пропа­ло («чего нет на столе?», «что лежит на полу?»).

• * «Куда спрятались часы?». Возьмите часы (будильник), которые громко тикают, дайте детям послушать и запомнить этот звук. Потом спрячь­те часы в другой комнате (в шкаф, в ящик, на полку за книги, под подушку и т. д.). Дети должны по звуку найти их. Если дети затрудняются в поиске, то будильник можно завести на 3—4 минуты, чтобы он громко зазвенел и помог себя обнаружить. Игру можно проводить со всеми детьми сразу или только с водящим ребенком, чтобы остальные подсказывали ему («горячо, холод­но, левее, прямо, выше» и т. д.).

Игры, направленные на узнавание звуков музыкальных игрушек и инструментов (занятия № 3, 4)

• «Угадай мелодию». Педагог демонстрирует звуковую природу различ­ных музыкальных игрушек (куколка смеется, поет) и инструментов (пианино, металлофон). Дети прослушивают мелодию, напевают ее и запоминают источ­ник звучания. Вслед за этим за ширмой звучит несколько мелодий, а дети должны отгадать источник звучания.

• * «Жмурки». Ребенку завязывают глаза и предлагают, ориентируясь на хлопки, писк мяча, звон колокольчика, поймать кого-нибудь из детей, держа­щих эти игрушки.

• * «Колокольчик». Дети поочередно (сидя на стуле с завязанными гла­зами) отгадывают направление звучащего колокольчика. Сначала показы­вают рукой туда, где звенит; потом проговаривают: спереди, сзади, сверху, снизу, сбоку, справа, слева. Остальные дети и педагог подсказывают слова, меняют интенсивность звучания (тихо — громко) для более легкого или сложного узнавания. Игру можно усложнить: использовать звучание двух и более предметов («колокольчик звенел сверху, пакет шуршал справа»).

Игры, направленные на узнавание голосов людей и звуков, издаваемых человеком (занятие № 5)

• «Кто пришел в гости?». Обсудите с детьми, как могут стучаться в дверь разные звери (зайка, лиса, слон, медведь и т. п.), если они придут к нам в гости. А затем сыграйте в игру «Кто там?», изображая стуком разных персо­нажей. Например, в гости к детям приходят зайка, лиса и мишка и стучатся в дверь. Зайка стучит тихонько кулачком в дверь, мишка стучит всей ладонью, лиса — скребется когтями и т. п. Дети должны на слух определить, кто же пришел в гости. Игру можно усложнить: 1) использовать до пяти игровых персонажей; 2) использовать звуки, издаваемые частями тела (хлопки, топот, кашель, свист, мычание, цокот языком и т. д.); 3) использовать разные рит­мические рисунки стука (/ //, // /, / /// // и т. д.).

• «Чей голос?». Дети поют песенку и водят хоровод, по окончании ко­торого один из детей зовет водящего по имени. Водящий ребенок с завязан­ными глазами, стоя в центре круга, должен отгадать, кто из детей позвал его по имени. Если узнал сразу, то водящим становится кто-то следующий. Если ребенок не может узнать, то дети зовут его по очереди, а он с открытыми гла­зами смотрит, слушает и запоминает. Затем игра повторяется еще раз с завя­занными глазами, но зовет водящего уже другой ребенок.

Мы по лесу гуляли, гуляли.

Ягоду-малину собирали, собирали.

Далеко ушли, заплутали, заплутали.

И друга по имени громко позвали ... (например: «Вася!»).

• * «Прятки ку-ку». Дети прячутся в одном помещении. Как только они спрятались, входит водящий ребенок и говорит: «Я смотрю и никого не вижу. Ушки открою и вдруг кого услышу». Дети по одному начинают кричать «ку- ку, я тут». Водящий должен узнать по голосу, кто кричал, затем сказать, откуда раздается крик, и найти спрятавшегося игрока.

• * «Узнай свой голос». Детям предлагается прослушать их собствен­ные голоса, записанные на диктофон, а затем узнать свой голос и голоса своих друзей.

Игры, направленные на формирование слуховой регуляции и чувство ритма (занятие № 6)

• «Солнышко и дождик». Как только педагог произнесет слово «сол­нышко», сопровождая его звучанием бубна, дети начинают бегать по группе. Стоит педагогу сказать «дождик» и позвенеть при этом в колокольчик, как все разбегаются и прячутся (на веранде, в палатке, под столом).

• «Мяч». Дети сидят кружком на полу. Как только зазвучит музыка, дети, начиная с водящего, передают мяч по кругу. Едва музыка остановилась, тот, у кого оказался мяч, должен поднять его вверх. После этого игра начинает­ся снова, но мяч передают уже в другую сторону. Тот, кто ошибся, пропус­кает ход.

• * «Проведи друга через минное поле». Водящему ребенку завязы­вают глаза, впереди становится ребенок-проводник с пищащим мячом. Водящий должен следовать за проводником, ориентируясь на писк мяча и ста­раясь не столкнуться с «миной» — препятствием (обруч, куб, мягкие формы и т. д.). А проводник должен провести водящего через «минное поле», минуя все препятствия. Выигрывают или проигрывают оба. В случае выигрыша оба ребенка получают приз.

* «Медведь и медвежонок». Детям сначала предлагается поиграть в большого медведя и громко потопать ногами, затем — в маленького медве­жонка и тихо еле-еле потопать ножками. После этого по команде педагога «медведь» или «медвежонок» дети выполняют соответствующие действия. И наоборот, педагог за ширмой громко или тихо топает, а дети угадывают, кто это. Игру можно проводить с хлопками в ладоши, по ногам, плечам, груди, столу, проговаривая целые предложения («Я стучала по животу тихо, а по коленям громко»). В дальнейшем выполнять действия желательно под громкий или тихий звук (мелодию). Звуки и мелодии на разных занятиях лучше менять, чтобы в памяти у ребенка сохранилось как можно больше зву­ковой информации для дальнейшего сличения и узнавания.

• * «Лев и черепаха». Детям сначала предлагается поиграть в большо­го льва и быстро побегать (на месте, по кругу), потом — в черепаху и медлен­но походить. Также дети могут управлять различными игрушками, напри­мер: под быструю музыку зайка бежит быстро, под медленную музыку улитка еле ползет. Эта игра проводится аналогично игре «Медведь и медве­жонок».

• * «Птичка и сосулька». Расскажите детям сказку, как однажды поспо­рила весенняя сосулька с птичкой: у кого песенка красивей. Спросите у детей: как капает сосулька («кап-кап» прерывисто, капли капают по очере­ди), как поет птичка (плавно, мелодично). Раздайте детям дудочки (свистуль­ки) и предложите сыграть прерывистую песенку сосульки и плавную песенку птички. Эта игра проводится аналогично игре «Медведь и медвежонок». Однако здесь можно дать дифференциацию двух музыкальных инструмен­тов (дудочка и металлофон).

• * «Птичка и птенчик». Расскажите детям сказку, как мама-птичка учила своего птенчика петь. Мама — взрослая птичка и может петь долго (пиииииии), а птенчик — маленький и поет коротко (пи-пи-пи). Для этой игры можно раздать любые музыкальные инструменты и издавать на них долгие или короткие звуки. Эта игра проводится аналогично играм «Медведь и мед­вежонок» и «Птичка и сосулька».

• * «Серый волк и мама-коза». Вспомните с детьми сказку «Волк и семеро козлят». Определите, как пел песенку волк, когда мама-коза ушла в лес (грубым, страшным голосом), как пела мама-коза (тонким, звонким, лас­ковым голосом). Покажите, как волк стучал в дверь (сильно, громко, грубо), как мама-коза стучалась в дверь (тихо, слабо, нежно). Эта игра проводится аналогично игре «Медведь и медвежонок».

• * «Сердце тук-тук». Дети с интересом прислушиваются к ритмам сво­его и чужого сердца, дыхания, пульса; пытаются отстукивать его вначале рукой и ногой, затем карандашом и другими предметами. Главным является синхронное сочетание внутреннего ритма с реализуемыми детьми внешними движениями.

* «Дятел». Дети сначала слушают, смотрят заданный педагогом ритм, а потом самостоятельно его отстукивают карандашом или пальцем, как будто дятел стучит по дереву. Движения могут выполняться под счет, варь­ируется темп их выполнения, громкость. Опираясь на зрительное подкрепле­ние, а затем только на слуховое восприятие, дети отстукивают ритм вначале правой рукой, затем — левой, обеими одновременно, каждой в отдельности.

• * «Хлопки». Дети молча ходят по группе. Услышав хлопок в ладоши, начинают прыгать. Услышав топот ногой, садятся на корточки. Модифицируя данный вариант игры, можно предложить им на один хлопок — замереть на месте, на два хлопка — присесть, на три хлопка — прыгнуть. Вначале все эти движения выполняются с обязательной опорой на зрительный анализатор, затем на слуховой (в последнем случае педагог производит все действия за ширмой). Хлопая в ладоши (или же топая ногами), необходимо периодиче­ски менять силу удара (громко — тихо), направление звучания (близко — далеко).

• * «Оркестр». Дети сидят кружком на полу с различными музыкальны­ми инструментами, внимательно следя за водящим. Пока водящий хлопает, дети играют на музыкальных инструментах; когда водящий останавливается, дети тоже затихают. Если водящий поднимает правую руку, то играют толь- ко мальчики, если левую, то девочки. Тот, кто ошибся (не вовремя начал, закончил играть, перепутал руку), удаляется из игры. Постепенно все выбы­вают из игры, и победителем становится последний оставшийся игрок; он получает приз. Игру можно усложнить, выполняя обратные действия (веду­щий хлопает, дети сидят тихо и т. д.).

• * «Круг». Дети сидят кружком на полу. Водящий задает ритм (напри­мер: 1 хлопок в ладоши, 2 хлопка об пол; 1 хлопок в ладоши, 2 удара по пле­чам, руки накрест, 3 удара по коленям и т. д.). Игра может начинаться слова­ми «Вот большой, веселый круг, кто ошибся, вышел вдруг». Кто ошибся, тот выбывает из игры, победитель получает приз.

Этап II. Формирование фонетико-фонематических процессов

В данном разделе реализуемой нами коррекционной программы представ­лены методические рекомендации, направленные на углубленную отработку у дошкольников 5—6 лет фонетико-фонематических процессов. В основу дан- ной модели коррекционного воздействия положен, как и в предыдущих слу­чаях, современный нейропсихологический подход, структурирующий реперту­ар логопедических приемов и способов коррекционно-педагогической помощи детям.

Для детей 3—4 лет данный раздел представлен занятиями, ориентирован­ными на знакомство ребенка с речевыми звуками. Они все проводятся ана­логично занятию N° 7. Кроме того, вы на каждом занятии выполняете по 2— 3 упражнения из предыдущих занятий. Главная задача в этом возрасте — обеспечить автоматизацию восприятия, имитации и различных манипуляций с неречевыми звуками. А затем — приступить к знакомству с речевыми звуками, хорошей их артикуляции и т. п. Ребенок должен научиться слушать и слы­шать себя и окружающий мир. Помимо этого, в повседневный обиход ребенка должны быть включены игры со словами, повторение несложных скороговорок и чистоговорок и т. п. Кроме того, необходимо постоянно использовать различные фольклорные игры и потешки.

Для детей 5—6 лет занятия (№7—72) проводятся в соответствии с шестью последовательными рубриками, ориентированными на развитие фонемати­ческого слуха. Речевой материал в них расписан по нарастанию сложности:

1) определение характеристики звука;

2) выделение речевого звука на слух;

3) определение позиции звука;

4) формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических представлений;

5) элементарный звуковой анализ слова;

6) дифференциация звуков.

Представленные в этом разделе методические рекомендации и задания помогут детям сформировать правильное звукопроизношение и фонетико­фонематическое восприятие речи. Они абсолютно необходимы для детей с различными речевыми проблемами. И даже если все идет хорошо, прине­сут большую пользу для оптимального освоения ребенком письма, чтения и т. п.

В данной программе представлены игровые задания, разработанные автором лично, а также обобщен весь накопленный речевой материал в рам­ках классической педагогики, логопедии, дефектологии и нейропсихологии.

Обратите внимание на то, что все рубрики даны последовательно в форме занятия. Поэтому мы советуем вам заниматься с детьми по представленному выше учебно-тематическому плану систематически 2 раза в неделю, закреп­ляя новую информацию домашними заданиями, то есть ежедневными крат­ковременными упражнениями из каждого раздела.

На индивидуальном занятии делайте с ребенком те упражнения, которые у него легко получаются. Сложные, плохо поддающиеся задания вводите постепенно, по мере освоения. Расширяйте словарный запас ребенка, объ­ясняйте ему новые слова, включайте их в задания. Помогайте вспоминать и называть слова только с помощью активной подсказки, например назовите свойство предмета, где он растет, из чего сделан, для чего нужен и т. д. Не ограничивайтесь только короткими заданиями на развитие фонематическо­го слуха, обязательно используйте упражнения в сочетании с развитием лек­сики, грамматики, связной речи, а также памяти, внимания, мышления, вооб­ражения и т. д. Всегда хвалите ребенка!

Распевки (вокализация звуков)/Знакомство с речевыми звуками, (занятие № 7)

Распевки речевых звуков очень полезны для детей среднего дошкольно­го возраста, так как сочетают в себе развитие речевой функции, музыкаль­ного слуха, координации двигательных навыков, дыхания и др. Кроме того, они наиболее доступны детям 3—4 лет и выполняются ими всегда с ра­достью.

• «Индейцы». Петь гласный звук и слегка ритмично стучать себя по животу, груди, ушам, крыльям носа, рту. Звук получается ритмичный, вибра­ционный, прерывистый, с некоторым шумом. Можно петь изолированно каж­дый гласный звук (а, о, у, э, ы, и) или серийно (а о, а о у, а о у э, а о у э ы, а о у э ы и). Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. В дальнейшем можно все эти упражнения проделать и с со­гласными звуками.

• «Лесенка-дорожка»

1. Петь гласный звук, при этом рукой показывать как бы движение по ров­ной дорожке.

2. Произнести 2 раза гласный звук, интонируя его. Разницу в высоте звука при этом показывать рукой, как бы двигаясь по лесенке вверх.

3. Произнести два быстрых, резких гласных звука, а затем один долгий, плавный (а-а — ааа, о-о — ааа, у-э — ыыы и т. д.). Гласные звуки произносить одновременно с движениями рук. Например, два резких звука сопровож­даются зигзагообразным, ступенчатым движением кисти руки («идем по лесенке»), один медленный звук сопровождается прямым движением кисти руки вверх («идем по дорожке»). Можно подключить разнонаправленные движения рук (одна рука совершает ритмичные зигзагообразные движения вверх «по лесенке», а другая — прямые движения вверх «по дорожке»).

• «Корова Му-Му». Предложите детям поиграть в корову Му-Му, которая пришла на луг и стала петь свою песенку.

1. Промычите с детьми простой короткий мотив с закрытым ртом (мммм — м-м и т. д.). Можно использовать мотивы знакомых песен, разученных на музыкальных занятиях, например: «В лесу родилась елочка».

2. Мычать с закрытым ртом и зажимать пальцем одну ноздрю носа. Послушать, какой звук при этом получается, отличается ли он от звука при зажатии другой ноздри.

3. Мычать с закрытым ртом и двумя пальцами одной руки то зажимать, то разжимать крылья носа.

• Знакомство с речевыми звуками и введение новых понятий (гласный звук, звонкий, твердый согласный звук и т. д.) целесообразно давать детям от 5 лет. Объясните им, что наша речь состоит из слов, а слова, в свою оче­редь, из звуков. Расскажите им сказку о том, как образуются звуки. Для этого задания желательно использовать зеркало.

• «Розовая сказка»

«В одном розовом-прерозовом домике (взрослый обводит рот ребенка своим пальцем) жил да был розовый-прерозовый язычок (взрослый и ребе­нок высовывают и показывают язык), и звали его Кис-Кис.

Ворота в домике тоже были розовые-прерозовые (взрослый трогает верхнюю и нижнюю губу ребенка), и они все время то открывались, то закрывались (взрослый и ребенок открывают и закрывают рот).

А за воротами стояли белые-пребелые дверцы (взрослый и ребенок улы­баются, показывая сомкнутые зубы). И если постучать: «тук-тук», то двер­цы открывались {взрослый и ребенок стучат кулаком по столу и откры­вают /смыкают зубы).

А там за дверцами сидел маленький-премаленький, розовый-прерозовый язычок Кис-Кис (взрослый и ребенок рассматривают язык во рту). Давай позовем его: Кис-Кис (взрослый и ребенок высовывают язык).

Кис-Кис мне по секрету сказал, что там, глубоко-глубоко в пещере, живет голос. Давай послушаем твой голосок! Ну-ка скажи «а»! А теперь скажи громко (тихо, шепотом, тонко, басом...). Вот какой голосок! А хочешь почув­ствовать, как он звенит (дрожит)? Давай положим ладошку на горлышко и споем («а», «м», «з»)! Ну как, дрожит? А теперь давай скажем («х», ф», «п»)! А теперь дрожит? Куда же он делся? А он спрятался, затаился! Вот какой хитрый голосок!

А еще Кис-Кис сказал мне, что у него есть друг Ветерок — это такая воз­душная струя. Давай почувствуем ее (взрослый и ребенок прикладывают ладонь к ротику и произносят звуки: «а», «у», «м», «в», «с»)\ Чувствуешь, какая воздушная струя (сильная, слабая, прямая, прерывистая, рассеянная, узкая, широкая, теплая, холодная)!

Язычок Кис-Кис говорит, что он очень дружит со своими друзьями, и когда они все вместе играют, то получаются звуки и даже целые слова. Давай про­изнесем слово «мамочка» и посмотрим, все ли друзья вышли поиграть (ребе­нок, глядя в зеркало, произносит слово, чувствует рукой дрожание горла, воздушную струю)\ Посмотри, губы (зубы, язык, голос, воздушная струя) работали? А теперь попробуй закусить губу (язычок, сильно стиснуть зубы, сказать без голоса) и произнести слово «мамочка»! Получилось? Почему? Вот, значит, все они нужны для того, чтобы произнести звуки и целые слова.

Каждый звук очень важный и нужный. Если исчезнет хотя бы один звук, то слово станет непонятным (например, «кот — от», «лук — лу», «мак — мк») или вообще превратится в другое слово (например, «булочка — улочка», «слава — лава», «шутки — утки»). А если звук произнести не тот или неправильно, то начнется путаница (например, был «цыпленок», стал «сыпленок»; «лак» пре­вратится в «мак», «сок» в «бок», «стол» в «стул», «роза» в «роса»). Поэтому малыш Кис-Кис просит детей научиться слышать и говорить все звуки пра­вильно!»

После такой интересной и познавательной сказки расскажите ребенку, что легче всего произносить звуки «а, о, у, э, ы, и». Их можно петь, тянуть своим голосочком; они произносятся легко, свободно, и воздушная струя не встречает преграды на своем пути (губы, зубы, язык). Такие звуки называют­ся гласными. Для гласных звуков (букв) можно нарисовать красный домик и поместить их туда жить.

Расскажите ребенку, что звуки — это невидимки, их можно только слы­шать и произносить, но увидеть никак нельзя. Но когда звуки-невидимки наденут волшебные платья, они тотчас же превратятся в буквы. А буквы можно увидеть, назвать, услышать, написать и прочитать. Гласные звуки при­нято обозначать красным цветом (красным кружком).

В волшебной стране живут еще и согласные звуки «м, д, р, с, п, к» и т. д. Они согласны дружить с гласными, произноситься вместе с гласными, читаться и писаться вместе с гласными. При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык).

Произнесите с ребенком перед зеркалом звуки «м, б, п» и посмотрите, что мешает выйти воздушной струе (губы). Произнесите звуки «в, ф» и посмотрите, что при этом делают верхние зубы и нижняя губа. Произнесите звуки «р, д, л, ш» и посмотрите, как язык мешает выйти воздушной струе.

Обратите внимание, что согласные звуки очень разные: непоседливые, шумные, звонкие, твердые и мягкие, ласковые» Они свистят (с, з, ц), шипят (ш, ж, ч, щ), рычат (р), ноют и плачут (м, н), хрипят и кашляют (к, г, х), стре­ляют (т-т-т, д-д-д), цокают (ц-ц-ц) и т. д.

Одни звуки бывают громкими и звонкими (м, н, л, р, й, б, в, г, д, з, ж), как будто в горле звенит колокольчик {ребенок чувствует ладонью, как зве­нит, дрожит, вибрирует горлышко). Другие бывают тихие и глухие (п, ф, к, т, с, ш, х, ц, ч, щ), как будто голос в горлышке спрятался и уснул (ребенок чув­ствует ладонью, что горло не звенит). Звонкость согласных звуков приня­то обозначать колокольчиком, а глухость — отсутствием колокольчика.

Кроме того, согласные звуки бывают твердые (м, н, л, р, б, п, в, ф, г, к, д, т,

3, с, ж, ш, х, ц) и мягкие (мь, нь, ль, рь, й, бь, пь, вь, фь, гь, кь, дь, ТЬ, ЗЬ, СЬ, хь,

4, щ). Твердые согласные звуки произносятся так твердо, что хочется «стук­нуть кулаком об стол» или «ногой об пол». А мягкие согласные звуки произно­сятся так ласково, мягко, что их хочется «погладить, как мягкую зеленую трав­ку». Нарисуйте с ребенком домик для согласных звуков или разберите с ним схему согласных букв и звуков (для читающих детей). Мягкие согласные звуки принято обозначать зеленым кружком, а твердые согласные звуки — синим.

Называя изолированный звук, произносите его четко — «м», а не «эм» или «мэ», потому что это уже получается два звука, а не один. Подобные ошиб­ки приведут к неправильному звуко-буквенному анализу, слогослиянию, чте­нию и письму. В таком случае ребенок будет читать не «мама», а «эмаэма» или «мэамэа».

При выполнении звуко-буквенного анализа с дошкольниками предбукварного периода, для обозначения мягкости согласных в основном используйте гласный звук «и», так как дети еще не знакомы с гласными второго ряда (я, е, ю, е) и могут запутаться при письменном обозначении слова. В данном случае лучше использовать слова типа: «лис», «раки» и т. д.

Описав в игровой форме, как образуются звуки, какими характеристика­ми они обладают и чем отличаются, мы считаем нужным расписать методику выполнения основных заданий на примере самых простых звуков («а», «м»), которые будут представлены ниже. При подаче основных упражнений изло­жены самые простые инструкции и формулировки, и вы всегда сможете их использовать при проведении игр в домашних условиях и на занятиях.

Напоминаем, что дальнейшие занятия с детьми 3—4 лет проводятся анало­гично занятию № 7. К ним присоединяются по 2—3 упражнения из предыду­щих разделов и фольклорные физкультминутки. Вместе с тем ничто не мешает включать в работу наиболее простые упражнения из приведенных ниже.

А 5—6-летние дети продолжат обучение с занятия № 8 и будут занимать­ся по вышеописанному плану.

Игровые упражнения для развития фонетико-фонематического восприятия речи (занятия с № 8 по № 72)

1. Определение характеристики звука

• «Схема-картинка звука». Перед тем как приступить к работе по узна­ванию какого-либо конкретного звука на слух, необходимо его утрированно произнести (вам и самому ребенку) перед зеркалом, совместно уточнить артикуляцию: «А как у нас губы раздвинуты, посмотри на меня, на себя (в зеркале)? Что делают зубы? А где у нас язык? Произнеси звук и почув­ствуй воздушную струю. Она теплая, горячая или прохладная? Воздушная струя встречает преграду (мешают ли губы, зубы и язык или нет)? Значит, это гласный или согласный звук? Произнеси звук еще раз и почувствуй, это твер­дый или мягкий звук? Каким цветом закрасишь кружок? Положи руку на горло, произнеси звук, почувствуй, звенит горлышко или нет? Значит, это звонкий или глухой согласный звук? Как ты это зарисуешь?»

Разобрав у зеркала, таким образом, артикуляцию и характеристику звука, зарисуйте с ребенком речевой звук в виде схемы-картинки. Если ребе­нок знает буквы, то напишите букву и зарисуйте пару картинок с этим звуком. Это сложное, но полезное упражнение необходимо выполнить в самом нача­ле работы, чтобы уяснить тему занятия, удерживать в памяти особенности звука и правильно определять их при устном звуковом анализе и письменном фонетическом разборе, дифференцировать сходные по звучанию звуки, напрямую использовать при обучении грамоте и т. п. Поможет выполнить это задание представленный ниже образец.

2. Выделение речевого звука на слух

• «Фонарики». Взрослый держит сжатые кулаки на уровне груди и пред­лагает ребенку поиграть: на открытый кулак взрослого ребенок поет опреде­ленный звук (например, звук «а»), на закрытый — молчит. Взрослый то быстро, то медленно открывает и закрывает кулаки. Затем они меняются местами: взрослый то поет определенный звук, то молчит, а ребенок слуша­ет и вовремя открывает или закрывает кулачки. При этом взрослый может путать ребенка, например произносить другие звуки вместо оговоренного (например, «о», «у», «э»). Ребенок старается не ошибаться и не попадаться на уловки взрослого.

• «Нотная лесенка». Взрослый поет звук и одновременно совершает движение руками, как бы поднимаясь по лесенке вверх (сначала правой ладонью, затем левой ладонью, потом двумя руками вместе и снова пооче­редно). Ребенок смотрит и повторяет за взрослым. Предложите ребенку петь звук, как бы по нотам (как гамму от ноты «до» до ноты «си»). Желательно петь «нотную лесенку» сначала медленно, протяжно, плавно, по нотам (ааа), а потом резко, прерывисто, с паузами (а-а-а). Нарисуйте вме­сте с ребенком эту «нотную лесенку» и играйте в нее, например, ходите по ней пальчиками (вверх и вниз), водите по ней его любимые игрушки.

Образец игры

 

 


 


 

 

Образец:

 

 

 


• «Попрыгушки, топотушки и хлопушки». Предложите ребенку прыг­нуть, топнуть или хлопнуть, как только он услышит заданный звук. Желательно на первых порах четко выделять голосом нужный звук. Давайте заданный звук: 1) среди гласных звуков, 2) среди гласных и согласных зву­ков, 3) в слогах, 4) словах. Приведем пример со звуком «а»:

1) аоуаиаэаыа

2) амнакавапла

3) мо мэ ма мы ми ма му ма

4) мак лак дуб рак аист кот

3. Определение позиции звука в слове

• «Выделение речевого звука в начале слова». Подберите или нари­суйте картинки, название которых начинается с простых тянущихся соглас­ных звуков в ударном слоге (м, н, л, в, ф, з, с, х) и гласных звуков под ударе­нием (а, о, у, э, ы, и). Например: муха, нос, лук, ваза, фартук, зайка, сани, хобот/ осы, уши, эхо, ива. Рассмотрите эти картинки с ребенком, назовите их, а потом поиграйте в игру «Скажи слово так, чтобы первый звук был самый громкий», то есть выделите голосом начальный звук («МММуха»). Под каждой картинкой можно нарисовать схему и водить по ней пальцем, когда произносится слово (схема дана по Д. Б. Эльконину).


 

Можно найти по две картинки на один звук (например: муха, мышка; ваза, вафли; сани, сыр и т. д.) и попросить ребенка подобрать пары по первому звуку, например: «Назови картинку», «Потяни первый звук в слове», «Какой первый звук?», «Подбери пару» или «Подбери еще одну картинку с таким же звуком в начале слова». Когда парные картинки будут найдены, между ними желательно нарисовать дорожку, провести по дорожке пальчиком, водить по дорожке игрушку и т. д. Усложняя игру, можно подобрать несколько кар­тинок на один звук и собирать их вместе (то есть обвести карандашом несколько картинок с одним звуком в начале слова, или разложить карточки на кучки, или сложить картинки в домик и т. д.).

• «Выделение речевого звука в конце слова». Игра проводится ана­логично предыдущему упражнению, но здесь на конец слова можно подби­рать слова как с простыми тянущимися согласными звуками, так и быстры­ми короткими согласными звуками (б, п, г, к, д, т), а также с гласными звуками.


 

• «Выделение речевого звука в середине слова». Игра проводится аналогично предыдущему упражнению. Желательно подбирать слова с про­стыми тянущимися и быстро произносимыми согласными звуками (лампа, белка, каска, репка, ватка) и гласными звуками (мак, кот, лук). Выделяемый звук должен стоять четко посередине слова.


 

• Игра «Прятки». Предложите ребенку отгадать, где в слове спрятался определенный звук. Для этого задания лучше использовать схемы позиций звука.

Образец схемы позиций гласного звука «а»

Пошаговый разбор игры

Шаг 1. Предложите ребенку выбрать картинку и назвать ее. Послушайте вместе, есть ли в слове заданный звук, например «а». Если ребенок не слышит, произносите слово еще раз медленно и протяжно, голосом выделяя звук «а».

Шаг 2. Спросите у ребенка, где спрятался звук «а»: в начале, середине или в конце слова? Если ребенок не в состоянии вычленить искомый звук, помогите ему. Медленно произнесите слово, акцентируя голос на звуке «а» и одновременно рукой обведите нужную схему. Благодаря этому ребенок и зрительно, и на слух определит, где спрятался звук «а». Например, слова: «аист», «мак», «лиса».

 

 


 


Шаг 3. Попросите ребенка поместить картинку под соответствующую схему (например, картинку с аистом ребенок кладет под схему «а» в начале слова»).

Шаг 4. Возьмите руку ребенка в свою и еще раз, вместе с ним, произноси­те слово и одновременно обведите схему этого слова. Оптимально выполнять это упражнение сначала правой рукой, потом левой, затем обеими руками.

Шаг 5. Таким же образом разберите с ребенком все картинки, размести- те их под соответствующие схемы. Когда работа будет закончена, предложи­те ребенку посмотреть на лист и назвать картинки, где звук «а» спрятался в начале слова, потом в середине и конце. Закрепить эту игру лучше всего с помощью мячей (см. далее).

• «Пищащий мяч». Попросите ребенка назвать любую картинку, где заданный звук спрятался в начале слова (середине, конце). Затем произне­сите это слово, выделяя голосом звук, и одновременно нажмите на мяч, издавая писк. Ребенок повторяет это действие за вами. Например, взрослый говорит «а» и нажимает на мяч, потом как бы отдельно произносит «ист». Взрослый говорит «м», потом как бы отдельно произносит «а» и нажимает на мяч, затем как бы отдельно произносит «к». Взрослый произносит «лис», потом как бы отдельно произносит «а» и нажимает на мяч, В дальнейшем, как вариант игровой ситуации, можно предложить ребенку заменить мяч на деревянные ложки, погремушки, музыкальные игрушки и др.

• «Игрушки». Выделите вместе с ребенком сильную позицию звука из серийной цепочки слогов, нажав на пищащий мяч (стукнув ложками, бубном или использовав другие музыкальные игрушки). В более усложненном вари­анте — научите ребенка отстукивать ритм различными частями тела (руками: ладонью, кулаком, локтем; ногами: стопой, носком, пяткой, коленом).

В качестве образца приведем пример отстукивания мячом ритма серии слогов, где «х» — слабая позиция звука «с», предполагающая тихий удар мяча об пол, а «X» — сильная позиция звука «с», предполагающая громкий УДар.

СО-со-со со-СО-со со-со-СО X - х - х х - X - х     х - х - X

Аналогичным образом происходит процесс выделения нужной позиции звука в составе слова с помощью различных музыкальных инструментов.

Слон          ми С ка      ананаС

XXX

• «Металлофон». Взрослый медленно и плавно произносит слово, например «мак», одновременно играя на металлофоне таким образом, чтобы произнесение каждого звука данного слова совпадало с ударом о металлическую пластинку металлофона («м» — «до», «а» — «ре», «к» — «ми»). Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, постепенно учится выполнять аналогичные действия самостоятельно; одной рукой, затем дру­гой, обеими вместе и попеременно.

Для усложнения задания предложите детям в момент произнесения слова выделять одновременно голосом и металлофоном звуки в порядке их следо­вания.

Мак            Мак   Мак

(до)            (ре)             (ми)

Используя подобный алгоритм, моделируйте и другие игровые ситуации, привлекая с этой целью различные музыкальные инструменты: пианино, барабан.

4. Формирование фонетико-фонематических и лексико-граммати­ческих представлений

• «Картинки». Придумайте вместе с ребенком слова с заданным звуком и зарисуйте их. Можно рассмотреть уже готовые картинки, назвать их и вы­делить голосом заданный звук.

• «Поймай первый/последний звук и придумай слово». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на пер­вый или последний звук вашего слова. Например: ананас — арбуз; аист — танк.

• «Фрукты». Взрослый просит ребенка придумать фрукт, название кото­рого начинается на звук «а». Точно так же можно использовать другие лек­сические темы (овощи, ягоды, грибы, цветы, деревья, животные и т. д.). Игру лучше проводить с мячом.

• «Закончи предложение». Взрослый придумывает начало предложения, а ребенок должен его закончить словом на заданный звук (например, «а»):

На крыше свил гнездо {аист).

В море плавает злая-презлая (акула).

Бабушка пошла за лекарствами в (аптеку).

• «Четвертый — лишний». Предложите ребенку внимательно послушать 4 слова и определить, какое из них лишнее и почему. Слова в этой игре могут компоноваться по наличию или отсутствию заданного звука, по принципу обобщающих понятий. Например: «Это все птицы, но стриж лишний, потому что в этом слове нет звука «а».

Аист, нос, адрес, ангел

Рот, кит, суп, мак

Грач, ворона, стриж, галка

Береза, осина, липа, дуб

5. Формирование элементарного звукового анализа слова

• «Живые звуки».

Вариант 1. В эту игру можно играть с группой детей или индивидуально, используя сюжетные игрушки (человечки, животные и т. д.). Предложите ребенку «оживить» игрушки и «научить» их говорить. Для этого, например, ребенок расставляет в ряд 3 человечка. Взрослый пальцем дотрагивается до каждого человечка и шепотом произносит определенный звук (первый челове­чек — «р», второй человечек — «а», третий человечек — «к»). Ребенок слуша­ет, запоминает. Далее взрослый снова дотрагивается до первого человечка, и ребенок должен произнести звук «р»; потом до второго человечка — ребе­нок произносит звук «а»; и, наконец, до третьего человечка, и ребенок про­износит звук «к». После этого ребенок проговаривает целое слово («рак»).

Вариант 2. Ребенок расставляет в ряд 3 человечка. Взрослый «наде­ляет» каждого из них звуком, а потом человечки «разбегаются». Ребенок должен расставить их в правильном порядке. После этого взрослый дотраги­вается до каждого человечка, а ребенок произносит соответствующий звук; затем произносит слово целиком. Если ребенок поставил человечков в неправильном порядке, то, называя звуки, он поймет свою ошибку и испра­вит ее. Это очень веселое и смешное задание, так как вместо слова «рак» может получиться «арк», «кар», «акр».

Вариант 3. Взрослый произносит звуки изолированно, а ребенок слуша­ет, запоминает, после чего говорит целое слово. Например: «ш» — {пауза) — «а» — (пауза) — «р». Ребенок выслушивает и произносит: «шар».

6. Дифференциация звуков

• «Хлопни/топни» или «Стукни/погладь». Взрослый медленно про­износит слова. Ребенок внимательно слушает, чтобы не пропустить заданные звуки, например «з» и «с». Услышав «с», ребенок хлопает, услышав «з», — топает. Если в слове нет звуков «с» и «з», то ничего делать не надо.

Для дифференциации твердых и мягких согласных звуков лучше исполь­зовать соответственные движения, например: на звук «м» стукнуть по столу или стене (он такой твердый, что его хочется стукнуть), а на звук «мь» погла­дить себя по головке (он такой мягкий, как зеленая мягкая травка, что его хочется погладить).

* «Договори слово». Вы называете начало слова, а ребенок угадывает по смыслу и договаривает концовку, произнося один из двух дифференци­руемых звуков, например «с» либо «ц» («автобу...»). Или же взрослый про­износит слово без первой буквы, а ребенок должен подобрать первый звук («...амолет»). Если ребенок ошибся, например сказал «цамолет», спросите, есть ли такое слово, что оно обозначает, как его исправить. Упражнение можно делать как изолированно со звуками, так и со слогами.

автобу (с) мельни (ца) (ц)веток (са) молет
колоде (ц) поло (са) (ц) ыпленок (ца) ревна
абрико (с) актри (са) (с) тол (ца) пля
певе(ц) пшени (ца) (с) тул (са) нки

ОБРАЗЦЫ КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО­ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Конспект № 1 (занятие № 38)

Тема: звук «м»

Программное содержание

Учимся

• Анализировать правильную артикуляцию звука «м», определять его характеристику с опорой на анализаторные системы (слуховую, зрительную, тактильную).

• Закреплять умение выделять звук «м» на слух в потоке гласных, соглас­ных звуков, в слогах, словах.

• Выделять интонационно звук «м» голосом в звуковых комплексах и словах.

• Определять позицию звука «м» в слове (начало, середина, конец).

• Приобщать детей к элементарному звуковому анализу слова.

• Расширять активный и пассивный словарь.

• Развивать грамматический и синтаксический строй речи.

• Формировать и дифференцировать категориальность понятий, разви­вать вербально-логическое мышление.

Материалы: зеркала, доска, мел, схемы, предметные картинки, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

• «Улыбка». Логопед встает у доски, закрывает глаза, складывает руки, как ученик за партой, и говорит: «Сейчас я открою глаза и увижу, какие вы все умные и красивые, ручки сложены на парте, ножки стоят вместе, спинки ров­ные, и каждому из вас загляну в глазки и улыбнусь». Логопед улыбается каж­дому ребенку и говорит: «Здравствуй, Петя, здравствуй, Оля, и т. д.». Таким образом, логопед налаживает эмоционально-личностный контакт с каждым ребенком и создает серьезный настрой на занятие.

• II. Тема занятия

• Определение темы занятия с помощью отгадывания загадки и выделения первого звука в слове-отгадке (звук «м»).

Красна как кровь, Вышла из норки
Называется ... (морковь) Ради хлебной корки, (мышь)

— Какой первый звук в слове «морковь»?

— А какой первый звук в слове «мышка»?

— Вот и мы сегодня с вами будем играть со звуком «м».

III. Артикуляция и характеристика звука «м»

Данное задание проводится сидя за партами у зеркал.

— Ребята, давайте определим, какой бывает звук «м»!

— Произнесите звук «м».

— Посмотрите, что делают губы (зубы, язык)?

— Произнесите еще раз звук «м». Воздушная струя встречает преграду? Какую?

— Значит, звук «м» гласный или согласный?

— Послушайте, он твердый или мягкий? (Логопед произносит твердо и резко звук «м» и одновременно топает ногой об пол или стукает кулаком об стол.)

— А теперь вы произнесите звук «м» и стукните/топните. Почувствуйте, какой он твердый.

— Произнесите звук «м» и почувствуйте ладонью, горлышко звенит?

— Значит, он звонкий или глухой?

— Итак, какой бывает звук «м»? (согласный, твердый, звонкий)

— Как мы зарисуем звук «м»?

Логопед зарисовывает схему звука «м» на доске.

 


 

Примечание. В данном случае имеется в виду согласный звук
«м»: твердый и звонкий, обозначаемый синим кружком и колокольчиком. Можно нарисовать несколько картинок со звуком
«м»

IV. Произнесение звука. Выделение звука «м» на слух

• «Фонарики». Логопед держит сжатые кулаки на уровне груди и пред­лагает ребенку поиграть: когда взрослый открывает кулак, ребенок поет звук «м»; если кулак закрыт, — ребенок молчит. Логопед то быстро, то мед­ленно открывает и закрывает кулаки.

Затем логопед то поет звук «м», то молчит, а дети слушают и вовремя открывают или закрывают кулачки. Детей можно путать, например произно­сить другие звуки вместо заданного («о», «у», «э»). Задача детей — не оши­биться и не попасться на уловку.

• «Услышишь звук «м» — прыгни/хлопни». Дети молча ходят по комна­те и слушают логопеда, который произносит разные звуки и слоги. Услышав звук «м», дети прыгают.

Чтобы выделить звук «м» в словах, лучше сесть за парты. Услышав звук «м», дети хлопают руками по партам.

— умаомэмиымэумоаэмоымиму;

— мтрмпнгмвцсмджмшмбхмчм;

— та ра ма; зо мо бо; му фу ку; гэ мэ дэ; лы ны мы

— мыло, мак, лак, масло, зима, кот, сумка, лампа, дом, гном, шар, сом

V. Лексико-фонематические представления

• «Картинки». Дети придумывают или вспоминают слова со звуком «м», а логопед их зарисовывает на доске. При этом, произнося слова, дети голо­сом выделяют звук «м».

VI. Физкультминутка «Утро»

Солнышко сказало: — Мне пора взойти! ИП — встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться.
Травка зашептала: - Мне пора расти! ИП — стоя, наклониться вниз, потянуться руками к носочкам ног.
Пчелы загудели: — Мед пора собрать! ИП — стоя, наклон туловища вперед, руки за спиной в замке поднимать вверх 3 раза.
Птицы загалдели: — Летать, летать, летать!.. ИП — стоя, опускать и поднимать руки через стороны, как крылья у птиц. В. Данько

«Прятки». Дети называют изображенные на картинках слова, опреде­ляют, есть ли в этих словах звук «м», где он «спрятался». Слова для разбо­ра: мак, море, муха, замок, комар, рамка, дом, сом, гном

 


 


Вопросы логопеда:

— Выбери любую картинку и назови ее.

— Есть ли в слове звук «м»?

— Давай я медленно произнесу слово и голосом выделю звук «м».

— Где он спрятался? В начале или конце?

— Давай я рукой покажу, где он спрятался, а ты назовешь. (Логопед мед- ленно произносит слово, акцентируя голос на звуке «м», и одновременно рукой обводит нужную схему. Благодаря этому ребенок видит и определяет, где спрятался звук «м».)

— Поставь картинку под схему (например, картинку с «маком» ребенок ставит под схему, обозначающую начало слова).

— Давай свою руку, и мы с тобой вместе еще раз произнесем слово и рукой обведем эту схему. (Упражнение выполнять сначала правой рукой, потом левой, затем обеими.)

Таким образом разбираются с детьми все картинки.

— Посмотрите на доску и назовите мне картинки, где звук «м» спрятался в начале слова, потом в середине и конце.

• Игра «Мяч». Дети берут мяч и встают в круг. Логопед им предлагает:

— Назовите любую картинку, где звук «м» спрятался в начале слова.

— Давайте произнесем слово и ударим мячом об пол. (Например: произно­сим звук «м» и одновременно ударяем мячом об пол, ловим мяч и как бы отдельно произносим «ак». Таким же образом отрабатываются слова со зву­ком «м» в середине и конце слова.)

VII. Элементарный звуковой анализ слова и пространственно­ориентированные игры

• «Живые звуки»

Вариант 1. Логопед расставляет в ряд у доски трех детей. Затем пальцем дотрагивается до каждого ребенка и каждому на ухо шепчет определенный звук (первому — «м», второму — «а», третьему — «к»). Дети запоминают. Далее логопед дотрагивается до первого ребенка, и тот произносит вслух звук «м»; потом до второго, - и он произносит звук «а»; и, наконец, до третьего, и он произносит звук «к». Остальные дети в группе должны угадать слово.

Вариант 2. Логопед называет каждому ребенку по звуку (например: «м», «о», «с», «т»), а потом по сигналу (хлопок) дети разбегаются по группе. Водящий ребенок должен поставить их в правильном порядке, чтобы полу­чилось слово. Если водящий поставил детей неправильно, то он поймет свою ошибку, начав называть звуки, и исправит ее.

Вариант 3. Логопед говорит звуки изолированно, а дети слушают, запоми­нают и произносят целое слово. Например: «с» — (пауза) — «о» — (пауза) — «м»: получился «сом».

VIII. Подведение итогов и игра-поощрение

Логопед спрашивает у детей:

— С каким звуком они познакомились?

— Какой он?

— В какие игры играли?

— Что понравилось?

— Какие слова запомнили со звуком «м»?

Логопед всех хвалит, подводит итоги занятия и в качестве поощрительно­го приза предлагает детям игру на развитие неречевого слуха.

«Жмурки». Водящему ребенку завязывают глаза и предлагают, ориенти­руясь на хлопки (писк мяча, звон колокольчика), поймать кого-нибудь из детей, участвующих в игре.

Конспект № 2 (занятие № 43)

Тема: дифференциация согласных звуков «н—нь»

Программное содержание

Учимся

• Анализировать артикуляцию звуков «н» и «нь», определять их характе­ристику с опорой на анализаторные системы (слуховую, зрительную, тактиль­ную), вычленять общие и отличительные признаки артикуляционных укладов.

• Закреплять умение выделять звуки «н» и «нь» на слух в потоке гласных, согласных звуков, в слогах, словах, предложении.

• Выделять интонационно звуки «н» и «нь» голосом в звуковых комплек­сах, словах, предложениях.

• Определять позицию звуков «н» и «нь» в слове (начало, середина, конец).

• Приобщать детей к элементарным и сложным видам звуко-буквенного анализа слова.

• Расширять активный и пассивный словарь.

• Развивать грамматический и синтаксический строй речи, связную речь.

• Формировать и дифференцировать категориальность понятий, разви­вать вербально-логическое мышление.

Материалы: зеркала, доска, мел, схемы, предметные картинки, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

• «Волшебная веточка». Дети стоят за партами. Логопед дотрагивается «волшебной веточкой» до ребенка и произносит звук «н» или «нь», ребенок должен придумать слово с заданным звуком и сесть. Если кто-то затрудняет­ся назвать слово, логопед подсказывает следующим образом:

1) это время суток, когда становится темно и все спят (ночь);

2) как называется домик мышки? (нора);

3) куда иголка, туда и ... (нитка)]

4) когда мы выходим на улицу, у нас над головой голубое (небо) и т. д.

В конце игры логопед хвалит детей и всем улыбается. Такая игра настраи­вает ребят на определенную тему и режим занятия (то есть дифференциа­цию звуков «н» и «нь» на слух).

II. Тема занятия

Логопед подводит итог предыдущей игры и определяет тему занятия.

— С какими звуками вы придумывали слова?

— Значит, с какими звуками мы будем играть на занятии?

— Правильно! Тема нашего занятия звуки «н» и «нь».

III. Артикуляция и характеристика звуков «н» и «нь»

Данное задание проходит сидя за партами у зеркал.

Логопед задает вопросы детям.

— Произнесите звук «н».

— Посмотрите, что делают губы и зубы?

— А теперь произнесите звук «нь».

— Посмотрите, губы и зубы в таком же положении или нет?

— Произнесите звук «н», а затем звук «нь».

— Посмотрите, что происходит с языком? (При звуке «н» язык вверху, за верхними зубами, при звуке «нь» язык немного отодвигается назад.)

— Произнесите звуки «н» и «нь» и посмотрите, воздушная струя встреча­ет преграду или нет? Что это за преграда?

— Значит, звуки «н» и «нь» гласные или согласные?

— Произнесите звук «н». Послушайте, он твердый или мягкий?

— Произнесите звук «нь». Послушайте, он твердый или мягкий?

— Почему звук «нь» звучит мягко? (Язык немного отодвигается назад и придает звучание мягкости звуку «нь».)

— Произнесите звуки «н» и «нь», почувствуйте ладонью, горлышко звенит?

— Значит, они звонкие или глухие?

— Как мы зарисуем звуки «н» и «нь»?

Логопед проводит мелом посреди доски вертикальную черту, с одной сто­роны зарисовывает схему согласного звука «н», с другой — «нь». Если дети не знают буквы, то рисуется только колокольчик, кружок (синий — твердый, зеле­ный — мягкий) и несколько предметов, в названии которых есть эти звуки.

 


IV. Произнесение, выделение и дифференциация звуков «н» и «нь» на слух

• «Нотная лесенка»

Вариант 1. Логопед вместе с детьми быстро, твердо произносит несколь- ко раз звук «н», одновременно делая правой рукой резкие движения, как будто поднимаясь по лесенке вверх.

Вариант 2. Мягко произносится несколько раз звук «нь», одновременно совершая левой рукой плавное движение, как бы поднимаясь по лесенке вверх.

Вариант 3. Поочередное произношение звуков «н» и «нь» и соответ­ствующее движение правой и левой рук.

Вариант 4. Ритмичное произношение звуков «н» и «нь» и соответствую­щее движение рук. Например: н — нь нь, нь нь — н н, н н н -- нь и т. д.

Вариант 5. Логопед произносит звуки «н» или «нь», а дети показывают движение соответствующей рукой.

Вариант 6. Логопед показывает движение той или иной рукой, а дети произносят соответствующий звук.

К этому упражнению можно нарисовать схему на доске.

 


• «Топни/погладь». Дети молча ходят по комнате. Логопед произносит звуки и слоги. Услышав твердый согласный звук «н», дети сильно топают ногой; услышав мягкий согласный звук «нь», гладят себя по голове (он такой мягкий, что хочется его погладить). Выделять звуки «н» и «нь» в словах лучше всего, сидя за партами. Желательно выделять звуки «н» и «нь» снача­ла среди гласных и согласных звуков, потом в слогах и затем уже в словах.

— у, н, а, о, нь, э, н, и, ы, нь, э, у, м, о, н, а, э, нь, о, ы, н, и, нь;

— т, н, р, нь, п, н, г, н, в, ц, нь, с, м, д, н, ж, ш, нь, б, х, н, ч, нь;

— рь, н, пь, нь, гь, ль, н, вь, сь, фь, нь, кь, дь, н, зь, нь, хь, н;

— та ня ра на; зо но бо не; ну фу ню ку; не гэ нэ дэ; лы ны пы ни;

— тя ня ря на; зе но бе не; ну фю ню кю; не ге нэ де; ли ны пи ни;

— небо, нос, нога, нитки, ночь, нектар, низко, нож, нора, носки, нет, неза­будка;

— дневник, линейка, бант, звонок, яблоня, лента, снег, кухня, внук, окно;

— вагон, осень, экран, пень, дельфин, стадион, веник, тюлень, тина, во­ротник.

• «Поймай звук». Логопед произносит слово и кидает мяч ребенку, а тот, подумав, называет звук, имеющийся в данном слове: «н» или «нь».

новость банка сын
надежда весна день
нельзя синица кран
ничья снег диван
ноябрь гранат огонь
нюхать охотник олень
ноль пенал телефон
небо цыпленок клоун
надо вишня тюлень
носорог книга окунь
незабудка луна слон

V. Лексико-фонематические представления

• «Картинки». Дети придумывают или вспоминают слова со звуками «н» и «нь», а логопед зарисовывает их на той половине доски, где начерчена схема данного звука. Произнося слова, дети голосом выделяют звуки «н» и «нь».

VI. Физкультминутка «Птички» (см. главу 7)

VII. Определение позиции звуков «н» и «нь»

• «Прятки». Дети называют предметы, изображенные на картинках, опре­деляют, есть ли в этих словах заданные звуки, какие они, где «спрятались», и ставят картинку под соответствующую схему.


• «Мяч». Дети берут мяч и встают в круг. Логопед им предлагает:

— Назовите любой предмет на картинке, где звук «н» спрятался в начале слова.

— Давайте произнесем это слово и ударим мячом об пол.

Например: произносим звук «н» и одновременно ударяем мячом об пол, ловим мяч и как бы отдельно произносим «ос». Таким же образом отраба­тываются слова со звуком «нь», только мяч кидается вверх.

VIII. Элементарный звуковой анализ слова

• «Живые звуки»

Вариант 1. Логопед расставляет детей в ряд у доски. Каждому ребенку шепчет на ухо определенный звук (первому — «н», второму — «о», третьему — «с»). Дети слушают, запоминают. Далее логопед дотрагивается до первого ребенка, и тот произносит вслух звук «н», потом до второго ребенка, и тот произносит звук «о», и, наконец, до третьего ребенка, и тот произносит «с». Остальные дети должны угадать слово («нос») и объяснить его значение.

Вариант 2. Логопед вызывает другого ребенка, называет ему звук «нь» и просит заменить «н» на «нь». Дети самостоятельно меняются местами, ориен­тируясь на последовательность звуков в слове. Ребенок со звуком «н» садится на место. Дети у доски по жесту логопеда называют свои звуки («нь», «о», «с»), остальные дети угадывают новое слово («нес»). Важно определить, чем оно отличается от предыдущего и что обозначает, а также необходимо придумать с ним словосочетание, предложение (мальчик нес, папа нес цветы в подарок маме и т. д.) Слова для задания: нос — нес, кон — конь, Нина — Нонна и т. д.

Вариант 3. Логопед говорит звуки изолированно, а дети слушают, запо­минают и произносят целое слово. Например: «к» — (пауза) — «о» — (пауза) — «нь»; получился «конь».

IX. Подведение итогов и игра-поощрение

Логопед спрашивает у детей:

— С какими звуками познакомились?

— Какова их характеристика?

— Что у них общего и чем отличаются?

— В какие игры играли?

— Что понравилось?

— В каких словах есть звуки «н» и «нь»?

Логопед всех хвалит, подводит итоги занятия и в качестве поощрительно­го приза предлагает детям игру на развитие неречевого слуха.

• «Оркестр». Дети сидят кружком на полу с различными музыкальными инструментами и внимательно смотрят на водящего. Если водящий хлопает, то и дети играют на музыкальных инструментах, если водящий молчит, то и дети сидят тихо. Если водящий поднимает правую руку, то играют только мальчики, если левую, то — девочки. Если кто-то из детей ошибся (не вовремя начал, кон­чил играть, перепутал руку), то он удаляется из игры. Таким образом, под конец остается один человек; он выигрывает и получает приз. Игру можно усложнить, выполняя обратные действия (водящий хлопает, дети молчат и т. д.).


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 732; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!